ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2211/2012 от 19.10.2012 Горно-алтайского городского суда (Республика Алтай)

Дело № 2-2211/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДАРЦИИ

19 октября 2012 года г. Горно-Алтайск

Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи Ананьевой Е.А.,

при секретаре Кармановой Б.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконными решений филиала федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, мотивируя требования тем, что 27.03.2012 он получил немотивированный отказ №00/12-6297 в осуществлении кадастрового учета земельного участка по причине несоответствия требований документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, требованиям Федерального закона № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в межевом плане отсутствует утверждённая органами местного самоуправления схема расположения земельного участка, не обеспечен доступ к земельному участку). С данным решением он не согласен по следующим причинам: межевой план был подготовлен для образования земельного участка с видом разрешённого использования "Для индивидуального жилищного строительства", данный земельный участок формируется для предоставления на аукционе по ст.38 Земельного кодекса РФ, порядок предоставления земельного участка не предусматривает изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления, следовательно, схема не является обязательным для кадастрового учета документом, что следует из писем министерства экономического развития РФ от 9 апреля 2009 г. N Д23-918; от 10 июня 2010 г. N 34-4548-ГЕ; от 4 февраля 2010 г. N Д23-349; от 5 октября 2010 г. N Д23-4013; от 01 ноября 2010 N Д23-4474. Схема была изготовлена, утверждена и включена в приложение межевого плана на бумажном носителе. Приказ Минэкономразвития России от 24.07.2007г. № 412 устанавливает требования к межевому плану, изготовленному на бумажном носителе, в то время как он в орган кадастрового учёта подал межевой план в форме электронного документа. Порядок предоставления Межевого плана в форме электронного документа, а так же требования к форме и содержанию этого документа установлены приказом Министерства экономического развития РФ от 28 декабря 2009 г. N555. Порядок предоставления Межевого плана в форме электронного документа не требует предоставления данных схем или отсканированных образов данных схем. Образ схемы расположения земельного участка был подан с заявлением № 11-2557495 о внесении дополнительных документов, которое связано с заявлением №11-2434764. Образуемый земельный участок расположен па пустыре, со всех сторон граничит с землями общего пользования. Требования к подготовке межевого плана не предусматривают предоставление в данном случае в орган кадастрового учёта сведений, об обеспечении образуемого земельного участка доступом к землям общего пользовании. Заявитель просит признать незаконным решение об отказе в осуществлении (кадастрового учёта объекта недвижимости №00/12-6297 от 27 марта 2012г., и обязать ФГБУ «ФКП Pocpeеcтpа» принять другое решение.

Одновременно ФИО1 подано в суд заявление о признании решения филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости, мотивируя требования тем, что от 16 март 2012г получил отказ № 00/12-5533, в осуществлении кадастрового учёта земельного участка в связи с тем, что документы необходимые для осуществления государственного кадастрового учёта не соответствуют требованиям № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в межевом плане отсутствует утверждённая органами местного самоуправления схема расположения земельного участка; копия документа включенного в межевой план не заверена печатью и подписью кадастрового инженера; значение площади земельного участка указано неверно; не обеспечен доступ к земельному участку). Данные нарушения считает несуществующими, поскольку межевой план был подготовлен для образования земельного участка с видом разрешённого использования "Для индивидуального жилищного строительства", данный земельный участок формируется для предоставления на аукционе по ст.38 ЗК РФ, порядок предоставления этого земельного участка не предусматривает изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка органом местного самоуправления», схема не является обязательным для кадастрового учёта документом. Схема была изготовлена, утверждена и включена в приложение межевого плана на бумажном носителе, образ схемы расположения земельного участка был подан с заявлением №11-2532378 о внесении дополнительных документов. Образ схемы расположения был заверен ЭЦП кадастрового инженера. Схема расположения, включенная в бумажный межевой план, кадастровым инженером не заверялась, так как в бумажный межевой план был включен оригинал документа, имеющий печать и подпись. Назначение площади в межевом плане указано <данные изъяты>. В соответствии с координатами земельного участка указанными в межевом плане, неокруглённая площадь равна значению <данные изъяты>. В силу п. 39 требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24.07.2007г. № 412 «Об утверждении формы межевого плана и требовании к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков» значение площади земельных участков в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра. Указанный пункт требований не нарушен. Образуемый земельный участок расположен на пустыре, со всех сторон окружён землями общего пользования, на которых отсутствуют земельные участки. Однако документальные подтверждения существования таких участков отсутствуют. Требования к подготовке межевого плана не предусматривают предоставление в данном случае в орган кадастрового учета сведений, об обеспечении образуемого земельного участка доступом к землям общего пользования. Решения об отказе в осуществлении кадастрового учёта объектов недвижимости нарушает право заявителя иметь соответствующую квалификацию и заниматься кадастровой деятельностью, так как могут явиться основаниям для дисквалификации в соответствии с п. 4 ч.7 ст.29 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости также нарушает его право на получение законного и обоснованного решения. Право иметь соответствующую квалификацию гарантировано ст.150 ГК РФ, п.2 ст.29 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Право заниматься кадастровой деятельностью гарантируется п.1 ст.29 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Право на получение законного и обоснованного решения гарантируется ст. 16 и ст. 23 Федерального закона №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Заявитель просит признать незаконным решение об отказе в осуществлении кадастровое учёта объекта недвижимости №00/12-5533 от 16 марта 2012г., и обязать ФГБУ «ФКП Росреестра» принять другое решение.

Определением суда от 25 сентября 2012 года гражданские дела по указанным заявлениям объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

В судебное заседание истец ФИО1 не явился, был извещен о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель заинтересованного лица ФИО2, действующий на основании доверенности от 11.03.2012 года, просил отказать заявителю в удовлетворении требований, пояснив, что решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков от 27.03.2012 года № 00/12-6297 и от 16.03.2012 года № 00/12-5533 приняты на основании п.2 ч.2 ст. 27 и п.4 ч.3 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», так как в документах, поданных в электронной форме отсутствовали схемы расположения земельных участков, не обеспечен доступ к вновь образуемым земельным участкам, значение площади земельного участка указано неверно, копия документа, включенного в межевой план, не заверена печатью и подписью кадастрового инженера.

Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав доказательства по делу, оценив их в совокупности, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Из материалов дела следует, что 16.02.2012 года ФИО1 обратился в ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай (далее по тексту – ФКП) с заявлением № 11-2353777 о постановке на государственный кадастровый учёт земельного участка, расположенного по <адрес>, в форме электронных документов.

ФКП решением № 00/12-5533 от 16.03.2012 г. отказала ФИО1 в осуществлении кадастрового учета названных объектов недвижимости на основании п. 2 ч. 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в связи с несоответствием содержания межевого плана Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (отсутствует схема расположения земельного участка, утвержденная органом местного самоуправления), копии документов, включаемых в состав Приложения к межевому плану, не заверены подписью и печатью кадастрового инженера, значение площади земельного участка указано неверно, без округления до 1 кв.м не обеспечен доступ к земельному участку. Данные обстоятельства подтверждаются копией решения от 16.03.2012 года, сведениями о поступлении электронного заявления и принятии по нему решения.

Кроме того, ФИО1 подано также в электронном варианте заявление № 11-2434764 о постановке на кадастровый учет земельного участка, расположенного по <адрес>

Решением ФКП № 00/12-6297 от 27 марта 2012 года ФИО1 отказано в постановке указанного земельного участка на государственный кадастровый учет в связи с несоответствием содержания межевого плана Федеральному закону от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (отсутствует схема расположения земельного участка, утвержденная органом местного самоуправления), не обеспечен доступ к земельному участку. Данные обстоятельства подтверждаются копией решения от 27.03.2012 года.

В заявлении в суд об обжаловании решений ФКП, ФИО1 подтвердил, что в электронных документах, первоначально поданных в ФКП, отсутствовали схемы подлежащих постановке на кадастровый учет участков.

Дополнительными заявлениями № 11-2434764 и № 11-2532378 данные схемы были представлены ФИО1 в ФКП, но уже после того, как были приняты решения об отказе в постановке на кадастровый учет (из распечатки поступления электронных документов следует, что заявление № 11-2553777 поступило 16.02.2012 года, отказано в удовлетворении заявления 16.03.2012 года в 08 час. 20 мин. Дополнительное заявление № 11-2532378 поступило 16.03.2012 года в 11 час. 06 мин.).

Пунктом 2 части 2 ст. 27 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Состав необходимых для кадастрового учета документов предусмотрен п.2 ч.1 ст. 22 указанного Федерального закона, а именно, при постановке на учет земельного участка необходимым документов является межевой план.

Форма межевого плана, а также требования к подготовке межевого плана утверждены Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 года № 412.

Пунктами 23 и 27 Требований к подготовке межевого плана в случаях, предусмотренных Федеральными законами, для подготовки межевого плана необходимо использовать утвержденную органами местного самоуправления схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории, копия которой включается в состав Приложения к межевому плану.

При этом в приказе отсутствует указание на то, что вышеизложенные требования применяются только в отношении межевых планов, изготовленных на бумажном носителе, следовательно, указанные требования распространяются на межевые планы вне зависимости от способа представления содержащейся в них информации.

Приказом Минэкономразвития России от 28.12.2009 N 555 утвержден Порядок предоставления в орган кадастрового учета при постановке на кадастровый учет объекта недвижимости заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов в форме электронных документов с использования сетей связи общего пользования. При этом указанный порядок не устанавливает иные требования к содержанию межевого плана, отличные от требований, предусмотренных Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 № 412.

Поэтому довод заявителя о необязательности предоставления схемы земельного участка, утвержденной органами местного самоуправления, при подаче заявления в электронном варианте, является ошибочным, а предоставление межевого плана земельного участка в полном объеме, предусмотренном Приказом Минэкономразвития от 24.11.2008 № 412, является обязательным условием постановки земельного участка на кадастровый учет. Отсутствие каких-либо документов, входящих в межевой план, влечет правомерный отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет.

В силу п. 39 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных Приказом Минэкономразвития РФ от 24.11.2008 N 412, значения площади земельных участков (частей земельных участков) в межевом плане указывается в квадратных метрах с округлением до 1 квадратного метра.

Значение площади земельного участка, расположенного по <адрес>, в поданном заявителем межевом плане указано как <данные изъяты>., при этом неокругленная площадь земельного участка фактически равна <данные изъяты> В соответствии с правилами округления простых чисел при округлении данного значения до 1 кв.м. площадь земельного участка должна быть указана как <данные изъяты>.

Довод заявителя о том, что при указании площади земельного участка п. 39 указанных правил не нарушен, также является ошибочным, основанным на неправильном толковании данной нормы, поскольку очевидно, что погрешность при округлении результата до 1 кв.м. не может быть более 1 кв.м.

Таким образом, вывод ФКП о неверном указании площади земельного участка в межевом плане, является обоснованным, а отказ в постановке земельного участка на кадастровый учет по указанному основанию – правомерным.

Кадастровый учет земельных участков может быть осуществлен лишь в случае соответствия заявления о кадастровом учете требованиям Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», а межевого плана – приказу Минэкономразвития России от 24.11.2008 г. № 412.

При выявленных нарушениях указанных требований у ФКП имелись основания для отказа в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости – земельных участков, расположенных по <адрес>.

Оспариваемые решения об отказе в осуществлении кадастрового учета указанных земельных участков в достаточной степени мотивированы, содержат конкретизированные указания на допущенные нарушения и не препятствуют повторному обращению заявителя в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете названных объектов недвижимости в случае устранения выявленных нарушений.

Согласно ч.4 ст.258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Решения об отказе в осуществлении кадастрового учета земельных участков не нарушают прав и свобод ФИО1, поскольку заявитель ФИО1 как кадастровый инженер, фактически действуя в интересах иного лица, не является лицом, чьи права и законные интересы могут быть нарушены указанными решениями ФКП.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

ФИО1 отказать в удовлетворении требований о признании незаконными решений филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Республике Алтай об отказе в осуществлении кадастрового учета объектов недвижимости № 00/12-5533 от 16 марта 2012 года в отношении земельного участка, расположенного в <адрес>, и № 00/12-6297 от 27 марта 2012 года в отношении земельного участка, расположенного по <адрес>.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 октября 2012 года

Судья Е.А. Ананьева