ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2211/2016 от 19.01.2017 Приокского районного суда г. Нижнего Новгорода (Нижегородская область)

Дело № 2-7/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 января 2017 года г. Нижний Новгород

Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода в составе председательствующего судьи Рекуновой Т.В., при секретаре Фоминой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пронина Д.В. к П о защите прав потребителя,

У С Т А Н О В И Л:

Пронин Д.В. обратился в суд с названными требованиями, указывая, что ДД.ММ.ГГГГП на основании поручения от ДД.ММ.ГГГГ приняло на себя обязательство по организации оказания услуг, связанных с перевозкой груза (5 дверь б/у), без объявления ценности, из <адрес> в <адрес> получателю Пронину Д.В. За услуги перевозки было уплачено 2 399 руб. 53 коп., из которых за услуги перевозки 1 999 руб. 53 коп., за услуги по упаковке 400 руб.

ДД.ММ.ГГГГ при получении груза Пронин Д.В. увидел, что упаковка повреждена, груз поврежден, стекло пятой двери к автомобилю разбито. Был составлен акт об установленном расхождении по количеству и качеству при выдаче товарно-материальных ценностей от ДД.ММ.ГГГГ представителем транспортной компании и грузополучателем, в котором указано, что на момент приемки груза ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> установлено, что груз, поврежден, стекло пятой двери к автомобилю разбито.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился с претензией к ответчику о возмещении ему ущерба, причиненного повреждением груза.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ, направленным П в адрес Пронина Д.В. отказано в возмещении причиненного ущерба.

Пронин Д.В. не согласен с отказом транспортной компании в возмещении ущерба.

Для приведения имущества в то состояние, в котором груз был сдан перевозчику, необходимо произвести восстановительный ремонт и произвести замену стекла в двери. Стоимость восстановительного ремонта составляет 50 389 рублей, из которых 46207 рублей стоимость запасных частей (заказ наряд от ДД.ММ.ГГГГ), стоимость работ 4182 рубля (заказ наряд от ДД.ММ.ГГГГ).

Истцу оказаны транспортно-экспедиционные услуги с существенным недостатком, что является основанием для взыскания с ответчика в пользу истца стоимость оказанных услуг в размере 2399 руб. 53 коп.

В соответствии с положениями п. 3 ст. 31, п. 5 ст. 28 Закона РФ «О защите прав потребителей» подлежит взысканию неустойка, т.к. законные требования потребителя, изложенные в претензии, ответчиком в установленный законом срок добровольно удовлетворены не были. Размер неустойки составляет 2399 руб. 53 коп.

Затраты истца на приведение имущества в то состояние, в котором оно находилось на момент сдачи товара к перевозке составляет 50 389 рублей.

В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае нарушения прав потребителя подлежит компенсации причиненный моральный вред. Моральный вред истец оценивает в 20 000 рублей.

В соответствии со ст. 13 ч. 6 Закона РФ «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителей штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С учетом увеличения исковых требований, Пронин Д.В. просит взыскать с П: стоимость услуг в размере 2 399 руб. 53 коп., убытки в размере 24 607 рублей, неустойку в размере 2399 руб. 53 коп., компенсацию морального вреда в размере 20 000 рублей, штраф в размере 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.

В судебном заседании представитель истца - М.Н.А., действующая по доверенности, исковые требования поддержала.

Представитель ответчика - С.М.А., действующий по доверенности иск не признал, суду пояснил, что со стороны П условия перевозки были выполнены. При отправлении двери, отправитель не упаковал её надлежащим образом, по этой причине возникли повреждения. Поддержал доводы, изложенные в возражениях на исковое заявление (л.д. 55-58, 160-161).

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд нашел иск подлежащим частичному удовлетворению.

Согласно ст. 784 Гражданского кодекса РФ

1. Перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

2. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки грузов, пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если настоящим Кодексом, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

Согласно ст. 785 Гражданского кодекса РФ

1. По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

2. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

Согласно ст. 796 Гражданского кодекса РФ

1. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.

2. Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:

в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;

в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;

в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.

Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.

3. Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

4. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа.

Согласно ст. 801 Гражданского кодекса РФ

1. По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требующихся для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных формальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

2. Правила настоящей главы распространяются и на случаи, когда в соответствии с договором обязанности экспедитора исполняются перевозчиком.

3. Условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.

Согласно ст.803 Гражданского кодекса РФ

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с правилами главы 25 настоящего Кодекса.

Если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки, ответственность экспедитора перед клиентом определяется по тем же правилам, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.

Согласно ст. 393 Гражданского кодекса РФ

1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

2. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.

3. Если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором, при определении убытков принимаются во внимание цены, существовавшие в том месте, где обязательство должно было быть исполнено, в день добровольного удовлетворения должником требования кредитора, а если требование добровольно удовлетворено не было, - в день предъявления иска. Исходя из обстоятельств, суд может удовлетворить требование о возмещении убытков, принимая во внимание цены, существующие в день вынесения решения.

5. Размер подлежащих возмещению убытков должен быть установлен с разумной степенью достоверности. Суд не может отказать в удовлетворении требования кредитора о возмещении убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, только на том основании, что размер убытков не может быть установлен с разумной степенью достоверности. В этом случае размер подлежащих возмещению убытков определяется судом с учетом всех обстоятельств дела исходя из принципов справедливости и соразмерности ответственности допущенному нарушению обязательства.

Согласно ст. 4 ФЗ «О защите прав потребителей»

1. Продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.

2. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется.

3. Если продавец (исполнитель) при заключении договора был поставлен потребителем в известность о конкретных целях приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), пригодный для использования в соответствии с этими целями.

4. При продаже товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.

5. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 года №17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» следует: если отдельные виды отношений с участием потребителей регулируются и специальными законами Российской Федерации, содержащими нормы гражданского права (например, договор участия в долевом строительстве, договор страхования, как личного, так и имущественного, договор банковского вклада, договор перевозки, договор энергоснабжения), то к отношениям, возникающим из таких договоров, Закон о защите прав потребителей применяется в части, не урегулированной специальными законами.

По делу установлено, что ДД.ММ.ГГГГП» на основании поручения экспедитору № от ДД.ММ.ГГГГ, приняло на себя обязательство по перевозке груза (пятая дверь, б/у), без объявления ценности, из <адрес> в <адрес> получателю Пронину Д.В. (л.д.22-24). За услуги перевозки уплачено 2 399 руб. 53 коп., из которых за услуги перевозки 1 999 руб. 53 коп., за услуги по упаковке 400 руб.

Грузоотправителем являлся Кулик В.И., грузополучателем - Пронин Д.В.

В поручении экспедитору также указано, что лицо, заказавшее услугу и/или сдавшее и/или оплатившее услугу, гарантирует, что является клиентом и/или представителем клиента с надлежащими полномочиями и принимается на себя ответственность за не предоставление достоверных данных. Подписанием данного документа клиент подтверждает, что ознакомлен и согласен с условиями публичной оферты, размещенном на сайте экспедитора Клиент уведомлен о необходимости изготовления жесткой упаковки для данного груза для обеспечения целостности и сохранности при транспортировке и оказании транспортно-экспедиционных услуг.

ДД.ММ.ГГГГ. при получении груза, Пронин Д.В. обнаружил, что упаковка повреждена, автомобильная дверь повреждена, стекло двери к автомобилю разбито. Работниками П и истцом составлен акт о наличии расхождений по качеству груза от ДД.ММ.ГГГГ, в котором Пронин Д.В. указал, что на момент приемки ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, груз поврежден, разбито стекло, не подлежит дальнейшему использованию (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГГГ. между Куликом В.И. и Прониным Д.В. заключен договор уступки права требования (цессии), по условиям которого Кулик В.И. передал Пронину Д.В. уступил в полном объеме любые права требования, связанные с перевозкой груза (5 дверь б/у) по договору поручения экспедитору от ДД.ММ.ГГГГ. П, а так же любые права требования, вытекающие из ненадлежащего оказания услуги по перевозке и причинения повреждения груза. Уступаются права требования по любым обязательствам, которые уже возникли на момент подписания настоящего договора, а также по требованиям по обязательствам, которые могут возникнуть в будущем (будущее требование) (л.д. 19).

ДД.ММ.ГГГГ. истец обратился с претензией к ответчику о возмещении ему ущерба, причиненного повреждением груза (л.д. 10).

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ., направленным П в адрес Пронина Д.В. отказано в возмещении причиненного ущерба (л.д. 11).

Требования истца обоснованны, по следующим основаниям.

Согласно ст. 10 ФЗ «О защите прав потребителей»

1. Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

2. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать:

правила и условия эффективного и безопасного использования товаров (работ, услуг);

информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Согласно ст. 13 ФЗ «О защите прав потребителей»

1. За нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.

2. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором.

3. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем.

4. Изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом.

5. Требования потребителя об уплате неустойки (пени), предусмотренной законом или договором, подлежат удовлетворению изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) в добровольном порядке.

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Согласно ст. 14 ФЗ «О защите прав потребителей»

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара (работы, услуги), признается за любым потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Согласно ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей»

Потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги) и потребовать полного возмещения убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки выполненной работы (оказанной услуги) не устранены исполнителем. Потребитель также вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуги), если им обнаружены существенные недостатки выполненной работы (оказанной услуги) или иные существенные отступления от условий договора.

Потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

Согласно ст. 31 ФЗ «О защите прав потребителей»

1. Требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, предусмотренные пунктом 1 статьи 28 и пунктами 1 и 4 статьи 29 настоящего Закона, подлежат удовлетворению в десятидневный срок со дня предъявления соответствующего требования.

3. За нарушение предусмотренных настоящей статьей сроков удовлетворения отдельных требований потребителя исполнитель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку (пеню), размер и порядок исчисления которой определяются в соответствии с пунктом 5 статьи 28 настоящего Закона.

Согласно ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей»

5. В случае нарушения установленных сроков выполнения работы (оказания услуги) или назначенных потребителем на основании пункта 1 настоящей статьи новых сроков исполнитель уплачивает потребителю за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки неустойку (пеню) в размере трех процентов цены выполнения работы (оказания услуги), а если цена выполнения работы (оказания услуги) договором о выполнении работ (оказании услуг) не определена - общей цены заказа. Договором о выполнении работ (оказании услуг) между потребителем и исполнителем может быть установлен более высокий размер неустойки (пени).

Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до начала выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Неустойка (пеня) за нарушение сроков окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа взыскивается за каждый день (час, если срок определен в часах) просрочки вплоть до окончания выполнения работы (оказания услуги), ее этапа или предъявления потребителем требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи.

Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания услуги) или общую цену заказа, если цена выполнения отдельного вида работы (оказания услуги) не определена договором о выполнении работы (оказании услуги).

Размер неустойки (пени) определяется, исходя из цены выполнения работы (оказания услуги), а если указанная цена не определена, исходя из общей цены заказа, существовавшей в том месте, в котором требование потребителя должно было быть удовлетворено исполнителем в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование потребителя добровольно удовлетворено не было.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.06.2003 года N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

1. Клиент обязан своевременно представить экспедитору полную, точную и достоверную информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки и иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, и документы, необходимые для осуществления таможенного, федерального государственного транспортного надзора и других видов государственного контроля (надзора).

2. Клиент в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции, обязан уплатить причитающееся экспедитору вознаграждение, а также возместить понесенные им расходы в интересах клиента.

Согласно ст. 3 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (редакция, действовавшая на момент возникновения правоотношений)

1. Экспедитор вправе отступать от указаний клиента, если только это необходимо в интересах клиента и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не смог предварительно запросить клиента в порядке, определенном договором, о его согласии на такое отступление или получить в течение суток ответ на свой запрос.

В случае, если указания клиента неточны или неполны либо не соответствуют договору транспортной экспедиции и экспедитор по не зависящим от него обстоятельствам не имел возможности уточнить указания клиента, экспедитор оказывает экспедиционные услуги исходя из интересов клиента.

2. В случае, если договором транспортной экспедиции не предусмотрено иное, экспедитор вправе выбирать или изменять вид транспорта, маршрут перевозки груза, последовательность перевозки груза различными видами транспорта исходя из интересов клиента. При этом экспедитор обязан незамедлительно уведомлять клиента в порядке, определенном договором, о произведенных в соответствии с настоящим пунктом изменениях.

3. Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества.

За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.

4. Экспедитор вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, до представления клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей. В случае представления неполной информации экспедитор обязан запросить у клиента необходимые дополнительные данные в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

5. Экспедитор вправе проверять достоверность представленных клиентом необходимых документов, а также информации о свойствах груза, об условиях его перевозки и иной информации, необходимой для исполнения экспедитором обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции.

6. Клиент имеет право:

выбирать маршрут следования груза и вид транспорта;

требовать у экспедитора, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, предоставления информации о процессе перевозки груза;

давать указания экспедитору в соответствии с договором транспортной экспедиции.

Согласно ст. 4 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (редакция, действовавшая на момент возникновения правоотношений)

1. Экспедитор обязан оказывать услуги в соответствии с договором транспортной экспедиции.

2. В случае, если отсутствует возможность предварительного запроса об отступлении от указаний клиента или если ответ на такой запрос не получен экспедитором в течение суток, экспедитор обязан уведомить клиента о допущенных отступлениях, как только уведомление станет возможным, в порядке, определенном договором.

3. Экспедитор, оказывающий услуги клиенту для личных, семейных, домашних или иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, обязан предоставить по его требованию информацию, предусмотренную законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей.

4. При приеме груза экспедитор обязан выдать клиенту экспедиторский документ, а также представить клиенту оригиналы договоров, заключенных экспедитором в соответствии с договором транспортной экспедиции от имени клиента на основании выданной им доверенности.

5. Экспедитор не имеет права заключать от имени клиента договор страхования груза, если это прямо не предусмотрено договором транспортной экспедиции.

Согласно ст. 7 ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»

1. Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:

1) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;

2) за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;

3) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;

4) за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.

2. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которое отвечает экспедитор.

3. В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.

4. Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.

5. При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.

6. Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.

7. Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.

При отправке груза (5 двери б/у автомобиля Х) в <адрес> Куликом В.И., П было известно о свойствах груза, а именно, что к перевозке предъявлена дверь со стеклом, бывшая в употреблении.

Из поручения экспедитору от ДД.ММ.ГГГГ. усматривается, что оказана услуга по дополнительной жесткой упаковке, каких-либо повреждений самого груза и упаковки груза не отмечено, стоимость груза не указана.

П имело возможность не принимать груз, отказаться от оказания услуги. Приняв груз без внутренней упаковки, ответчик принял на себя риск убытков при повреждении груза во время его доставки.

В силу ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», ответчик был вправе не приступать к исполнению обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, в случае невыполнения Куликом В.И. условий, необходимых для надлежащего исполнения экспедитором обязанностей по транспортировке груза (5 двери б/у автомобиля Х). На ответчике лежит ответственность по сохранности груза. Договор по транспортно-экспедиционному обслуживанию является публичным договором. Пронин Д.В. воспользовался услугами П для личных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Ответчик обязан был довести до грузоотправителя информацию о надлежащей упаковке груза. Дополнительная информация о свойстве груза, необходимости обеспечения иной упаковки, ответчиком не запрашивалась.

Суд пришел к выводу, что с достоверностью установлено повреждение груза в виде разбитого стекла в автомобильной двери, произошло во время транспортировки груза из <адрес> в <адрес>. П обязано возместить истцу ущерб, причиненный в результате некачественно оказанной услуги.

Не могут быть приняты во внимание доводы ответчика о том, что договором оказания услуг по транспортно-экспедиционному обслуживанию, размещенном на сайте экспедитора www.pecom.ru, что груз от клиента принимается без досмотра и проверки содержимого упаковки на предмет наличия дефектов, а также, что дополнительная упаковка груза не освобождает клиента от обязательств по обеспечению надлежащей внутренней упаковки груза, и ответственность за повреждение груза при целостности дополнительной упаковки лежит на клиенте. В данных правоотношениях Кулик В.И., а в дальнейшем Пронин Д.В. участвовали, как потребители. На ответчике в соответствии с ФЗ «О защите прав потребителей» и ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» лежит обязанность доведения до потребителя необходимой информации по оказанию услуги и риск невыполнения надлежащим образом этой услуги, вопреки интересам клиента. Доказательств доведения указанной информации до потребителя, ответчиком не представлено.

Согласно заключению судебной экспертизы, стоимость стекла пятой двери автомобиля Х и работ по его установке, с учетом износа двери, по среднерыночным ценам Нижегородской области составляет 24 607 рублей.

В связи с тем, что товар в виде «дверь в сборе» приобреталась истцом товаром бывшим в употреблении, на данной двери были выявлены повреждения, действительную стоимость данной двери невозможно определить ввиду того, что невозможно определить качественные характеристики аналогов (состояние), представленных в продаже для определения стоимости представленной двери сравнительными подходами (л.д. 133-149).

В пользу истца подлежит взысканию стоимость стекла пятой двери автомобиля Х и работ по его установке в сумме 24 607 рублей.

В силу ст. 29 ФЗ «О защите прав потребителей» истец вправе отказаться от исполнения договора, с ответчика подлежит взысканию стоимость транспортировки 2 399,53 руб.

С учетом требований п. 5 ст. 28 ФЗ «О защите прав потребителей» с ответчика подлежит взысканию неустойка за невыполнение в добровольном порядке требований Пронина Д.В. о возмещении ущерба. Размер неустойки не может превышать стоимость услуги, в пользу истца подлежит взысканию 2 399,53 руб.

Согласно ст. 15 ФЗ «О защите прав потребителей»

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Принимая во внимание характер и степень причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела при которых было совершено причинение вреда, и наступившие в связи с этим последствия, требования разумности и справедливости, оценив представленные доказательства, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащей взысканию с П в пользу Пронина Д.В. в сумме 1 500 рублей.

Согласно ст. 13 п. 6 ФЗ «О защите прав потребителей»

6. При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

С П в пользу Пронина Д.В. подлежит взысканию штраф в размере 15 453 рубля.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход государства в сумме 1 382,18 руб.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Взыскать с П в пользу Пронина Д.В. стоимость услуг 2 399 рублей 53 копейки, неустойку 2 399 рублей 53 копейки, убытки в сумме 24 607 рублей, компенсацию морального вреда в сумме 1 500 рублей, штраф в сумме 15 453 руля 03 копейки.

В остальной части иска о компенсации морального вреда отказать.

Взыскать с П госпошлину в доход государства в сумме 1 382 рубля 18 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца через Приокский районный суд г. Нижнего Новгорода.

Судья: Т.В. Рекунова