К делу № 2-2212/2019 Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 23 августа 2019 года г. Майкоп Майкопский городской суд Республики Адыгея в составе: председательствующего – судьи Ситниковой С.Ю., при секретаре судебного заседания Набоковой Б.А., с участием представителя истцов по доверенностям – ФИО1, представителей ответчика ООО «Коммунсервис» - директора ФИО2, представителя по доверенности - ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда, У С Т А Н О В И Л: Истцы обратились в суд к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда. В обосновании своих исковых требований указали, что они являются операторами котельных в Майкопском районе, работали в ООО «Коммунсервис» с 15 октября 2017 года по 16 апреля 2018 года (отопительный сезон 2017-2018г.г.). Один из истцов (ФИО9) – начальник котельных работал на предприятии по бессрочному трудовому договору по май 2018г. За период с 01.01.2018 года по 16.04.2018 года истцам (а ФИО9 по май 2018г.) ежемесячно недоплачивалась заработная плата. Узнав об этом, истцы 14.11.2017 года обратились с коллективной жалобой в государственную трудовую инспекцию в Республике Адыгея о нарушении трудового законодательства. 14.12.2017 года Государственная трудовая инспекция в РА направила истцам ответ, в котором сообщила, что у ответчика проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что в соответствии с нормами Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы для работников организаций коммунального теплоснабжения минимальная месячная тарифная ставка рабочих первого разряда на 01.01.2017г. составляет 9 526 руб. Согласно приложению №3 к данному тарифному соглашению тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 3 квалификационного уровня (операторы котельных) равен 2,05, тарифный коэффициент для определения тарифных ставок работников 5 квалификационного уровня (начальник газовых котельных) равен 3,70. В нарушение вышеуказанных требований месячные тарифные ставки работникам ответчика на 01.01.2017г. не соответствуют указанным размерам. В нарушение требований Положения об оплате труда и штатного расписания на 2017 год основному персоналу цеха отопления не выплачивалась ежемесячная премия в размере 30% от должностного оклада. Кроме того ответчиком не выплачивалась зарплата женщинам в том же размере, что и при полной продолжительности еженедельной работы. Директору ответчика ФИО2 выдано предписание в срок до 29.12.2017г. о приведении в соответствии месячных тарифных ставок на 01.01.2017г. в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением, произвести перерасчет зарплаты работников за 2017 год с уплатой денежной компенсации. Считают, что работодатель не выполняет одну из основных обязанностей, предусмотренных законодательством и условиями трудового договора. Просят взыскать с ответчика в пользу истцов недоплату по зарплате: ФИО4 81 027,36 руб., ФИО5 93 307,10 руб., ФИО6 81 027,36 руб., ФИО7 81 027,36 руб., ФИО16 81 027,36 руб., ФИО17 93 307,10 руб., ФИО9 104 688 руб., ФИО10 93 307,10 руб., ФИО11 93 307,10 руб., ФИО12 81 027,36 руб., ФИО13 93 307,10 руб., ФИО14 81 027,36 руб., ФИО15 81 027,36 руб., денежную компенсацию за задержку выплат, за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты 05.02.2018г. по 05.02.2019г.: ФИО4 16 205 руб., ФИО5 18 661 руб., ФИО6 16 205 руб., ФИО7 16 205 руб., ФИО16 16 205 руб., ФИО17 18 661 руб., ФИО9 18 661 руб., ФИО10 18 661 руб., ФИО11 18 661 руб., ФИО12 16 205 руб., ФИО13 18 661 руб., ФИО14 16 205 руб., ФИО15 16 205 руб., компенсацию морального вреда по 20 000 руб. в пользу каждого истца. Впоследствии представитель истцов уточнил заявленные требования, дополнил их требованием о приведении оплаты труда работников ответчика в соответствии с нормами Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Определением суда от 24.06.2019г. производство по делу в части исковых требований ФИО16 было прекращено в связи с отказом от исковых требований. В судебном заседании представитель истцов поддержал заявленные требования с учетом уточнений, дал пояснения аналогичные изложенным в описательной части решения. Просил иск удовлетворить полностью. В ходе судебного заседания по ходатайству представителя истцов был объявлен перерыв. После окончания судебного заседания представитель истцов в заседание не явился, не представил сведений об уважительности причин неявки. В связи с чем, судебное заседание было продолжено без его участия. Представители ответчика, возражали против удовлетворения заявленных требований, считали их необоснованными. Просили в удовлетворении иска отказать полностью. Третьи лица, надлежаще извещенные о времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились. Государственная инспекция труда в Республике Адыгея не представила сведений об уважительности причин неявки, в ранее поданном отзыве указала, что нарушения трудового законодательства по вопросу оплаты труда женщин в сельской местности работодателем устранены, при этом исковые требования работников о взыскании недополученной заработной платы, в том числе премий, денежной компенсации за задержку выплат и компенсации морального вреда уже разрешены ранее вынесенными судом решениями. Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея в своем письменном ходатайстве просило рассмотреть дело в его отсутствие, в ранее представленном письменном отзыве считала заявленные требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. В связи с чем, суд, в соответствии с ч.3 и ч.5 ст.167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие третьих лиц. Выслушав доводы представителей сторон, исследовав материалы дела, дав им надлежащую оценку, суд приходит к следующему выводу. В соответствии со ст.21 Трудового кодекса РФ Работник имеет право на: предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы; защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами; возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами. Положениями ст.129 ТК РФ установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). В силу абз.1 и абз.2 ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Как установлено судом, истцы работали операторами котельных в ООО «Коммунсервис» в период времени с 15.10.2017г. по 16.04.2018г. (отопительный сезон 2017-2018г.г.), а истец ФИО9 работал в ООО «Коммунсервис» начальником котельных по бессрочному трудовому договору по май 2018 года. Данное обстоятельство сторонами не оспаривается. Из материалов дела усматривается, что в ООО «Коммунсервис» установлена тарифная система оплаты труда. Согласно абз.2 ст.143 ТК РФ тарифная система дифференциации заработной платы работников различных категорий включает в себя: тарифные ставки, оклады (должностные оклады), тарифную сетку и тарифные коэффициенты. В своих доводах истцы указывают, что за период с 01.01.2018 года по 16.04.2018 ода истцам (а ФИО9 по май 2018г.) ежемесячно не доплачивалась заработная плата. Однако, доводы истцов являются необоснованными. Так, в соответствии с п.1.5, п.1.6, п.1.7 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы – ОТС является правовым актом; действие Соглашение распространяется на работодателей Организаций (Приложение №1 к настоящему Соглашению) и работников, состоящих с ним в трудовых отношениях, от имени и в интересах которых оно заключено, а также на работодателей и работников, присоединившихся к Соглашению поле его заключения в порядке, установленном настоящим Соглашением; обязательно к применению при заключении коллективных договоров (соглашений) и индивидуальных трудовых договоров для предприятий, на которые оно распространяется. В случае отсутствия в Организации коллективного договора настоящее Соглашение имеет прямое действие. Пунктом 10.4 Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы определено, что после заключения соглашения к нему могут присоединиться любые работодатели, в том числе добровольно, либо Организации ЖКХ, на которые распространено действие Соглашения на основании письма Министра труда и социальной защиты Российской Федерации от 3 февраля 2017 г. N 14-4/10/В-835 с официальным предложение Организациям ЖКХ присоединиться к ОТС или представить в 30-тидневный срок мотивированный отказ. Такое присоединение оформляется по решению сторон Соглашения соглашением о присоединении в соответствии с установленным сторонами порядком. Пунктом 10.7 Отраслевого тарифного соглашения предусмотрено формирование региональных и федеральных реестров участников соглашения. Статьей 45 ТК РФ определено, что соглашение – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции. Соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях. Абзацем 3 ст.48 ТК РФ установлено, что Соглашение действует в отношении всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение. Вместе с тем, в Республике Адыгея региональное тарифное соглашение в ЖКХ не заключено. ООО «Коммунсервис» не является членом объединения работодателей, иных коммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключивших Отраслевое тарифное соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы. Таким образом, действие Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы на ООО «Коммунсервис» не распространяется. Более того, в силу абз.2 п.1.9 Отраслевого тарифного соглашения в случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные жилищно-коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, работодатели вправе корректировать расходы на оплату труда с учетом действующих региональных соглашений, коллективных договоров и локальных нормативных актов Организаций. При этом работодатель должен обеспечивать уровень минимальной оплаты труда работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. В соответствии с п.3 ст.76 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, к числу которых относятся и тарифы на теплоснабжение. Уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Адыгея в области государственного регулирования цен (тарифов) на территории Республики Адыгея на основании Положения об Управлении, утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 15.07.2010г. №133, является Управление государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Согласно п.6 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075) цены (тарифы) устанавливаются органами регулирования до начала очередного периода регулирования, но не позднее 20 декабря года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования. Во исполнение указанной нормы Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея 07 декабря 2017г. был издан Приказ N 192-п "Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО "Коммунсервис" на 2018 год", который опубликован в установленном порядке на официальном интернет-сайте исполнительных органов государственной власти Республики Адыгея. Согласно п.22 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения (утв. постановлением Правительства РФ от 22 октября 2012 г. N 1075) тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования. Исходя из п.32 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на расчетный период регулирования расходов, уменьшающих налоговую базу налога на прибыль организаций, расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль, величины расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации, величины налога на прибыль, а также экономически обоснованных расходов регулируемой организации. Пункт 33 Основ ценообразования предусматривает, что расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включаемые в необходимую валовую выручку, состоят из следующих групп расходов: топливо; прочие покупаемые энергетические ресурсы, холодная вода, теплоноситель; оплата услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации; сырье и материалы; ремонт основных средств; оплата труда и отчисления на социальные нужды; амортизация основных средств и нематериальных активов; прочие расходы в соответствии с пунктом 44 настоящего документа. В силу п.2 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ "О теплоснабжении" срок действия установленных тарифов в сфере теплоснабжения, в том числе для ООО "Коммунсервис" составляет 1 финансовый год и пересмотру в течении года не подлежит. Согласно ст.157.1 Жилищного кодекса РФ не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предельные индексы утверждаются по согласованию с представительными органами муниципальных образований. Таким образом, исходя из анализа вышеназванных норм, на размер тарифа влияет и размер заложенного на финансовый год фонда оплаты труда регулируемого предприятия, в связи с чем он не может произвольно увеличиваться в течение года. Из материалов дела, а также пояснений Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея усматривается, что ответчиком ООО "Коммунсервис" в Управление было представлено предложение об установлении тарифов на тепловую энергию на 2018 год и заявление о выборе метода регулирования тарифов с приложением плановых расчетов и обосновывающих документов. В числе представленных ООО "Коммунсервис" обосновывающих материалов имеется в наличии штатное расписание на 2018 год. При установлении тарифов на тепловую энергию для ООО "Коммунсервис" на 2018 год Управлением принят в расчет фонд оплаты труда работников предприятия согласно штатному расписанию. В тарифе принята численность: основного производственного персонала в количестве 48 человек (из них 32 оператора котельных, 12 дежурных слесарей газовых котельных) со среднемесячной заработной платой – 13 042,08 руб., общепроизводственного (цехового) в количестве 5,5 чел. со среднемесячной заработной платой – 17 403,21 руб., АУП в количестве 16 чел. со среднемесячной заработной платой – 18 452,77 руб., ремонтного персонала в количестве 12 чел. со среднемесячной заработной платой – 19 017,59 руб. Расчет тарифов был произведен и утвержден приказом от 07.12.2017г. №192-п «Об установлении тарифа на тепловую энергию для ООО «Коммунсервис» на 2018 год». Срок действия установленных тарифов один финансовый год. Утвержденные тарифы в судебном порядке оспорены либо признаны недействительными не были. Федеральным законом от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" с 1 января 2018 года установлен минимальный размер оплаты труда в сумме 9 489 рублей в месяц, то есть ответчиком минимальный размер оплаты труда был обеспечен. Следовательно, применяемые истцами в расчетах коэффициенты тарифной сетки, в соответствии с приложением №3 Соглашения не являются обязательными для применения и, в соответствии с п.2.3.4 носят рекомендательный характер. Также, истцы в своих доводах ссылаются на то обстоятельство, что ответчиком в нарушение Положений об оплате труда и штатного расписания на 2017 год основному персоналу цеха отопления не выплачивалась ежемесячная премия в размере 30% от должностного оклада. Действительно, в соответствии со ст.22 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд. Однако, из смысла вышеуказанной правовой нормы следует, что премирование работников является правом, а не обязанностью работодателя. Коллективные договоры на предприятии не заключались, в ООО «Коммунсервис» действуют локальные нормативные акты, такие как «Положение об оплате труда работников» и «Положение о премировании работников». Пунктом 3.3 Положения об оплате труда установлен перечень выплат для формирования фонда оплаты труда организации. Выплаты конкретным работникам, их состав и размеры определяются заключенными трудовыми договорами, а также устанавливаются приказами работодателя. В с п.2.2 Положения о премировании работников, указано, что текущее премирование осуществляется по итогам работы организации и работника за месяц в случае достижения им высоких производственных показателей при одновременном безупречном выполнении трудовых обязанностей. В соответствии с п.3.2 данного Положения, решение о премировании принимается руководителем организации, премирование осуществляется по представлению руководителя подразделения. Решение работодателя поставлено в зависимость и от других факторов, в том числе от состояния финансовой деятельности. Пункт 3.4 Положения предусматривает, что совокупный размер материального поощрения работников максимальными размерами ограничивается фондом оплаты труда, утвержденным Управлением государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея. Штатное расписание является лишь первичной учетной документацией, определяющей и оформляющей штатную структуру организации, и не относится к локальным нормативным актам, определяющим размер заработной платы и стимулирующих выплат. Также судом установлено, что трудовыми договорами, заключенными между ответчиком и истцами, выплата в обязательном порядке премии не предусмотрена. Представления на премирование в отношении истцов за требуемый период не подавались, само предприятие является убыточным, имеет большие дебиторские и кредиторские задолженности. Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика и подтверждается доводами регулирующего органа – Управления государственного регулирования цен и тарифов Республики Адыгея, весь заложенный на год фонд оплаты труда, в том числе и премиальный фонд, предприятием был израсходован на выплаты заработной платы с учетом переработок и сверхурочных. Помимо изложенного, из отзыва Государственной инспекции труда в Республике Адыгея усматривается, что нарушения трудового законодательства по вопросу оплаты труда женщин в сельской местности работодателем были устранены. В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Однако, относимых и допустимых доказательств в подтверждение своих доводов истцами суду не представлено, имеющиеся доводы опровергаются материалами дела. Таким образом, требования истцов в части взыскания задолженности по заработной плате, в том числе премий, с учетом тарифных ставок Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы, в части взыскания компенсации за задержку выплаты, а равно в части приведения оплаты труда работников ответчика в соответствие с нормами Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы необоснованны и удовлетворению не подлежат. Наличие представления Государственной инспекции труда Республики Адыгея в адрес руководителя ООО «Коммунсервис» в пользу истцов не может служить основанием для удовлетворения исковых требований с учетом вышеизложенных обстоятельств. Также истцы просят взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20 000 руб. в пользу каждого. Согласно ст.237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. В соответствии со ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред. Однако, судом отказано в удовлетворении заявленных истцами требований. Таким образом, суд не усматривает со стороны ответчика каких-либо действий, нарушающих личные неимущественные права истцов либо посягающих на принадлежащие им нематериальные блага. Следовательно, в удовлетворении требований истцов о взыскании с ответчика компенсации морального вреда также следует отказать. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд Р Е Ш И Л: В иске ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15 к ООО «Коммунсервис» о взыскании недополученной заработной платы, денежной компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда - отказать. На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Адыгея через Майкопский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 28 августа 2019 года. Председательствующий подпись С.Ю. Ситникова Уникальный идентификатор дела 01RS0005-01-2019-000147-95 Подлинник находится в материалах дела №2-2212/2019 в Майкопском городском суде Республики Адыгея. |