ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2212/2013 от 12.02.2014 Высокогорского районного суда (Республика Татарстан)

  Дело № 2-35/2014

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

 12 февраля 2014 года пос. ж. д. ст. Высокая Гора

 Высокогорский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Кузнецовой Л. В.,

 с участием представителя истца ФИО1 по доверенности ФИО2,

 представителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ по доверенности ФИО3.

 при секретаре Хазиевой Г. Х.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда в зале № гражданское дело по иску ФИО1 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, НО «<данные изъяты> РТ» о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения,

у с т а н о в и л :

 ФИО1  обратилась в Высокогорский районный суд РТ с иском к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Некоммерческой организации «<данные изъяты>» о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, в обоснование иска указывают следующее.

 Высокогорским районным судом ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено гражданское дело № 2-9-10, принято решение об удовлетворении исковых требований группы жильцов <адрес> по адресу: <адрес> РТ заключить с ними договор социального найма на занимаемые жилые помещения.

 С ней тоже был заключен договор социального найма и обслуживания жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «<данные изъяты> Она оплачивает квартплату и коммунальные услуги, но до сегодняшнего дня с ней не заключен договор социального найма жилого помещения.

 Поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда, то согласно ст. 61 ч. 1 ГПК РФ обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании.

 Она находится в таком же положении, как и другие истцы по рассмотренному делу № 2-9-10.

 На основании изложенного просит обязать ответчика Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района РТ заключить с ней договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>.

 Представитель истца ФИО2 в судебном заседании требования поддержал, в обоснование привел те же доводы.

 Представитель ответчика исполнительного комитета Высокогорского муниципального района Республики Татарстан ФИО3 иск не признала и пояснила, что доказательства о фактическом предоставлении исполнительным комитетом района квартиры, в которой проживает истица, не предоставлены. Отсутствуют материально-правовые основания для заключения договора социального найма с истцом. Данная квартира отсутствует в реестре муниципальной собственности, документами о передачи данного домостроения в собственность исполнительный комитет района не располагает. Истица доказательств о принадлежности спорного домостроения к муниципальному жилому фонду не представила.

 Представитель ответчика Некоммерческой организации «<данные изъяты>» в судебное заседание не явился, поступил отзыв согласно которому, просят в иске отказать, поскольку <адрес> 9 по <адрес> была предоставлена ФИО1 по договору социальной ипотеки от ДД.ММ.ГГГГ № №

 Суд, выслушав объяснения сторон, проверив имеющиеся в деле доказательства, приходит к выводу, что исковые требования истца подлежат удовлетворению.

 В соответствии со статьей 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

 Согласно статье 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

 В силу части 1 статьи 40 Конституции РФ, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

 В соответствии с п. 1 ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и пользование для проживания в нем на условиях, установленных ЖК РФ.

 Согласно ч. 2 ст. 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.

 Согласно решению Высокогорского районного суда РТ от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по иску ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, НО «<данные изъяты>» о признании бездействия НО «<данные изъяты>» Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ, связанные с неисполнением Постановления Кабинета Министров РТ, возложении обязанности на НО «<данные изъяты>» передать на баланс Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ часть дома, и гражданское дело по иску ФИО9, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО5, ФИО18, ФИО19, в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО20, ФИО4, ФИО21 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО29, ФИО14, ФИО12; ФИО30, ФИО10, ФИО31, ФИО32, ФИО33 в своих интересах и интересах несовершеннолетней ФИО34, ФИО13, ФИО35, ФИО36, ФИО37, ФИО8 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО38, ФИО39, ФИО40, ФИО6,, ФИО41 в своих интересах и интересах несовершеннолетнего ФИО42, ФИО42 к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ, Некоммерческой организации <данные изъяты> о понуждении к заключению договора социального найма жилого помещения, решено: исковые требования ФИО4 и других удовлетворить частично; обязать Исполнительный комитет Высокогорского муниципального района Республики Татарстан заключить с истцами договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>; в удовлетворении остальной части исковых требований и в иске к Министерству земельных и имущественных отношений РТ отказать. Данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ/л.д. л.д. 6-14/.

 Данным решением было установлено следующее.

 ДД.ММ.ГГГГ издан Указ Президента Республики Татарстан №VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья». Указом Кабинету Министров Республики Татарстан, Главам администраций районов и городов Республики Татарстан возложено обеспечение переселения в благоустроеннее жилье семей, проживающих в ветхом жилищном фонде. Финансирование работ по ликвидации ветхого жилищного фонда, реконструкции кварталов ветхого жилья и контроль за использованием средств, направляемых на указанные цели, возложено на Государственный внебюджетный жилищный фонд <адрес>.

 Строительство жилого <адрес> РТ было начато в 2003 году по Программе ликвидации ветхого жилья.

 Лицам, подпадающим под действие этой программы, квартиры в указанном доме должны были быть предоставлены на безвозмездной основе, на основании списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ.

 Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № Главы администрации <адрес> земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья.

 ДД.ММ.ГГГГ Государственный внебюджетный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан заключил договор с ГУ Высокогорский МОКС, согласно которому первый передал второму функцию заказчика на строительство 27-и квартирного жилого дома по <адрес>, позиция 11, дом предназначался для заселения граждан по Программе ликвидации ветхого жилья. В соответствии с этим договором ГУ Высокогорский МОКС ДД.ММ.ГГГГ заключил генеральный договор подряда № на строительство 27-и квартирного жилого дома в <адрес>, позиция 11, с ЗАО «<данные изъяты>».

 Строительство дома финансировалось на бюджетные средства. В письме заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № указывается на это обстоятельство, в этом письме указывается и <адрес>.

 В соответствии с п. 1 Постановления от ДД.ММ.ГГГГ № Кабинета Министров Республики Татарстан «О присвоении кодов бюджетной классификации для учёта доходов Государственного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан» Государственному жилищному фонду при Президенте Республики Татарстан был присвоен код бюджетной классификации раздела «Доходы целевых бюджетных фондов субъектов Российской Федерации». Речь идёт о бюджетных средствах.

 Согласно дополнительному соглашению к договору подряда от ДД.ММ.ГГГГ № по объекту 27 кв. ж. дом по <адрес> в <адрес>, поз. 11 (строительный номер) выполнено строительно-монтажных работ на ДД.ММ.ГГГГ 11671993, 42 руб., остаток сметной стоимости 4180570, 74 руб., лимит финансирования на 2006 год 2461000 руб. (т. 4 л.д. 199). Таким образом, уже по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была освоена большая часть финансирования на строительство дома, на 73%. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Но при этом, необходимо учитывать, что в дом заселено 11 других семей по социальной ипотеке.

 Согласно приложению № к передаточному акту Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ указывается на освоение финансирования по указанному адресу по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ 12155615,29 руб.

 Указом Президента РТ от 30 декабря № УП-810 «О мерах по регулированию деятельности Государственного жилищного фонда при Президенте РТ» Государственный внебюджетный фонд при Президенте РТ был преобразован в Некоммерческую организацию «<данные изъяты>».

 Указом Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ № УП-219 Указ Президента РТ от ДД.ММ.ГГГГ №VII-720 «О мерах по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде и реконструкции кварталов ветхого жилья» утратил силу.

 Постановлением Кабинета Министров РТ от ДД.ММ.ГГГГ № вместо Программы ликвидации ветхого жилья была введена Программа приобретения жилья по социальной ипотеке. ДД.ММ.ГГГГ законченный строительством объект – 27-и квартирный жилой дом по <адрес> (позиция 11) в <адрес> РТ подрядчиком ЗАО «<данные изъяты>» сдан заказчику ГУ МОКС при администрации <адрес> РТ, что подтверждается актом о приеме- сдаче законченного строительством объекта от ДД.ММ.ГГГГ. В тот же день выдано соответствующее разрешение компетентного органа на ввод в эксплуатацию объекта жилищного строительства – 27-и квартирного жилого дома по <адрес>.

 Каких-либо доказательств о принадлежности спорного дома на праве собственности Некоммерческой организации «<данные изъяты>» суду представлено не было. Жилой дом в настоящее время находится лишь на балансе некоммерческой организации «Государственный жилищный фонд при Президенте Республики Татарстан.

 Постановлением № от ДД.ММ.ГГГГ Главы администрации <адрес> земельный участок - 0,5 га отведён для строительства двух 27 квартирных жилых домов поз. 10 и 11 по Программе ликвидации ветхого жилья. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ была освоена большая часть финансирования на строительство дома, на 73 процента. Освоение финансирования в этом объёме происходило в момент действия Программы ликвидации ветхого жилья. Финансирование государственной Программы ликвидации ветхого жилищного фонда осуществлялось за счёт бюджетных средств. Дом сдан в эксплуатацию в ноябре 2006 года. Право собственности на дом не оформлено.

 Кроме того, согласно пункту 2.1 Устава Некоммерческой организации «<данные изъяты>» Фонд является правопреемником Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ. К фонду переходят все имущественные и неимущественные права и обязанности Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ в соответствии передаточным актом.

 В соответствии со ст. 214 Гражданского кодекса РФ Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации). Абзацем 2 пункта 4 этой же статьи Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа. Соответственно средства и иное имущество Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте Республики Татарстан являлось собственностью Республики Татарстан - Государственной собственностью. В соответствии с п. 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ № «О принадлежности жилых домов, построенных за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда» (с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) главам администраций … районов РТ жилые дома за исключением встроено-пристроенных помещений, построенные за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда Республики Татарстан, включать в состав коммунальной собственности городов и районов.

 Учитывая, что часть спорного дома построена за счёт средств Государственного внебюджетного жилищного фонда при Президенте РТ, то данная часть дома подлежит включению в состав коммунальной собственности <адрес>.

 Согласно письму руководителя исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ от ДД.ММ.ГГГГ № в адрес Государственного жилищного фонда при Президенте РТ истцы состояли в списке Программы ликвидации ветхого жилья, заселялись по этой Программе на основании договора социального найма. Лицам, подпадающим под действие этой Программы, квартиры в указанном доме должны были быть представлены на безвозмездной основе. Как видно из соответствующего списка, составленного исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ, семьи истцов подпадала под действие указанной Программы. По делу не установлено, что истцы в спорные жилые помещения вселились самовольно, эти квартиры они заняли по распоряжению Главы администрации района.

 Между семьями истцов и ООО «<данные изъяты> заключены договоры социального найма ДД.ММ.ГГГГ. ООО «<данные изъяты> действовал от имени НО «<данные изъяты>» на основании договора на предоставление услуг по управлению жилыми домами от ДД.ММ.ГГГГ № 633/ф. В приложении к указанному договору указан и спорный дом, что означает, что ООО «<данные изъяты> был полномочен заключать договор социального найма с истцами. То, что договор от ДД.ММ.ГГГГ № 633/ф был расторгнут соглашением от ДД.ММ.ГГГГ не имеет никакого значения, поскольку на момент заключения договора социального найма у ООО «<данные изъяты> были полномочия на заключение договора.

 Суд установил, что фактически жилой дом, в котором находятся спорные квартиры, был сдан во владение Высокогорского муниципального образования районного уровня, поскольку заказчик ГУ МОКС при администрации <адрес> РТ является подразделением районного муниципального образования.

 В связи с вышеизложенным суд пришел к выводу о том, что требования истцов к Исполнительному комитету Высокогорского муниципального района РТ о заключения социального найма на занимаемые ими квартиры являются обоснованными, поскольку истцам квартиры предоставлялись в рамках Программы ликвидации ветхого жилья в РТ в доме, построенном в основном на средства, выделенные для реализации этой программы из госбюджета и вынес решение ДД.ММ.ГГГГ об удовлетворении требования истцов о заключении договора социального найма жилого помещения.

 Рассматривая данный иск ФИО1, суд установил, что истица, подпадает под действие программы ликвидации ветхого жилья, <адрес> предоставлена на безвозмездной основе. Данный факт подтверждается вышеуказанным решением и списком № от ДД.ММ.ГГГГ, составленным исполнительным комитетом Высокогорского муниципального района РТ/л.д. 46/, в котором истица указана как семья заселяющаяся по ПЛВЖ, состоит в списке данной программы за № 81.

 Доказательством того, что ФИО1 подпадала под действие указанной программы является справка о том, что ДД.ММ.ГГГГ произошел пожар многоквартирного жилого дома по адресу: РТ, <адрес> зверосовхоза, <адрес>. Дом сгорел полностью/л.д. 47/.

 В данном доме ФИО1 остается прописанной по настоящее время, что подтверждается выпиской из похозяйственной книги/л.д. 50/.

 ДД.ММ.ГГГГ составлен акт приема-передачи заказчика ГУ МОКС при администрации <адрес> и генподрядчика ЗАО «<данные изъяты>», владельцы квартир <адрес>, в том числе и ФИО1, получили ключи от квартир/л.д. 49/.

 ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор социального найма и обслуживания жилого помещения за № ООО «<данные изъяты>» и ФИО1/л.д. 15/.

 В последующем ДД.ММ.ГГГГ социально-ипотечный кооператив «<данные изъяты>» действующий от имени ГЖФ при Президенте РТ и ФИО1 заключен договор социальной ипотеки № №/л.д. л.д. 63-65/.

 Как пояснил в судебном заседании представитель истца ФИО2, договора социальной ипотеки так же заключались со всеми истцами по делу № 2-9-10, после вселения в квартиры. В действительности ФИО1 является одинокой престарелой женщиной и она не имела финансовой возможности на приобретение квартиры вне программы ликвидации ветхого жилья.

 Довод представителя ответчика Некоммерческой организации «<данные изъяты>» о том, что спорная квартира была предоставлена ФИО1 по договору социальной ипотеки не является основанием для отказа в иске, поскольку после подписания ДД.ММ.ГГГГ данного договора никаких действия со стороны подписавших договор по настоящее не последовало.

 Доводы представителя Исполнительного комитета Высокогорского муниципального района РТ о том, что доказательств о принадлежности спорного домостроения к муниципальному жилому фонду истцом не представлено, не является основанием для отказа в удовлетворении данных исковых требований, поскольку не оформление ответчиками права собственности на спорный дом должным образом не может служить основанием для нарушения жилищных прав истцов, гарантированных Конституцией.

 Суд, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, пришел к выводу, что требования ФИО1 подлежат удовлетворению.

 На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ суд

р е ш и л :

 Исковые удовлетворить.

 Обязать Исполнительный комитет Высокогорского
муниципального района Республики Татарстан заключить с ФИО1 договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: РТ, <адрес>.

 Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение месяца со дня составления судом мотивированного решения в Верховный Суд Республики Татарстан через данный районный суд.

 Судья: Л. В. Кузнецова