ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2212/2021 от 22.09.2021 Октябрьского районного суда г. Новосибирска (Новосибирская область)

Дело № 2-2212/2021

УИД 54RS0007-01-2021-000984-65

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 сентября 2021 года город Новосибирск

Октябрьский районный суд г. Новосибирска в составе:

Председательствующего судьи Васильевой Н.В.,

При секретаре Кузовкиной Е.С.,

при помощнике Павленко К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Маюрова Дмитрия Александровича к CITYTRAVEL GMCC о защите прав потребителей,

УСТАНОВИЛ:

Истец Маюров Д.А. обратился в суд с иском с учетом уточнения к CITYTRAVEL GMCC о защите прав потребителей, в обоснование исковых требований указав следующее.

/дата/ истцом на сайте CITYTRAVEL GMCC были приобретены восемь авиабилетов по маршрутам: Новосибирск-Сочи, Сочи-Новосибирск, для себя, супруги Маюровой Т.В. и несовершеннолетних детей: Маюровой А.Д. и Маюрова И.Д. Общая сумма уплаченных денежных средств составила 53304,00 руб., которые были перечислены на банковский счет ответчика безналичным переводом. У супруги истца Маюровой Т.В. возникло тяжелое заболевание – двусторонняя полисегментарная пневмония, в связи с чем, было противопоказано осуществлять полет, был оформлен электронный больничный лист. 20.09.2020г. истец обратился CITYTRAVEL GMCC» с целью оформления вынужденного возврата авиабилетов, специалист контакт-центра ответчика направила истцу разъяснения о порядке возврата денежных средств за авиабилеты. Истец заблаговременно отменил бронь с вышеуказанных рейсов и представил копии документов: электронный больничный лист, выписку из медицинской карты, документы подтверждающие родство пассажиров. 16.10.2020г. сотрудник колл-центра CITYTRAVEL GMCC сообщил истцу, что денежные средства будут возвращены после завершения взаиморасчетов с авиакомпаниями, что может занять до 60 рабочих дней. По истечении указанного срока денежные средства так и не были возвращены истцу, в связи с чем, истец полагает что его права как потребителя были нарушены незаконными действиями ответчика. Денежные средства были возвращены только в период рассмотрения дела. В соответствии со ст.32 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказания услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Истец просит взыскать с ответчика неустойку в соответствии со ст.28 Закона РФ «О защите прав потребителей», начиная с 01.10.2020г., то есть по истечении десяти дней после оформления в CITYTRAVEL GMCC отказа от услуги и предъявления требований о возврате денежных средств. Также истец полагает, что неправомерными действиями ответчика ему причинен моральный вред. Поскольку требования истца как потребителя, не удовлетворены добровольно ответчиком, также истец просит взыскать штраф в размере 50% от присужденных судом сумм. Ответчик требования истца отказался удовлетворить, истец был вынужден обратиться в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела, судом в качестве соответчиков были привлечены АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа».

В ходе рассмотрения дела истец отказался от требований к АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа», в связи с чем, судом было прекращено производство по делу в части требований истца к АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа», о чем судом было вынесено определение.

Истец в окончательной редакции, с учетом отказа от требований АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа» просит суд взыскать с ответчика CITYTRAVEL GMCC неустойку в связи с неисполнением требований потребителя в размере 414172,00 руб., компенсацию морального вреда в размере 50000,00 руб., штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, возмещение юридических расходов в размере 20000,00 руб.

Ответчик в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения истца, исследовав представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как указано в ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности сторон. То есть стороны, если желают для себя наиболее благоприятного решения, обязаны сообщить суду имеющие существенное значение для дела юридические факты, указать или представить доказательства, подтверждающие или опровергающие эти факты.

В силу ч.1 ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 102 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее ВК РФ), юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие коммерческие воздушные перевозки, обслуживание пассажиров, при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.

При осуществлении внутренних и международных воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов рейсами по расписанию движения воздушных судов и дополнительными рейсами и рейсами по договору фрахтования воздушного судна применяются Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные приказом Минтранса России от /дата/ N 82 (далее ФАП).

В соответствии со ст. 784 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ), перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

В силу ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок.

В соответствии со ст. 786 ГК РФ заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией. Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

Аналогичные положения по удостоверению договора перевозки содержатся в п. 2 ст. 105 ВК РФ, а также в п. 44 ФАП.

В силу п. 3 ст. 105 ВК РФ, билет, багажная квитанция, грузовая накладная, почтовая накладная, иные документы, используемые при оказании услуг по воздушной перевозке пассажиров, багажа, грузов, почты, могут быть оформлены в электронной форме (электронный перевозочный документ) с размещением информации об условиях договора конкретной воздушной перевозки в автоматизированной информационной системе оформления воздушных перевозок. В случае оформления электронного перевозочного документа на воздушную перевозку пассажира пассажир вправе потребовать, а перевозчик или действующее на основании договора с перевозчиком лицо при заключении договора воздушной перевозки или регистрации пассажира обязаны выдать заверенную выписку, содержащую условия соответствующего договора воздушной перевозки, из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок.

В соответствии с п.п. 45,46 ФАП, перевозочные документы оформляются перевозчиком или уполномоченным агентом. Оформление перевозочных документов осуществляется путем внесения необходимых данных в электронную или бумажную форму перевозочного документа в ручном, автоматизированном или электронном режиме.

Судом установлено, что /дата/ истцом посредством интернет-сайта https://new.city.travel приобретены авиабилеты:

-на 27.09.2020г. рейс DP-312, авиакомпании Победа (ООО «Авиакомпания «Победа») маршрутом Новосибирск-Сочи;

-на 10.10.2020г. рейс S7-5104 авиакомпании S7 Airlines (АО «Авиакомпания «Сибирь») маршрутом Сочи-Новосибирск.

Авиабилеты приобретены на имя истца, его супругу Маюрову Т.В. и детей: Маюрову А.Д. и Маюрова И.Д. Расчет за авиабилеты произведен безналично, путем списания денежных средств с банковской карты истца 464837******5228, общая сумма составила 53304,00 руб. (л.д.8-15).

Таким образом, в рамках заключенного Маюровым Д.А. договора перевозки, последняя выполнялась несколькими перевозчиками, а именно АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа».

Как следует из материалов дела, супруга истца Маюрова Т.В. 16.09.2020г. заболела, диагностированное заболевание являлось противопоказанием для перелета. Больничный лист был открыт с 16.09.2020г. по 15.10.2020г. (л.д.21-22).

20.09.2020г. истец обратился в CITYTRAVEL GMCC с целью оформления вынужденного возврата авиабилетов, специалист контакт-центра ответчика направила истцу разъяснения о порядке возврата денежных средств за авиабилеты на электронную почту (л.д.16-18). После чего истец предоставил необходимые документы: копию больничного листа, выписку из медицинской карты, свидетельство о заключении брака и копию паспорта супруги.

Однако денежные средства за возврат авиабилетов произведен был осуществлен только после обращения истцом в суд с настоящим иском, а именно денежные средства были возвращены /дата/.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

При этом ст. 310 ГК РФ предусматривает, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

Согласно п. 2 ст. 108 Воздушного кодекса РФ в случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки в связи с болезнью пассажира или члена его семьи либо близкого родственника, совместно следующих с ним на воздушном судне, что подтверждается медицинскими документами, либо в связи со смертью члена его семьи или близкого родственника, что подтверждается документально, и уведомления об этом перевозчика до окончания установленного в соответствии с федеральными авиационными правилами времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, либо в связи с задержкой отправления воздушного судна, иными предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, влекущими за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата.

Как предусмотрено положениями Федеральными авиационными правилами "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденными Приказом Минтранса России от /дата/ N 82 (далее ФАП) возврат провозной платы, производится перевозчиком или по его поручению уполномоченным агентом по месту оплаты перевозки, а также в пунктах, предусмотренных правилами перевозчика (пункт 231). Возврат провозной платы производится на основании неиспользованного (частично использованного) перевозочного документа лицу, указанному в перевозочном документе, при предъявлении документа, удостоверяющего его личность, или управомоченному лицу - при предъявлении документа, удостоверяющего личность, и документа, подтверждающего право на получение денежных сумм (пункт 232).

Как следует из письменного отзыва на иск АО «Авиакомпания «Сибирь», истцом 10.08.2020г. приобрел в агентстве VIP SERVICE авиабилеты на авиаперелет указанной авиакомпанией. В адрес перевозчика претензии от истца не поступало. 15.10.2020г. в агентстве по месту приобретения проведен вынужденный возврат полной стоимости всех авиабилетов. Денежные средства должны были быть возвращены пассажирам в тот же день. Взаиморасчеты с агентом производятся посредством расчетных писем по окончанию расчетного периода за возврат каждого билета перезвозчик специально денежные средства не перечисляет. Авиакомпания «Сибирь» имеет прямого агента АО «ВИПСЕРВИС» в соответствии с Агентским соглашением -RPSA-914/1101 от 01.01.2011г. CITYTRAVEL GMCC является субагентом, который в соответствии с дополнительным соглашением от 11.12.2019г. к Агентскому соглашению осуществляет продажу, обмен, возврат перевозочных документов в рамках Соглашения.

Вынужденный возврат денежных средств за авиабилеты истцу проведен 15.10.2020г. в системе. Однако по техническим причинам перечисление денежных средств не было произведено. Денежные средства перечислены 16.07.2021г. истцу в полном объеме.

ООО Авиакомпания «Победа» в письменных возражениях указала, что 15.10.2020г. денежные средства в размере 20396,00 руб. за билеты возвращены истцу через агента, о чем представлена выписка из системы бронирования. Агентом в соответствии с агентским договором ОТ 12.09.2016г. является CITYTRAVEL DMCC.

Решая вопрос о распределении гражданско-правовой ответственности, суд учитывает, что в соответствии с правовой позицией, выраженной в п. 48 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" по сделкам с участием граждан-потребителей агент (посредник) может рассматриваться самостоятельным субъектом ответственности в силу статьи 37 Закона о защите прав потребителей, пункта 1 статьи 1005 ГК РФ, если расчеты по такой сделке совершаются им от своего имени. При этом размер ответственности посредника ограничивается величиной агентского вознаграждения, что не исключает права потребителя требовать возмещения убытков с основного исполнителя (принципала). В случае возникновения споров о предоставлении услуг посредниками уплачиваемое им потребителями комиссионное вознаграждение, исходя из вышеназванных статей и статьи 15 ГК РФ, может рассматриваться как убыток потребителя, отнесенный на основного исполнителя (изготовителя, продавца, уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера).

Учитывая приведенные нормы права, а также принимая во внимание положения ФАП (пункт 232), суд приходит к выводу, что ответственность за возврат денежных средств за авиабилеты законодатель возлагает на перевозчика. Вопросы перечисления от авиакомпаний денежных средств за возврат билетов, посредством агентов, потребителям хоть и находятся в компетенции соответствующих агентов, но не могут при этом освобождать от ответственности перевозчика за правильность производимых операций, т.е. при должном исполнении своих обязанностей агентом, в соответствии с агентским договором, не должно возникать ситуации, когда денежные средства, отправленные перевозчиком, не доходят до потребителя. Соответственно авиакомпании должны реагировать на подобные нарушения в работе агентов и применять меры гражданско-правовой ответственности.

В результате чего суд приходит к выводу, что ответственность за несвоевременный возврат денежных средств за возвращенные авиабилеты должны нести перевозчики – АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа», а агент CITYTRAVEL DMCC является ненадлежащим ответчиком по делу.

Как следует из выписки по счету истца, 17.06.2021г. ему были возвращены денежные средства за возвращенные авиабилеты в полном объеме.

Судом установлено, что надлежащими ответчиками по настоящему иску являются АО «Авиакомпания «Сибирь» и ООО «Авиакомпания «Победа», но, поскольку истец отказался от исковых требований в части требований к указанным ответчикам, суд приходит к выводу об отказе в иске в полном объеме.

Кроме того, суд учитывает, что в связи со сложившейся ситуацией в мире, в целях урегулирования ситуации связанной с массовыми отказами пассажиров от перевозки, а также отменой рейсов в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции (COVID-19) принять Федеральный закон от 08.06.2020г. №166-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях принятия неотложных мер, направленных на обеспечение устойчивого развития экономики и предотвращение последствий распространения новой коронавирусной инфекции».

В связи со ст.107.2 Воздушного кодека РФ, Постановлением Правительства РФ от 06.07.2020 №991 установлен особый порядок возврата денежных средств за авиаперелет при отказе пассажира от перевозки, который предполагает возврат денежных средств по истечении трехлетнего срока.

На основании изложенного, суд отказывает в иске в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Маюрова Дмитрия Александровича о защите прав потребителя отказать в полном объеме.

Мотивированное решение будет составлено в течение 5 дней со дня окончания разбирательства дела.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения по делу, путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Новосибирска.

Судья /подпись/ Н.В. Васильева