РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 апреля 2020 года г. Байконур
26 гарнизонный военный суд в составе: председательствующего – судьи Голуба И.В., при помощнике судье Кирасировой Ф.Ф., с участием истца ФИО1, без участия представителей ответчиков Главы администрации города Байконур
и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» ФИО2 и ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании, в помещении суда гражданское дело № 2-2213/2020 по исковому заявлению ФИО1 к Главе администрации города Байконур и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур», связанного с отказом в постановке его и членов его семьи на учёт
в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты,
установил:
ФИО7 обратился в суд с исковым заявлением к Главе администрации города Байконура и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации
с территории комплекса «Байконур» (далее по тексту – Комиссия) об обжаловании принятого Комиссией решения от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №)
в части отказа в постановке на учёт его и членов его семьи в качестве нуждающихся
в жилых помещениях на территории Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты.
В обоснование заявленных исковых требований ФИО7 отметил, что
с ДД.ММ.ГГГГ он проживает в городе Байконур, с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию по месту проживания. С ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован по адресу: <адрес>,
<адрес>, где совместно с ним по указанному адресу проживают члены его семьи: супруга ФИО4, а также несовершеннолетние дочь ФИО5 и сын
ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время непрерывно работает на одном из предприятий комплекса «Байконур».
Указал, что при обращении в Комиссию, решением названного жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ по основаниям подпункта «г» пункта 4 Положения
о порядке предоставления социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации (далее по тексту – Положение о порядке предоставления социальных выплат), утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2018 г. № 219 «О предоставлении социальных выплат отдельным категориям граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации» (далее по тексту – Указ № 219), а также пункта 2.1 и подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Положения о порядке учёта граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты, и выдачи им государственных жилищных сертификатов, утверждённое постановлением Главы администрации города Байконур от 16 ноября 2018 г. № 623 (далее – Положение по переселению) ему было отказано в принятии на учёт в качестве гражданина, подлежащего переселению с территории комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации ввиду того, что администрация города Байконур имеет право осуществлять учёт только граждан и членов их семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты в соответствии с Указом
№ 219 и Положением по переселению, т.е. граждан и членов их семей, состоящих на учёте на 18 мая 2018 года.
По мнению истца, принятое Комиссией решение об отказе является незаконным и подлежащим отмене, поскольку он относится к категории лиц, указанных
в подпункте «а» пункта 3 названного Положения по переселению, так у него по состоянию на момент издания Указа № 219 имелось более 22 лет трудового стажа на предприятии Российской Федерации, зарегистрированном на территории города Байконур в установленном порядке.
ФИО7, полагая оспариваемое решение противоречащим действующему законодательству и нарушающим его конституционные права, в окончательной редакции своего иска просит суд признать себя принадлежащим к отдельной категории граждан Российской Федерации, указанной в подпункте «а» пункта 3 Положение о порядке предоставления социальных выплат, отменить решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) и обязать Главу администрации города Байконур и Комиссию повторно рассмотреть его заявление о принятии на учёт, как подлежащего переселению с территории комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации и имеющего право на предоставление социальной выплаты, подлежащего переселению с территории комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации, имеющих право на предоставление социальной выплаты и выдачу государственного жилищного сертификата.
Истец ФИО7 в суде требования иска поддержал по изложенным в нём основаниям, и просил удовлетворить, отметив при этом, что за счёт администрации города Байконур, а также иных федеральных ведомств Российской Федерации
он и члены его семьи жилым помещением на территории Российской Федерации
не обеспечивались. Другого жилья на территории РФ не имеет. Ранее он
не обращался в Комиссию с заявлением об обеспечении его жилым помещением
в порядке переселения с территории комплекса «Байконур», поскольку приобрел гражданство Российской Федерации лишь в ДД.ММ.ГГГГ. Имея общий трудовой стаж на комплексе «Байконур» свыше 10 лет и регистрацию по месту жительства, считает, что он и члены его семьи имеют право на отселение с территории комплекса «Байконур».
Представители ответчиков Главы администрации г. Байконур и Комиссии, соответственно, ФИО2 и ФИО3, надлежащим образом извещенные
о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыли, просили рассмотреть дело в их отсутствие, о чём указали в адресованных суду заявлениях, в связи с чем на основании п. 3 ст. 167 ГПК РФ суд рассматривает дело без участия названных лиц, участвующих в деле.
В аналогичных по своему содержанию возражениях на иск ФИО2
и ФИО3, каждая в отдельности, требования иска не признали по изложенным в возражениях основаниям, и просили суд в удовлетворении иска отказать.
При этом представители ответчиков, выражая позицию своих доверителей, указали, что при обращении ФИО1 в Комиссию с заявлением для постановки на учёт составом семьи 4 человека решением жилищного органа от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано по основаниям подпункта «г» пункта 4 Положения Положение
о порядке предоставления социальных выплат, а также подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Положения по переселению, изданного во исполнение Указа № 219. Данные нормативные правовые акты, после даты вступления в силу Указа Президента,
не предусматривают принятие на учёт граждан и членов их семей в качестве лиц, подлежащих переселению с комплекса «Байконур». В связи с чем, по мнению ФИО2 и ФИО3, решение Комиссии в отношении истца и членов его семьи является обоснованным и законным, принятым в рамках полномочий жилищного органа в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, определяющих порядок учёта граждан Российской Федерации и членов их семей, подлежащих переселению с комплекса «Байконур».
Заслушав пояснения истца, исследовав и оценив письменные возражения представителей ответчиков, иные представленные доказательства в их совокупности, суд признает заявление ФИО7 не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Из исследованных в суде документов и учётного дела на имя ФИО7 следует, что истец проживает в городе Байконур с ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ имеет регистрацию по месту проживания; с декабря ДД.ММ.ГГГГ ему на состав семьи 4 человека (супруга ФИО4, дети ФИО5 и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения) в соответствии с договором социального найма распределена квартира по адресу: <адрес>.
Данные обстоятельства подтверждаются копиями: паспорта гражданина РФ на имя ФИО8, договора социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ№, поквартирной карточки формы №. а также справок ЖЭУ-1, 2 и 3
от ДД.ММ.ГГГГ и -ДД.ММ.ГГГГ №№, № и №.
Иными жилыми помещениями, государственным жилищным сертификатом
и ссудой на приобретение жилья на территории Российской Федерации
ФИО7 за счёт администрации города Байконур либо иных федеральных ведомств Российской Федерации не обеспечивался, что не оспаривалось в суде стороной ответчиков.
Из копии трудовой книжки истца и учётного дела следует, что у ФИО7, на момент вступления в силу Указа № 219, по состоянию на 18 мая 2018 года, трудовой стаж на комплексе «Байконур» в <данные изъяты>, ФГУП «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» составил <данные изъяты> года <данные изъяты> мес. <данные изъяты> дней.
Двадцать пятого июля 2019 года ФИО7 обратился в Комиссию с заявлением
о принятии его составом семьи 4 человека на учёт в качестве гражданина, подлежащего переселению с комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации.
Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ (Протокол №) ФИО7 на основании подпункта «г» пункта 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат, а также пункта 2.1 и подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Положения по переселению отказано в принятии учёт в качестве гражданина, подлежащего переселении
с комплекса «Байконур» на территорию Российской Федерации, поскольку администрация города Байконур имеет право осуществлять учёт только граждан
и членов их семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты
в соответствии с пунктом 3 Указа № 219 и Положением по переселению, т.е. граждан и членов их семей, состоящих на учёте по состоянию на 18 мая 2018 года.
Давая оценку законности и обоснованности решения Комиссии от
ДД.ММ.ГГГГ (протокол №), утвержденного Главой администрации города Байконур ДД.ММ.ГГГГ, суд, с учётом изложенных выше норм действующего законодательства и нормативных правовых актов, приходит к следующим выводам.
В соответствии с Российско-Казахстанскими Договорами и Соглашениями по комплексу «Байконур» и действующим законодательством Российской Федерации,
с учётом специфики функционирования комплекса «Байконур» в условиях аренды, Положение № 08 устанавливает порядок учёта граждан Российской Федерации, постоянно проживающих (с регистрацией по месту жительства) в городе Байконур
и проработавших более 10 лет в организациях, учреждениях и предприятиях, расположенных на территории комплекса «Байконур», подлежащих отселению
с комплекса «Байконур» по причине отсутствия у них жилых помещений для постоянного проживания на территории Российской Федерации и за ее пределами для получения от администрации города Байконур жилого помещения на территории Российской Федерации или социальной выплаты, удостоверяемой государственным жилищным сертификатом.
В целях обеспечения жилыми помещениями на территории Российской Федерации отдельных категорий граждан Российской Федерации, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», Президентом Российской Федерации 18 мая 2018 года подписан Указ № 219, которым утверждено Положение
о порядке предоставления социальных выплат. Пунктом 3 последнего определён перечень категорий таких граждан.
Из смысла пункта 3 Указа Президента Российской Федерации также следует, что именно на администрацию города Байконура возложена обязанность по учёту граждан Российской Федерации и членов их семей, имеющих право на предоставление социальной выплаты, а также выдачу им государственных жилищных сертификатов, в соответствии с настоящим Указом.
При этом согласно подпункта «г» пункта 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат, социальная выплата предоставляется гражданам Российской Федерации и членам их семей при условии, что они, на день вступления
в силу Указа № 219, состояли в установленном администрацией города Байконур порядке на учёте в администрации города Байконур в качестве нуждающихся
в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур».
В целях реализации Указа № 219 Главой администрации города Байконур
16 ноября 2018 года издано постановление № 624 «О Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур»», которым была создана Комиссия по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур», утверждено Положение и персональный состав данной Комиссии. Этим же постановлением признано утратившим силу постановление от
12 февраля 2009 года № 09 «Об утверждении Положения о Городской жилищной комиссии комплекса «Байконур» по отселению граждан Российской Федерации на территорию Российской Федерации» (в новой редакции).
Из пунктов 1.1 и 2.1 Положения о Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» (далее - Положение
о Комиссии) следует, что данная Комиссия создана в целях рассмотрения обращений граждан Российской Федерации по вопросам, касающимся переселения с территории комплекса «Байконур» и её задачами является принятие решений по вопросам переселения граждан Российской Федерации и членов их семей, состоящих на учёте
в администрации города Байконур в качестве подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты для приобретения жилых помещений на территории Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 2.5 Положения по переселению рассмотрение заявлений и документов в их обоснование от граждан и членов их семей, принятие решений о предоставлении им социальной выплаты, о снятии
с учёта, а также других связанных с учётом граждан решений осуществляется Комиссией по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур».
Пунктом 2.1 указанного Положения определена категория граждан, которые вправе состоять на учёте в качестве граждан, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур» и имеющих право на предоставление социальной выплаты.
Согласно подпункту 2.2.4 пункта 2.2 Положения следует, что право состоять на учёте имеют лишь граждане, состоявшие на день вступления в силу Указа № 219
в установленном администрацией города Байконур порядке на учёте в администрации города Байконур в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур».
Таким образом, проанализировав положения вышеуказанных нормативных правовых актов, суд приходит к выводу, что решение Комиссии по переселению от
ДД.ММ.ГГГГ (протокол заседания Комиссии №), которым ФИО7 отказано в принятии на учёт по основаниям требований пункта 3 Указа № 219 и подпункта «г» пункта 4 Положения о порядке предоставления социальных выплат, утвержденного вышеуказанным Указом, а также пункта 2.1 и подпункта 2.2.4 пункта 2.2 Положения по переселению, является законным о обоснованным, поскольку ФИО7 составом семьи 4 человека на день вступления в силу Указа № 219, т.е. по состоянию на 18 мая 2018 года, не состоял в установленном администрацией города Байконур порядке на учёте в администрации города Байконур в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации и подлежащих переселению
с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты, в связи с чем отказывает в удовлетворении исковых требований ФИО7.
Позиция истца относительно того, что он фактически при наличии необходимого трудового стажа (свыше 10 лет) в <данные изъяты>, т.е. на предприятии, зарегистрированном на территории комплекса «Байконур» установленным порядком, не мог обратиться в Комиссию с заявлением о принятии его составом семьи 4 человека на учёт, подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», ввиду отсутствия у него гражданства Российской Федерации, не может повлиять на существо принимаемого решения, поскольку действие Положения о предоставлении социальных выплат, в том числе в силу нормы пункта 1 данного Положения, распространяется исключительно на категорию лиц, являющихся гражданами Российской Федерации, и членов их семей, также имеющих гражданство названного государства.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении искового заявления ФИО1 к Главе администрации города Байконур и Комиссии по переселению граждан Российской Федерации с территории комплекса «Байконур» о признании незаконным решения, связанного с отказом в постановке его и членов его семьи на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях на территории Российской Федерации
и подлежащих переселению с территории комплекса «Байконур», имеющих право на предоставление социальной выплаты, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во
2-й Западный окружной военный суд, через 26 гарнизонный военный суд,
в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий по делу И.В. Голуб
Верно
Судья И.В. Голуб
Помощник судьи Ф.Ф. Кирасирова