ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2213/2014 от 29.07.2014 Копейского городского суда (Челябинская область)

 Дело № 2-2213/2014

                  РЕШЕНИЕ

          Именем Российской Федерации

 29 июля 2014 года                                 г.Копейск

 Копейский городской суд Челябинской области в составе:

 председательствующего                 Кухарь О.В.,

 при секретаре                         Аникеенко З.П.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда в г.Копейске Челябинской области о признании права на назначение ежемесячной доплаты к пенсии, признании решения незаконным и обязании назначить ежемесячную доплату к досрочной трудовой пенсии,

 УСТАНОВИЛ:

     ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ – Управление пенсионного фонда (далее – ГУ-УПФР) в городе Копейске Челябинской области о признании незаконным решения пенсионного фонда г. Копейска от ДАТА НОМЕР об отказе в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом от ДАТА НОМЕР ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», включении в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на назначение ежемесячной доплаты к пенсии периода прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву (** года ** месяц ** дня). В обоснование указано, что ДАТА истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральный законом от ДАТА № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности». ДАТА комиссия УПФР в Г. Копейске рассмотрела заявление ФИО1 и вынесла решение НОМЕР об отказе в назначении доплаты к пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, указав, что стаж истца на подземных горных работах для установления дополнительного социального обеспечения составляет ** года ** месяц ** дней. Ответчик не включил в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву с ДАТА по ДАТА – ** года ** месяц ** дня. ДАТА ФИО1 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, устно попросив рассмотреть вопрос о включении в специальный трудовой стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву. ДАТА комиссия УПФР в АДРЕС повторно рассмотрела заявление ФИО1 и вынесла решение НОМЕР об отказе в назначении ДСО из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет, при этом ответчик не рассматривал вопрос о включении в специальный трудовой стаж период прохождения службы в Советской Армии по призыву. ДАТА ФИО1 обратился к ответчику с письменным обращением рассмотреть вопрос о включении в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение период прохождения службы в рядах Советской Армии по призыву. ДАТА за НОМЕР получил отказ с указанием на то, что в стаж, дающий право на ДСО не может быть включен период прохождения службы в армии по призыву, так как не предусмотрен Постановлением от 18.07.2002 № 537, Списком утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года № 481, Правилами от 11.07.2002 № 516. Считает данный отказ незаконным, период прохождения службы в армии по призыву с ДАТА по ДАТА подлежащим включению в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии.

     Истец ФИО1 в судебном заседании настаивал на удовлетворении исковых требований.

     Представитель ответчика ГУ УПФР в г.Копейске по доверенности ФИО2 просила отказать в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме. Указала, что в соответствии с Федеральным законом от ДАТА № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» право на дополнительное социальное обеспечение предоставляется лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации. В стаж на соответствующих видах работ засчитываются периоды работы, выполняемые постоянно в течение полного рабочего дня (пункт 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона от ДАТА № 173-ФЗ, утвержденных постановление Правительства РФ от ДАТА № 516). Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени (пункт 5 разъяснения Министерства труда РФ от ДАТА НОМЕР «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию. За выслугу лет»). При этом стаж на соответствующих видах работ исчисляется календарно (п. 5 Правил от ДАТА № 516), за исключением случаев, предусмотренных п. 15 указанных Правил. В соответствии со статьей 1 Закона № 84-ФЗ от ДАТА исчисление стажа работы, дающего право на ДСО, производится в порядке, предусмотренном для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п.11 п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173. В соответствии с пунктом 15 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 при наличии «смешанного» стажа работы, т.е. работы в профессиях, предусмотренных разными Списками, суммирование указанных работ осуществляется при условии, если стаж работы в ведущих подземных профессиях или в профессиях по Списку № 481 составляет не менее 10 лет. В этом случае стаж исчисляется в следующем порядке:

 1 год работы в ведущих профессиях учитывается за 1 год 03 месяца; 1 год подземной работы по Списку № 1 учитывается за 9 месяцев; работа в профессиях по Списку № 481 учитывается календарно. С учетом вышеизложенного, стаж на подземных и открытых горных работах ФИО1 для установления дополнительного социального обеспечения составляет ** года ** месяц ** дней.

     Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению.

 В соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» право на дополнительное социальное обеспечение предоставляется лицам, работавшим в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 Установлено, что ФИО1 работал с ДАТА по ДАТА учеником электрослесаря подземного на шахте «Центральная» ПО Челябинскуголь; с ДАТА по ДАТА электрослесарем подземным на шахте «Центральная» ПО Челябинскуголь; с ДАТА по ДАТА электрослесарем подземным по шахте «Центральная» ПО Челябинскуголь; с ДАТА по ДАТА горным мастером подземного участка НОМЕР на шахте «Центральная» ПО Челябинскуголь; с ДАТА по ДАТА электрослесарем подземным на шахте «Центральная» ПО Челябинскуголь; с ДАТА по ДАТА горным мастером подземным на участке НОМЕР на шахте «Комсомольская» ОАО «Челябинскуголь»; с ДАТА по ДАТА электрослесарем подземным на шахте «Коркинская» ОАО по добыче угля «Челябинская угольная компания».

 В период с ДАТА по ДАТА ФИО1 проходил службу в рядах Советской Армии по призыву, всего ** года ** месяц ** дня.

 ФИО1 ДАТА обратился в УПФР с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности».

 Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДАТА ФИО1 отказано в назначении ежемесячной доплаты к пенсии в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на подземных и открытых горных работах.

 В соответствии с протоколом комиссии УПФР от ДАТА НОМЕР периоды работы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА не были засчитаны в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение, так как в данные периоды ФИО1 направлялся в командировку. Периоды работы с ДАТА по ДАТА в качестве ученика подземного электрослесаря не подлежат учету в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение, так как составляет менее одного года. Периоды работы с ДАТА по ДАТА, с ДАТА по ДАТА согласно выписки из ИЛС ЗЛ НОМЕР представлены страхователем с общими условиями труда, поэтому данные периоды не подлежат зачету в стаж дающий право на ДСО.

 ФИО1 досрочная трудовая пенсия по старости установлена в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ с 23.12.1993, то есть по достижении возраста 50 лет.

 Досрочная пенсия по подпункту 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ не устанавливалась в связи с отсутствием требуемого стажа на соответствующих видах работ по данному основанию.

 Стаж на подземных и открытых горных работах ФИО1 для установления дополнительного социального обеспечения составил по подсчетам УПФР в г. Копейске - ** года ** месяц ** дней.

 ДАТА ФИО1 повторно обратился к ответчику с заявлением о назначении ежемесячной доплаты к пенсии, устно указав на включение в специальный трудовой стаж период прохождения службы в ядах Советской Армии по призыву.

 В соответствии с протоколом комиссии УПФР от ДАТА НОМЕР установлено, что ФИО1 не имеет право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 №84-ФЗ 2О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа на подземных открытых горных работах.

 ДАТА истец обратился к ответчику с письменным обращением рассмотреть вопрос о включении в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение период прохождения в рядах Советской Армии по призыву. На что ДАТА последовал ответ УПФР НОМЕР согласно которого, период прохождения службы в армии по призыву не предусмотрен Списком от 18.07.2002 №537, Правилами от 11.07.2002 №516, следовательно, не включается в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.

 Как следует из пояснений истца, с данным доводом ответчика он не согласен, полагает период прохождения службы в армии по призыву с ДАТА по ДАТА (** года ** мес. ** дня) подлежащим включению в специальный стаж.

 Суд находит доводы истца обоснованными, так как на момент прохождения ФИО1 службы в армии действовало Положение «О порядке назначения и выплаты государственных пенсий», утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. №590. Подпунктом «к» п. 109 названного положения предусмотрено, что при назначении на льготных условиях или, в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных сил ССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Поскольку период службы в Вооруженных Силах РФ имел место до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий, то он подлежит включению в специальный стаж работы при досрочном назначении трудовой пенсии по старости независимо от времени обращения за назначением пенсии и времени возникновения права.

 В ст. 1 Федерального закона от 10 мая 2010 года N 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» предусмотрено право работников организаций, получающих пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, на ежемесячную доплату к пенсии за счет дополнительных взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации. В качестве условия назначения такой доплаты предусматривается наличие длительного стажа работы в организациях угольной промышленности на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт - не менее 25 лет, а также в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин - не менее 20 лет.

 Этой же нормой установлено, что в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п.1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

 Таким образом, из буквального толкования указанной нормы следует, что порядок исчисления стажа для целей Федерального закона «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» идентичен порядку исчисления стажа для назначения пенсии в связи с занятостью на подземных работах.

 Положения ч. 2 ст. 6, ч. 4 ст. 15, ч. 1 ст. 17, ст. 18, ст. 19, ч. 1 ст. 55 Конституции РФ предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

 Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24 мая 2001 года N 8-П и Определение от 5 ноября 2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

 Пункт 109 действовавшего в период службы истца в Советской Армии Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, предусматривал, что при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда период службы в составе Вооруженных Сил СССР приравнивался по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

 Таким образом, действовавшее в период прохождения истцом службы в Советской Армии правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления его права в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

 Доводы ответчика о том, что в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение не может быть включен в период прохождения службы в армии по призыву, так как не предусмотрен Постановлением от 18.07.202 №537, Списком утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 13.09.1991 года №481, Правилами от 11.07.2002 №516 суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на ошибочном толковании норм материального права.

     При таких обстоятельствах, суд считает, что период прохождения ФИО1 военной службы с ДАТА по ДАТА общей продолжительностью ** года ** месяц ** дня подлежат включению в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», следовательно, с учетом указанного периода, стаж необходимый для назначения ДСО составит ** лет ** месяца ** день (** года ** месяц ** дней + ** года ** месяц ** дня), что является достаточным для назначения доплаты социального обеспечения.

     В связи с тем, что истец обратился к ответчику ДАТА, то ежемесячную доплату к пенсии необходимо назначить с ДАТА (ст. 4 Федерального закона от 10 мая 2010 г. № 84-ФЗ).

     Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд-

 РЕШИЛ:

     Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

     Включить период прохождения ФИО1 военной службы с ДАТА по ДАТА общей продолжительностью ** года ** месяц ** дня в стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

     Признать решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области об отказе ФИО1 в назначении ежемесячной доплаты к пенсии незаконным.

     Обязать Государственное учреждение Управления пенсионного фонда Российской Федерации в городе Копейске Челябинской области назначить ФИО1 с ДАТА ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10 мая 2010 г. №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности».

     На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Челябинский областной суд через Копейский городской суд в течение месяца.

 Председательствующий:         . О.В. Кухарь

 .

 .

 .

 .

 .

 .

 .