РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 мая 2016 года Октябрьский районный суд г.о. Самара
под председательством судьи Курмаевой А.Х.,
при секретаре судебного заседания Трегуб У.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №... по иску Сорокина Вячеслава Николаевича к ООО «Агентство путешествий «Натали» о защите прав потребителей,
установил:
С. В. Н. обратился в суд с иском о защите прав потребителей, указав, что дата между ним и Обществом с ограниченной ответственностью «Агентство путешествий «Натали» заключен Договор №.... Согласно условиям Договора ответчик обязуется предоставить туристский продукт и/или туристские услуги в Испании (о.Майорка): перелет Самара (дата)-Барселона-Пальма-Барселона- Самара( дата), трансфер дата аэропорт Пальма-отель HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3*-аэропорт Пальма дата, медицинская страховка, проживание HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3* по системе все включено, двухместный номер с дата по дата (13 ночей), а истец обязуется оплатить туристский продукт и/или туристские услуги. Общая стоимость туристских услуг составляет: *** коп. Обязательства по договору им исполнены в полном объеме на сумму *** руб. Согласно п. 1.1. Договора, ответчик был обязан обеспечить трансфер из аэропорта Пальмы до отеля, однако в аэропорту Пальмы не встретили и до гостиницы пришлось добираться самостоятельно. В соответствии с п.2.2.5 Договора он по приезду в отель незамедлительно связался с представителем ответчика, с целью информировать агентство о невыполнении предусмотренных Договором туристских услуг. Однако представитель ответчика пояснила, что отель, в котором разместился истец в соответствии с Договором, Испанией «Натали Турс» не обслуживается, более того, в дальнейшем представитель ответчика отказалась консультировать по вопросам туристского продукта. Т.е. фактически он остался без какого-либо туристического обслуживания и поддержки туристической компании. В соответствии с п. 1.1. Договора, ответчик обязан предоставить перелет: Самара-Барселона-Пальма-Барселона-Самара, т.е. перелет к месту отдыха и обратно ходил со стыковкой в Барселоне. При перелете к месту отдыха (Пальма) стыковочное время составляло около 04 часов. При обратном перелете стыковочное время между рейсами составляло 01 час 05 минут, кроме того, рейс самолета с Пальмы задержался более чем на 20 минут, и соответственно прилетел в Барселону со значительным опозданием. Т.е. у него оставалось около 45 минут, чтобы произвести посадку на следующий рейс. Хотя согласно мировым стандартам международной ассоциации воздушного транспорта (INTERNATIONAL AIR TRANSPORT ASSOCIATION, IATA) минимальное стыковочное время (Minimum connection times, МСТ) при пересадке с внутреннего рейса на международный рейс составляет 60 минут. В дополнение ко всему произошла длительная временная задержка при пограничном контроле. Таким образом, у него фактически не было возможности успеть на рейс до Самары. Ему пришлось понести незапланированные материальные расходы и самостоятельно приобрести билеты до Самары. По приезду в Самару с целью возмещения понесенных им расходов обратился с претензией к ответчику, однако в удовлетворении претензионных требований отказано. Ответчик не оказал в полном объеме услуги, предусмотренные Договором и действующим законодательством. Объем неоказанных или оказанных некачественно услуг оценивает в 25% от стоимости услуг по Договору, что составляет: *** руб. Кроме того, в его пользу подлежит возврату ущерб в размере приобретения стоимости авиабилетов Пальма-Барселона-Прага-Самара в размере ***
Просит взыскать с ООО «Агентство путешествий «Натали» в пользу С. В. Н. компенсацию материального ущерба в размере *** руб., компенсацию морального вреда *** руб., неустойку в размере *** руб., а также штраф в размере 50 % от суммы, присужденной к взысканию с ответчика в пользу истца, а именно *** руб.
В судебном заседании истец С. В. Н. заявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просит удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика «Агентство путешествий «Натали» в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен по почте, направил суду письменные возражения на иск, в которых указал на то, что все услуги по турпродукту, приобретенному истцом, были своевременно и в полном объеме подготовлены к предоставлению туристам. В случае изменения вылета рейса данное право предоставлено авиакомпании, в связи с чем, вина по изменению времени рейса туроператора или агента отсутствует, просит в иске отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения истца, изучив материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьями 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев предусмотренных законом.
В силу статьи 4 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от дата N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности" туристский продукт определен как комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену по договору о реализации туристского продукта.
В соответствии со статьёй 1 Федерального закона от дата№...-Ф3 "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации":
туристская деятельность - туроператорская и турагентская деятельность, а также иная деятельность по организации путешествий;
туристский продукт - комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта;
туроператорская деятельность - деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом (далее - туроператор);
турагентская деятельность - деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (далее - турагент).
В соответствии со статьёй 6 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" продвижение и реализация туристского продукта турагентом осуществляются на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, - от своего имени.
В договоре, заключаемом между туроператором и турагентом, должны содержаться:
условия продвижения и реализации турагентом туристского продукта; полномочия турагента на совершение сделок с туристами и (или) иными заказчиками от имени туроператора;
условие, предусматривающее возможность (невозможность) заключения турагентом субагентских договоров;
порядок взаимодействия туроператора и турагента в случае предъявления им претензий туристов или иных заказчиков по договору о реализации туристского продукта, а также в случае необходимости оказания экстренной помощи туристу;
условие, предусматривающее возможность осуществления выплат туристам и (или) иным заказчикам страхового возмещения по договору страхования ответственности туроператора либо уплаты денежной суммы по банковской гарантии в случае < заключения договора о реализации туристского продукта между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом;
взаимная ответственность туроператора и турагента, а также ответственность каждой из сторон перед туристом и (или) иным заказчиком за непредставление или представление недостоверной информации о туристском продукте, за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта.
Согласно абзацу пятому статьи 6 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" турист имеет право на возмещение убытков и компенсацию морального вреда в случае невыполнения условий договора о реализации туристского продукта туроператором или турагентом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода) (ч. 2).
Абзацем 4 п. 1 ст. 29 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" предусмотрено, что потребитель вправе потребовать, в том числе, полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с недостатками выполненной работы (оказанной услуги). Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В соответствии со статьёй 9 Федерального закона от дата N- 132-ФЭ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" туроператор несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг, входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться или оказывались эти услуги).
Туроператор отвечает перед туристами или иными заказчиками за действия (бездействие) третьих лиц, если федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации не установлено, что ответственность перед туристами несет третье лицо.
Туроператор несет ответственность перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского продукта, заключенному турагентом как от имени туроператора, так и от своего имени.
В соответствии со статьей 10.1 Федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" договор о реализации туристского продукта, заключаемый между туристом и (или) иным заказчиком и турагентом, должен включать информацию о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и (или) иному заказчику услуги по договору о реализации туристского продукта, является туроператор. При реализации турагентом туристского продукта от своего имени в договоре с туристом и (или) заказчиком должно содержаться указание на туроператора, сформировавшего туристский продукт, в том числе на способы связи с туроператором (номера телефонов, факсов, адрес сайга в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет", адрес электронной почты и другие сведения).
С учетом положений статьи 39 Закона «О защите прав потребителей» к отношениям, возникающим из договоров об оказании отдельных видов услуг с участием гражданина, последствия нарушения условий которых, не подпадают под действие главы III Закона, должны применяться общие положения Закона о защите прав потребителей, в частности о праве граждан на предоставление информации (статьи 8 - 12), об ответственности за нарушение прав потребителей (ст. 13), о возмещении вреда (ст. 14), о компенсации морального вреда (ст. 15), об альтернативной подсудности (п.2 ст. 17), а также об освобождении от уплаты государственной пошлины (п. 3 ст. 17) в соответствии с п. 2 и 3 ст. 333.36 НК РФ.
В соответствии со статьей 15 Закона «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.
В судебном заседании установлено, что дата между С. В. Н. и Обществом с ограниченной ответственностью «Агентство путешествий «Натали» заключен Договор №... (л.д.10-14).
Согласно условиям Договора Ответчик обязался предоставить Истцу туристский продукт и/или туристские услуги в Испании (о.Майорка): перелет Самара (дата)-Барселона-Пальма-Барселона- Самара( дата), трансфер дата аэропорт Пальма-отель HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3*-аэропорт Пальма дата, медицинская страховка, проживание HOTEL PENERO BAHIA DE PALMA 3* по системе все включено, двухместный номер с дата по дата (13 ночей), а Истец обязуется оплатить туристский продукт и/или туристские услуги.
Истец обязательства по Договору исполнил, что подтверждается Чеком на оплату от дата на сумму *** руб. (л.д.14).
В судебном заседании истец пояснил, что в аэропорту Пальмы его не встретили и до гостиницы пришлось добираться самостоятельно, в связи с чем просит взыскать с ответчика неустойку за некачественно оказанную услугу в размере 25 % стоимости турпутевки.
Вместе с тем в стоимость забронированного агентством туристского продукта не входило обслуживание на курорте.
Из ответа ответчика на претензию истца следует, что по итогам переговоров с иностранным поставщиком было принято решение о возврате стоимости трансфера по маршруту «аэропорт-отель» в сумме *** руб. По вопросу возврата указанной суммы истец не лишен права обратиться по месту приобретения тура.
Таким образом, учитывая изложенное, суд не усматривает оснований для возложения на ответчика обязанности по возврату 25% от стоимости услуг по договору, что составляет ***
Кроме того, истец указал на то, что в соответствии с п. 1.1. Договора, Ответчик обязан предоставить перелет: Самара-Барселона-Пальма-Барселона-Самара. Перелет к месту отдыха и обратно ходил со стыковкой в Барселоне. При перелете к месту отдыха (Пальма) стыковочное время составляло около 04 часов. При обратном перелете стыковочное время между рейсами составляло 01 час 05 минут, рейс самолета с Пальмы задержался более чем на 20 минут, и соответственно прилетел в Барселону со значительным опозданием, в связи с чем, оставалось около 45 минут, чтобы произвести посадку на следующий рейс. В дополнение ко всему произошла длительная временная задержка при пограничном контроле, потому фактически не было возможности успеть на рейс до Самары.
С. В. Н. понес также незапланированные материальные расходы на приобретение билетов до Самары в размере 42 706 руб., которые просит взыскать с ответчика.
На основании статьи 103 Воздушного кодекса Российской Федерации, по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воз- душного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу.
В то же время, в силу части 1 статьи 102 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчики при выполнении воздушных перевозок обязаны соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами.
Согласно пункту 1 статьи 107 Воздушного кодекса Российской Федерации перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, договор воздушной перевозки груза в случае нарушения пассажиром, грузовладельцем, грузоотправителем паспортных, таможенных, санитарных и иных установленных законодательством Российской Федерации требований в части, касающейся воздушной перевозки, при международных воздушных перевозках также правилами, определенными соответствующими органами государства вылета, назначения или транзита.
Согласно Федеральным авиационным правилам «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей», утвержденных Приказом Минтранса России №... от дата (далее Правила), пассажир обязан соблюдать законодательство Российской Федерации, международные договоры Российской Федерации и законодательство страны, на территорию, с территории или через территорию которой осуществляется перевозка пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности пассажиров, багажа и грузов, выполнения требований по обеспечению безопасности полетов, авиационной безопасности и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля.
Пунктом 77 Правил предусмотрено, что для перевозки пассажира, багажа перевозчик обеспечивает проведение регистрации пассажиров и оформления багажа.
Из пункта 80 Правил следует, что пассажир должен заблаговременно, не позднее установленного перевозчиком времени прибыть к месту регистрации пассажиров и оформления багажа для прохождения установленных процедур регистрации и оформления багажа, оплаты сверхнормативного и (или) другого подлежащего оплате багажа, прохождения досмотра и т.п. (далее - предполетные формальности) и выполнения требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка, а также к месту посадки на борт воздушного судна.
В силу пункта 81 Правил, регистрация пассажиров и оформление багажа на рейсы в аэропорту заканчивается не ранее чем за 40 минут до времени отправления воздушного судна по расписанию или по плану (графику) чартерных перевозок. Время окончания регистрации в пунктах регистрации, расположенных за пределами аэропорта, а также регистрации на интернет-сайте перевозчика устанавливается перевозчиком с учетом времени, необходимого для доставки (прибытия) пассажиров и багажа в аэропорт отправления для посадки (погрузки) в воздушное судно и прохождения предполетных формальностей и требований, связанных с пограничным, таможенным, санитарно-карантинным, ветеринарным, карантинным фитосанитарным видами контроля, предусмотренными законодательством Российской Федерации или законодательством страны, с территории которой осуществляется перевозка.
Из пункта 84 Правил следует, что при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна. При необходимости в посадочном талоне дополнительно может указываться другая информация.
Пунктом 90 Правил предусмотрено, что пассажир должен прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне. Посадка пассажира на борт воздушного судна производится при предъявлении пассажиром посадочного талона на соответствующий рейс.
Из пункта 91 Правил следует, что пассажиру, опоздавшему ко времени окончания регистрации пассажиров и оформления багажа или посадки в воздушное судно, может быть отказано в перевозке данным рейсом. Багаж зарегистрированного пассажира, не явившегося на посадку в воздушное судно, подлежит снятию с воздушного судна и обязательному досмотру.
Таким образом, ответственность за изменение времени вылета рейса и вытекающие последствия перед туристами несет непосредственно авиаперевозчик, который на основании запроса пассажира принимает решение о размере компенсации в связи с указанными событиями.
Судом установлено, что в состав туристического продукта был включен авиаперелет рейсом VY 3919 по маршруту Пальма-де-Майорка - Барселона.
По информации, полученной ответчиком от авиакомпании Vueling, регистрация на рейс VY 7708 Барселона-Самара закончилась в 21:35, а посадка была закрыта в 22:30, при этом, с учетом задержки в 15-20 минут рейс VY 3919 Пальма-де-Майорка - Барселона приземлился в Барселоне в 20:30, то есть за 1 час до закрытия посадки на рейс VY 7708 Барселона-Самара.
Из вышеуказанного, суд приходит к выводу о том, что истец и сопровождающий турист были своевременно доставлены в аэропорт Барселоны, зарегистрировались на рейс, получив посадочные талоны на рейс VY 7708 Барселона-Самара, вовремя доставлены в аэропорт, так как ими были осуществлены необходимые формальности, а именно, регистрация на рейс. Данный факт свидетельствует о том, что у Истца было в распоряжении необходимое время для прохождения всех предполетных формальностей и совершения посадки на рейс, поскольку по истечению необходимого времени регистрация на рейс не осуществляется.
Доказательств обратного, истцом суду не представлено.
Более того, на посадочном талоне, выдаваемом при регистрации пассажирам, указывается точное время вылета с учетом каких-либо изменений, в целях обеспечения точного расписания полетов все пассажиры должны прибыть к выходу на посадку на борт воздушного судна не позднее времени окончания посадки на рейс, указанного в посадочном талоне.
Истец прошел регистрацию на рейс VY 7708 Барселона-Самара, а, следовательно, получил посадочный талон с указанием в нем времени вылета и времени прибытия к посадке - данная информация была ему известна. Допуск к регистрации на рейс подтверждает также тот факт, что имелось достаточно времени для прибытия к посадке на рейс.
Таким образом, обязанность своевременного прибытия не только к месту регистрации пассажиров, но и к месту посадки на борт воздушного судна законодательно закреплена за пассажиром в соответствии с п. 80 Правил, в связи с чем, истец был обязан своевременно прибыть к месту посадки самолета.
Допустимых доказательств, свидетельствующих об отсутствии информации об изменении вылета авиарейса VY 7708 Барселона-Самара, либо предоставления недостоверной информации о времени вылета ответчиком, истцом не предоставлено.
Поскольку нарушений прав истца со стороны ответчика судом не установлено, оснований для удовлетворения исковых требований в части возмещения расходов, связанных с самостоятельным приобретением билетов Пальма-Барселона-Прага – Самара в сумме 42706 руб. не имеется.
Кроме того, в соответствии с пп. 4 п.1 ст. 108 Воздушного кодекса РФ уплаченная пассажиром провозная плата (стоимость авиабилета) не возвращается, если пассажиром заключен договор воздушной перевозки, предусматривающий условие о невозврате провозной платы (т.е. приобретен "невозвратный" билет).
Авиабилеты, приобретенные в составе тура, выписаны и подтверждены авиакомпанией, следствием чего явилась регистрация истца на рейс. В соответствии с условиями договора авиаперевозки авиабилеты содержат условие «Non Refundable» - «Невозвратный» билет, что подразумевает отсутствие возможности вернуть уплаченную стоимость в соответствии с правилами и тарифом авиакомпании.
Информация о данном свойстве туристского продукта должна быть, согласно условиям агентского договора, доведена до сведения клиента.
Из материалов дела следует, что истец подписал Договор, получив всю информацию в доступной форме и не имея вопросов к агенту либо туроператору.
Сведения о том, что авиабилеты не подлежат возврату, также имеются в памятке туриста, информация о том, что билеты, приобретенные в составе туров, приобретаются по невозвратным тарифам, представлена в открытом доступе на официальном сайте ответчика.
Таким образом, учитывая, что истец воспользовался туристическими услугами по приобретенному им турпродукту в срок и на условиях заключенного договора, ответчиком условия договора не нарушались и были предприняты всевозможные меры для своевременной доставки туристов в аэропорт, требования истца части взыскания неустойки в размере 138 012 руб. не подлежат удовлетворению.
Поскольку судом не установлено нарушение ответчиком прав истца как потребителя, исковые требования о компенсации морального вреда в размере *** руб. и штрафа за неисполнение в добровольном порядке прав потребителя в сумме *** руб. также не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
Иск С. В. Н. к ООО «Агентство путешествий «Натали» оставить без удовлетворения в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский районный суд адрес в течение месяца со дня принятия в окончательном виде.
В окончательном виде решение суда принято 16.05.2016г.
Председательствующий: Курмаева А.Х.