ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2213/2016 от 24.05.2016 Котласского городского суда (Архангельская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 мая 2016 года г. Котлас

Котласский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Мартынюк И.А.

при секретаре Головиной Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

установил:

Сосногорский транспортный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – ФГП ВО ЖДТ России) о признании незаконным бездействия в виде необеспечения охраны органами внутренних дел комнаты хранения оружия стрелковой команды станции Сосногорск Котласского отряда-структурного подразделения филиала федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» на Северной железной дороге, и о возложении обязанности в течение трех месяцев со дня вынесения судом решения организовать охрану комнаты для хранения оружия стрелковой команды путем подключения охранно-пожарной сигнализации на пульт центрального наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации. В обоснование требований указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки в стрелковой команде станции Сосногорск Котласского отряда -структурного подразделения филиала ФГП ВО ЖДТ России на Северной железной дороге по адресу: ...., выявлены нарушения действующего законодательства Российской Федерации, а именно не организованы охрана комнаты для хранения оружия средствами органов внутренних дел.

В судебном заседании старший помощник Котласского транспортного прокурора Кудинов Д. А., действующий по поручению, исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика и третьего лица ФИО1 по доверенности с требованиями прокурора не согласился, просил отказать в их удовлетворении. Пояснил, что охрана комнат хранения оружия силами ФГП ВО ЖДТ России является самостоятельным способом охраны в силу того, что указанное предприятие на законных основаниях занимается охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и патроны. Указал, что прокурором не доказано, что существующая организация ответчиком охраны комнат хранения оружия не достаточна и ставит под угрозу обеспечение сохранности оружия и безопасность его хранения, не исключает доступ к нему посторонних лиц, а вневедомственная охрана МВД сможет лучше обеспечить его сохранность.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями пятой и шестой статьи 22 Федерального закона от 13 декабря 1996 года №150-ФЗ «Об оружии» (в редакции с последующими изменениями и дополнениями) (далее – Закон об оружии) гражданское и служебное оружие должно храниться в условиях, обеспечивающих его сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к нему посторонних лиц.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 28 Закона об оружии контроль за оборотом гражданского и служебного оружия на территории Российской Федерации осуществляют органы внутренних дел и органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации выдавать лицензии на производство гражданского и служебного оружия, а также органы государственного надзора за соблюдением государственных стандартов Российской Федерации.

Требования к условиям хранения различных видов гражданского и служебного оружия и патронов к нему определяются Правительством Российской Федерации, которое Постановлением от __.__.__ «О мерах по регулированию оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации» утвердило Правила оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории РФ.

Пунктами Пунктами 55, 58 Правил предусмотрено, что юридические лица после получения в органах внутренних дел разрешений на хранение или на хранение и использование оружия в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации, обязаны хранить оружие и патроны в условиях, обеспечивающих их сохранность, безопасность хранения и исключающих доступ к ним посторонних лиц.

Требования по инженерному и техническому оборудованию средствами охраны, организации пропускного режима и режима внутри объекта, на складах и в хранилищах оружия и патронов, в помещениях для показа, демонстрации либо торговли оружием и патронами, в стрелковых тирах и на стрельбищах, расположенных вне производственных территорий, а также требования по размещению оружия и патронов в местах их хранения устанавливаются Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Требования к размещению оружия, оборудованию оружейных комнат, хранилищ, складов установлены разделом XX Инструкции по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от __.__.__ «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от __.__.__» (далее – Инструкция).

Согласно абзацу 1 пункта 169.6 Инструкции комната для хранения оружия должна быть оборудована средствами пожаротушения по нормам, установленным Государственной противопожарной службой МЧС России, и многорубежной охранно- пожарной сигнализацией (не менее двух рубежей). Все рубежи охранно-пожарной сигнализации подключаются на пульт централизованного наблюдения подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации в целях осуществления органами внутренних дел возложенных на них контрольных функций.

При этом абзацем 5 указанного пункта Инструкции установлено, что охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны организаций (обособленных охранных подразделений, постов), занимающихся на законных основаниях охранной деятельностью на объектах, где размещаются оружие и (или) патроны.

В соответствии с пунктом 3.1 Инструкции о порядке учета, хранения, выдачи, использования и транспортировки федеральным государственным предприятием «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» специальных средств, боевого ручного стрелкового и служебного оружия и патронов к нему, утвержденной Приказом Федерального агентства железнодорожного транспорта от __.__.__, хранение оружия и патронов осуществляется на основании выданного органом внутренних дел на транспорте разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

В силу пункта 3.3 данной Инструкции комната хранения оружия и патронов должна соответствовать требованиям, установленным Приказом МВД России от __.__.__ «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от __.__.__». Охранно-пожарная сигнализация также может подключаться на пульты охраны оперативного дежурного по филиалу (отряда), начальника караула подразделения ФГП ВО ЖДТ России и (или) поста охраны.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от __.__.__ № 77-ФЗ «О ведомственной охране» (далее – Закон о ведомственной охране) основными задачами ведомственной охраны являются защита охраняемых объектов от противоправных посягательств, обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутриобъектного режимов, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах, а также иные задачи, которые могут быть возложены на ведомственную охрану в соответствии с федеральными законами.

Согласно статье 8 Закона о ведомственной охране ведомственная охрана осуществляет защиту охраняемых объектов, являющихся государственной собственностью и находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Защита охраняемых объектов иных форм собственности, находящихся в сфере ведения соответствующих федеральных органов исполнительной власти, осуществляется в соответствии с заключенными договорами.

Согласно абзацу первому статьи 9 Закона о ведомственной охране работники ведомственной охраны при исполнении должностных обязанностей имеют право на использование специальных средств и служебного огнестрельного оружия.

В соответствии с Уставом Федерального государственного предприятия «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» ответчик осуществляет охрану перевозимых грузов, объектов железнодорожного транспорта и подвижного состава с использованием специальных средств и огнестрельного оружия.

На основании статьи 2 Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от __.__.__, ведомственная охрана создается Федеральным агентством железнодорожного транспорта и предназначается для защиты наиболее важных объектов железнодорожного транспорта общего пользования и иных объектов железнодорожного транспорта, находящихся в сфере ведения агентства, от противоправных посягательств, охраны грузов (в том числе специальных грузов) в пути следования и на железнодорожных станциях в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также для участия в обеспечении транспортной безопасности, организации и осуществления профилактики пожаров.

Пунктом 19 названного Положения определено, что Федеральное агентство железнодорожного транспорта организует получение ведомственной охраной во временное пользование в органах внутренних дел боевого ручного стрелкового оружия для исполнения, возложенных на неё обязанностей по защите охраняемых объектов и охране грузов.

Пунктом 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от __.__.__ №3-ФЗ «О полиции» на полицию возложена обязанность охранять на договорной основе имущество граждан и организаций, а также объекты, подлежащие обязательной охране полицией в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от __.__.__-р утвержден перечень объектов, подлежащих обязательной охране полицией, согласно пункту 7, которого комнаты хранения оружия органов и организаций системы МВД России, юридических лиц с особыми уставными задачами, участков инкассации Центрального банка Российской Федерации (Банка России) и на объектах, подведомственных Минприроды России.

Следовательно, полиция как субъект, обязанный охранять объекты, перечисленные в перечне, осуществляет деятельность по обеспечению безопасности и защите этих объектов на основе совокупности различных мер, в том числе охранных.

Приказом МВД России от __.__.__ утверждены Правила организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией (далее – Правила от __.__.__).

Эти Правила регламентируют действия подразделений вневедомственной охраны территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по организации охраны объектов, подлежащих обязательной охране полицией в соответствии с Перечнем объектов, подлежащих обязательной охране полицией, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от __.__.__-р, в рамках реализации пункта 25 части 1 статьи 12 Федерального закона от __.__.__ – ФЗ «О полиции» на договорной основе.

Как следует из материалов дела, Сосногорским линейным отделом МВД России на транспорте ответчику были выданы разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему.

Так, СК .... РХИ разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему было выдано __.__.__ сроком действия до __.__.__.

Комнаты хранения оружия (далее – КХО) ответчика расположены в здании, принадлежащем ФГП ВО ЖДТ России на праве хозяйственного ведения. Указанное здание обнесено металлическим ограждением по всему периметру земельного участка. Данное здание находится в полосе отвода земель железной дороги непосредственно в запретной зоне объектов железнодорожного транспорта особой важности, которые охраняются исключительно ФГП ВО ЖДТ России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от __.__.__-р.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от __.__.__-р утвержден перечень наиболее важных объектов железнодорожного транспорта, подлежащих охране подразделениями ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта, в который включены искусственные сооружения и другие объекты стратегического назначения, за исключением объектов, подлежащих охране подразделениями внутренних войск МВД России; посты электрической централизации внеклассных железнодорожных станций и железнодорожных станций первого класса; информационные вычислительные центры и узлы связи; центры диспетчерского управления; запасные пункты управления; базы и склады специального назначения; парки узловых железнодорожных станций, сортировочные парки станций и парки станций, где осуществляются работы с опасными грузами; объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение (предназначенные для выполнения мобилизационных планов).

Согласно схеме охраняемого объекта, доступ к КХО разрешен только дежурной смене работников стрелковых команд и только по удостоверениям. КХО не имеет прямого выхода на улицу (в том числе окон), что подтверждается проверкой, проведенной лицензионно-разрешительным подразделением полиции, на соответствие КХО установленным законодательством требованиям.

КХО СК .... оборудована многорубежной (три рубежа) охранно-пожарной сигнализацией, подключенной как на круглосуточный пульт центрального наблюдения, расположенного в караульном помещении самой стрелковой команде, с целью дополнительного усиления сохранности оружия установленная КХО сигнализация подключена к системе интегрированной охраны с выводом радиосигнала от датчиков, расположенных непосредственно в стрелковой команде (место хранения оружия) на пост охраны Сосногорского регионального центра связи, расположенного по адресу .....

Обслуживание ОПС производится специалистами Котласского отряда ведомственной охраны по техническим средствам и пожарной автоматике в соответствии с выдаваемыми лицензиями, так лицензия -Б/00059 от __.__.__ бессрочно МЧС России на производство по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Органами полиции неоднократно проводились проверки КХО ответчика, так в 2014 году было проведено 3 проверки комнаты хранения оружия в СК ...., а в 2015 году было проведено 4 проверки КХО. Во всех случаях нарушений в хранении, размещении и использовании оружия по КХО не было выявлено. Последняя проверка КХО органами полиции проводилась __.__.__, т.е. после проверки Сосногорской транспортной прокуратурой. По результатам проверки органами полиции, которым согласно требованиям закона делегированы таковые полномочия, недостатков в хранении оружия не выявлено.

Пропускной и внутриобъектовый режимы на территории и в помещения подразделения обеспечиваются двумя вооруженными огнестрельным оружием работниками, а также используемыми техническими средствами охраны, которые обеспечивают сохранность оружия и боеприпасов, безопасность их хранения, исключая доступ посторонних лиц в период хранения, выдачи, приёма, заряжения, разряжения, обслуживания и проведения контрольно - проверочных мероприятий. При этом используются: радио канальная система передачи извещений (РСПИ Дельта Р) на пульт централизованного наблюдения, система видеонаблюдения за прилегающей территорией и в помещении команды; в здании СК .... установлены 6 видеокамер внутри помещения, в том числе непосредственно установлено в комнате заряжения оружия и в комнате начальника караула, которые обеспечивают контроль за дверью в комнату хранения оружия. Кроме того, 5 видеокамер установлены с наружи здания по его периметру, система имеет видеорегистратор, позволяющий осуществлять контроль за доступом в комнату хранения оружия и контроль действий постовых поста и дежурной смены в целом; пульт централизованного наблюдения, обеспечивающий автоматический контроль, сбор и хранение информации о вскрытии комнаты хранения оружия с отражением временной информации вплоть до секунды; система контроля управления доступом. При открытии комнаты хранения оружия вход и выход в помещения команд автоматически блокируется.

Таким образом, исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу, что подключение охранно-пожарной сигнализации КХО на объектах ответчика на пульт собственного подразделения, а не на пульт централизованного подразделения вневедомственной охраны при органе внутренних дел Российской Федерации, не свидетельствует о незаконном бездействии ФГП ВО ЖДТ России в вопросах организации оборота оружия.

Доводы прокурора в исковом заявлении о том, что организация хранения оружия путем подключения охранно-пожарной сигнализации на объектах ответчика на пульт собственного подразделения не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия и безопасность хранения, опровергается материалами дела.

В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принципы состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что совокупность принятых ответчиком охранных мер не создает условий, обеспечивающих сохранность оружия, не исключает доступ к нему посторонних лиц, создает условия для совершения преступлений в сфере незаконного оборота оружия, прокурором не представлено.

Поскольку полиция организует охрану объектов, подлежащих обязательной охране полицией на договорной основе, а в действующем законодательстве, регулирующем вопросы по обороту оружия, отсутствуют нормы, обязывающие ответчика заключить такой договор, суд не находит правовых оснований для удовлетворения исковых требований прокурора о возложении на ФГП ВО ЖДТ России обязанности по организации охраны помещения для хранения оружия стрелковой команды в соответствии с требованиями действующего законодательства органами внутренних дел.

Поэтому в удовлетворении исковых требований прокурора надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Сосногорского транспортного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к федеральному государственному предприятию «Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельском областном суде в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Котласский городской суд.

Председательствующий И.А. Мартынюк