ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2214/2013 от 08.11.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

К делу № 2- 2214/ 2013 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Темрюк 8 ноября 2013 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Вовк И. В.,

при секретаре Пивень А. И.,

с участием прокурора – помощника прокурора Темрюкского района Лигачевой А. Ю.,

представителя Управления образования администрации муниципального образования Темрюкский район ФИО1, заведующей МБОУ детский сад № <адрес> Г, заведующей МБОУ детский сад № х. <адрес> Б, заведующей МБОУ детский сад № ст. <адрес> К, заведующей МБОУ детский сад № ст. <адрес> К, заведующей МБОУ детский сад № ст. <адрес> В, заведующей МБОУ детский сад № ст. <адрес> М, заведующей МБОУ детский сад № ст. <адрес> Д, представителя администрации муниципального образования <адрес> Г,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Управлению образования администрации муниципального образования <адрес>, администрации муниципального образования <адрес>, МБОУ детский сад № <адрес>, МБОУ детский сад № х. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес> об обязывании обеспечения охранниками, имеющими лицензию,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в Темрюкский райсуд с исковым заявлением к Управлению образования администрации муниципального образования <адрес>, МБОУ детский сад № <адрес>, МБОУ детский сад № х. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес> об обязывании обеспечения охранниками, имеющими лицензию.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ прокурор подал в суд заявление об уточнении исковых требований, в котором просил привлечь в качестве соответчика администрацию муниципального образования <адрес>, уточнил исковые требования, просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в МБОУ детский сад №21, МБОУ детский сад №23, МБОУ детский сад №16, МБОУ детский сад №26, МБОУ детский сад №24, МБДОУ детский сад ОВ № 25, МБОУ детский сад № охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности, обязать администрацию муниципального образования <адрес> в 2014 выделить из бюджета муниципального образования <адрес> на безопасность образовательного учреждения и профилактики терроризма и экстремизма в части обеспечения в МБОУ детский сад №21, МБОУ детский сад №23, МБОУ детский сад №16, МБОУ детский сад №26, МБОУ детский сад №24, МБДОУ детский сад ОВ № 25, МБОУ детский сад № охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности, обязать управление образованием администрации муниципального образования <адрес> и МБОУ детский сад №21, МБОУ детский сад №23, МБОУ детский сад №16, МБОУ детский сад №26, МБОУ детский сад №24, МБДОУ детский сад ОВ № 25, МБОУ детский сад № принять меры по обеспечению охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности по мере поступления соответствующих денежных средств.

В исковом заявлении прокурор <адрес> указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 учебном году. В соответствии с п. 18 ст. 2 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана. В силу п. 1 ч. 4 ст. 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к образовательным учреждениям, в том числе относятся дошкольные учреждения. Согласно ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. Частью 1 статьи 1 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частью 2 ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов на объектах. В силу ч.1 ст. 11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. При этом ч.3 ст.3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги. В ходе проверки, а также на основании информации ОМВД РФ по <адрес>, установлено, что в муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждениях детских садах № 21, №23, №16, №26, №24, № 25, № договоры с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг не заключены. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутриобъектового и пропускного режимов в детских садах осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющегося работником частной охранной организации. Непринятие мер со стороны руководства детских садов № 21, №23, №16, №26, №24, № 25, № при отсутствии должного уровня контроля и руководства со стороны Управления образования муниципального образования <адрес> организационных мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а также влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанных учреждениях, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанных образовательных учреждений, количество которых постоянно меняется и является неопределенным кругом лиц. Органом, осуществляющим функции Учредителя и собственника имущества детских садов, является администрация муниципального образования <адрес>. В соответствии с положениями Уставов МБОУ детских садов источниками формирования имущества и финансовых ресурсов учреждений являются бюджетные поступления в виде субсидий, финансирование учреждений обеспечивает содержание зданий (включая расходы на коммунальные услуги, освещение, текущий ремонт и прочие аналогичные расходы). Указанные обстоятельства являются поводом и основанием в соответствии со ст. 45 ГПК РФ для обращения прокурора в суд в целях защиты прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор Лигачева А. Ю. поддержала уточненные требования прокурора <адрес> и просила их удовлетворить.

Представитель Управления образования администрации муниципального образования <адрес> Г считает, что необходимо удовлетворить заявленные прокурором требования частично, она возражает против признания незаконным бездействия Управления образованием и муниципальных бюджетных образовательных учреждений по осуществлению физической защиты объектов образовательного учреждения. Суду она пояснила, что в муниципальном образовании <адрес> 88 объектов образования: 33 школы, 48 дошкольных образовательных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования детей. Согласно п. 2.1.2 типовой инструкции по организации защиты образовательных учреждений на территории <адрес> от террористической угрозы и иных посягательств экстремистского характера обеспечение охраны возможно штатными сторожами (вахтерами). Штатными расписаниями детских садов № 21, №23, №16, №26, №24, № 25, № предусмотрено наличие четырех ставок сторожей-вахтеров, что позволяет осуществлять круглосуточный контроль на объекте образования. Должностной инструкцией сторожа (вахтера) вменено в обязанность работника осуществление пропускного режима в здание учреждения, а в дошкольных образовательных учреждениях и на территорию образовательного учреждения с ведением соответствующего журнала. Учреждения образования реализуют возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных учреждений в пределах выделенных средств и штата детсадов. В муниципальном образовании <адрес> действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений <адрес>» на 2012-2013 годы. Данная программа финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общее финансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципального бюджета 11090 800 рублей. Программой предусмотрено выполнение мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности, на мероприятия по антитеррористической безопасности из муниципального бюджета выделено 2 748 100 рублей, из них 2 025 000 рублей на оплату услуг частным охранным предприятиям. За счет этих средства осуществляется охрана в двенадцати общеобразовательных учреждениях и оплата услуг по круглосуточному наблюдению за объектами образования. По условиям программы, финансирование мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета. На основании сметного расчета, для обеспечения специализированной охраной учреждений образования только на время пребывания в них детей необходимо 22 659780 рублей, для осуществления круглосуточной охраны 72 401400 рублей, но такие средства не выделяются муниципальным бюджетом. То есть ежемесячная зарплата сторожа составляет 4500 рублей, а специализированная охрана стоит 95 рублей в час, 950 рублей в день, а в месяц это около 20000 рублей. В целях антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов образования, во всех детсадах в 2013 году была установлена современная тревожная кнопка, оборудованная мобильным устройством, которое всегда находится у сторожа (вахтера), а тревожный сигнал немедленно поступает на пульт вневедомственной охраны, откуда производится выезд группы немедленного реагирования.

Заведующая МБОУ детский сад № <адрес> Г в судебном заседании пояснила, что необходимо удовлетворять иск прокурора.

Заведующая МБОУ детский сад № х. <адрес> Б в судебном заседании пояснила, что необходимо удовлетворять иск прокурора, администрация муниципального образования <адрес> выделит деньги и она наймет охранников.

Заведующая МБОУ детский сад № ст. <адрес> К суду пояснила, что нужно удовлетворять иск прокурора, в ее садике обучается 160 детей, поэтому специализированная охрана необходима.

Заведующая МБОУ детский сад № ст. <адрес> К в судебном заседании иск прокурора признала, пояснив суду, что специализированная охрана в садиках нужна.

Заведующая МБОУ детский сад № ст. <адрес> В в судебном заседании пояснила, что необходимо удовлетворять иск прокурора, поскольку в дневное время дошкольному учреждению квалифицированная охрана необходима.

Заведующая МБОУ детский сад № ст. <адрес> М в судебном заседании пояснила, что необходимо удовлетворять иск прокурора, поскольку хотя бы в дневное время детский сад нужно охранять.

Заведующая МБОУ детский сад № ст. <адрес> Д в судебном заседании иск прокурора признала.

Представитель администрации муниципального образования <адрес> Г иск прокурора <адрес> не признала. Суду она пояснила, что ни в приведенных прокурором законах, ни в иных действующих законах нет прямого указания на то, что охрану образовательного учреждения должно осуществлять лишь лицо, обладающее статусом частного охранника и являющееся работником частной охранной организации. Охрана относится к сервисной службе, задача охраны - контроль допуска на объект посторонних людей. В МБДОУ детских садах № 21, №23, №16, №26, №24, № 25, № имеются сотрудники, отвечающие за регистрацию и допуск на объект посторонних лиц - сторожа, которые работают круглосуточно на основании трудовых договоров, на что из бюджета выделяются денежные средства. Работа же по предотвращению террористических актов является деятельностью иных служб. Поэтому заявленные прокурором требования являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы гражданского дела, считает, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению частично.

Согласно ч. 7 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательных учреждений. В соответствии с ч.3 ст. 3 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» в целях охраны разрешается предоставление услуг в виде защиты жизни и здоровья граждан. Согласно ч.1 ст.11 Закона РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание услуг, перечисленных в части третьей ст. 3 этого Закона, разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Рассматривая положения названных законов, следует сделать вывод об обязанности охраны жизни и здоровья детей, сотрудников образовательных учреждений, находящихся в детсадах, именно организацией, имеющей лицензию на данный вид охранной деятельности.

Исходя из п.1.2 Уставов МБОУ детских садов №21, №23, №16, №26, №24, №25, № учредителем учреждений является муниципальное образование <адрес>, которое также является собственником имущества. В п. 7.8 Уставов сказано, что источниками формирования имущества и финансовых ресурсов детских садов являются бюджетные поступления в виде субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели. Как установлено в судебном заседании, администрацией муниципального образования <адрес> осуществляется финансирование оплаты труда сторожей в детсадах и сигнализации с тревожной кнопкой, выведенной на пульт вневедомственной охраны. Непринятие администрацией <адрес> мер по выделению денежных средств на обеспечение охраной, осуществляемой специализированными организациями, влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, обучающихся в указанных детских садах, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию образовательных учреждений.

Согласно ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав обоснованным заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего, принимает решение об обязанности соответствующего органа местного самоуправления, должностного лица, муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. В уточненном исковом заявлении прокурора не содержится требование о признании незаконными действий Управления образования администрации муниципального образования <адрес>, МБОУ детский сад № <адрес>, МБОУ детский сад № х. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес> о непринятии мер по обеспечению охраны лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности по мере поступления денежных средств, поэтому суд не вправе обязывать их устранить нарушения, которые им не вменялись в вину.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Удовлетворить исковое заявление прокурора <адрес> частично.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии мер по выделению денежных средств на обеспечение охраной, осуществляемой организациями, специально учреждаемыми для охранной деятельности в целях защиты жизни и здоровья граждан, и имеющими лицензию, выданную органами внутренних дел, для МБОУ детский сад № <адрес>, МБОУ детский сад № х. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, МБОУ детский сад № ст. <адрес>, и обязать администрацию муниципального образования <адрес> устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод граждан.

Отказать прокурору <адрес> в остальной части заявленных требований.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в <адрес>суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий