ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2217/18 от 31.07.2018 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2 – 2217/2018 <данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 июля 2018 года г. Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Оплетиной Е.С.,

при секретаре судебного заседания Дворниковой М.А.,

с участием истца Галицкого Д.Г.,

представителей ответчика – Саврасовой Н.Ю., Захваткина А.В., действующих на основании доверенностей,

представителей третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, действующих на основании доверенностей:

администрации г. Перми – Шишигиной Е.П.,

ООО «ТехДорГрупп» - Бояршинова В.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда гражданское дело по иску Галицкого Дениса Григорьевича к Муниципальному казенному учреждению «Пермблагоустройство» о запрете строительства,

третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, ПАО «Сбербанк России», Региональная служба по тарифам Пермского края, Благотворительный фонд «Содействие-XXI век»,

у с т а н о в и л:

Галицкий Д.Г. обратился в суд с иском к МКУ «Пермблагоустройство», в котором просил запретить строительство фонтана на земельном участке без разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы проектной документации. В обоснование требований указал, что на эспланаде начато строительство фонтана, который по сообщениям СМИ строится на денежные средства ПАО Сбербанк на основании соглашения между Пермблагоустройство, Региональной службы по тарифам, фонда «Содействие-XXI век» и ООО «ТехДорГрупп». Пермблагоустройство, по имеющимся у истца данным, выступает заказчиком строительства. Согласно ответу администрации <Адрес> фонтан строится без разрешения на строительство, так как эти работы считаются работам по благоустройству. Между тем, как следует из сюжета телекомпании «Россия 1» (Вести-Пермь) от ДД.ММ.ГГГГ, под фонтаном размером 40 на 25 метров создают свайное поле из 100 свай, в чаше фонтана будет находиться 500 тонн воды. При этом всё сооружение будет подземным. Указывает, что такое подземное сооружение является объектом капитального строительства согласно п. 10 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ. Часть 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ содержит список объектов, для которых не требуется получения разрешения на строительство. Возводимое подземное сооружение не попадает ни под одно исключение. Кроме того, для получения разрешения на строительство проект фонтана должен был пройти экспертизу для подтверждения его безопасности (соответствия техническим регламентам), так как такое подземное сооружение не попадает в список исключений ч. 2 ст. 49 ГрК РФ. Строительство без необходимых разрешений является самовольным согласно ст. 222 ГК РФ. Фонтан строится на открытой для посещения всеми территории, поэтому в случае его небезопасности могут пострадать истец, и его родственники, друзья или знакомые. Строящийся без получения необходимых разрешений фонтан является угрозой нарушения конституционного права истца на безопасность (жизнь и благоприятную окружающую среду). На основании изложенного просит требования удовлетворить.

Впоследствии истец в порядке ст. 39 ГПК РФ уточнил исковые требования, указав, что сам по себе фонтан является водным устройством и не требует разрешения на строительство. Однако, размещение его оборудования запланировано в подземном монолитном железобетонном сооружении 25 на 40 метров с помещениями не менее 3 метров высотой. Именно это подземное сооружение строится, которое является объектом капитального строительства согласно п. 10 ст. 1 ГрК РФ, и не подпадает под исключение для которого не требуется получения разрешения на строительство в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ. Данное сооружение не является элементом благоустройства. Полагает, что строящееся подземное сооружение может использоваться по другому, в нём может размещаться иное оборудование или что-то совсем иное. Для получения разрешения на строительство проект подземного сооружения должен пройти экспертизу для подтверждения его безопасности. Подземное сооружение строится на территории, не просто открытой для посещения всеми желающими, а в месте, куда будут специально приглашать людей на массовые мероприятия. На крыше указанного подземного сооружения может находиться одновременно более 1000 человек, поэтому в случае его небезопасности могут пострадать сам истец, его родственники, друзья или знакомые. Строящееся без получения необходимых разрешений подземное сооружение является потенциальной угрозой нарушения конституционного права истца на безопасность (жизнь и благоприятную окружающую среду). На основании изложенного просил запретить ответчику строительство подземного сооружения овальной формы 25 на 40 метров на земельном участке без разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы проектной документации (л.д. 176-177).

В судебном заседании истец исковые требования поддержал в полном объеме, по доводам изложенным в исковом и уточненном исковом заявлении.

Представители ответчика в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований по доводам, изложенным в письменных возражениях, согласно которым на строительство фонтана не требуется получения разрешения в соответствии с градостроительным законодательством и Законом Пермского края от 14.09.2011 №805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае», поскольку фонтан относится к элементам благоустройства, а именно малой архитектурной формой, водным устройством, возводится на земельном участке предназначенном для озеленения территории, создается в целях повышения комфортности условий проживания граждан, улучшения содержания территории. Подземный этаж фонтана является составной частью конструкции фонтана, неотъемлемой от верхней части фонтана, в связи с чем разрешение на строительство подземной части фонтана не требуется. Экспертиза проектной документации в соответствии с ч. 3 ст. 49 ГрК РФ не проводится в случае, если не требуется получение разрешения на строительство. Также пояснили, что истец не конкретизировал в чем состоит нарушение его личных прав и в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ не представил доказательств нарушения его прав.

Представитель ООО «ТехДорГрупп» в судебном заседании возражал против удовлетворения требований по доводам изложенным в письменных возражениях на иск (уточненный иск), указав, что истцом не представлены доказательства нарушения конкретных прав истца, при этом истец не имеет полномочий по иницированию абстрактного судебного контроля в отношении хозяйственной деятельности муниципальных предприятий и хозяйственных субъектов. В исковом заявлении содержатся многочисленные предположения истца, не имеющие какого-либо подтверждения относимыми и допустимыми доказательства, что свидетельствуют о неисполнении истцом требований ст. 56 ГПК РФ.

Представитель администрации г. Перми в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, поддержав доводы письменных возражений, указав, что фонтан является элементом благоустройства не требующим получения разрешения на строительство, возводится на земельном участке предназначенном для этих целей. Надземная и подземная части фонтана являются единым целым и неделимым объектом. В силу действующего градостроительного законодательства, в том числе Пермского края, разрешение на строительство малых архитектурных форм не требуется. Также просила учесть, что проект разработан специализированной организацией, был проверен аттестованными работниками МКУ «Пермблагоустройство».

Представитель Региональной службы по тарифам Пермского края в судебное заседание не явился, ранее был представлен письменный отзыв, в котором содержатся возражения против удовлетворения требований, поскольку к элементам благоустройства относятся в том числе водные устройства – фонтаны, представляющие собой малые архитектурные формы, выдача разрешения на строительство которых не требуется в соответствии с ч. 17 ст. 51 ГрК РФ, Закона Пермского края от 14.09.2011 №805-ПК (л.д. 169-172).

ПАО «Сбербанк России», Благотворительный фонд «Содействие-XXI век» в судебное заседание представителей не направили, ранее просили о рассмотрении дела в отсутствие представителей, письменный отзыв по делу не направили.

Суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Пермблагоустройство», именуемое «Благополучатель», ООО «ТехДорГрупп», именуемое «Генеральный подрядчик», Благотворительным фондом «Содействие-XXI век», именуемым «Фонд», Региональной службой по тарифам Пермского края, именуемой «РСТ Пермского края», заключен договор, в соответствии с предметом которого Фонд в целях реализации благотворительной программы по содействию деятельности в области охраны и должного содержания зданий, объектов и территорий, имеющих историческое, культовое, культурное или природоохранное значение, улучшения морально-психологического состояния граждан, а также в целях формирования комфортной городской среды заключил данный договор. В соответствии с настоящим договоров Генеральный подрядчик принимает на себя обязательства на выполнение работ по разработке проектной документации и выполнению благоустроительных работ на объекте: «Благоустройство центральной площадки г. Перми – эспланады, кв. 68 со строительством фонтана (участок от здания по адресу: <Адрес>, до <Адрес>» (далее – «Объект») согласно требованиям Технических заданий (приложения к договору), графику производства работ с учетом Концепции благоустройства эспланады. Благополучатель согласовывает и утверждает проектную документацию, предварительно визированную со стороны РСТ Пермского края, разработанную Генеральным подрядчиком и соответствующую условиям настоящего договора и законодательства РФ, и осуществляет контроль за выполнением работ Генеральным подрядчиком, принимает результат работ, соответствующий условиям настоящего договора и законодательства РФ, в качестве благотворительной помощи, оказываемой Фондом путем оплаты работ Генерального подрядчика. Фонд обязуется оплачивать работы Генерального подрядчика, соответствующие условиям договора и законодательства РФ. РСТ Пермского края обязуется осуществлять согласование документов, в случаях, предусмотренных настоящим договором, мониторинг за выполнением работ, предусмотренных договором.

В соответствии с п. 8.1 Генеральный подрядчик несет полную ответственность за строительство Объекта в соответствии с договором и законодательством Российской Федерации, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств субподрядными организациями (п. 8.2) (л.д. 24-55).

К договору утверждены Технические задания на выполнение проектно-изыскательских работ по благоустройству и на выполнение строительно-монтажных работ центральной площадки города Перми – эспланады, кв. 68 со строительством фонтана (л.д. 40-55).

Согласно Регламенту по контролю качества строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов внешнего благоустройства г. Перми, утвержденного директором МКУ «Пермблагоустройство» ДД.ММ.ГГГГ контроль качества, проводимого на объектах строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта подразделяется:

- визуальный контроль, проводимый на месте по устойчивым признакам;

- документальный контроль по сертификатам и паспортам качества, по документально оформленным результатам контроля силами Подрядчика, по исполнительной производственно-технической документации;

- инструментальный контроль, проводимый на месте с помощью измерительных инструментов, оборудования и приборов;

- лабораторный контроль, проводимый в специализированных лабораториях, по пробам отобранным на месте;

- производственный контроль, делится на входной и операционный контроль и выполняется Подрядными организациями;

- приемочный контроль, приемка этапов работы и приемка законченных работ по объекту (л.д. 106).

Кроме того, утвержден Регламент по организации контроля объектов в период гарантийного срока эксплуатации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 107-123), предусматривающего порядок обследования объектов, выявления дефектов, выдача предписания об их устранении подрядной организации.

Согласно сведениям ЕГРН, земельный участок, с кадастровым номером общей площадью 37 479 кв.м.+/-42 кв.м., расположенный по адресу: <Адрес>, относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием: малые архитектурные формы (фонтаны, другие объекты благоустройства), открытые площадки, площадки детские, игровые, спортивные, площадки для отдыха с элементами озеленения и без с сохранением уровня, равного планировочным отметкам существующей поверхности рельефа (л.д. 183-185).

Распоряжением начальника Департамента земельных отношений от ДД.ММ.ГГГГ, указанный земельный участок предоставлен МКУ «Пермблагоустройство» в постоянное (бессрочное) пользование (л.д. 181-182).

Из представленной проектной документации, разработанной ООО «ТехДорГрупп», исследованной в судебном заседании, усматривается, что на отведенном земельном участке предусматривается строительство объекта: «Благоустройство центральной площадки города Перми – эспланады со строительством фонтана», функциональное назначение объекта капитального строительства – декоративное и эстетическое дополнение к ансамблю окружающего пространства и архитектуры территории, предназначенной для отдыха населения.

Фонтан представляет собой монолитную пространственную конструкцию, заглубленную ниже уровня планировки на -4,5м. Габаритные размеры в плане 37,8х23,2м. Имеет две фундаментные плиты: на отметке -4,450м толщиной 300 мм, на отметке -1,300м толщиной 350мм. Вертикальные стены толщиной 300мм для выделения пространства под технологическое помещение и под резервуар сбора воды в центре фонтана. На фундаментную плиту на отметке -1,300 м опираются стенки каналов для сбора воды в резервуар, а также для размещения технологических трубопроводов, толщина стенок 200 мм. На стенки каналов опирается монолитная плита на отметке 0,000 толщиной 300 мм. Все монолитные конструкции выполняются из бетона БСТ В25 F200 W8, армируются арматурой класса А400, А240. Конструкция фонтана устраивается на бетонной подготовке толщиной 100 мм из бетона класса В12,5, уложенную по щебеночной отсыпке толщиной 100 мм.

Ввиду низких свойств слабых глинистых грунтов предусмотрены мероприятия по улучшению свойств основания будущего фонтана. Применена технология струйной цементации грунтов, которая заключается в использовании энергии высоконапорной струи цементного раствора для перемешивания грунта с цементным раствором. Устройство грунтоцементных колонн диаметром 600 мм состоит из технологических операций: бурение лидерной скважины до проектной отметки низа колоны (прямой ход), устройство грунтоцементной колоны путем перемешивания грунта с цементным раствором под высоким давлением в процессе подъема и вращения бурового инструмента (обратный ход).

Пространственная жесткость и устойчивость монолитного подземного сооружения обеспечивается жестким соединением несущих стен с фундаментными плитами и плитой покрытия, а также искусственное устройство усиления грунтов основания. Внутри пространства подземной замкнутой камеры технического помещения фонтана расположены монолитные железобетонные фундаменты под оборудование, приямки для сбора воды и кирпичная перегородка для выделения помещения электрощитовой, что необходимо для расстановки технологического оборудования и обеспечению его безопасной эксплуатации. Постоянных рабочих мест для обслуживающего персонала внутри фонтана не предусмотрено.

В соответствии со ст. 1 ГрК РФ градостроительная деятельность - деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений, благоустройства территорий; объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено (далее - объекты незавершенного строительства), за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек; элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Согласно ч. 1 ст. 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 17 ст. 51 ГРК РФ выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

2) строительства, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);

3) строительства на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;

4) изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;

4.1) капитального ремонта объектов капитального строительства;

4.2) строительства, реконструкции буровых скважин, предусмотренных подготовленными, согласованными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах техническим проектом разработки месторождений полезных ископаемых или иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр;

5) иных случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом, законодательством субъектов Российской Федерации о градостроительной деятельности получение разрешения на строительство не требуется.

Положениями п. 3 ч. 4 ст. 20 Закона Пермского края от 14.09.2011 №805-ПК «О градостроительной деятельности в Пермском крае» предусмотрено, что выдача разрешений на строительство не требуется в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации, а также в случаях строительства, реконструкции элементов благоустройства, в том числе внутриквартальных проездов, тротуаров, пешеходных дорожек, детских площадок, ограждений, открытых плоскостных спортивных сооружений, остановочных пунктов общественного транспорта, малых архитектурных форм, элементов оборудования мест отдыха и озеленения.

Решением Пермской городской Думы от 29.01.2008 №4 утверждены Правила благоустройства и содержания территории в городе Перми, в соответствии с п. 2.14 которых малые архитектурные формы - элементы (объекты), размещаемые в целях декоративного оформления территории или повышения комфортности условий проживания граждан:

декоративные фонари, приспособления для озеленения;

беседки, ротонды, веранды, навесы, остановочные павильоны, урны для мусора, скамейки;

мостик, не являющийся объектом капитального строительства.

Пунктом 2.14.1 Правил благоустройство предусмотрено, что элемент благоустройства - конструкция и (или) покрытие территории, созданные в целях повышения комфортности условий проживания граждан и (или) улучшения качества содержания территории, здания, строения, сооружения, за исключением конструкций, покрытий в границах автомобильных дорог общего пользования местного значения, в том числе фонтан.

Решением Пермской городской Думы от 26.06.2007 №143 утверждены Правила землепользования и застройки г. Перми, в соответствии с которыми Зона Р-Эспланада выделена для обеспечения правовых условий сохранения и свободного использования центрального открытого пространства города с преобладанием природных элементов среды в целях проведения досуга населением, в том числе для проведения общегородских культурно-зрелищных мероприятий, выставок, ярмарок, размещения ледовых городков, тематических площадок, объектов городской визуальной информации и для иных целей рекреации, обеспечения правовых условий использования, строительства и реконструкции объектов капитального строительства, не являющихся объектами культурного наследия, с широким спектром административных, деловых, общественных, культурных, обслуживающих и коммерческих видов использования многофункционального назначения посредством использования подземного пространства.

Основным видом разрешенного использования является, в том числе малые архитектурные формы (фонтаны, другие объекты благоустройства), открытые площадки, площадки детские, игровые, спортивные, площадки для отдыха с элементами озеленения и без с сохранением уровня, равного планировочным отметкам существующей поверхности рельефа.

Разрешая исковые требования по существу, суд приходит к выводу о том, что на земельном участке с кадастровым номером осуществляется строительство объекта: «Благоустройство центральной площадки города Перми – эспланады со строительством фонтана» на основании проектной документации, разработанной ООО «ТехДорГрупп».

При этом суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку истцом не доказано нарушение его прав.

По смыслу ч. 1 ст. 11 ГК РФ и ч. 1 ст. 3 ГПК РФ судебной защите подлежат только нарушенные права, свободы и законные интересы заявителя. Судебным решением должны быть восстановлены либо защищены права и законные интересы истца и решение должно порождать для него юридические последствия.

Однако истцом доказательств нарушения его прав и законных интересов не представлено. В силу ст. 209 ГК РФ собственник земельного участка вправе по своему усмотрению осуществлять эксплуатацию объекта, в том числе по ведению на нем деятельности по благоустройству территории. Доказательств, что строительство объекта нарушает права истца, и запрет на строительство приведет к восстановлению его прав, Галицким Д.Г. в судебное заседание не представлено.

Доводы о том, что строительство подземного сооружения без получения разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы проектной документации приводит к нарушению прав истца на безопасность и благоприятную окружающую среду, являются лишь предположениями истца, какими-либо доказательствами не подтверждены.

Ответчиком в материалы дела представлено письменное доказательство, а именно заключение , выполненное ООО «Строительный научно-технический центр», имеющий свидетельство об аккредитации от ДД.ММ.ГГГГ на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации, согласно которому по результатам проведения оценки сделан вывод, что конструктивные и объёмно-планировочные решения соответствуют требованиям действующих технических регламентов – Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ»Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», Федеральный закон от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» и требованиям стандартов и сводов правил: ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований. Основные положения», СП 2.13130.2009 «Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты», СТО 36554501-006-2006 «Правила по обеспечению огнестойкости и огнесохранности железобетонных конструкций», СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты», СП 131.13330.2012 «Строительная климатология», СП 20.13330.2011 «Нагрузка и воздействия», СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений», СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции», СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения», СП 28.13330.2012 «Защита строительных конструкций от коррозии».

Доказательств иного суду в материалы дела не представлено (ст. 56 ГПК РФ).

Отсутствие нарушенного права является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Кроме того, суд принимает во внимание, что истец в основании иска ссылается на нарушение прав неопределенного круга лиц, поскольку эспланада может посещаться большим количеством людей, вместе с тем, истец в силу действующего гражданского процессуального законодательства не наделен правом выступать в защиту неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

исковые требования Галицкого Дениса Григорьевича к Муниципальному казенному учреждению «Пермблагоустройство» о запрете строительства подземного сооружения овальной формы 25 на 40 метров на земельном участке без разрешения на строительство и положительного заключения экспертизы проектной документации – оставить без удовлетворения.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий подпись Е.С. Оплетина

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Мотивированное решение изготовлено 03.08.2018