ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2218/20 от 06.07.2020 Центрального районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2218/2020

УИД 75RS0001-02-2020-001602-72

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

6 июля 2020 года г. Чита

Центральный районный суд г.Читы в составе

председательствующего судьи Епифанцевой С.Ю.,

при секретаре Рассудовой Ю.В.,

с участием помощника прокурора Центрального района г. Читы Пешковой А.Б., истца ФИО1, представителей ответчика ФИО2, действующего на основании доверенности от 30.09.2019г., ФИО3, действующего на основании доверенности от 21.10.2019г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании уведомлений незаконными, восстановлении на работе в прежней должности,

у с т а н о в и л:

истец обратился в суд с вышеуказанным иском, ссылаясь на следующие доводы. В связи со вступлением в силу 01.01.2020 года Федерального закона от 01.10.2019 г. № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения РФ и внесение изменений в отдельные законодательные акты РФ» истцу ДД.ММ.ГГГГ было вручено уведомление о возможности поступить в органы принудительного исполнения РФ, установив срок до ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ истцом было подано соответствующее заявление. 10.03.2020г. ответчиком было вручено уведомление об отказе в прохождении отбора на замещение, со ссылкой на ч. 1 ст. 92 ФЗ № 328-ФЗ от 01.10.2019 г. Истец считает незаконным данное уведомление по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст. 92 ФЗ № 328-ФЗ от 01.10.2019 г. максимальный возраст установлен 63 года, по которым предусмотрено присвоение специальных званий. Истец имеет звание старшего сержанта, что было указано в поданном заявлении от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с ч.6 ст. 92 ФЗ № 328-ФЗ от 01.10.2019 г. с сотрудником заключается контракт, но не более чем на два года. ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено уведомление о сокращении с занимаемой должности с приложением должностей государственной гражданской службы (согласно приложению). По причине создавшейся в стране ситуацией с инфекцией короновируса и в связи с этим переноса судебного заседания по исковому заявлению об отмене уведомления, истцом было принято решение согласиться на предложенную должность старшего специалиста 1 разряда отдела материально-технического обеспечения, поскольку он полностью соответствует предъявляемым требованиям по данной должности, т.к. в дополнение к своим двум дипломам о высшем образовании (юриспруденция, экономическое) имеет среднее специальное образование техник-механик. В нарушении ч. 2 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» уведомление вручено менее чем за два месяца до увольнения, не согласовано с профсоюзной организацией. В продолжение нарушений ДД.ММ.ГГГГ истцу вручено новое уведомление о сокращении, где исключены все ранее предлагаемые должности, а предлагаемые не соответствовали уровню квалификации и занимаемой должности. Истцом был дан отказ от занимаемых должностей. ДД.ММ.ГГГГ. вручен приказ от ДД.ММ.ГГГГ-К об увольнении. Указал, что стаж работы в Федеральной службе судебных приставов на текущий момент составляет 21 год, классный чин государственный советник юстиции 1 класса, награжден медалями 1, 2, 3 степени и медалью ветеран ФССП, руководил структурными подразделениями в момент становления службы, честно и добросовестно трудился во благо Родины. Просит признать незаконными уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ; признать приказ от ДД.ММ.ГГГГ-К об увольнении незаконным, восстановить на занимаемую должность, предоставить право на переход в новую структуру УФССП России.

В судебном заседании истец доводы иска поддержал и просил его удовлетворить.

В судебном заседании представители ответчика УФССП России по Забайкальскому краю по доверенности ФИО2, ФИО3 в удовлетворении иска просили отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, заслушав мнение прокурора, полагавшего доводы иска не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, суд приходит к следующему.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации".

Пунктом 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ закреплено такое общее основание прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности государственной гражданской службы и увольнения с государственной гражданской службы, как расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статья 37 названного Федерального закона).

В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 этого же Федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

В развитие указанных принципов часть 1 статьи 56 названного Кодекса предусматривает, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу части 2 статьи 56 ГПК РФ суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.

Следовательно ответчик обязан доказать законность прекращения трудовых отношений с истцом.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ФИО1 на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ принят переводом из администрации Приаргунского района Читинской области на должность и.о. старшего судебного пристава Приаргунского района. В последующем замещал различные должности государственной гражданской службы в УФССП России по Забайкальскому краю. ДД.ММ.ГГГГ приказом -к назначен на должность федеральной государственной гражданской службы главного специалиста-эксперта отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю, с ним был заключен служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с приказом Федеральной службы судебных приставов от ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" утверждена новая структура Управления Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю и введена в действие с ДД.ММ.ГГГГ, утверждено новое штатное расписание, которое вводится в действие с ДД.ММ.ГГГГ. В результате, занимаемая истцом должность была упразднена.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было вручено уведомление о том, что замещаемая истцом должность федеральной государственной гражданской службы будет сокращена. ФИО1 было разъяснено, что он вправе изъявить желание поступить на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации и в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ проинформировать об этом руководителя структурного подразделения УФССП по Забайкальскому краю в письменном виде. В этом случае в соответствии с частью 2 ст. 92 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 328-ФЗ необходимо пройти профессиональный психологический отбор, медицинское освидетельствование. Также указано, что в случае несоответствия требованиям, предъявляемым к должности сотрудника органов принудительного исполнения, при наличии возможности будут предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой истцом должности гражданской службы, уровня его квалификации, специальности, направления подготовки, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки. При отсутствии таких должностей в Федеральной службе судебных приставов либо в случае отказа от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, истец будет освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволены с гражданской службы в соответствии с п. 8.2 части 1 ст. 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал заявление на имя директора Федеральной службы судебных приставов России о том, что он желает поступить на службу в органы принудительного исполнения на должность главного инспектора отдела организации обеспечения установленного порядка деятельности судов УФССП по Забайкальскому краю.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было вручено уведомление, подписанное руководителем УФССП по Забайкальскому краю ФИО4, о том, что в связи с достижением ФИО1 предельного возраста, он не может быть принят на службу в органы принудительного исполнения Российской Федерации в силу ч. 1 ст. 92 Федерального закона от 01.10.2019 года N 328-ФЗ.

В соответствии со статьей 92 Федерального закона от 1 октября 2019 года N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", предельный возраст поступления на службу в органы принудительного исполнения в отношении федеральных государственных гражданских служащих Федеральной службы судебных приставов и ее территориальных органов (далее - гражданские служащие) - 60 лет. В отношении гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти на должностях, по которым предусмотрено присвоение специальных званий, предельный возраст поступления в органы принудительного исполнения - 63 года.

Соответственно предельно допустимый возраст установленный в размере 63 лет, для поступления в органы принудительного исполнения, устанавливается лишь для категории гражданских служащих, ранее проходивших службу в федеральных органах исполнительной власти, и имеющих специальное (а не воинское) звание.

Согласно статьи 87 ФЗ № 328 "О службе в органах принудительного исполнения" предельный возраст пребывания на службе в органах принудительного исполнения составляет:1) для сотрудника, имеющего специальное звание генерала внутренней службы Российской Федерации, генерал-полковника внутренней службы, генерал-лейтенанта внутренней службы или генерал-майора внутренней службы, - 65 лет; 2) для сотрудника, имеющего специальное звание полковника внутренней службы, - 60 лет; 3) для сотрудника, имеющего специальное звание среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава до подполковника внутренней службы, - 55 лет; 4) для сотрудника, имеющего специальное звание младшего начальствующего состава, - 50 лет.

2. По достижении сотрудником предельного возраста пребывания на службе в органах принудительного исполнения контракт прекращается и сотрудник увольняется со службы в органах принудительного исполнения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Как следует из представленного истцом военного билета, ФИО1 имеет воинское звание - старший сержант.

Вместе с тем, доказательств присвоения истцу специального звания, наличие которого в соответствии ч.1 ст. 92 ФЗ № 328 "О службе в органах принудительного исполнения" позволяет поступить в органы принудительного исполнения по достижении 60 лет, не представлено.

Руководителем УФССП по Забайкальскому краю ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было вручено уведомление о том, что замещаемая им государственная должность подлежит сокращению и в порядке трудоустройства ему предложены должности государственной гражданской службы. ФИО1 выразил согласие с предложенной должностью старшего специалиста 1 разряда отдела материально-технического обеспечения.

ДД.ММ.ГГГГ в дополнение к ранее направленному уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ, ввиду того, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ранее предложенные должности государственной гражданской службы высвобождены не будут, в порядке трудоустройства ФИО1 предложен уточненный список вакантных должностей государственной гражданской службы.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 от предложенных должностей отказался, о чем имеется его подпись на уведомлении.

В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа -к со ФИО1 расторгнут служебный контракт от ДД.ММ.ГГГГ, он освобожден от замещаемой должности и уволен с федеральной государственной гражданской службы ДД.ММ.ГГГГ по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе.

Как пояснила в ходе судебного заседания сторона ответчика, уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в дополнении к ранее направленному уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ было направлено в виду того, что ранее предложенные истцу должности государственной гражданской службы высвобождены не были, что подтверждается выпиской из приказа от ДД.ММ.ГГГГ-лс, поэтому истцу был предложен уточненный список вакантных должностей (согласно приложению), а также разъяснено, что в случае отказа от предложенных для замещения должностей государственной гражданской службы, истец будет уволен по п. 8.2 ч. 1 ст. 37 ФЗ № 79 «О государственной гражданской службе в РФ».

Как следует из представленной выписки из штатно-должностного списка отдела материально-технического обеспечения по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ все должности в отделе, в том числе и ранее предложенная должность старшего специалиста 1 разряда указанного отдела вакантными не были. Данную должность занимал ФИО8 и ФИО9

Согласно выписки из приказа Федеральной Службы судебных приставов России от ДД.ММ.ГГГГ-лс ФИО8 был назначен на должность инспектора с ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с п. 17 ст. 92 ФЗ № 328 "О службе в органах принудительного исполнения" гражданские служащие, исполнявшие обязанности, предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", до ДД.ММ.ГГГГ, продолжают исполнять обязанности в соответствии с условиями ранее заключенных контрактов до назначения на должность в органах принудительного исполнения либо до увольнения в установленном порядке по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

Таким образом, в ходе судебного разбирательства нашел свое подтверждение факт исключения из штатного расписания замещаемой истцом должности в связи с утверждением новой структуры УФССП России по Забайкальскому краю, поэтому у представителя нанимателя имелись основания для расторжения со ФИО1 служебного контракта по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 79-ФЗ (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

Доводы истца о нарушении ч. 2 ст. 31 ФЗ от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе в РФ», в частности вручения уведомления менее чем за 2 месяца до увольнения, не нашли своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Порядок увольнения ФИО1 в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе, установленный статьей 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ УФССП России по Забайкальскому краю соблюден, поскольку увольнение произведено по истечении двухмесячного срока со дня предупреждения работника о предстоящем увольнении, ФИО1 были предложены вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, однако истец отказался их занять, приказ об увольнении издан полномочным лицом.

Поскольку оснований для признания уведомлений ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от 28.04.2020г., приказа об увольнении незаконными и восстановления ФИО1 в ранее занимаемой должности не установлено, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю о признании уведомлений незаконными, восстановлении на работе в прежней должности - отказать.

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Читы.

Судья С.Ю. Епифанцева

Решение суда в окончательной форме принято 10.07.2020 года.