ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2218/22 от 27.09.2022 Черновского районного суда г. Читы (Забайкальский край)

Дело № 2-2218/22 (75RS0023-01-2022-004905-40)

РЕШЕНИЕ (не вступило в законную силу)

Именем Российской Федерации

г. Чита27 сентября 2022 г.

Черновский районный суд г. Читы в составе председательствующего судьи Мильера А.С.,

при секретаре Торловой А.И.,

с участием: прокурора Клиновой Д.Т., представителя ответчика Суховой М.Ю., представителя ответчика Шабановой Н.И.,

рассмотрев в открытом заседании материалы гражданского дела по иску прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Юдиной Е.А. о признании деятельности незаконной и ее запрете, к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Черновского района г. Читы обратился в суд с вышеназванным иском в интересах неопределенного круга лиц, ссылаясь при этом на следующие обстоятельства.

Прокуратурой Черновского района г. Читы по поручению прокуратуры края проведена проверка по обращению депутата Законодательного собрания Забайкальского края по вопросу нахождения незаконного приюта для безнадзорных животных «Рыжая моська» в с. Затепь г. Чита, по результатам которой установлено следующее.

На земельном участке, расположенном по адресу: г. Чита, , с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома» ответчиком организован незаконный приют для животных. Документов, подтверждающих какое-либо право на осуществление указанной деятельности у ответчика не имеется.

Таким образом, нахождение на территории домовладения по адресу г. Чита, , приюта для собак, организованного Юдиной Е.А. является неправомерным.

Массовое содержание Юдиной Е.А. собак нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе жителей соседних домов. Допускаются факты нарушения тишины и покоя граждан, в том числе, в ночное время, от приюта распространяется специфический запах.

Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Забайкальского края утвержден Государственной ветеринарной службой Забайкальского края от 01.09.2020 № 181.

26 июля 2022 прокуратурой Черновского района г. Читы совместно со специалистами Государственной ветеринарной службой края осуществлен выезд с целью проверки соответствия деятельности приюта для безнадзорных животных требованиям исполнения законодательства об ответственном обращении с животными названному Порядку. В ходе проверки выявлены нарушения Порядка. Также установлено, что в непосредственной близости от приюта, находятся жилые дома, в которых проживают жители п. Застепь, что прямо запрещено положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Кроме того, в соответствии с п. 4.12 Свод правил. СП 492.1325800.2020 «Правила проектирования. Приюты для животных», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 908/пр не допускается размещение приютов в жилых, общественных, административных и производственных зданиях при новом строительстве и реконструкции.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что содержание Юдиной Е.А. собак является небезопасным для жителей п. Застепь, поскольку деятельность приюта не отвечает требованиям, предъявляемым законом, и влечет нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Законом Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон № 1915-ЗЗК) органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, прокурор просит суд признать незаконной деятельность Юдиной Е.А. по содержанию приюта для животных по адресу: г. Чита, , запретить Юдиной Е.А. деятельность по содержанию приюта для животных, по адресу: г. Чита, ; обязать администрацию городского округа «Город Чита» реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, расположенного по адресу: г. Чита, .

В судебном заседании прокурор Клинова Д.Т.заявленные требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Юдиной Е.А. – Сухова М.Ю. с требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что ответчик не осуществляет деятельность в качестве приюта для животных, фактически животные находятся у нее на передержке, поскольку ответчик занимается поиском хозяев для животных. При таких обстоятельствах, требования, предъявляемые к приютам для животных на передержку не распространяются. В то же время, представитель ответчика полагала, что все собаки являются собственностью ответчика. В настоящее время у ответчика проживают 45 собак.

Представитель ответчика администрации городского округа «Город Чита», третьего лица комитета городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита» Шабанова Н.И. заявленные требования прокурора к администрации городского округа «Город Чита» не признала, поскольку Юдина Е.А. является владельцем собак и нельзя организовать деятельность по обращению с такими животными.

Представитель третьего лица комитета по финансам администрации городского округа «Город Чита» Фадеева М.Н. направила возражения на исковые требования прокурора, в которых полагала отсутствующей безусловную обязанность органа местного самоуправления по обращению с животными без владельцев. Кроме того, приюта для содержания животных в собственности городского округа не имеется.

Представители третьих лиц Государственной ветеринарной службы Забайкальского края, Правительства Забайкальского края в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Прокуратурой Черновского района г. Читы по поручению прокуратуры края проведена проверка по обращению депутата Законодательного собрания Забайкальского края по вопросу нахождения незаконного приюта для безнадзорных животных «Рыжая моська» в с. Затепь г. Чита, по результатам которой установлено следующее.

На земельном участке, расположенном по адресу: г. Чита, , с видом разрешенного использования «для размещения индивидуального жилого дома» ответчиком организован незаконный приют для животных. Документов, подтверждающих какое-либо право на осуществление указанной деятельности у ответчика не имеется.

На момент проведения проверки 26 июля 2022 г. в приюте содержалось 55 безнадзорных животных. В ходе судебного разбирательства представитель ответчика Юдиной Е.А. пояснила, что в настоящее время на указанной территории находится 45 собак.

В ходе прокурорской проверки установлено, что массовое содержание Юдиной Е.А. собак по адресу: г. Чита, , нарушает права и законные интересы неограниченного круга лиц, в том числе детского населения. Допускаются факты нарушения тишины и покоя граждан, в том числе, в ночное время, от приюта распространяется специфический запах.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 498-ФЗ) приюты для животных создаются в целях осуществления деятельности по содержанию животных, в том числе животных без владельцев, животных, от права собственности на которых владельцы отказались. Приюты для животных размещаются в специально предназначенных для этого зданиях, строениях, сооружениях. Порядок организации деятельности приютов для животных, а также нормы содержания животных в них устанавливаются уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации: в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок организации деятельности приютов для животных и норм содержания животных в них на территории Забайкальского края утвержден Государственной ветеринарной службой Забайкальского края от 01.09.2020 № 181 (далее - Порядок).

26 июля 2022 г. прокуратурой Черновского района г. Читы совместно со специалистами Государственной ветеринарной службой края осуществлен выезд по адресу: г. Чита, , с целью проверки соответствия деятельности приюта для безнадзорных животных требованиям исполнения законодательства об ответственном обращении с животными названному Порядку.

В ходе проверки выявлены следующие нарушения.

На участке отсутствуют отдельно расположенные и предназначенные для содержания животных помещения, что не соответствует п. 7 Порядка.

Приют расположен рядом с жилыми домами, что не соответствует пункту 8 Порядка.

Территория приюта огорожена забором высотой менее 2 м, что не соответствует пункту 9 Порядка.

При въезде на территорию приюта отсутствует дезинфекционный барьер. При входе (выходе) на территорию приюта отсутствуют дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, что не соответствует пункту 10 Порядка.

В приюте отсутствуют следующие помещения: помещение для приёма животных; ветеринарный пункт; помещение, предназначенное для лечения животных в условиях стационара; карантинное помещение; помещение для временного содержания животных; помещение для постоянного содержания животных, что не соответствует пункту 11 Порядка.

Количество животных, содержащихся на территории приюта, документально не подтверждено, что не соответствует п. 19 Порядка.

Учет животных, маркирование неснимаемыми и несмываемыми метками поступивших в приют для животных без владельцев и животных, от права собственности, на которых владельцы отказались сотрудниками приюта не осуществляется, что не соответствует требованиям п. 23 Порядка.

Стерилизация животных без владельцев так же не проводится (п. 25 Порядка).

При выгуле животных не учитывается пол, возраст животных, что не соответствует п. 48 Порядка.

Уборка территории для содержания животных и площадок для выгула не производится, что не соответствует п. 50 Порядка.

В непосредственной близости от приюта, находятся жилые дома, в которых проживают жители п. Застепь, что прямо запрещено положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов».

Кроме того, в соответствии с п. 4.12 Свода правил. СП 492.1325800.2020 «Правила проектирования. Приюты для животных», утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 30.12.2020 № 908/пр не допускается размещение приютов в жилых, общественных, административных и производственных зданиях при новом строительстве и реконструкции.

Выявленные нарушения свидетельствуют о том, что содержание Юдиной Е.А. собак, владельцем которых она не является, на территории домовладения в г. Чите по , является небезопасным для жителей п. Застепь, поскольку деятельность приюта не отвечает требованиям, предъявляемым законом, и влечет нарушение санитарно-эпидемиологических норм и правил.

Довод ответчика о том, что она содержит передержку, а не приют, судом отклоняется, поскольку такого понятия как «передержка» действующее законодательство в области обращения с животными без владельцев не содержит. В письменных объяснениях Юдина Е.А. указала, что безнадзорных животных она подбирала на улице сама, либо ей приводили животных посторонние люди, чтобы пролечить, накормить и найти им в дальнейшем хозяев. Как пояснила представитель ответчика, содержание животных преследует цель их дальнейшего жизнеустройства. По своей сути деятельность, которую осуществляет ответчик, и является приютом для собак в том смысле, который ему придает законодательство в области обращения с животными без владельцев, не соответствующим предъявляемым законом требованиям.

При этом довод ответчика администрации городского округа «Город Чита» и представителя ответчика Юдиной Е.А. о том, что она является владельцем собак, судом также отклоняется как несостоятельный. В установленном законом порядке ответчик не обращалась с заявлениями о находке, в объяснениях прокурору указала цель содержания животных – дальнейшее их устройство, что также подтвердила представитель ответчика в судебном заседании. Таким образом, ответчик не считает собак своей собственностью. При этом само количество собак, находящихся у Юдиной Е.А. указывает на осуществление ей деятельности в качестве приюта.

Согласно п. 1 ст. 29 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее - Закон № 52-ФЗ) в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемиологические (профилактические) мероприятия.

Пунктом 4.8 Санитарных правил СП 3.1.096-96 Ветеринарных правил ВП 13.3.1103-96, утвержденных Госкомсанэпиднадзором Российской Федерации 31.05.1996 № 11, Минсельхозпродом Российской Федерации 18.06.1996 № 23 установлено, что собаки, находящиеся на улицах и в иных общественных местах без сопровождающего лица, и безнадзорные кошки подлежат отлову.

На основании указанных нормативно-правовых актов мероприятия по отлову и содержанию безнадзорных животных относятся к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мерам в области предупреждения и ликвидации болезней животных, их лечению, защиты населения от болезней общих для человека и животных.

В соответствии со ст. 10 Закона № 52-ФЗ каждый гражданин обязан выполнять требования санитарного законодательства. Данная обязанность требует от граждан воздержаться от совершения действий, нарушающих нормы санитарного законодательства и, как следствие, способных повлечь за собой определенные негативные последствия для здоровья и среды обитания.

Статьей 39 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Деятельность приюта для собак, расположенного по адресу: г. Чита, , с нарушением установленных санитарно- эпидемиологических требований и правил содержания животных создает реальную угрозу жизни, здоровью, а также безопасности жителей п. Застепь и иных лиц, круг которых определить не представляется возможным, а также угрозу причинения вреда окружающей среде, животным в результате возникновения и распространения карантинных и особо опасных болезней.

В силу п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

С учетом установленных в ходе судебного разбирательства обстоятельств, деятельность Юдиной Е.А. по содержанию приюта для животных является не соответствующей требованиям действующего законодательства и подлежит запрету.

Разрешая требования прокурора о возложении на администрацию городского округа «Город Чита» обязанности реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, расположенного по адресу: г. Чита, ул. подсолнуховая, 16, суд исходит из следующего.

В соответствии с п. 15 ч. 1 ст. 16.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» городской округ вправе осуществлять деятельность по обращению с животными без владельцев, обитающими на территории городского округа (переданные субъектом РФ полномочия).

Законом Забайкальского края от 24.02.2021 № 1915-ЗЗК «О наделении органов местного самоуправления муниципальных и городских округов Забайкальского края государственным полномочием по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев» (далее - Закон № 1915-ЗЗК) органы местного самоуправления наделены полномочиями по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев.

Частью 1 ст. 18 Закона № 498-ФЗ установлено, что мероприятия при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев включают в себя:

1)отлов животных без владельцев, в том числе их транспортировку и немедленную передачу в приюты для животных; содержание животных без владельцев в приютах для животных в соответствии с частью 7 статьи 16 настоящего Федерального закона;

2)возврат потерявшихся животных их владельцам, а также поиск новых владельцев поступившим в приюты для животных животным без владельцев;

3)возврат животных без владельцев, не проявляющих немотивированной агрессивности, на прежние места их обитания после проведения мероприятий, указанных в пункте 2 настоящей части;

4)размещение в приютах для животных и содержание в них животных без владельцев, которые не могут быть возвращены на прежние места их обитания, до момента передачи таких животных новым владельцам или наступления естественной смерти таких животных.

В соответствии с п. 5 Порядка осуществления деятельности по обращению с животными без владельцев на территории Забайкальского края, утвержденного приказом Государственной ветеринарной службы края от 10.08.2020 № 167, в качестве исполнителей мероприятий по обращению с животными без владельцев могут привлекаться юридические лица или индивидуальные предприниматели в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение осуществления органами местного самоуправления государственного полномочия осуществляется за счет предоставляемых бюджетам муниципальных районов, муниципальных и городских округов субвенций из бюджета края на очередной финансовый год и плановый период (п. 1 ст. 5 Закона № 1915-ЗЗК).

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 8 Закона № 52-ФЗ граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

С учетом изложенного, поскольку государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев в соответствии с вышеприведенными нормами действующего законодательства переданы администрации городского округа «Город Чита», требования прокурора о возложении на администрацию обязанности реализовать данные полномочия являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ,

решил:

Исковые требования прокурора Черновского района г. Читы в интересах неопределенного круга лиц к Юдиной Е.А. (паспорт ) о признании деятельности незаконной и ее запрете, к администрации городского округа «Город Чита» о возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконной деятельность Юдиной Е.А. (паспорт ) по содержанию приюта для животных без владельцев по адресу: г. Чита, .

Запретить ФИО1 деятельность по содержанию приюта для животных без владельцев по адресу: г. Чита, .

Обязать администрацию городского округа «Город Чита» реализовать государственные полномочия по организации мероприятий при осуществлении деятельности по обращению с животными без владельцев, в отношении животных, содержащихся на территории незаконного приюта, расположенного по адресу: г. Чита, .

Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Черновский районный суд г. Читы.

Мотивированное решение изготовлено 04 октября 2022 г.

СудьяПОДПИСЬ

КОПИЯ ВЕРНА.

Судья Черновского районного суда г. ЧитыА.С. Мильер