ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2219/202107АП от 07.04.2021 Красногвардейского районного суда (Город Санкт-Петербург)

Г. Санкт-Петербург

Дело № 2-2219/2021 07 апреля 2021 года

78RS0008-01-2020-008237-44

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в составе:

председательствующего судьи Колосовой Т.Н.,

с участием помощника ФИО1,

прокурора Шестаковой М.П.,

представителя третьего лица администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании совершить определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красногвардейского района Санкт-Петербурга обратился в Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга в интересах неопределенного круга лиц к ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга об обязании установить запоры на дверях, эвакуационных выходов которые обеспечат их свободное открывания изнутри без ключа, на дверях лестничных клеток на 1, 2 и 3-м этажах, на дверях эвакуационных выходах наружу на 1-м этаже; обеспечить покрытие пола материалами с подтвержденными показателями пожарной опасности не ниже КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1), в коридоре на 3-ем этаже; предоставить документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающую возможность применения материалов для покрытия пола на путях эвакуации; обеспечить отделку стен помещения актового зала с применением материалов с подтверждающими показателями пожарной опасности не ниже КМЗ (Г2, В2, Д2, Т2, РП2), предоставить документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающую возможность применения материалов для отделки стен помещения актового зала; в помещение вентиляционной, около выхода на кровлю из лестничной клетки в северо-восточной части здания установить противопожарные стены не ниже 2-ого типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-его типа, соответствующим заполнением проемов; на 1, 2, 3 этажах оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрытия и уплотненными в притворах; в помещение, предназначенном для одновременного пребывания более 50 человек (столовой) оборудовать вторым эвакуационным выходом; помещение актового зала без естественного проветривания оборудовать системой вытяжной противодымной вентиляцией в срок 60 суток с момента вступления решения суда в законную силу, ссылаясь в обоснование иска на то, что в ходе проведенной прокуратурой Красногвардейского района Санкт- Петербурга проверки при осуществлении деятельности ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга выявлены нарушения требований законодательства, предъявляемых к обеспечению безопасных условий пребывания несовершеннолетних воспитанников на территории объекта, расположенного по адресу: <...>, литер А. также проверкой установлено, что ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу выдано предписание № 2-14-573/1/1 от 27.11.2018, согласно п.п. 1,2,4,5,6,8 которого: запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, на дверях лестничных клеток на 1, 2 и 3-м этажах, на дверях эвакуационных выходах наружу на 1-м этаже (в нарушение п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации), для покрытия пола применены материалы (линолеум) с неподтвержденными показателями пожарной опасности не ниже КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1), в коридоре на 3-ем этаже. Не представлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающая возможность применения материалов для покрытия пола на путях эвакуации (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст. 134 ч.7 табл.3,27,28 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), помещение вентиляционной около выхода на кровлю из лестничной клетки в северо-восточной части здания не выделено противопожарными стенами (в части заполнения проемов) не ниже 2-ого типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-его типа, соответствующим заполнением проемов (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, табл.23,24 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.2.6 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям»), двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, на 1-м, 2-м и 3-м этажах (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.53, ст.89 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.7 СП 1.13130.2009). Помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 50 человек (столовая), не оборудовано 2-м эвакуационным выходом (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.1 СП 1.13130.2009 Свод правил «системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), помещение актового зала без естественного проветривания не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.85 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.7.2ж Свода правил 7.13130.2013). В установленный срок нарушения не устранены, в связи с чем ОНДПР Красногвардейского района управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по г. Санкт-Петербургу 17.12.2019 выдано повторное предписание № 2-14-668/1/1 со сроком исполнения вышеуказанных требований до 01.11.2020.

Представитель прокурора Красногвардейского района Санкт-Петербурга в судебное заседание явился, исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ответчика ООО ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга, представитель третьего лица Управления по Красногвардейскому району ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу, представитель в судебное заседание не явились, о времени и месте слушанья дела извещены надлежащим образом, ходатайств и заявлений об отложении судебного заседания, документов, подтверждающих уважительность причин не явки в судебное заседание, не представили, дело рассмотрено в их отсутствие на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Администрации Красногвардейского района Санкт-Петербурга ФИО2 в судебное заседание явилась, представила возражения относительно заявленных требований, пояснив, что в исковом заявлении прокурор Красногвардейского района Санкт- Петербурга просит обязать ГБОУ совершить определенные действия, направленные на обеспечение соблюдения требований пожарной безопасности, в том числе работы, влекущие необходимость размещения дополнительного оборудования, выполнения текущего и (или) капитального ремонта помещений. Выполнение указанных работ в сроки, указанные в исковом заявлении прокурором, невозможно по следующим основаниям. При составлении проекта бюджета Санкт-Петербурга на 2021 год администрацией на основании заявок подведомственных государственных образовательных учреждений были заявлены потребности в финансировании по целевой статье «Расходы на капитальный ремонт учреждений образования» на общую сумму 496687,73 тыс.руб., по целевой статье «Расходы на выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) государственных образовательных учреждений», за счет которой финансируются расходы учреждений на устройство систем охранной сигнализации, пожарной сигнализации, систем управления оповещением и эвакуацией людей - на общую сумму 1157867,5 тыс.руб. Ведомственной структурой бюджета Санкт-Петербурга на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов по целевой статье «Расходы на капитальный ремонт учреждений образования» на 2021 год предусмотрено финансирование в размере 60 994,4 тыс. рублей, из них 16 734,4 тыс. руб. - на осуществление технологического присоединения энергопринимающих устройств. По целевой статье «Расходы на выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) государственных образовательных учреждений» финансирование не предусмотрено. Финансирование мероприятий по капитальному ремонту образовательных учреждений в бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год предусмотрено в размере менее 8% от заявленной потребности, а финансирование расходов на устройство систем оповещения и пожарной сигнализации не предусмотрено. В целях обеспечения финансирования выполнения работ по ремонту и оборудованию (ремонту) систем сигнализации в образовательном учреждении потребуется выделение дополнительного финансирования из бюджета Санкт-Петербурга путем внесения изменения в закон Санкт-Петербурга «О бюджете Санкт-Петербурга на 2021 год и плановый период 2022 -2023 годов», что требует определенных временных затрат в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 20.07.2007 № 371-77 «О бюджетном процессе в Санкт-Петербурге». В соответствии со ст. 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств, путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров. Заключение государственных контрактов на выполнение работ по ремонту и оборудованию здания (помещений) государственного образовательного учреждения возможно исключительно по результатам соответствующих процедур определения подрядчиков (исполнителей). В соответствии с федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» процедура определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) при закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд с момента размещения в единой информационной системе извещения о проведении закупки до момента заключения государственного контракта занимает как минимум 21 день (при проведении электронного аукциона) и 45 дней (при проведении открытого конкурса) без учета времени, необходимого на составление технического задания, подготовку сметных расчетов и на разработку аукционной или конкурсной документации. Капитальный ремонт помещений осуществляется на основании проектной документации, разработка и согласование которой с уполномоченными органами занимает несколько месяцев. Проведение большинства видов ремонтных работ в образовательном учреждении в период учебного года невозможно без нарушения образовательного процесса. Представитель третьего лица просит принять суд во внимание, что в условиях отсутствия целевого финансирования и принимая во внимание время, необходимое для проведения процедур определения подрядчиков, а также время проведения непосредственно ремонтных работ реализация указанных в исковом заявлении мероприятий в области противопожарной безопасности требует больших временных затрат, в связи с чем исполнить решение суда в срок 60 суток не представляется возможным для ответчика.

Изучив и оценив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, представителя третьего лица, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска исходя из следующего.

Из материалов дела следует, что 27.11.2018 Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу в отношении ответчика вынесено предписание № 2-14-573/1/1 по устранению нарушений требований пожарной безопасности, согласно которому во исполнение распоряжения ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу № 2-14-573 от 24.10.2018 начальником отделения надзорной деятельности ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты-здания общеобразовательного учреждения (высокий риск) по адресу: <...>, лит. А, в ходе проверки выявлены следующие нарушения требований пожарной безопасности: запоры на дверях эвакуационных выходов не обеспечивают возможность их свободного открывания изнутри без ключа, на дверях лестничных клеток на 1, 2 и 3-м этажах, на дверях эвакуационных выходах наружу на 1-м этаже (в нарушение п.35 Правил противопожарного режима в Российской Федерации), для покрытия пола применены материалы (линолеум) с неподтвержденными показателями пожарной опасности не ниже КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1), в коридоре на 3-ем этаже. Не представлена документация, отражающая показатели пожарной опасности, подтверждающая возможность применения материалов для покрытия пола на путях эвакуации (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст. 134 ч.7 табл.3,27,28 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»), помещение вентиляционной около выхода на кровлю из лестничной клетки в северо-восточной части здания не выделено противопожарными стенами (в части заполнения проемов) не ниже 2-ого типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-его типа, соответствующим заполнением проемов (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, табл.23,24 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.5.2.6 Свода правил 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным конструктивным решениям»), двери лестничных клеток не оборудованы устройствами для самозакрывания и уплотнениями в притворах, на 1-м, 2-м и 3-м этажах (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.53, ст.89 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.7 СП 1.13130.2009). Помещение, предназначенное для одновременного пребывания более 50 человек (столовая), не оборудовано 2-м эвакуационным выходом (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6 Федерального закона № 123-Ф3 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.4.2.1 СП 1.13130.2009 Свод правил «системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы»), помещение актового зала без естественного проветривания не оборудовано системой вытяжной противодымной вентиляции (в нарушение п.1 ч.2 ст.1, п.2 ч.1 ст.6, ст.85 Федерального закона № 123-ФЭ от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»; п.7.2ж Свода правил 7.13130.2013) (л.д.7-11).

Согласно предписанию Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу № 2-14-668/1/1 от 17.12.2019 во исполнение распоряжения ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу № 2-14-668 от 26.11.2019 инспектором отделения надзорной деятельности ОНДПР Красногвардейского района УНДПР ГУ МЧС России по Санкт-Петербургу проведена внеплановая выездная проверка объекта защиты-здания общеобразовательного учреждения (высокий риск) по адресу: <...>, лит. А, в ходе проверки выявлены нарушения, выдано повторное предписание № 2-14-668/1/1 со сроком исполнения вышеуказанных требований до 01.11.2020.

В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012, учреждения, организации, предприятия всех форм собственности обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целями государственной политики в интересах детей являются: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициями народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры.

В соответствии с ч. 2 данной статьи государственная; политика в интересах детей является приоритетной и одним из ее принципов является ответственность индивидуальных предпринимателей, должностных лиц, граждан за нарушение прав и законных интересов ребенка, причинение ему вреда.

Согласно ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации.

Пунктом 15 ч. 1 данной статьи установлено, что к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.

На основании п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.

Приказом МЧС Российской Федерации от 25.03.2009 № 173 утвержден и введен в действие с 01.05.2009 «СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управлений эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности».

На основании изложенного, руководствуясь указанными нормами права, суд приходит к выводу о том, что выявленные нарушения ответчиком требований действующего законодательства Российской Федерации нарушает права неопределенного круга лиц, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.

Применительно к правилам ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено, равный шести месяцам с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина – в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

При подаче иска в соответствии с п. 1 п. п. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации истец был освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем с ответчика надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей в бюджет Санкт-Петербурга.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 56, 67, 68, 71, 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу установить запоры на дверях, эвакуационных выходов которые обеспечат их свободное открывания изнутри без ключа, на дверях лестничных клеток на 1, 2 и 3-м этажах, на дверях эвакуационных выходах наружу на 1-м этаже; обеспечить покрытие пола материалами с подтвержденными показателями пожарной опасности не ниже КМ2 (Г1, В2, Д2, Т2, РП1), в коридоре на 3-ем этаже; предоставить документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающую возможность применения материалов для покрытия пола на путях эвакуации; обеспечить отделку стен помещения актового зала с применением материалов с подтверждающими показателями пожарной опасности не ниже КМЗ (Г2, В2, Д2, Т2, РП2), предоставить документацию, отражающую показатели пожарной опасности, подтверждающую возможность применения материалов для отделки стен помещения актового зала; в помещении вентиляционной, около выхода на кровлю из лестничной клетки в северо-восточной части здания установить противопожарные стены не ниже 2-ого типа (перегородками 1-го типа) и перекрытиями не ниже 3-его типа, соответствующим заполнением проемов; на 1, 2, 3 этажах оборудовать двери лестничных клеток устройствами для самозакрытия и уплотненными в притворах; в помещении, предназначенном для одновременного пребывания более 50 человек (столовой) оборудовать вторым эвакуационным выходом; помещение актового зала без естественного проветривания оборудовать системой вытяжной противодымной вентиляцией.

Взыскать с ГБОУ СОШ № 233 с углубленным изучением иностранных языков Красногвардейского района Санкт-Петербурга в доход бюджета Санкт-Петербурга государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Санкт-Петербургский городской суд в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Красногвардейский районный суд Санкт-Петербурга.

Судья подпись

Мотивированное решение изготовлено 14 апреля 2021 года.