Дело №2-221/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
гор. Южа Ивановская область 26 мая 2017 года
Южский районный суд Ивановской области в составе:
председательствующего Семибратова В.Н.,
представителя ответчика – ООО «Объединенные котельные» ФИО1, действующей на основании доверенности от 16.05.2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные» о признании незаконными начисление платы за отопление,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО2 обратился в Южский районный суд Ивановской области с исковым заявлением к ООО «Объединенные котельные» о признании незаконными начисления платы за отопление, в связи с чем, у него начиная с октября 2014 года образовалась задолженность перед ответчиком на общую сумму (считая пени) <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек. С учётом внесённых истцом в иск уточнений, он просит признать незаконным производимые ответчиком начисления за отопление общественных мест по месту его жительства: <адрес>, и обязать ООО «Объединенные котельные» произвести снятие данных начислений и произвести перерасчёт по уже произведённым начислениям, мотивируя заявленные исковые требования тем, что считает противоречащим действующему законодательству и позиции Государственной жилищной инспекции Ивановской области то, что ему производится начисление платы за отопление общественных мест в многоквартирной доме.
Представитель ответчика ООО «Объединенные котельные» - ФИО1 исковые требования ФИО2 не признала, суду пояснила, что многоквартирный дом, в котором проживает истец подключен к центральной системе теплоснабжения, при этом в его квартире установлено индивидуальное газовое отопление. Общедомовые инженерные коммуникации, относящиеся к системе центрального отопления (стояки), проходят через квартиру истца. Согласно ст.290 п.1 ГК РФ собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома. При этом, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения не являющиеся частями квартир, и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации. Ст. 39 ЖК РФ установлено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, которая согласно ст.37 ЖК РФ пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в доме. В настоящее время порядок в отношении потребления и оплаты коммунальной услуги в виде отопления установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах, утвержденных постановлением Правительства РФ №354 от 06 мая 2011 года. Плата за коммунальные услуги по отопления в МКД начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Перевод отдельных помещений в МКД с централизованной системой отопления на индивидуальное отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с отключенными отопительными приборами, а также в объеме, приходящимся на общедомовые нужды. Собственниками жилых помещений продолжается потребление тепловой энергии, т.к. одним из источников теплоснабжения данных помещений будет отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через жилое помещение в МКД. Начисление платы за услугу отопления предусматривает также оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу МКД. Действующим законодательством освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды не предусмотрено. Решением Совета Южского городского поселения №72 от 18.11.2009 «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Южского городского поселения», с 01 января 2010 года утверждён норматив для отопления в размере 0,0187 Гкал. на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц, включающий в себя норматив для жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих индивидуальное отопление, в размере 0,0017 Гкал. на один метр отапливаемой площади в месяц. Указанное решение действует и в настоящее время, так как не отменено и не оспорено. Таким образом, на собственников помещений в МКД, имеющих индивидуальное отопление, ложится обязанность ежемесячно оплачивать тепловую энергию, потребленную в местах общего пользования в МКД, из расчета 0,0017 Гкал. на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц. Плата за отопление жилых помещений при применении нормативов производится круглогодично и установлена из расчета равномерного распределения годового объема потребления тепловой энергии в течение календарного года. Ей достоверно не известно, является ли ФИО2 собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. Квитанции по оплате коммунальных услуг приходят на имя ФИО3 В течении какого времени в данной квартире установлено индивидуальное газовое отопление сказать не может. За отопление жилого помещения счета не выставляются, но ежемесячно с 2014 года направляются квитанции на оплату услуг теплоснабжения мест общего пользования в МКД. У ФИО4 имеется задолженность по оплате теплоснабжения мест общего пользования на сумму <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копеек, из них сумма задолженности -<данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, пени <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки. При этом, жалоб на ненадлежащее оказание услуг теплоснабжения по местам общего пользования по данному дому не поступало. Квитанции доставляет курьер и раскладывает в почтовые ящики потребителей. Истец зарегистрирован в квартире по месту жительства с ДД.ММ.ГГГГ. По данному дому на общем собрании жителей МКД принималось решение о внесении платы ООО «Объединенным котельным», был составлен протокол от ДД.ММ.ГГГГ. Ей известно, что истец является получателем субсидий, и сейчас ему приостановили выплату субсидий в связи с образовавшейся задолженностью. Считает, что оснований для перерасчёта оплаты ФИО4 нет. В связи с чем, считает исковые требования ФИО2 не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица - ООО «Жилищная управляющая компания», надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. И.о. директора ООО «ЖУК» представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Согласно представленного в суд письменного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ, считает иск ФИО2 не подлежащим удовлетворению.
Представитель третьего лица - Территориального управления социальной защиты населения по Южскому муниципальному району, надлежащим образом извещённый о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Руководитель ТУ СЗН по Южскому муниципальному району ФИО5 представила в суд заявление, в котором просит рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. Из представленного в суд письменного отзыва от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрированный по адресу: <адрес>, является получателем мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (ЕДВ ЖКУ) в соответствии с Законом Ивановской области от 13 ноября 2008 года №132-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, выплата назначена по категории «Ветеран труда». В 2016 году в управлении социальной защиты населения проводилась работа по выявлению граждан, получающих ЕДВ ЖКУ, которые имеют задолженность по оплате жилищно-коммунальных услуг. В декабре 2016 года была получена информация из ООО «Объединенные котельные», из которой следует, что по жилому помещению, расположенному по адресу: <адрес>,имеется задолженность по оплате за отопление в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> копейки, в связи с чем, ФИО2 выплата ЕДВ ЖКУ была приостановлена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с подпунктом «д» пункта 37 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области №329-п от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого предоставление ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг приостанавливается при неуплате получателем выплаты текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 3 месяцев и отсутствии соглашения о погашении задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или невыполнении условий указанного соглашения, - с 1 числа месяца, следующего за месяцев, в котором уполномоченным органом получена информация о наличии задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг или невыполнении условий соглашения о погашении задолженности, до предоставления гражданином документов, подтверждающих факт погашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, либо соглашения о погашении указанной задолженности, заключённого с организацией, перед которой она возникла, либо документов, подтверждающих выполнение условий соглашения о погашении указанной задолженности. Уведомление о приостановлении выплаты ФИО2 было выслано почтовым отправлением исх. №2326 от 08.12.2016. В настоящее время выплата ЕДВ ЖКУ ФИО2 не возобновлена, так как вуправление не представлены документы, подтверждающие факт погашения задолженности по оплате жилого помещения и (или) коммунальных услуг, либо соглашения о погашении указанной задолженности.
Выслушав представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд пришел к следующим выводам.
Согласно п.1 ст.36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности, помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально- бытовых потребностей собственников помещений в данном доме.
В силу ст.39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме; доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника, которая согласно ст.37 ЖК РФ пропорциональна размеру общей площади принадлежащего собственнику помещения в этом доме.
В соответствии с п.п.5,6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 491от 13 августа 2006 года, в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно- регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно- технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях; внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
В п.1 ч.2 ст.154 ЖК РФ указано, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя: плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В настоящее время порядок в отношении потребления и оплаты коммунальной услуги в виде отопления, установлен Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354.
Пунктом 40 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» предусмотрено, что потребитель коммунальной услуги по отоплению вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом или нежилом помещении и плату за её потребление в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
В письме за подписью консультанта-руководителя группы регионального государственного жилищного надзора №2 Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области (исх. ш-189-ис от 01.04.2016), адресованного гр. ФИО6 указано, что исходя из норм действующего жилищного законодательства, расчет размера платы за коммунальную услугу – отопление, расходуемую на общедомовые нужды не предусмотрен, соответственно, плата за коммунальную услугу – отопление, расходуемую на общедомовые нужды с собственников помещений МКД, в том числе, имеющих индивидуальное отопление не взимается (л.д.6).
Согласно уведомления руководителя Территориального управления социальной защиты населения по Южскому муниципальному району о принятом решении, адресованного ФИО2, в соответствии с п./п.«д» п.37 Правил предоставления ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и ежегодной денежной выплаты на оплату топлива, расчета и перерасчета их размера отдельным категориям граждан, проживающим в Ивановской области, утверждённых постановлением Правительства Ивановской области №329-п от 15.12.2008, принято решение о приостановлении ему с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг по категории ВТ, в связи с задолженностью по оплате счетов-квитанций за отопление общественных мест. Для возобновления выплату ему необходимо обратиться в Южский филиалал ОГКУ «Центр по обеспечению деятельности ТОСЗН» и предоставить соответствующие документы подтверждающих факт погашения задолженности по оплате (л.д.9).
По факту нарушения прав и законных интересов Территориальным управлением социальной защиты населения по Южскому муниципальному району ФИО2ДД.ММ.ГГГГ обратился с письменной жалобой в прокуратуру Южского района (л.д.10).
Согласно ответа заместителя прокурора Южского района Волковой Н.А. от ДД.ММ.ГГГГ, прокуратурой не усмотрено оснований для внесения мер прокурорского реагирования, в возбуждении дела об административном правонарушении отказано (л.д.11-13).
В заявлении ФИО2 от 26.01.2017, адресованного руководителю Территориального управления социальной защиты населения по Южскому муниципальному району ФИО5, указано, что он на основании постановления Правительства Ивановской области №329-п от 15.12.2008 пользуется правом на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг. 12.01.2017 он уведомлён о том, что в отношении его принято решение о приостановлении предоставления данной денежной выплаты в связи с имеющейся задолженностью по оплате счетов-квитанций за отопление общественных мест. Признавая факт получения указанных квитанций, он считает принятое решение незаконным и подлежащим отмене, так как согласно разъяснения Службы государственной жилищной инспекции Ивановской области, данные начисления являются незаконными. В случае отказа в удовлетворении его требований, он оставляет за собой право обратиться в суд с требованием об отмене незаконного решения (л.д.5).
В письме руководителя Территориального управления социальной защиты населения по Южскому муниципальному району от 09.02.2017, адресованного ФИО2 указано, что по вопросу правомерности начисления оплаты за отопление ему необходимо обратиться в организацию, которая предоставляет счета-квитанции на данный вид услуг (л.д.14).
Согласно копии квитанции за апрель <данные изъяты> года, выставленной ООО «Объединённые котельные» ФИО3 по адресу: <адрес>, на ДД.ММ.ГГГГ имеется долг за отопление в сумме <данные изъяты> руб., а также начислена плата в сумме <данные изъяты> руб. (л.д.21).
Жилой <адрес>, в котором расположена <адрес>, являются многоквартирным и подключён к системе центрального отопления, при этом он не оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии.
В исковом заявлении ФИО2 указано, что начисление платы за «общественные места» производится с октября 2014 года. Таким образом, фактически истец оспаривает законность начисления платы за отопление мест общего пользования (подъезда и подвала многоквартирного дома, в котором находится его квартира), а также потерь тепловой энергии, которая осуществляется по стоякам в квартире, принадлежащей истцу, так как плата за отопление непосредственно в жилом помещении истцу и членам его семьи ответчиком не начисляется, поскольку теплоснабжение жилого помещения, где проживает истец, осуществляется от источника, находящегося в квартире. А внутридомовая система отопления жилого <адрес> продолжает быть подключённой к наружным тепловым сетям ООО «Объединённые котельные», так как внутридомовая система отопления в указанном доме не претерпела изменений и после того, как часть жилых помещений перешла на индивидуальное отопление.
Таким образом, судом установлено, что <адрес> подключён к централизованной системе теплоснабжения города Южа, которая не предусматривает переход на индивидуальное отопление жилых помещения в многоквартирных домах.
Подключённый к централизованной системе теплоснабжения многоквартирный дом, в котором проживает истец, имеет общедомовые инженерные коммуникации, относящиеся к системе центрального отопления (стояки), которые проходят через квартиру истца.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать обстоятельства на которые она ссылается как на основании своих требований так и возражений по ним.
Таким образом, Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правилами изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность какой-либо особый порядок расчетов с отдельными собственниками помещений в многоквартирном доме, отключивших свои помещения от централизованной системы отопления, в том числе перешедших на альтернативный способ отопления, не предусмотрен.
Плата за коммунальные услуги отопления в многоквартирном доме начисляется всем потребителям в одинаковом порядке и зависит только от общей площади занимаемых помещений. Снижение платы за услуги отопления соразмерно уменьшению тепловой нагрузки в жилом и нежилом помещении (при демонтаже, отключении, уменьшении поверхности нагрева приборов отопления, установленных в жилом помещении согласно проектной и (или) технической документации на многоквартирный дом равно как и снижение температуры воздуха в жилом помещении при помощи термостатических регуляторов, ограничивающих количество тепла, поступающего в отопительные приборы) многоквартирных домах, оборудованных общедомовым прибором учета, все или часть помещений, в которых не оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, Правилами №354 не предусмотрено. Услуга отопления не может предоставляться автономно в каждом отдельном помещении многоквартирного дома.
Перевод отдельных помещений в многоквартирном доме с централизованной системой отопления на индивидуальное (альтернативное) отопление не означает, что собственниками таких помещений полностью прекратилось потребление тепловой энергии на обогрев непосредственно помещений с демонтированными (отключенными) отопительными приборами, а также в объеме, приходящемся на общедомовые нужды, указанными собственниками продолжается, т.к. одним из источников теплоснабжения данных помещений будет являться отдача тепла стояками центрального отопления, проходящими через все помещения в многоквартирном доме, которые невозможно отключить без нарушения прав законных интересов иных лиц, проживающих в этом доме.
Потребление тепловой энергии на отопление помещений общего пользования в многоквартирном доме и потери во внутридомовых сетях подлежат оплате собственниками помещений вне зависимости от факта пользования услугами отопления внутри принадлежащих им помещений.
Таким образом, право потребителей на отказ от предоставления и оплаты услуг централизованного отопления в многоквартирном доме, подключенном к централизованной системе отопления, может быть реализован посредством отключения от централизованной системы отопления многоквартирного дома в целом, а не отдельных его помещений, что возможно осуществить лишь в рамках реконструкции многоквартирного дома.
Начисление платы за услугу отопления предусматривает оплату тепловой энергии не только по обогреву жилого помещения, но и нежилых помещений, относящихся к общему имуществу многоквартирного дома.
Действующее законодательство не предусматривает освобождение собственников жилых помещений от оплаты коммунальных услуг на общедомовые нужды, что следует из положений ст.ст. 210, 289, 290 ГК РФ, а в соответствии с п.40 вышеуказанных Правил, потребитель коммунальной услуги по отоплению вносит плату за эту услугу совокупно без разделения на плату за потребление указанной услуги в жилом (нежилом) помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
В этой связи освобождение собственника жилого помещения от платежей за услугу отопления будет противоречить жилищному законодательству, нарушая права и законные интересы других лиц, в том числе собственников иных жилых помещений, у которых отсутствует индивидуальное отопление, так как фактически перекладывает на них бремя содержания общего имущества многоквартирного жилого дома, чем ущемляет их права и законные интересы.
Ссылка истца на письмо должностного лица Ивгосжилинспекции от 01.04.2016, согласно которого плата за отопление, идущего на общедомовые нужды, не должна взиматься с собственником помещений многоквартирных домов, судом отвергается, так как законность абзаца 2 пункта 40 Правил была предметом проверки на соответствие жилищному законодательству при рассмотрении Верховным судом Российской Федерации обращения граждан по поводу того, что оспариваемое положение возлагает на собственника или пользователя жилого помещения с индивидуальным отоплением в многоквартирном доме с центральным отоплением обязанность производить оплату неоказанной услуги по центральному отоплению всей своей жилой площади, что влечет для них повышенные расходы. Решением Верховного Суда РФ от 07.05.2015 года (по делу № АКПИ15-198) в удовлетворении требований было отказано, в связи с тем, что предусмотренный абз.2 п.40 Правил порядок оплаты коммунальной услуги по отоплению согласуется с положениями Жилищного кодекса РФ и не противоречит п.1 ст.13 Федерального закона от 27.07.2010 года № 190-ФЗ, ч.1 ст.37 Закона РФ «О защите прав потребителей», не нарушает права и законные интересы заявителей.
Таким образом, вплоть до изменения законодательного регулирования потребитель коммунальной услуги по отоплению должен вносить плату за эту услугу совокупно без разделения на оплату за потребление указанной услуги в жилом помещении и плату за ее потребление на общедомовые нужды.
Кроме этого, без переоборудования системы отопления жилого дома в целом невозможно полное отключение квартиры истца от централизованного отопления, в связи с чем, было необходимо заказать проект на переустройство и получить разрешение органа местного самоуправления на производство переустройства системы отопления жилого дома в целом. Однако, материалы дела указанных документов не содержат.
Сам факт отключения жилого помещения от центральной системы отопления многоквартирного дома представляют собой замену и перенос инженерных сетей и оборудования, на что требуется внесение изменений в технический паспорт, и фактически является переустройством всего жилого дома.
Согласно п.15 ст.14 Федерального закона «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения в многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
В Определении Конституционного Суда РФ от 17.11.2011 №1514-О-О указано, что данная норма направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отопление жилого помещения, расположенного в многоквартирном доме, является обязательным, поскольку направлено на сохранение, как самого жилого помещения, так и многоквартирного дома в целом состоянии, отвечающем установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
Демонтаж приборов отопления не свидетельствует о том, что тепловая энергия истцами не потребляется, поскольку тепловая энергия передается в дом, где распределяется, а том числе, через транзитные стояки по квартирам и общим помещениям дома, тем самым отапливая как индивидуальную квартиру, так и весь объект теплоснабжения в целом.
Отключение отдельных собственников помещений в многоквартирном доме от централизованной системы отопления в ходе переустройства жилого помещения, в том числе, осуществленного по согласованию с органом местного самоуправления, не является правовым основанием для освобождения потребителей услуг по отоплению от обязанности по внесению платы за коммунальные услуги по отоплению. Граждане, демонтировавшие радиаторы отопления, не могут быть освобождены от участия в оплате тепловой энергии, поданной в многоквартирный дом, поскольку остаются потребителями тепловой энергии.
Оспаривая законность по начислению ответчиком платы за отопление мест общего пользования в многоквартирном доме, в связи с чем, у него образовалась задолженность за 2014-2017 г.г., истец считает, что расчёт указанных сумм не имеет юридического значения и не создаёт для него каких-либо обязательств перед ООО «Объединенные котельные». Но отсутствие у ФИО2 договора на поставку тепловой энергии не является основанием для удовлетворения заявленного им иска, так как в соответствии с п.1 ст.426 ГК РФ публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится. Пунктом 3 этой же статьи установлено, что при необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 настоящего Кодекса, а именно: другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Так как по смыслу приведенных норм коммерческая организация понуждать потребителя к заключению такого договора не вправе, в случаях, когда потребитель пользуется услугами оказываемой обязанной стороной, однако от заключения договора отказывается, такое пользование следует считать в соответствии с пунктом 3 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации как акцепт абонентом оферты, предложенной стороной, оказывающей услуги (выполняющей работы).
Таким образом, отсутствие между сторонами договора, заключенного в установленном законом порядке, не освобождает их от обязательств, возникающих при фактическом оказании одной стороной услуг и их получении другой стороной. Жилое помещение истца находится в многоквартирном доме, абонентом является гражданин, при этом подключенный в установленном порядке к присоединенной сети и использующие энергию для бытового потребления, подача тепла в <адрес> в силу статьи 540 ГК РФ осуществляется централизованно.
Передача тепловой энергии согласно положениям статьи 2 Федерального закона «О теплоснабжении» представляет собой совокупность действий, обеспечивающих поддержание тепловых сетей в состоянии, соответствующем установленным техническими регламентами требованиям, прекращение ресурсоснабжающей организацией передачи тепловой энергии в отдельно расположенное нежилое помещение многоквартирного дома может иметь место лишь при наличии технической возможности.
Принимая во внимание данное обстоятельство, а также то, что доставка тепловой энергии в жилые дома имеет технологические особенности (через систему инженерных сетей, стояков и т.д.), факт отключения истцом расположенном в принадлежащем им жилом помещении радиаторов отопления от системы отопления жилого дома, сам по себе не может указывать на прекращение подачи теплоснабжения в данное помещение и не может свидетельствовать о возникновении у ресурсоснабжающей организации возможности для такого прекращения.
Доказательств, достоверно подтверждающих, что истец не использовал систему отопления многоквартирного жилого дома и не получал услуги по отоплению, суду не предоставлено.
Согласно ч.1 и п.5 ч.2 ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).
Основание и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги определены ст. 155 ЖК РФ, из содержания которой можно сделать вывод о том, что платежные документы на внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги предоставляются собственнику, нанимателю жилого помещения либо члену жилищного кооператива.
При этом, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Решением Совета Южского городского поселения №72 от 18.11.2009 года «Об утверждении нормативов потребления коммунальных услуг для населения Южского городского поселения» с 01.01.2010 года утвержден норматив для отопления для жилых помещений в многоквартирных домах, имеющих в квартирах индивидуальное отопление, в размере 0,0017 Гкал. на 1 квадратный метр отапливаемой площади в месяц. Указанное решение действует до настоящего времени, так как не отменено и незаконным не признано.
На собственников помещений в многоквартирном доме, имеющих индивидуальное отопление, возложена обязанность ежемесячно оплачивать тепловую энергию, потребленную в местах общего пользования многоквартирного дома, из расчета 0,0017 Гкал. на 1 кв.м. отапливаемой площади в месяц (при расчете нормативов учитывается средняя температура наружного воздуха за отопительный период ( -3,9С)). Плата за отопление жилых помещений при применении нормативов производится круглогодично и установлена из расчета равномерного распределения годового объема потребления тепловой энергии в течение года.
Тарифы на теплоснабжение устанавливаются уполномоченным регулирующим органом субъекта Российской Федерации.
ООО «Объединенные котельные» начислена плата за отопление по настоящее время. В частности за период до мая 2016 года плата за отопление начислялась в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилом доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 при отсутствии коллективного (общедомового прибора учета).
Согласно предоставленным ответчиком расчетам, начисление платы за отопление производится в установленном ст.157 ЖК РФ порядке.
В силу ч.7 ст.155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных частью 7.1 настоящей статьи и статьи 171 настоящего Кодекса.
Согласно ч.7.1 ст.155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям.
Как следует из материалов дела, право на начисление платежей и выставление счетов по оплате коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии для собственников и пользователей помещений в многоквартирном <адрес> возникло у ресурсоснабжающей организации ООО «Объединенные котельные» на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном <адрес> – от ДД.ММ.ГГГГ, которым определен порядок оплаты за все потребленные коммунальные услуги напрямую ресурсоснабжающим организациям.
При этом в силу ч. 5 ст. 46 ЖК РФ решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, принятое в установленном настоящим Кодексом порядке, по вопросам, отнесенным к компетенции такого собрания, является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме, в том числе для тех собственников, которые не участвовали в голосовании.
Учитывая, что требование ООО «Объединенные котельные» об оплате коммунальных услуг по предоставлению тепловой энергии основано на принятом собственниками решении, у суда отсутствуют основания для вывода об отсутствии у ответчика права по начислению истцу платы за отопление.
В связи с изложенным, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ФИО2 исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования ФИО2 к Обществу с ограниченной ответственностью «Объединенные котельные» о признании незаконными начисление платы за отопление оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Южский районный суд в течение месячного срока со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Южского районного суда
Ивановской области подпись В.Н. Семибратов
Решение в окончательной форме изготовлено 31 мая 2017 года.