ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/18 от 09.10.2018 Нукутского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Новонукутский 9 октября 2018 года

Нукутский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Ербадаева С.В., при секретаре судебного заседания Шанаровой С.Э., с участием ответчика Изыкенова Н.Я., представителя – адвоката ХМГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/2018 по иску Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» к Изыкенову Николаю Ярославичу о взыскании причиненных убытков и расходов по оплате государственной пошлины,

Установил:

ООО «Авиакомпания «Победа» обратилось в суд с вышеназванным исковым заявлением по тем основаниям, что 18.05.2018г. Изыкенов Н.Я., ДД.ММ.ГГГГ.р., паспорт РФ <данные изъяты>, заключил с ООО «Авиакомпания «Победа» договор воздушной перевозки (код бронирования LOL7WN) рейсом DP454 по маршруту Иркутск - Москва с датой вылета 19.05.2018г. 19.05.2018г. ответчик в установленном порядке прошёл все предполетные формальности и осуществили посадку на борт воздушного судна с бортовым номером VQ-BAW, выполнявшего рейс DP454 по маршруту Иркутск-Москва с датой вылета 19.05.2018г. Согласно акту о нарушении общественного порядка на рейсе DP454 от 19.05.2018г. подписанным командиром воздушного судна, в ходе выполнения рейса (во время нахождения воздушного судна в воздухе) сработал датчик дыма, установленный в туалетной комнате воздушного судна из-за курения ответчика в туалетной комнате. После этого командир воздушного судна посредством адресноотчетной системы авиационной связи - ACARS (Aircraft Communications Addressing and Reporting System) сообщил о пассажире, который нарушил правила авиационной безопасности (курение на борту воздушного судна). Принято решение о посадке на ближайший запасной аэродром Большое Савино (Пермь). На место события были вызваны сотрудники ЛОП МВД России на транспорте в аэропорту г.Пермь, которые отстранили ответчика от полета. В связи с указанным, ответчик был снят с борта воздушного судна сотрудниками полиции аэропорта Большое Савино (Пермь). После этого воздушное судно продолжило полет в аэропорт назначения Москва. В результате незаконных действий ответчика ООО «Авиакомпания «Победа» было вынуждено нести дополнительные расходы (убытки) в связи с отклонением от маршрута и вынужденной посадкой воздушного судна в аэропорту Большое Савино (Пермь) для принятия обязательных мер, предусмотренных законодательством о транспортной безопасности и иными руководящими документами в области гражданской авиации, а именно: дополнительный расход топлива вследствие отклонения от планового маршрута составил 7,808 т., что составляет – 82645,48 руб.; аэропортовые сборы и наземное обслуживание в а/п Пермь -144476,06 руб.; расходы на операционный лизинг воздушного судна Boeing 737-800 (часовой коэффициент от месячной арендной ставки операционного лизинга, в долларах США в пересчете на российский рубль) за 78 минут задержки прибытия рейса DP454,от 19.05.2018г. в аэропорт назначения Москва (Внуково) - 45 078,36 руб.; ставка отчислений лизингодателю на формирование резервов на капитальный ремонт двигателей составляет 65,06 долл. За каждый летный час за каждый двигатель согласно договору, на ремонт двигателей. Курс доллара на 31.05.2018г. составлял 62,5937 руб. Плановое летное время составляло 5:58 ч. (план полета), фактическое летное время составило 6:26 ч. (TLB). То есть в связи с выполнением дополнительной посадки летное время воздушного судна возросло на 0,47 часа. Итого отчисления на ремонт двигателей за время дополнительного налета составляют: 65,06 долл./л.ч.*2*0,47 л.ч.*62,5937 руб./долл. = 3828,01 руб. дополнительные расходы на заработную плату экипажа согласно штатному расписанию и положению по оплате труда летного состава и положению по оплате труда работников, имеющих действующее свидетельство бортпроводника гражданской авиации – 17613,70 рублей.

На основании вышеизложенного истец просит, взыскать с Изыкенова Николая Ярославича в пользу ООО «Авиакомпания «Победа» в качестве возмещения причиненных убытков сумму в размере 293641 рубль 62 копейки и сумму оплаченной государственной пошлины за рассмотрение дела в размере 6136 рублей 00 копеек.

Представитель истца в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представив суду пояснения на возражение ответчика.

На основании ст. 167 ГПК РФ и с учетом мнения ответчика и его представителя, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя истца.

Ответчик Изыкенов Н.Я., представитель адвокат ХМГ исковые требования не признали, представив суду возражение на иск. При этом ответчик суду пояснил, что когда он зашел в туалетную комнату во время полета, то там уже были клубы табачного дыма и он заметил лежащий окурок, который еще дымил. Он закрыл дверь кабинки, справил свои естественные надобности, стал мыть руки, в это время прозвучал сигнал тревоги и в дверь стала стучать стюардесса. Он выбросил окурок в унитаз, снова стал мыть руки, после чего открыл дверь. В туалетной комнате он находился, по его мнению, в пределах 30 секунд. Сигарету он не курил, ее выкурил кто-то до него. Сам он курит сигареты марки «Максим». Признательные показания в отделении полиции аэропорта дал потому, что хотел быстрее закончить разбирательства. Какого-либо воздействия на него в этот момент никто не оказывал.

Суд, выслушав ответчика, его представителя, исследовав письменные материалы дела, оценив и проанализировав их по правилам ст. 67 ГПК РФ находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

При этом возмещение вреда, причиненного имуществу гражданина или юридического лица, допускается при доказанности факта причинения вреда и его размера (наличие вреда), противоправности действий (бездействия), наличии причинной связи между противоправными действиями (бездействием) и наступившими последствиями и вины причинителя вреда.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 23.02.2013г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров.

Согласно п.1 ч.1 ст.58 Воздушного кодекса РФ командир воздушного судна имеет право: принимать окончательные решения о взлете, полете и посадке воздушного судна, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынужденной посадке в случае явной угрозы безопасности полета воздушного судна в целях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде. Такие решения могут быть приняты с отступлением от плана полета, указаний соответствующего органа единой системы организации воздушного движения и задания на полет, с обязательным уведомлением соответствующего органа обслуживания воздушного движения (управления полетами) и по возможности в соответствии с установленными правилами полетов.

Судом установлено, что между ООО «Авиакомпания «Победа» и Изыкеновым Н.Я. был заключён договор воздушной перевозки рейсом DP454 по маршруту Иркутск - Москва с датой вылета 19.05.2018г.

19.05.2018г. командиром воздушного судна КАР, СБЭ ЮЛФ, ст.лейтенантом полиции БГ в отношении Изыкенова Н.Я. был составлен акт о нарушении общественного порядка на борту воздушного судна и требований авиационной безопасности, а именно курение в туалетной комнате, сработал детектор дыма.

А также судом установлено, что 19 мая 2018г. в отношении Изыкенова Н.Я., осуществлявшего полет рейсом DP454 сообщением Иркутск-Москва был составлен административный протокол по ч.1 ст.6.24 КоАП РФ, то есть нарушение установленного Федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах.

Постановлением начальника отдела УУП и по делам несовершеннолетних ОП «Новонукутский» Иркутской области БАС от 27.06.2018г. Изыкенов Н.Я. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 6.24 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 рублей 00 копеек.

Не согласившись с указанным постановлением Изыкенов Н.Я. обратился в суд с жалобой, по результатам рассмотрения которой данное постановление отменено, дело возвращено на новое рассмотрение.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 13.08.2018г. производство по делу об административном правонарушении в отношении Изыкенова Н.Я. прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.

Как следует из представленного суду расчёта, понесённые истцом убытки следуют из дополнительного расхода топлива вследствие отклонения от планового маршрута составил 7,808 т., что составляет – 82645,48 руб.; аэропортовые сборы и наземное обслуживание в а/п Пермь -144476,06 руб.; расходы на операционный лизинг воздушного судна Boeing 737-800 (часовой коэффициент от месячной арендной ставки операционного лизинга, в долларах США в пересчете на российский рубль) за 78 минут задержки прибытия рейса DP454,от 19.05.2018г. в аэропорт назначения Москва (Внуково) - 45 078,36 руб.; ставка отчислений лизингодателю на формирование резервов на капитальный ремонт двигателей составляет 65,06 долл. За каждый летный час за каждый двигатель согласно договору, на ремонт двигателей. Курс доллара на 31.05.2018г. составлял 62,5937 руб. Плановое летное время составляло 5:58 ч. (план полета), фактическое летное время составило 6:26 ч. (TLB). То есть в связи с выполнением дополнительной посадки летное время воздушного судна возросло на 0,47 часа. Итого отчисления на ремонт двигателей за время дополнительного налета составляют: 65,06 долл./л.ч.*2*0,47 л.ч.*62,5937 руб./долл. = 3828,01 руб.; дополнительные расходы на заработную плату экипажа согласно штатному расписанию и положению по оплате труда летного состава и положению по оплате труда работников, имеющих действующее свидетельство бортпроводника гражданской авиации – 17613,70 рублей.

В обоснование взыскания убытков со стороны истца ООО «Авиакомпания «Победа» предоставлены: копия требования ДР № 051817 от 18.05.2018г., реестр заправок с 16 по 20 мая 2018г.,копия требования ДР № 051815 от 19.05.2018г.,копии счет-фактур № 180520/00094 от 20.05.2018г., № 180520/00005 от 20.05.2018г., № 180520/00095 от 20.05.2018г., копия акта приема-передачи нефтепродуктов по договору № П-НП/202-З от 21.04.2015г., копия счета на оплату № 109 от 31.05.2018г., копия акта оказанных услуг № 426 от 31.05.2018г., копия акта № 02895 от 19.05.2018г. об оказании услуг, копия счета № 612/0518р01/00/0601 от 31.05.2018г., копия реестра полетов воздушных судов в районах аэродромов за май 2018г. к счету 000612/0518р01/00/0601, копия акта сдачи-приемки оказанных услуг № 612/0518р01/00/0601 от 31.05.2018г., копия счета № 0092480346 от 31.05.2018г., копия счета № 94110158 от 14.06.2018г., копия расписания прилета и вылета рейса DP454.

Представленный истцом расчёт задолженности оформлен на основании вышеизложенных документов, в соответствии с требованиями закона, ответчиком не опровергнут, судом проверен, и принимается, как верный.

Доказательств, опровергающих расчёт суммы по вынужденным убыткам ответчиком суду не представлено, и ответчиком не оспорен.

Кроме того, согласно Инструкции к системе обнаружения дыма воздушного судна Боинг 737-800, система обнаружения дыма является фотоэлектрической, основана на технологии двойной длины волны и издает звуковые и визуальные сигналы тревоги при обнаружении дыма в туалете. Инструкцией предусмотрено, что датчик дыма в каждом детекторе контролирует превышение установленного минимального значения плотности дыма. Если плотность дыма превышает установленное значение в течение восьми секунд, датчик переводит детектор в состоянии тревоги.

Принимая во внимание, что Изыкенов Н.Я. находился в туалетной комнате, по его показаниям, не менее 30 секунд, суд приходит к выводу, что указанного времени достаточно для активации системы обнаружения дыма, в связи с чем только действия ответчика могли вызвать срабатывание системы обнаружения дыма.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании, то есть представлены сторонами.

Оценивая представленные доказательства в совокупности, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку, со
стороны ответчика имело место нарушение правил поведения на борту воздушного судна, которые создавали угрозу безопасности полета воздушного судна, угрозу жизни или здоровью других лиц.

Оснований не доверять предоставленным доказательствам, у суда не имеется.

Доводы ответчика относительно невиновности в курении на борту воздушного судна, суд находит несостоятельными и не соответствующими материалам дела.

Обязанность по доказыванию отсутствия вины в причинении убытков лежит на привлекаемом к гражданско-правовой ответственности ответчике, а таковых доказательств суду не предоставлено.

Поскольку имеется причинно-следственная связь между действиями ответчика и причинением истцу убытков, суд взыскивает в пользу истца ООО «Авиакомпания «Победа» с Изыкенова Н.Я. убытки в сумме 293641 рубль 62 копейки.

При рассмотрении данного гражданского дела суд принимает во внимание то, что прекращение производства по делу об административном правонарушении в отношении Изыкенова Н.Я. в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности не исключает возможность привлечения его к гражданской ответственности за причинение убытков истцу вследствие нарушения установленного федеральным законом запрета курения табака на воздушном судне.

В соответствии с положениями ч. 1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.

Удовлетворяя исковые требования ООО «Авиакомпания «Победа», суд взыскивает в пользу общества с ответчика Изыкенова Н.Я. расходы по оплате государственной пошлины, понесённые в связи с подачей иска в суд в размере 6136 рублей 00 копеек, подтверждённые платёжным поручением № 5550 от 28.06.2018г.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» к Изыкенову Николаю Ярославичу о взыскании причиненных убытков и расходов по оплате государственной пошлины - удовлетворить.

Взыскать с Изыкенова Николая Ярославича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» в качестве возмещения причиненных убытков сумму в размере 293641 рубль 62 копейки.

Взыскать с Изыкенова Николая Ярославича в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Авиакомпания «Победа» расходы по уплате государственной пошлины в размере 6136 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нукутский районный суд Иркутской области в течение месяца со дня составления мотивированного решения. Мотивированное решение составлено 12 октября 2018 года.

Председательствующий