2-221/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 июня 2019 года г.Починок
Починковский районный суд Смоленской области в составе судьи Шабановой В.А.
с участием представителя истца Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области З.С.М.,
представителя ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях Г.Е.Б.,
представителя ответчика филиала ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога М.О.В.,
представителя ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области В.С.Ю.,
представителя ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области Г.А.В.,
представителя СОГБУ «Починковский комплексный центр социального обслуживания» К.В.Н.,
представителя администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области С.В.В.,
при секретаре Панкратовой Н.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, филиалу ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области об исправлении реестровой ошибки,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области обратился в суд с исковыми требованиями к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, филиалу ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога об исправлении реестровой ошибки в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером -----, являющегося государственной собственностью Российской Федерации, обязав межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях принять меры (провести кадастровые работы), направленные на исключение из данных ЕГРН сведений о пересечении границ указанного участка с границами земельных участков площадью ----- с кадастровым номером -----, расположенного по адресу: ..., площадью ----- с кадастровым номером -----, расположенного по адресу: ..., являющихся государственной собственностью Смоленской области. Определением Починковского районного суда Смоленской области от 8 мая 2019 года к участию в деле привлечены в качестве соответчиков Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, исключив последнее из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора администрация муниципального образования «Починковский район» Смоленской области.
В обоснование заявленных требований представители истца Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области в исковом заявлении и в судебном заседании Г.Е.А., З.С.М. сослались на то, что земельный участок площадью ----- с кадастровым номером ----- по адресу: ... и земельный участок площадью ----- с кадастровым номером ----- по адресу: ... являются государственной собственностью Смоленской области, государственная регистрация права собственности произведена ** ** ** и ** ** **. На земельном участке с кадастровым номером ----- расположен объект недвижимости - здание медико-социальной экспертизы с кадастровым номером -----, находящееся в государственной собственности Смоленской области, государственная регистрация права собственности произведена ** ** **. На земельном участке с кадастровым номером ----- расположены объекты недвижимости - административное здание с кадастровым номером ----- и гараж с кадастровым номером -----, находящиеся в государственной собственности Смоленской области, государственная регистрация права собственности произведена ** ** **. Выявлено пересечение земельного участка с кадастровым номером ----- с границами земельного участка с кадастровым номером -----, являющегося государственной собственностью Российской Федерации. ГКН содержит в себе сведения о земельном участке с кадастровым номером -----, который поставлен на кадастровый учет ** ** **. Однако, вследствие технологической ошибки, заключавшейся в топологической некорректности полигонов пространственных объектов, сведения о координатах характерных точек, пересчитанных в МСК-67, в автоматическом режиме в ГКН внесены не были. При проведении мероприятий верификации данных ГКН указанные сведения были исправлены и внесены в ГКН в ручном режиме ** ** **. Сведения об обособленном участке с кадастровым номером -----, входящим в единое землепользование с кадастровым номером -----, были внесены в ГКН ** ** **, на основании межевого дела ** ** **. Единое землепользование с кадастровым номером ----- учтено в ГКН с видом разрешенного использования - «для размещения объектов железнодорожного транспорта». При внесении сведений о координатах характерных точек границ обособленного участка с кадастровым номером -----, сведения о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ----- еще не были отображены на картографической основе ГКН. После перерасчета в МСК-67 и внесения в ГКН в ручном режиме ** ** ** сведений о координатах характерных точек границ земельного участка с кадастровым номером ----- органом кадастрового учета было выявлено пересечение границ вышеуказанных земельных участков. До настоящего времени собственник земельного участка с кадастровым номером ----- не предпринял меры, направленные на исправление выявленного наложения границ земельных участков. Просят суд исправить реестровую ошибку в сведениях Единого государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка с кадастровым номером -----, являющегося государственной собственностью Российской Федерации, обязав межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях принять меры (провести кадастровые работы), направленные на исключение из данных ЕГРН сведений о пересечении границ указанного участка с границами земельных участков площадью ----- с кадастровым номером -----, расположенного по адресу: ..., площадью ----- с кадастровым номером -----, расположенного по адресу: ..., являющихся государственной собственностью Смоленской области. Настаивают на удовлетворении требований об исправлении реестровой ошибки путем проведения кадастровых работ именно межрегиональным территориальным управлением Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях.
Представитель ответчика межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях в возражениях (л.д.51-55) и в судебном заседании Г.Е.Б. сослалась на то, что отсутствуют правовые и материальные доказательства того, что при межевании земельного участка, принадлежащего Российской Федерации, была допущена реестровая ошибка, что должно быть основанием для лишения Российской Федерации части земельного участка. Исправление реестровой ошибки осуществляется только в том случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. Спорная часть земельного участка является собственностью Российской Федерации в силу закона, как расположение под имуществом железнодорожного транспорта и предназначенного для использования и содержания в соответствии с правилами и порядком содержания подобного имущества. Земельный участок в установленном порядке был поставлен на государственный кадастровый учет, его границы были уточнены в ходе проведения кадастровых работ, с последующим предоставлением в аренду. Истцом заявлен неверный способ защиты своего права, заявленное требование и его основание полностью исключают оценку наличия и законности собственности Российской Федерации на участок федеральной формы собственности в спорных границах, исключают оценку законности межевания земель Российской Федерации. Требования истца, носящие исключительно технический характер устранения наложения, исключили защиту имущественного интереса и доказательства законности собственности Российской Федерации на имущество. Заявленный способ защиты права неверен, так как право собственности Российской Федерации на участок с кадастровым номером ----- остается неизменным, ни право, ни границы участка, принадлежащего Российской Федерации, не оспариваются, а речь, что в иске идет о реестровой ошибке, которая имущественные интересы не затрагивает, говорит о технической стороне в разрешении места расположения границ земельного участка. Участок истца никогда не был установлен в координатах и факт их установления в настоящее время по факту использования земельного участка не доказывает собственность истца на участок именно в этих границах. Истец заявленными требованиями по факту регистрации права собственности за ним на участок и наличием проведенных им кадастровых работ, которые установили наложение на земли, принадлежащие Российской Федерации, полагает, что его интересы должны быть защищены. Между тем, в исковом заявлении не приводится ни материального, ни процессуального основания, почему право собственности истца должно быть защищено в первую очередь по сравнению с правом Российской Федерации на земельный участок, который не только зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией, но и границы участка стоят на учете. Просит в удовлетворении исковых требований отказать. Участок с кадастровым номером ----- - часть единого землепользования с кадастровым номером -----, поэтому проведение кадастровых работ в отношении участка с кадастровым номером ----- не возможно. Полагает, что факт наличия реестровой ошибки истцом не доказан, имеет место спор о границах и площади земельных участков.
Представители ответчика филиала ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога в возражениях (л.д.112-117) и в судебном заседании П.Н.Н., М.О.В. сослались на то, что собственником земельного участка с кадастровым номером ----- общей площадью -----, расположенного по адресу: ... является Российская Федерация. По договору аренды № ** от ** ** ** указанный земельный участок передан в аренду ОАО «Российские железные дороги» сроком на ----- с ** ** ** для использования в целях размещения объектов железнодорожного транспорта. Исходя из предмета заявленных истцом требований следует, что они фактически направлены на изменение границы полосы отвода железной дороги, при этом, право собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером ----- истцом не оспаривается. При межевании земель границы земельного участка полосы отвода железной дороги на территории ... (направление ...) были согласованы со всеми смежными собственниками, владельцами, пользователями земельных участков. Результаты инвентаризации спорного земельного участка полосы отвода железной дороги утверждены постановлением главы администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области № ** от ** ** **. Таким образом, изменение сведений государственного кадастра недвижимости о границах земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации и аренде ОАО «РЖД», исключительно по требованию истца невозможно, поскольку оно непосредственно влияет на гражданские права собственника и арендатора спорного земельного участка. Требования истца фактически направлены на установление местоположения границ спорных земельных участков за счет принудительного смещения границ участка, находящегося в собственности Российской Федерации и в аренде ОАО «РЖД», в то время как согласование границ в силу закона о государственном кадастре недвижимости предполагает его совершение в добровольном порядке и является правом смежного землепользования. Просят в удовлетворении исковых требований отказать. Реестровая ошибка не подтверждена, не установлены границы всех спорных земельных участков.
Представители ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области в возражениях (л.д.195-199) и в судебном заседании Ф.О.И., В.С.Ю. указали, что участок с кадастровым номером ----- не является самостоятельным объектом прав. Реестровая ошибка была выявлена ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в ** ** **, в связи с пересчетом координат из одной системы в другую, которую исправить Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области самостоятельно не имеет возможности. Истцом не представлены какие-либо доказательства и доводы нарушения его прав органом регистрации. Отсутствуют документы, подтверждающие, что истец обращался в Управление с какими-либо заявлениями, на которые получил отказ. Управление считает, что является ненадлежащим ответчиком по данному делу. Просят в удовлетворении требований к Управлению отказать, полагают, что имеет место спор о праве и границах земельного участка.
Представители ответчика филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области в возражениях (л.д.135-143, 151-159) и в судебном заседании Л.О.О., Г.А.В. указали, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером -----, расположенном по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - для служебных надобностей, уточненная площадь - -----, дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, правообладатель - Смоленская область, вид права - собственность, дата регистрации - ** ** **. По данным ЕГРН на участке ----- расположен объект капитального строительства с кадастровым номером ----- - здание медико-социальной экспертизы площадью -----, расположенное по адресу: ..., дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, правообладатель - Смоленская область, дата регистрации права - ** ** **, на который также зарегистрировано право оперативного управления за Смоленским областным государственным бюджетным учреждением «Починковский комплексный центр социального обслуживания населения», дата регистрации - ** ** **. Сведения об участке ----- как о ранее учтенном внесены в Единый государственный реестр земель Управлением Роснедвижимости, а не филиалом Учреждения. Также ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером -----, расположенном по адресу: ..., категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под зданием редакции, уточненная площадь - -----, дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, правообладатель - Смоленская область, вид права - собственность, дата регистрации - ** ** **. Сведения об участке ----- как о ранее учтенном внесены в Единый государственный реестр земель Управлением Роснедвижимости, а не филиалом Учреждения. По данным ЕГРН на участке ----- расположены объекты капитального строительства с кадастровым номером ----- - административное здание площадью -----, расположенное по адресу: ..., дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, правообладатель - Смоленская область, дата регистрации права - ** ** **, на который также зарегистрировано право хозяйственного ведения за -----, дата регистрации - ** ** **; с кадастровым номером ----- - гараж площадью -----, расположенный по адресу: ..., дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, правообладатель - Смоленская область, дата регистрации права - ** ** **, на который также зарегистрировано право хозяйственного ведения за -----, дата регистрации - ** ** **. Также ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером -----, расположенном по адресу: ..., разрешенное использование - для размещения объектов железнодорожного транспорта, наименование - единое землепользование, уточненная площадь - -----, дата постановки на кадастровый учет - ** ** **, границы земельного участка установлены в соответствии с действующим законодательством, правообладатель - Российская Федерация, вид права - собственность, дата регистрации - ** ** **. По данным ЕГРН в отношении Участка ----- имеются записи об обременениях - аренда, на земельном участке расположены объекты капитального строительства. Таким образом, земельный участок с кадастровым номером ----- предоставляет собой единое землепользование, а в его состав входят ----- обособленных земельных участков, в том числе с кадастровым номером ----- уточненной площадью ----- Участок ----- учтен на сегодняшний день с реестровой ошибкой (до ** ** ** кадастровой ошибкой). Сведения о координатах поворотных точек ранее учтенного участка ----- были указаны в системе координат, отличной от системы координат ведения ГКН (с ** ** ** - ЕГРН). После перерасчета координат поворотных точек границ вышеуказанного земельного участка обнаружено пересечение его границ с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером ----- (входит в состав единого землепользования участок -----). Фактический пересчет координат из системы СК-1963 в систему МСК-67 произведен в рамках исполнения гарантийных обязательств по государственному контракту № ** от ** ** **, заключенного между Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и -----, основанным на праве хозяйственного ведения, -----. В связи с тем, что филиал Учреждения не является стороной госконтракта, полномочия на проведение процедуры перерасчета земельных участков на условных (местных) систем координат в МСК-67, а также полномочиями на проведение проверок по пересчету, филиал Учреждения не наделен. Филиал Учреждения является ненадлежащим ответчиком по данному делу, поскольку не является субъектом спорного правоотношения, им не были нарушены права и охраняемые законом интересы истца, а также нормы действующего законодательства. Полагают, что при реестровой ошибке выявился спор о границах и площади спорных земельных участков, и без проведения кадастровых работ в целях установления местоположения границ на местности и площади земельных участков, невозможно выявить имеет ли место фактическое наложение границ земельных участков. Обособленный земельный участок с кадастровым номером ----- - это контур земельного участка с кадастровым номером -----, поэтому невозможно исправить границы контура без исправления границ самого земельного участка с кадастровым номером -----.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, СОГБУ «Починковский комплексный центр социального обслуживания» К.В.Н. в судебном заседании требования Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области поддержал, указав, что в оперативном управлении СОГБУ «Починковский комплексный центр социального обслуживания» имеются административное здание и гараж по адресу: ..., расположенные на земельных участках, находящихся в государственной собственности Смоленской области.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, администрации муниципального образования Починковский район Смоленской области С.В.В. поддерживает заявленные Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области исковые требования об исправлении реестровой ошибки, поскольку не должно быть наложения границ земельных участков.
Суд, заслушав стороны, обсудив материалы дела, приходит к следующему.
Из п.1 ст.61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» следует, что техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
Как усматривается из материалов дела и установлено в судебном заседании, постановлением главы администрации муниципального образования «Починковский район» Смоленской области от ** ** **№ ** утверждены материалы инвентаризации земель полосы отвода федерального железнодорожного транспорта в пределах ... общей площадью -----; в бессрочное пользование ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ закреплены земельные угодья в полосе отвода на общей площади ----- земель промышленности (транспорта), из них в ...-----, в ...-----; считать земли постороннего пользования в полосе отвода ФГУП «Московская железная дорога» МПС РФ на общей площади ----- (л.д.96-106).
В силу свидетельства о государственной регистрации права, выданного Регистрационной палатой ...** ** ** (л.д.111) в федеральной собственности Российской Федерации на основании распоряжения № ** от ** ** **, находится единое землепользование площадью -----, по адресу: ..., с кадастровым номером -----, категория земель - земли поселений (-----), земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (-----).
Согласно записям Единого государственного реестра недвижимости (л.д.182-185) земельный участок с кадастровым номером ----- (единое землепользование) (ранее присвоенный государственный учетный номер -----) расположен по адресу: ..., имеет площадь -----, вид разрешенного использования - для размещения объектов железнодорожного транспорта. В единое землепользование входят земельные участки, в том числе с кадастровым номером -----. Право (ограничение права, обременение объекта недвижимости) зарегистрировано на объект недвижимости с видом разрешенного использования - для размещения объектов железнодорожного транспорта. Собственником земельного участка с ** ** ** является Российская Федерация. Зарегистрированы обременения в виде аренды: ** ** ** в пользу ОАО «Российские железные дороги», ** ** ** в пользу -----, ** ** ** в пользу П.О.В.
** ** ** между территориальным управлением Минимущества России по Смоленской области (арендодатель) и ОАО «Российские железные дороги» (арендатор) заключен договор аренды № **, находящегося в собственности Российской Федерации земельного участка с кадастровым номером ----- по адресу: ..., для использования в целях размещения объектов железнодорожного транспорта в границах, указанных в кадастровой карте (плане) участка, общей площадью -----, в том числе из категории земель промышленности, транспорта, связи радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения ----- и земель поселения -----** ** ** между Российской Федерацией, в интересах которой действует Межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях (арендодатель) предоставляет, а ОАО «Российский железные дороги» (арендатор) заключено дополнительное соглашение о внесении изменений в договор аренды от ** ** **№ ** (л.д.56-70, 107-110).
Согласно записям Единого государственного реестра недвижимости (л.д.180-181) земельный участок с кадастровым номером ----- расположен по адресу: ..., имеет площадь -----
Собственником земельного участка площадью ----- с кадастровым номером ----- по адресу: ... с ** ** ** является Смоленская область (л.д.8-11).
Собственником земельного участка площадью ----- с кадастровым номером ----- по адресу: ... с ** ** ** является Смоленская область (л.д.12-16).
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области выявлено пересечение границ земельных участков с кадастровыми номерами ----- с границами земельного участка с кадастровым номером -----, входящего в единое землепользование с кадастровым номером -----, являющегося собственностью Российской Федерации и предоставленного в аренду ОАО «Российские железные дороги» (л.д.17-18, 20-26).
** ** ** филиалом ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области составлен протокол выявления кадастровой ошибки в сведениях ГКН о местоположении границ земельного участка и вынесено решение о необходимости устранения кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости о местоположении границ земельного участка, из которого усматривается, что исправление кадастровой ошибки состоит в следующем: необходимо устранить пересечение границ земельного участка с кадастровым номером ----- с границами обособленного земельного участка с кадастровым номером ----- (входит в состав единого землепользования с кадастровым номером -----) органу кадастрового учета не представляется возможным ее исправить, так как выполнение кадастровых работ не относится к компетенции органа кадастрового учета (л.д.147-150).
Согласно апелляционного определения судебной коллегии по гражданским делам Смоленского областного суда от 26 марта 2019 года (л.д.50), как видно из существа искового заявления, разрешению подлежит спор о границах земельных участков, принадлежащих сторонам, и этот спор возник не в результате осуществления сторонами экономической деятельности; возникшие спорные отношения не направлены на систематическое получение прибыли, не связаны с предпринимательской и ной экономической деятельностью сторон, сам по себе статус сторон, как юридических лиц, не свидетельствует о том, что сложившиеся между ними правоотношения носят экономический характер, и поэтому не определяет подведомственность спора Арбитражному суду.
С 1 января 2017 года вступил в силу Федеральный закон от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», который применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а также по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, но к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.
Согласно ч.2 ст.1 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
В силу статей 7, 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Единый государственный реестр недвижимости состоит, в числе прочего, из реестра объектов недвижимости (кадастр недвижимости), включающий характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, описание местоположения объекта недвижимости, площадь земельного участка, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
Аналогичные положения содержались в статье 12 Федерального закона от 21 июля 1997 года №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и в статьях 1, 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (утратил силу с 1 января 2017 года).
Границы являются главным индивидуализирующим признаком земельного участка и определяются при выполнении кадастровых работ по межеванию (часть 4.2 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ; часть 2 статьи 8 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ).
Местоположение границ земельного участка в силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года №221-ФЗ (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года), части 8 статьи 22 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
С 1 января 2017 года исправление ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, урегулировано статьей 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ.
В соответствии с указанной нормой воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости (часть 3 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ).
На основании части 4 статьи 61 Федерального закона от 13 июля 2015 года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в случаях, если существуют основания полагать, что исправление технической ошибки в записях и реестровой ошибки может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие записи, содержащиеся в ЕГРН, такое исправление производится только по решению суда. В суд с заявлением об исправлении технической ошибки в записях и реестровой ошибки также вправе обратиться орган регистрации прав.
Таким образом, исходя из указанных выше требований закона, в судебном порядке может решаться вопрос об исправлении реестровой ошибки.
По смыслу закона, целью исправления реестровой (кадастровой) ошибки является приведение данных о фактических границах земельного участка, содержащихся в ЕГРН, в соответствии с фактическими границами, установленными на местности, в соответствии с которыми земельный участок предоставлялся заявителю и существует на местности.
Предметом доказывания по иску об исправлении реестровой ошибки является возникшая в процессе осуществления кадастровых работ ошибка в документе, воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), наличие которой нарушает права истца. Юридически значимым обстоятельством при разрешении спора об исправлении реестровой ошибки является установление правильных сведений о местоположении характерных точек части границ исходного земельного участка. Такое исправление реестровой ошибки допускается только в случае отсутствия спора о границах земельных участков. Таким образом, суд вправе сделать выводы о допущенной ошибке только в том случае, если вносимые изменения не повлекут нарушений прав и законных интересов других лиц и при отсутствии спора о праве на недвижимое имущество. Исправление реестровой ошибки осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12 октября 2006 года №54 «О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество» и пункта 2 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года №10/22 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», иски об установлении границ земельного участка относятся к искам о правах на недвижимое имущество.
При рассмотрении заявленных исковых требований судом установлено, что принадлежащие в настоящее время Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области земельные участки с кадастровыми номерами ----- поставлены на кадастровый учет, их границы определены и сведения о границах земельных участков внесены в Единый государственный реестр в соответствии с действующим на момент постановки на кадастровый учет законодательством.
Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области заявлено требование о возложении обязанности на межрегиональное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях принять меры (провести кадастровые работы), направленные на исключение из данных ЕГРН сведений о пересечении границ земельного участка с кадастровым номером ----- (входит в состав единого землепользования земельный участок ----- поставлен на кадастровый учет, границы определены, сведения о границах земельных участков внесены в Единый государственный реестр) с границами земельных участков с кадастровыми номерами ----- и -----, что свидетельствует о наличии между сторонами спора непосредственно о границах земельных участков, а не об исправлении реестровой (кадастровой) ошибки при указании таких границ в землеустроительной документации.
Проанализировав установленные обстоятельства и доводы участвующих в деле лиц, суд считает, что требования Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области направлены именно на оспаривание правомерности установления границ земельного участка.
Следовательно, при наличии спора о праве между собственниками земельных участков, Департаментом имущественных и земельных отношений Смоленской области избран ненадлежащий способ защиты права, поскольку права и охраняемые законные интересы лиц, нарушенные вследствие неправильного установления границ земельных участков, подлежат защите путем установления надлежащих границ.
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется государственная, в том числе судебная, защита его прав и свобод (ч.1 ст.45, ч.1 ст.46). Право на судебную защиту является непосредственно действующим, оно признается и гарантируется в Российской Федерации согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации (ч.1 ст.17, ст.18).
Исходя из принципа диспозитивности гражданского судопроизводства заинтересованное лицо по своему усмотрению выбирает формы и способы защиты своих прав, не запрещенные законом. В силу положений ч.1 ст.3 и ч.1 ст.4 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации условием реализации этих прав является указание в исковом заявлении на то, в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца.
Согласно вышеприведенным нормам действующего законодательства, выбор способа защиты нарушенного права осуществляется истцом, при этом суд не имеет полномочий на самостоятельное изменение фактических оснований иска и определение в связи с этим его иного правового основания, не соответствующего указанным истцом фактическим основаниям заявленного им в установленном законом порядке искового требования, поскольку это влечет определение иного круга обстоятельств, подлежащих доказыванию, чем те, о которых заявлял истец.
Истец не лишен возможности защитить свое право при избрании иного - надлежащего способа защиты.
При таких обстоятельствах, исходя из предмета и оснований, заявленных истцом требований, принимая во внимание, что заявленные в рамках настоящего дела требования свидетельствуют о наличии спора о границах земельных участков, то есть спора о праве, который не может быть разрешен в порядке исправления реестровой ошибки, суд приходит к выводу о том, что истцом избран ненадлежащий способ защиты права, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении требований.
Руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области к межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, филиалу ОАО «Российские железные дороги» Московская железная дорога, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Смоленской области об исправлении реестровой ошибки, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Починковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: В.А.Шабанова
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 27 июня 2019 года.