ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/20 от 01.06.2020 Болотнинского районного суда (Новосибирская область)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

<адрес> районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Кубасовой Е.Н.,

при секретаре судебного заседания Савик С.А.,

с участием:

представителя истца - помощника прокурора <адрес> Проскуряковой О.Е.,

представителей ответчиков: ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство» <адрес>, администрации <адрес> о понуждении к совершению действий,

у с т а н о в и л:

<адрес> обратился в суд с указанным иском в интересах неопределенного круга лиц к ответчикам, в обоснование своих требований указал следующее: в ходе прокурорской проверки проведенной в отношении Муниципального унитарного предприятия «Коммунальное хозяйство» <адрес> (далее МУП «Коммунальное хозяйство») на предмет соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды при размещении отходов производства и потребления на полигоне твердых бытовых отходов (ТБО), были выявлено неисполнение требований законодательства. Установлено, что МУП «Коммунальное хозяйство» на основании лицензии осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Размещение отходов осуществляется на полигоне ТБО, расположенном примерно в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира: нежилое здание по <адрес>. В нарушение п. п. «б» п. 5, п. п. 9, 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, на полигоне ТБО отсутствует весовое оборудование.

Отсутствие средства измерения массы твёрдых коммунальных отходов на объекте размещения твёрдых коммунальных отходов влечёт нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, а также на законность произведённых расчётов по договорам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами, достоверность учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Просит обязать МУП «Коммунальное хозяйство» в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на объекте размещения твёрдых коммунальных отходов, расположенном по адресу: в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира: нежилое здание по <адрес>, средства измерения массы твёрдых коммунальных отходов; обязать учредителя предприятия - администрацию <адрес> профинансировать приобретение МУП «Коммунальное хозяйство» средства измерения массы твёрдых коммунальных отходов, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Проскурякова О.Е. настаивала на удовлетворении исковых требований, содержащиеся в иске доводы поддержала. Дополнила, что в соответствии с п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, владельцы объектов, на которых размещаются твердые бытовые отходы, обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов. Данный срок истек, объект размещения твёрдых коммунальных отходов не оборудован средствами измерения. С учетом того, что бюджет <адрес> на 2020 года уже сформирован, просила суд установить ответчикам срок для исполнения обязанностей: МУП «Коммунальное хозяйство» - до ДД.ММ.ГГГГ, администрации <адрес> – до ДД.ММ.ГГГГ.

Представитель ответчика – Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» <адрес> ФИО1 полагал, что требования прокурора являются законными, но у предприятия нет средств, необходимых для их исполнения.

Представитель ответчика - администрации <адрес> ФИО2 в судебном заседании не оспаривал отсутствие средств измерения массы твёрдых коммунальных отходов на объекте, эксплуатируемом МУП «Коммунальное хозяйство», указанном в иске. Просил учесть, что в соответствии с п. 11, п. п. «а» п. 5 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, коммерческий учет массы твердых бытовых отходов на объекте их размещения может осуществляться расчетным путем. Кроме того, в соответствии с Государственной программой <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес>», планируется строительство нового полигона твердых бытовых отходов. В настоящее время ведутся кадастровые работы по выбору земельного участка для строительства нового полигона, сроки начала и окончания строительства не определены. Считает экономически нецелесообразным оборудовать существующий объект размещения твердых коммунальных отходов средствами измерения.

Выслушав пояснения представителей истца, ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Статья 4 названного закона регламентирует, что установление правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов относится к полномочиям Российской Федерации в области обращения с отходами.

Определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 24.10 этого же закона).

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ утверждены «Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов» (далее – Правила коммерческого учета массы коммунальных отходов), в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов).

Пунктом 9 названных Правил предусмотрено, что в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами (далее - владельцы объектов), коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 настоящих Правил (исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения).

Владельцы объектов обязаны в течение 1 года со дня вступления в силу Правил оборудовать принадлежащие им объекты средствами измерения массы твердых коммунальных отходов (п. 10 Правил коммерческого учета массы коммунальных отходов).

Согласно Уставу, выписке из ЕГРЮЛ, МУП «Коммунальное хозяйство» является коммерческой организацией, учредителем предприятия является муниципальное образование <адрес>. Предприятие занимается деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности. Указанные виды деятельности осуществляются на основании лицензии , выданной ДД.ММ.ГГГГ Федеральной службой по надзору в сфере природопользования. Место осуществления лицензируемого вида деятельности расположено: в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира: нежилое здание по <адрес>. Указанный объект размещения отходов включен Единый государственный реестр объектов размещения отходов и используется МУП «Коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного ведения.

В результате прокурорской проверки установлено, что указанный объект размещения твёрдых коммунальных отходов, в нарушение требований Правил коммерческого учёта объёма и (или) массы твёрдых коммунальных отходов, до настоящего времени не оборудован средствами измерения массы твёрдых коммунальных отходов. В связи с выявленными нарушениями, прокурором <адрес> директору МУП «Коммунальное хозяйство» внесено представление об устранении выявленных нарушений путем оборудования объекта размещения твердых коммунальных отходов средствами измерения. Данное представление не оспорено, незаконным не признано, но содержащиеся в представлении требования прокурора не исполнены. Из ответа на представление от ДД.ММ.ГГГГ следует, что установка весового оборудования на полигон ТБО не возможна ввиду отсутствия денежных средств у предприятия и учредителя предприятия.

МУП «Коммунальное хозяйство» в лице директора ФИО3 неоднократно обращалось к учредителю предприятия с заявлениями, в которых описывало необходимость оборудования объекта размещения твердых коммунальных отходов средствами измерения их массы (письма от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ) Администрацией <адрес>ДД.ММ.ГГГГ дан ответ на обращения о том, что в рамках Государственной программы <адрес> «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в <адрес>», утвержденной постановление <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-п, в ДД.ММ.ГГГГ году планируется строительство объекта «Полигон ТБО в <адрес>», в проектно-сметной документации которого предусмотрено приобретение и установка весового оборудования.

Оценив представленные доказательства в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, суд считает их относимыми, допустимыми, достоверными, а в совокупности достаточными для принятия решения и приходит к выводу о том, что требования прокурора являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

Судом установлено, что МУП «Коммунальное хозяйство» осуществляет деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами - занимается сбором, транспортированием, обработкой, утилизацией, обезвреживанием, размещением отходов I-IV классов опасности. Определено место для осуществления данной деятельности: полигон твердых бытовых отходов, расположенный примерно в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира: нежилое здание по <адрес>. Данный объект принадлежит МУП «Коммунальное хозяйство» на праве хозяйственного ведения. Указанный объект, в нарушение п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, не оборудован средствами измерения массы твердых коммунальных отходов, что может повлечь нарушение прав неопределённого круга лиц на благоприятную окружающую среду, на законность произведённых расчётов по договорам в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами и достоверность учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов.

Доводы ответчика о нецелесообразности оборудования объекта размещения твердых коммунальных отходов средствами измерения в связи с тем, что планируется строительство нового полигона, не свидетельствуют о незаконности требований прокурора. Кроме того, суду не предоставлено надлежащих и достаточных доказательств сроков начала и окончания строительства нового объекта, его введения в эксплуатацию. Предоставленная представителем ответчика проектная документация Полигона ТБО в <адрес>, изготовленная ООО «Группа 72», указанные обстоятельства не подтверждает, содержащееся в ней предложение действительно до ДД.ММ.ГГГГ Как следует из пояснений представителя ответчика ФИО2, и не оспаривается представителем истца, в настоящее время осуществляется выполнение кадастровых работ для определения земельного участка, подходящего для строительства нового полигона ТБО, из чего следует, что существующий полигон размещения твердых бытовых отходов будет эксплуатироваться МУП «Коммунальное хозяйство» в течение неопределенного периода времени.

Доводы ответчика о возможности осуществлять коммерческий учет твердых коммунальных отходов расчетным путем суд находит ошибочными, поскольку, как установлено судом, МУП «Коммунальное хозяйство», занимается деятельностью по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, которые размещает на полигоне, принадлежащем предприятию на праве хозяйственного ведения. Следовательно, в целях осуществления расчетов с операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющими на праве собственности или на ином законном основании объектами, коммерческий учет твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил коммерческого учета массы коммунальных отходов, то есть исходя из массы твердых коммунальных отходов, определенной с использованием средств измерения.

Кроме того, в соответствии с п. 10 Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, на владельцев объектов, на которых размещаются твердые бытовые отходы, возложены обязанность в течение 1 года со дня вступления в силу настоящих Правил оборудовать принадлежащие им объекты размещения твёрдых коммунальных отходов, средствами измерения массы твердых коммунальных отходов. Названные правила вступили в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, годичный срок истек ДД.ММ.ГГГГ Указанные обязанность ответчиком не выполнена.

В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. С учетом мнения сторон, объема работ, суд считает необходимым установить срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено сторонами.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> к Муниципальному унитарному предприятию «Коммунальное хозяйство» <адрес>, администрации <адрес> о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать Муниципальное унитарное предприятие «Коммунальное хозяйство» <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ оборудовать на объекте размещения твёрдых коммунальных отходов, расположенном по адресу: в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира - нежилое здание по <адрес>, средства измерения массы твёрдых коммунальных отходов.

Обязать администрацию <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ обеспечить финансирование выполнения Муниципальным унитарным предприятием «Коммунальное хозяйство» <адрес> работ по оснащению средствами измерения массы твёрдых коммунальных отходов объекта, расположенного по адресу: в 1,2 км по направлению на северо-восток от ориентира - нежилое здание по <адрес>.

Решение может быть обжаловано в <адрес> областной суд области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Апелляционная жалоба подается через <адрес> районный суд <адрес>.

Судья Е.Н. Кубасова

Решение суда принято в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Подлинник находится в материалах дела <адрес> районного суда <адрес>, уникальный идентификатор дела