ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/20 от 13.08.2020 Онежского городского суда (Архангельская область)

Дело № 2-221/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Онега 13 августа 2020 года

Онежский городской суд Архангельской области в составе:

председательствующего судьи Карелиной С.Ю.,

при секретаре судебного заседания Хаматхановой А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по исковому заявлению ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о взыскании задолженности по выплатам, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО1 обратился в суд с иском с учетом увеличения исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области (далее - ГУ МЧС России по Архангельской области) о взыскании задолженности по выплатам, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указал, что в период с 01.01.2003 по 31.12.2019 он работал в должности старшего государственного инспектора по маломерным судам Онежского инспекторского участка федерального казенного учреждения «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» (далее - ФКУ «Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области»), в связи с ликвидацией учреждения трудовой договор с ним 31.12.2019 был расторгнут. С приказом о расторжении трудового договора и последующим увольнением он не был ознакомлен, трудовая книжка была получена им только 29.01.2020. ФКУ «Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области» правопреемником которого является ГУ МЧС России по Архангельской области не произведена оплата работы, осуществлявшаяся им в выходные дни, а именно 12.01.2019 с 11 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., 19.01.2019 с 11 час. 00 мин. до 19 час. 00 мин., 26.01.2019 с 11 час. 00 мин. до 14 час. 00 мин., 02.02.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 09.02.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 16.02.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 22.02.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 02.03.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 16.03.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 23.03.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 30.03.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 06.04.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 13.04.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 20.04.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 27.04.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 04.05.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 11.05.2019 с 11 час. 00 мин. до 15 час. 00 мин., 12.06.2019, всего в сумме 46 614 руб. 37 коп. Несмотря на своевременное предоставление им талона ЭЛН в ФКУ «Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области» не произведена оплата первых трех дней периода временной нетрудоспособности за декабрь 2019 в размере 6 452 руб. 04 коп., неправильно, в нарушении постановления Конституционного суда РФ от 13.11.2019 № 34-П, и без учета выплаченных ему премий произведен расчет выходного пособия, задолженность по которому составляет 62 445 руб. 38 коп., отпускных, задолженность по которым составляет 15 759 руб. 94 коп., не выплачена с учетом нахождения его на больничном компенсация за неиспользованный отпуск (11 дней) в размере 59 572 руб. 68 коп. В связи с нарушением его трудовых прав ему причинен моральный вред, который он оценивает в 70 000 руб.

В судебное заседание истец не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в направленном в суд заявлении поддержал заявленные требования, указав на грубое нарушение его трудовых прав.

В судебном заседании представитель ответчиков по доверенности ФИО2 с иском не согласилась, ссылаясь на представленные возражения на исковые требования, указав, что иск предъявлен к ненадлежащим ответчикам.

На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) по определению суда дело рассмотрено при данной явке участвующих в деле лиц.

Выслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Конкретные размеры оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом, принимаемым с учетом мнения представительного органа работников, трудовым договором.

По желанию работника, работавшего в выходной или нерабочий праздничный день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Из вышеприведенных положений законодательства следует, что сверхурочной является работа, выполняемая работником в пределах его трудовой функции по инициативе (распоряжению, предложению или с ведома) работодателя сверх нормы рабочего времени, установленной для него законодательством о труде, локальными нормативными правовыми актами по месту его основной работы. На работодателя законом возложена обязанность вести точный учет продолжительности сверхурочной работы работника и оплачивать такую работу в повышенном размере.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств страхователя, а за остальной период начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.

Часть 1 ст. 178 ТК РФ предусматривает, что при расторжении трудового договора в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации увольняемому работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, а также за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).

Согласно ч. 3 ст. 318 Трудового кодекса РФ выплата сохраняемого среднего месячного заработка производится работодателем по прежнему месту работы за счет средств этого работодателя.

Порядок расчета среднего заработка установлен статьей 139 Трудового кодекса Российской Федерации и Положением "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы", утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 N 922 (далее - Положение).

Согласно части 2 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, для расчета средней заработной платы учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя независимо от источников этих выплат.

В силу части 3 статьи 139 Трудового кодекса Российской Федерации, пункта 4 Положения, расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).

При исчислении среднего заработка из расчетного периода исключается время, а также начисленные за это время суммы, если за работником сохранялся средний заработок в соответствии с законодательством Российской Федерации, работник получал пособие по временной нетрудоспособности, работник не работал в связи с простоем по вине работодателя (пункт 5 Положения).

Как следует из пункта 9 Положения, средний дневной заработок (кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска) исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные дни в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество фактически отработанных в этот период дней.

Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на количество дней (календарных, рабочих) в периоде, подлежащем оплате.

Конституционным Судом Российской Федерации 13 ноября 2019 года принято постановление N 34-П "По делу о проверке конституционности абзаца четвертого пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы в связи с жалобой гражданки В.С. Кормуш", которым абзац четвертый пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системной связи с иными нормами данного пункта, а также со ст. 139 и ч. 1 ст. 178 Трудового кодекса Российской Федерации он не предполагает возможности определения размера выплачиваемого увольняемому в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации работнику выходного пособия в размере, отличном от его среднего месячного заработка, исчисленного исходя из размера полученной им заработной платы за 12 календарных месяцев, предшествовавших увольнению.

Абзацем 2 ч. 1 статьи 124 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что в случае временной нетрудоспособности работника ежегодный оплачиваемый отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника.

Как следует из части 1 статьи 127 ТК РФ, при увольнении работник вправе требовать от работодателя выплаты денежной компенсации за все неиспользованные отпуска.

Согласно п. 15 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 года N 922, при определении среднего заработка премии и вознаграждения учитываются в следующем порядке ежемесячные премии и вознаграждения - фактически начисленные в расчетном периоде, но не более одной выплаты за каждый показатель за каждый месяц расчетного периода; премии и вознаграждения за период работы, превышающий один месяц, - фактически начисленные в расчетном периоде за каждый показатель, если продолжительность периода, за который они начислены, не превышает продолжительности расчетного периода, и в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода, если продолжительность периода, за который они начислены, превышает продолжительность расчетного периода; вознаграждение по итогам работы за год, единовременное вознаграждение за выслугу лет (стаж работы), иные вознаграждения по итогам работы за год, начисленные за предшествующий событию календарный год, - независимо от времени начисления вознаграждения. В случае если время, приходящееся на расчетный период, отработано не полностью или из него исключалось время в соответствии с пунктом 5 настоящего Положения, премии и вознаграждения учитываются при определении среднего заработка пропорционально времени, отработанному в расчетном периоде, за исключением премий, начисленных за фактически отработанное время в расчетном периоде (ежемесячные, ежеквартальные и др.).

Как следует из материалов дела, истец ФИО1 на основании трудового договора № 7 от 1 января 2003 года принят на работу в Государственную инспекцию по маломерным судам Архангельской области на должность старшего государственного инспектора - руководителем Онежско – Каргопольского инспекторского участка (л.д. 125-127 т.1).

Государственная инспекция постановлением Правительства РФ от 06.02.2004 № 47 переведена в подчинении МЧС России, приказом МЧС России от 31.03.2005 № 273 Государственная инспекция реорганизована в Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области.

5.12.2011 Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области переименован в федеральное казенное учреждение «Центр ГИМНС МЧС России по Архангельской области».

На основании приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 26.09.2019 №517 «О ликвидации некоторых учреждений, находящихся в ведении МЧС России и дислоцированных в Северо-Западном федеральном округе» ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» ликвидировано, его правопреемником установлено ГУ МЧС России по Архангельской области.

29.10.2019 Мартину И.В. вручено уведомление о расторжении трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д.105 т.1).

Приказом ФКУ «Центра ГИМС МЧС России по Архангельской области» от 27.11.2019 № 293-к истец был уволен 31.12.2019 и трудовой договор с ним расторгнут по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ (л.д.99 т.1).

Выплаты в связи с увольнением произведены истцу в декабре 2019 года (л.д. 54 -55 т.1).

Полагая, что выплаты ему произведены не в полном объеме, истец обратился в суд с указанным иском.

Согласно Уставу (л.д. 31-37 т.1) Федеральное казенное учреждение «Центр государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий по Архангельской области» создано распоряжением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2011 года № 1536-р путем изменения типа государственного учреждения «Центр Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области» созданного приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 31.03.2005 № 273 «Об утверждении Положения о Центре Государственной инспекции по маломерным судам Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области».

Учредителем данного ФКУ выступила Российская Федерация в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее МЧС) через Главное управление МЧС России по Архангельской области. Полномочия собственника федерального имущества осуществляло МЧС России и Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.

ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» прекратило свою деятельность в связи с ликвидацией с 13.01.2020, сведения о правопреемнике ликвидируемого юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц отсутствуют (л.д. 25-27 т.1, л.д. 96 т.1).

ГУ МЧС является самостоятельным юридическим лицом, функции учредителя которого также осуществляет Российская Федерация в лице Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Статьей 419 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при ликвидации юридического лица прекращается обязательство (должника или кредитора), кроме случаев, когда законом или иными правовыми актами исполнение обязательства ликвидированного юридического лица возлагается на другое лицо (по требованиям о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и др.)

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2010 № 539 утвержден порядок создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, согласно которому решение о ликвидации федерального учреждения принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, указанное решение должно содержать наименование правопреемника казенного учреждения, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений (подп. "г" п. 26 порядка).

Из содержания приказа о ликвидации некоторых учреждений от 26.09.2019 №517, а также из выписок из ЕГРЮЛ в отношении ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» и ГУ МЧС не следует, что последнее является правопреемником ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» в части каких-либо его обязательств перед третьими лицами, в том числе и перед истцом.

Анализ приказа от 26.09.2019 №517 позволяет прийти к выводу, что указание в Приложении №1 правопреемников ликвидируемых учреждений само по себе не означает универсального правопреемства и перехода прав и обязанностей данных лиц к ГУ МЧС, а имеет целью обеспечить передачу правопреемникам движимого, особо ценного движимого и недвижимого имущества, закрепленного за ликвидируемыми учреждениями на праве оперативного управления.

Приказ №517 от 26.09.2019 по сути представляет собой решение собственника о передаче имущества от одного учреждения другому. Согласно статьям 123.21, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. В силу пункта 4 статьи 123.22 ГК РФ казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества. Установлено, что ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» ликвидировано без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, в связи с чем его обязательства по возмещению истцу убытков прекращены, то есть никому не переданы. Указанные истцом ответчики не являясь правопреемниками по обязательствам ФКУ «Центр ГИМС МЧС России по Архангельской области» не могут нести обязанности по возмещению истцу предъявленных ко взысканию убытков. Равным образом ответчики не могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидированного учреждения. Поскольку иск предъявлен к ненадлежащим лицам, суд отказывает в иске.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Архангельской области о взыскании задолженности по выплатам, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.

Председательствующий подпись С.Ю. Карелина

<данные изъяты>

Мотивированное решение составлено 20 августа 2020 года.