ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/2016 от 14.03.2016 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело № 2-221 /2016г.

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

14 марта 2016 года п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе: председательствующего судьи Королевой С.Е., при секретаре Тарасовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УПФ РФ в Добринском районе Липецкой области о признании незаконным решение от 28.01.2016г., возложении обязанности по назначению доплаты к трудовой пенсии,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с указанным иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области, обосновав его тем, что он является получателем пенсии в связи с работой в угольной промышленности. В связи с принятием ФЗ от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», он обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии, однако письмом № 204 от ДД.ММ.ГГГГ. ему отказано в назначении указанной доплаты по тем основаниям, что он с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работал на шахте в республике Казахстан, а дополнительные льготы назначены Россией, в связи с чем, у него нет права на получение данных льгот. Просит признать незаконным решение комиссии Управления ПФ РФ в Добринском районе № 204 от 26.01.2016г. об отказе ему в назначении доплаты к пенсии и обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к трудовой пенсии на основании ФЗ от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» с даты принятия указанного закона.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержал, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и приведенные в установочной части решения, дополнив, что трудовая пенсия по старости по Списку № 1 ему назначена в 1997 году, когда он еще проживал на территории республики Казахстан и работал в угольной промышленности данной республики. В 2001 году он переехал в РФ по адресу : <адрес>, где проживает по настоящее время. Его пенсионное дело передано в ПФ в Добринском районе и с 2001 года он является получателем досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п 1. п. 1 ст. 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". В связи с принятием ФЗ от 10.05.2010г. № 84 « О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленного», он обращался к ответчику с заявлением о назначении ему указанных выплат, однако ему было отказано по тем основаниям, что после 01.01.1991г. он продолжил работать на территории Казахстана. Повторно с заявлением о назначении доплаты к пенсии он обратился к ответчику 13.01.2016г. Письмом № 204 от 26.01.2016г. ему отказано в назначении льготных выплат по тем основаниям, что работа в угольной промышленности с 01.01.1991г. по 20.08.1997г. протекала в республике Казахстан, следовательно, данный период не может быть учтен для назначения доплаты к пенсии за счет взносов? уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии. Считает данный отказ незаконным, просит признать его таковым и обязать ответчика назначить ему ежемесячную доплату к трудовой пенсии на основании ФЗ от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» с даты принятия указанного закона.

Представитель истца ФИО7 действующий по доверенности, требования своего доверителя поддержал в полном объеме, пояснив, что тот факт, что финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты, поскольку ФЗ от 10.05.2010г. № 84-ФЗ определяет лишь порядок формирования бюджета ПФ РФ, направляемого на выплату доплаты и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций.

Представитель ответчика- ФИО4 иск не признала и пояснила, что истец является с 01.01.2001г. получателем пенсии в соответствии с п.п1.п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Согласно ФЗ от 10.05.2010г. "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" установлено, что лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеют право на ежемесячную доплату к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии. Формирование средств на выплату дополнительного социального обеспечения осуществляется за счет уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ взносов по установленному тарифу сверх тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование. В стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российский организациях угольной промышленности за весь период такой работы, в также в организациях угольной промышленности СССР- до 01.01.1991г. Работа истца в угольной промышленности с 01.01.1991г. по 20.08. 1997г. протекала в республике Казахстан, в связи с чем, данный период не может быть учтен для назначения доплаты к пенсии за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии.

Выслушав объяснения сторон, представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение в случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Как следует из п.п.1п.1ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, трудовая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам;…

Согласно ст.9 ФЗ N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" закон вступает в силу с 01.01.2011. Согласно имеющемуся в материалах дела ответу истец обратился в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Добринском районе Липецкой области в январе 2016 года, следовательно, в данном случае подлежит применению редакция Закона, действующая на момент обращения истца с заявлением.

Согласно статьи 1 Федерального закона от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности», лица, работавшие в организациях угольной промышленности непосредственно полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля и сланца и на строительстве шахт не менее 25 лет либо не менее 20 лет в качестве работников ведущих профессий - горнорабочих очистного забоя, проходчиков, забойщиков на отбойных молотках, машинистов горных выемочных машин и получающие пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - работники организаций угольной промышленности), имеют право на ежемесячную доплату к пенсии (далее - доплата к пенсии) за счет взносов, уплачиваемых организациями угольной промышленности (далее - плательщики взносов) в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату доплаты к пенсии (далее - взносы). В стаж работы, дающей право на доплату к пенсии лицам, указанным в настоящей статье, включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении страховой пенсии по старости досрочно в соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Условия, нормы и порядок дополнительного социального обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, распространяются на лиц, работавших в организациях угольной промышленности Российской Федерации, а также на лиц, работавших в организациях угольной промышленности бывшего Союза ССР до 1 декабря 1991 года.

В соответствии с пп11 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.8 настоящего ФЗ лицам, непосредственно занятым полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца, руды и других полезных ископаемых и на строительстве шахт и рудников, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работникам ведущих профессий - горнорабочим очистного забоя, проходчикам, забойщикам на отбойных молотках, машинистам горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет.

Аналогичные требования содержаться в пп. 11. п. 1 ст. 27 ФЗ N 173"О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Согласно ч. 2 ст. 10 Федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ от 17.12.2001 г. периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

В соответствии с Решением Экономического суда СНГ от 07.04.2005 г. N 01-1/6-04 "О толковании применения п. 2 ст. 6 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников СНГ в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 г." для установления права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитываются: трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории любого из государств-участников Соглашения, трудовой стаж, приобретенный гражданами на территории бывшего Союза ССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно п.п.1 п. 4 ст. 4 Федерального закона "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" назначение производится с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта.

Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. работал на предприятии угольной промышленности на территории республики Казахстан. С ДД.ММ.ГГГГ он является пенсионером и получателем досрочной трудовой пенсии по старости. Пенсия ему назначена в республике Казахстан, где он жил и работал. В связи с переменой места жительства в 2001 году, ФИО2 прибыл на территорию Российской Федерации по адресу : <адрес>. Его пенсионное дело передано в ПФ в <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ. в Российской Федерации ему назначена пенсия по пп. 1. п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Ответчиком согласно распоряжения от 19.02.2001г. №61 при исчисление стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости, учтен общий стаж 32года 6 месяцев 11 дн., стаж льготный – 25лет 7месяцев 11 дней.

А как следует из распоряжения от 07.10.2004г. № 417 о перерасчете пенсии учтен страховой стаж ...

В данный стаж входит и период его работы в угольной промышленности на территории Казахстана с 01.01.1991г. по 20.08.1997г.

ДД.ММ.ГГГГ истец обратился к ответчику с заявлением о назначении доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным Законом РФ от 10 мая 2001г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности", в связи с тем, что им выработан специальный стаж, дающий право на дополнительное социальное обеспечение.

Письмом № 204 от 26.01.2016г. ФИО2 в удовлетворении данного заявления отказано в связи с отсутствием права на дополнительное социальное обеспечение. Данный отказ мотивирован тем, что в стаж для установления доплаты к пенсии может включаться соответствующая работа в российский организациях угольной промышленности за весь период такой работы, а также в организациях угольной промышленности СССР- до 01.01.1991г. Работа ФИО2 в угольной промышленности с 01.01.1991г. по 20.08.1997г. протекала в республике Казахстан, следовательно данный период не может быть учтен для назначения доплаты к пенсии за счет взносов? уплачиваемых организациями угольной промышленности РФ в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии.

Согласно трудовой книжки и пенсионного дела истца на 01.01.1991г. он занимал должность заместителя начальника участка МДУ шахта «Тентекская», производственное объединение «Карагандауголь» республики Казахстан, 29.01.1992г. переведен подземным заместителем начальника участка УППР; 15.07.1997г. переведен подземным начальником участка УППР и работал в данной должности до 30.06.1998г.

В соответствии с п.10 ст. 30 ФЗ « О трудовых пенсиях в РФ» в целях оценки пенсионных прав застрахованных лиц под стражем на соответствующих видах работ понимается суммарная продолжительность периодов работы до 01.01.2002г., определенная в п.1 ст.27 и ст. 27.1 настоящего ФЗ.

В стаж работы истца, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1. п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", включен период его работы с 01.01.1991г. по 20.08.1997г. в угольной промышленности в республике Казахстан, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании. При этом без включения данного периода в специальный стаж, льготная пенсия не могла быть назначена истцу.

Кроме того, ФЗ от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» не содержит оговорки относительно невозможности зачета в стаж, дающий право на доплату к пенсии, периодов работы на территории бывших союзных республик СССР до 01.01.1991г., а также территории СНГ после 01.01.1991г.

Следовательно, оснований для отказа истцу в назначении ежемесячной доплаты к пенсии согласно ФЗ от 10.05.2010г. № 84 «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности» у ответчика не имелось исходя из того, что пенсия истцу была назначена в соответствии с п.п1.п.1 ст.27 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Суд не соглашается с доводами ответчика о том, что финансирование спорных выплат производится за счет отчисления российских организаций угольной промышленности, поскольку ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" в данном случае определяет лишь порядок формирования бюджета ПФ РФ, направляемого на выплату доплаты, и не содержит ограничений по назначению доплаты пенсионерам, работавшим в организациях, не включенных в Перечень организаций угольной промышленности, являющихся плательщиками взносов в бюджет ПФ РФ на выплату доплаты к пенсии бывшим работникам указанных организаций. В связи с чем, данное обстоятельства не влияет на право истца на назначение требуемой доплаты.

Установленный ФИО2 при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1.п.1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" специальный стаж не может быть пересмотрен при определении права работника угольной промышленности на доплату к такой пенсии.

Таким образом, поскольку истец является получателем пенсии в соответствии пп. 1. п. 1 ст. 27 ФЗ N 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в его специальный стаж, в том числе, учтен период его работы ДД.ММ.ГГГГ. в угольной промышленности республики Казахстан, на момента подачи заявления о выплате доплаты и в настоящее время истец не работает, что не опровергнуто сторонами, суд приходит к выводу, что отказ ему в назначении доплаты к пенсии является неправомерным, в связи с чем требования истца подлежат удовлетворению.

Вместе с тем, суд не может удовлетворить исковые требования ФИО2 в полном объеме, так как истец просит назначить ему доплату к пенсии по ФЗ от 10.05 2010 N 84-ФЗ с момента издания данного закона. Согласно ст. 9 ФЗ N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" закон вступает в силу с 01.01.2011. Согласно имеющимся в материалах дела ответу истец обратился к ответчику ДД.ММ.ГГГГ. по вопросу назначения ежемесячной доплаты к пенсии.

Ввиду положений ч. 4. ст. 4 ФЗ N 84-ФЗ назначение и возобновление выплаты доплаты к пенсии, а также перерасчет ее размера производятся в следующем порядке: с 1 мая, если заявление о назначении доплаты к пенсии, о перерасчете ее размера или о возобновлении выплаты доплаты к пенсии принято в период с 1 января по 31 марта;

Согласно ч.4.1 ст.4. ФЗ N 84-ФЗ от 10.05.2010 "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности", обращение за назначением (перерасчетом размера) и выплатой (возобновлением выплаты) доплаты к пенсии, рассмотрение указанных обращений производятся в порядке, аналогичном порядку, определенному Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как следует из ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию, при этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления.

Таким образом, суд приходит к выводу о возможности назначения ФИО2 ежемесячной доплаты к пенсии согласно ФЗ от 10.05.2015 N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности" с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Требования ФИО2 к ГУ- УПФ РФ в Добринском районе Липецкой области о признании незаконным решение от ДД.ММ.ГГГГ., возложении обязанности произвести выплату доплаты к пенсии удовлетворить.

Признать незаконным решение комиссии ГУ- Управление ПФ РФ в Добринском районе Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ. об отказе ФИО2 в установлении ежемесячной доплаты к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 г. N84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности".

Обязать ГУ- Управление ПФ РФ в Добринском районе Липецкой области назначить ФИО2 ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости на основании Федерального закона от 10.05.2010 г. N 84-ФЗ "О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности" с 01.05.2016 года.

Принятое по делу решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда посредством подачи апелляционной жалобы лицами, участвующими в деле, через Добринский районный суд Липецкой области в течение месяца со дня, следующего за днём принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий С.Е.Королева

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2016г.