ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/2021 от 06.04.2021 Добринского районного суда (Липецкая область)

Дело №2-221/2021 (УИД: 48RS0008-01-2021-000260-06)

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 апреля 2021 года п.Добринка Липецкой области

Добринский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Наставшевой О.А.,

при секретаре Кузнецове И.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-221/2021 по иску прокурора Добринского района Липецкой области к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестацию информационной системы,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Добринского района Липецкой области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестацию информационной системы. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Добринского муниципального района требований законодательства о защите информации в рамках реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Цифровая экономика». Проверка показала, что персональные компьютеры администрации сельского поселения подключены к различным государственным информационным системам, в том числе к информационной системе ведения похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление – СМАРТ». Вместе с тем, проверка показала, что вопреки требованиям закона аттестация расположенного в здании администрации сельского поселения Петровский сельский совет двух персональных компьютеров, подключенных к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление – СМАРТ» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты, не проведена. Наличие договора от 27.07.2020 на оказание услуг по аттестации информационной системы объекта информатизации в отношении двух обозначенных компьютеров не свидетельствует об устранении нарушений. Непринятие мер по обеспечению защиты информационной системы создает угрозу несанкционированного доступа посторонних лиц к информации и нарушению прав неопределенного круга лиц. В связи с выявленными нарушениями прокуратурой района 16.06.2020г. в адрес главы администрации сельского поселения Петровский сельсовет внесено представление об устранении нарушений законодательства о защите информации. Однако, до настоящего времени администрацией сельского поселения аттестация информационной системы ведения похозяйственного учета по требованиям защиты информации не проведена. Просит суд обязать администрацию сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области провести аттестацию на соответствие требованиям безопасности информации информационной системы ведения похозяйственного учета, включающей компьютерное оборудование, имеющее подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление – СМАРТ», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истца – ст.помощник прокурора Казельская В.Н. исковые требования поддержала, сославшись на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика - администрации сельского поселения Петровский сельсовет в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица – администрации Добринского муниципального района Липецкой области ФИО1 оставила разрешение заявленных требований на усмотрение суда.

Выслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд считает иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 и ч.ч. 1 и 4 ст.6 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» одними из основных принципов правового регулирования отношений, возникающих в сфере информации, информационных технологий и защиты информации являются свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом; обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации; неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия.

Обладателем информации может быть в том числе юридическое лицо и муниципальное образование.

Обладатель информации при осуществлении своих прав обязан соблюдать права и законные интересы иных лиц; принимать меры по защите информации; ограничивать доступ к информации, если такая обязанность установлена федеральными законами.

На основании ч.5 ст.16 обозначенного Федерального закона Требования о защите информации, содержащейся в государственных информационных системах, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности и федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации, в пределах их полномочий. При создании и эксплуатации государственных информационных систем используемые в целях защиты информации методы и способы ее защиты должны соответствовать указанным требованиям.

Согласно п.7, 8, 13, 17 Требований Защита информации, содержащейся в государственной информационной системе (далее - информационная система), обеспечивается путем выполнения обладателем информации (заказчиком) и (или) оператором требований к организации защиты информации, содержащейся в информационной системе, и требований к мерам защиты информации, содержащейся в информационной системе.

В информационной системе объектами защиты являются информация, содержащаяся в информационной системе, технические средства (в том числе средства вычислительной техники, машинные носители информации, средства и системы связи и передачи данных, технические средства обработки буквенно-цифровой, графической, видео- и речевой информации), общесистемное, прикладное, специальное программное обеспечение, информационные технологии, а также средства защиты информации.

Для обеспечения защиты информации, содержащейся в информационной системе, проводятся следующие мероприятия: формирование требований к защите информации, содержащейся в информационной системе; разработка системы защиты информации информационной системы; внедрение системы защиты информации информационной системы; аттестация информационной системы по требованиям защиты информации (далее - аттестация информационной системы) и ввод ее в действие; обеспечение защиты информации в ходе эксплуатации аттестованной информационной системы; обеспечение защиты информации при выводе из эксплуатации аттестованной информационной системы или после принятия решения об окончании обработки информации.

Аттестация информационной системы организуется обладателем информации (заказчиком) или оператором и включает проведение комплекса организационных и технических мероприятий (аттестационных испытаний), в результате которых подтверждается соответствие системы защиты информации информационной системы настоящим Требованиям.

Проведение аттестационных испытаний информационной системы должностными лицами (работниками), осуществляющими проектирование и (или) внедрение системы защиты информации информационной системы, не допускается.

Создание безопасной информационно­телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение информационной безопасности при передаче, обработке и хранении данных, гарантирующей защиту интересов личности, бизнеса и государства, являются одними из направлений национального проекта «Цифровая экономика», утв. Указом Президента РФ от 07.05.2018

Судом установлено:

Прокуратурой Добринского района Липецкой области проведена проверка по исполнению законодательства о защите информации в рамках реализации мероприятий, предусмотренных национальным проектом «Цифровая экономика».

В ходе проверки установлено, что к информационной системе ведения похозяйственного учета на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление - СМАРТ» подключены 2 персональных компьютера администрации сельского поселения Петровский сельсовет; аттестация, расположенных в здании администрации сельского поселения персональных компьютеров, подключенных к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление - СМАРТ» для просмотра и ввода информации, на соответствие требованиям защиты, не проводилась.

Из информации ответчика, предоставленной прокурору, следует, что причиной не проведения аттестации явилось отсутствие денежных средств.

16.06.2020 г., в связи с выявленными нарушениями, прокурор внес в адрес администрации сельского поселения представление.

В ответ на представление ответчик предоставил сведения о заключении договора на оказание услуг.

В последующем, ответчиком предоставлены сведения о неисполнении представления в связи с не оплатой администрацией сельского поселения услуг по договору.

В процессе рассмотрения гражданского дела ответчиком не представлено доказательств надлежащего исполнения обязательств.

Отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от обязательств, возложенных законом.

Учитывая установленные судом обстоятельства суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.56, 194-198, 233-237 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Добринского района Липецкой области к администрации сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области о возложении обязанности провести аттестацию информационной системы – удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Петровский сельсовет Добринского муниципального района Липецкой области провести аттестацию на соответствие требованиям безопасности информации информационной системы ведения похозяйственного учета, включающей компьютерное оборудование, имеющее подключение к региональной системе межведомственного электронного взаимодействия «Похозяйственная база учета» на базе программного комплекса «Муниципальное самоуправление – СМАРТ», в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Ответчик вправе в течение семи дней с момента получения решения суда в окончательной форме подать в суд заявление об отмене заочного решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Добринский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Председательствующий О.А. Наставшева

Мотивированное решение изготовлено 12.04.2021 г.