РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
9 декабря 2021 г. г. Ростов-на-Дону
Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в составе: председательствующего Браславцева С.В., при помощнике судьи Кладинове А.Д., с участием ответчика, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-221/2021 по исковому заявлению командира войсковой части №00000 к бывшему военнослужащему этой же воинской части <...> ФИО3 о возмещении материального ущерба,
УСТАНОВИЛ:
Командир войсковой части №00000 обратился в Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд с исковым заявлением, в котором просил привлечь бывшего командира этой же воинской части ФИО3 к ограниченной материальной ответственности в размере причиненного ущерба и взыскать с него денежные средства в сумме 23 496 рублей 24 копейки.
В обоснование заявленных требований в иске указано, что П-вым в нарушение п. 4 «б» постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 946 были изданы неправомерные приказы о выплате гражданам, уволенным с военной службы, и следующим к месту постановки на воинский учет, продовольственно-путевых денег, что повлекло причинение государству ущерба на вышеуказанную сумму.
Ответчик ФИО3 исковые требования не признал и в судебном заседании показал, что его действия, связанные с изданием приказов о выплате продовольственно-путевых денег военнослужащим, выслуживших установленный срок военной службы по призыву, на время нахождения их в пути следования до места жительства, положения действующего в 2015 г. законодательства не нарушали, в связи с чем не могли причинить материальный ущерб.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о дате, времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Выслушав ответчика, изучив материалы дела и оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, поводом для проведения в войсковой части №00000 разбирательства по факту причинения ущерба государству и последующего обращения в суд с иском к ФИО3у, послужил акт № <...> от 15 мая 2018 г. встречной проверки, проведенной в отношении войсковой части №00000 Межрегиональным управлением ведомственного финансового контроля и аудита Министерства обороны РФ (по Центральному военному округу) (далее – Акт).
Как видно из этого Акта, контрольной группой вышеназванного управления было установлено, что в нарушение п. 4 «б» постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2007 г. № 946 гражданам, уволенным с военной службы в 2015 г., на основании приказов, изданных командиром войсковой части №00000, были неправомерно выплачены продовольственно-путевые деньги на общую сумму 25 662 рубля 56 копеек.
В качестве примера в этом Акте указано, что приказом командира войсковой части №00000 от 3 июля 2015 г. № 135 с 5 июля 2015 г. <...>ФИО2 Д.Г. исключен из списков личного состава войсковой части №00000, как выслуживший установленный срок военной службы, и ему необходимо выплатить продовольственно-путевые деньги на путь следования на 3 суток, сумма в размере 499 руб. 92 коп. переведена на лицевой счет гражданина согласно реестра № <...> на зачисление денежных средств на карточные счета работников предприятия за 6 июля 2015 г. и расчетно-платежной ведомости № 653 за июль 2015 г.
Таким образом, как указано в Акте, в подобных случаях за период с 17 июня 2015 г. по 8 апреля 2018 г. государству причинен ущерб в результате неправомерной выплаты продоволольственно-путевых денег на сумму 25 662 рубля 56 копеек.
К акту прилагается ведомость военнослужащих, исключенных из списков личного состава войсковой части №00000, выписки из приказов, копии реестров на зачисление денежных средств на карточные счета работников предприятия, копии расчетно-платежных ведомостей (приложение № 10 к Акту) и справочно указано, что размер продовольственно-путевых денег на 1 сутки в 2015 г. составлял 166 рублей 64 копейки.
Как установлено в ходе разбирательства, проведенного заместителем командира войсковой части №00000 по тылу – начальником тыла <...>ФИО1 А.Г., выплата продовольственно-путевых денег на 141 сутки на общую сумму 23 496 рублей 24 копейки произведена 56 гражданам, выслужившим установленный срок военной службы и следующим к месту постановки на воинский учет, в соответствии с изданными П-вым, как командиром воинской части, приказами от 17 июня 2015 г. № 122, от 18 июня 2015 г. № 123, от 6 июля 2015 г. № 137, от 7 июля 2015 г. № 138 и от 10 июля 2015 г. № 141.
Фактическое производство выплат продовольственно-путевых денег на основании вышеуказанных приказов подтверждается выписками из этих приказов, копиями реестров на зачисление денежных средств на карточные счета работников предприятия и расчетно-платежных ведомостей, и ответчиком не оспаривается.
В соответствии с ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 12 июля 1999 г. № 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» (далее – Федеральный закон) командиры (начальники), нарушившие своими приказами (распоряжениями) установленный порядок учета, хранения, использования, расходования, перевозки имущества или не принявшие необходимых мер к предотвращению его хищения, уничтожения, повреждения, порчи, утраты, излишних денежных выплат, что повлекло причинение ущерба, либо не принявшие необходимых мер к возмещению виновными лицами причиненного воинской части ущерба, несут материальную ответственность в размере причиненного ущерба, но не более одного оклада месячного денежного содержания и одной ежемесячной надбавки за выслугу лет.
Таким образом, как следует из заключения по материалам разбирательства от 5 апреля 2019 г., проведенного в войсковой части №00000, вина ответчика ФИО3 в причинении ущерба государству на сумму 23 496 рублей 24 копейки заключается в том, что он издал неправомерные приказы о выплате продовольственно-путевых денег на 141 сутки 56 гражданам, выслужившим установленный срок военной службы и следующим к месту постановки на воинский учет.
Вместе с тем суд не может согласиться ни с вышеприведенными выводами контрольной группы Межрегионального управления ведомственного финансового контроля и аудита МО РФ (по Центральному военному округу), ни с выводами разбирательства, проведенного в войсковой части №00000.
Так, в силу ч. 1 ст. 3 вышеназванного Федерального закона, военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине прямой действительный ущерб, под которым в соответствии с абз. 6 ст. 2 этого же закона понимается утрата или уменьшение наличного имущества, ухудшение состояния указанного имущества, расходы, которая воинская часть произвела или должна произвести для восстановления, приобретения имущества, а также излишние денежные выплаты.
Таким образом, материальная ответственность военнослужащих является самостоятельным видом юридической ответственности и возникает лишь при наличии ряда необходимых условий, к которым относится, в том числе, наличие у воинской части прямого действительного ущерба. Отсутствие хотя бы одного из необходимых условий материальной ответственности, исключает возможность привлечения к ней военнослужащего.
В связи с изложенным сам по себе факт издания П-вым приказов о выплате продовольственно-путевых денег военнослужащим, выслужившим установленный срок военной службы по призыву, не может являться безусловным основанием для привлечения его к материальной ответственности.
При этом суд отмечает, что военная служба, по смыслу ст. 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с её статьями 37, 71 и 114, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах. Лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции, чем обусловливается их особый правовой статус, а также содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним.
Статьей 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» определено, что социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, является функцией государства и предусматривает реализацию их прав и гарантий, в том числе права на обеспечение в период прохождения службы положенными видами довольствия. Этой же нормой предусмотрено, что при осуществлении призыва на военную службу, а также при увольнении военнослужащих с военной службы, государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу ст. 14 этого же Федерального закона военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, имеют право на продовольственное обеспечение, которое осуществляется в форме выплаты продовольственно-путевых денег на время нахождения в пути следования.
В развитие этой законодательной нормы Правительством Российской Федерации в постановлении от 29 декабря 2007 г. № 946 утверждены нормы продовольственного обеспечения военнослужащих и некоторых других граждан в мирное время, а также определено, что порядок продовольственного обеспечения всех этих лиц в Вооруженных Силах Российской Федерации устанавливается Министерством обороны Российской Федерации, как федеральным органом государственной власти.
В подп. «б» п. 4 этого постановления прямо определено осуществлять выплату продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, на время нахождения в пути следования – в размере, определяемом Министерством обороны Российской Федерации, но не ниже стоимости продовольственного обеспечения по норме № 1 (общевойсковой паек), принятого при расчете федерального бюджета на очередной финансовый год.
При этом в подп. «н» примечания 1 к норме № 1 (общевойсковой паек) до внесения постановлением Правительства Российской Федерации от 20 октября 2016 г. № 1072 соответствующих изменений, по норме общевойскового пайка подлежали обеспечению граждане, проходившие военную службу по призыву и уволенные в запас, при следовании к месту постановки на воинский учет (месту жительства) только в организованном порядке в составе команд.
Как в период рассматриваемых событий, связанных с изданием ответчиком П-вым приказов о выплате продовольственно-путевых денег, как и в настоящее время, действует Руководство по продовольственному обеспечению военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации и некоторых других категорий лиц, а также обеспечению кормами (продуктами) и подстилочными материалами штатных животных воинских частей в мирное время, утвержденное приказом МО РФ от 21 июня 2011 г. № 888 (далее – Руководство).
Между тем это Руководство прямо не определяет порядок выплаты продовольственно-путевых денег военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, при увольнении из Вооруженных Сил Российской Федерации - на время следования до места жительства (если они не обеспечиваются горячей пищей или рационом питания), как это было определено в п. 178 утратившего силу Положения о продовольственном обеспечении Вооруженных Сил Российской Федерации на мирное время, утвержденного приказом МО РФ от 22 июля 2000 г. № 400.
Вместе с тем, в соответствии с примечанием 1 к Норме № 7 Рационов питания (приложение № 3 к Руководству), по этой норме, то есть индивидуальными рационами питания (далее – ИРП) обеспечиваются военнослужащие, имеющие право на питание по нормам общевойскового пайка в случаях, когда приготовление горячей пищи по этим нормам не представляется возможным.
Однако, до внесения приказом МО РФ от 19 января 2018 г. № 18 соответствующих изменений в это примечание, выдача ИРП допускалась только в полевых условиях, на учениях, маневрах, полигонах, в учебных центрах и лагерях, подразделениях, действующих в отрыве от пункта дислокации воинской части, в районах стихийных бедствий и катастроф, в условиях чрезвычайного положения, при вооруженных конфликтах, в миротворческих операциях и в других случаях, и не допускалась на путь следования.
Только в связи с изменениями, внесенными приказом МО РФ от 19 января 2018 г. № 18, военнослужащие, в том числе проходящие военную службу по призыву, подлежат обеспечению ИРП на путь следования, при этом определено, что непрерывное питание личного состава по данному рациону не должно превышать 7 суток, что при выдаче ИРП время нахождения в пути исчисляется по расписаниям железнодорожного, водного, воздушного и других видов транспорта, что время нахождения в пути следования исчисляется в полных сутках, при этом время свыше 6 часов принимается за полные сутки, как это ранее было определено вышеприведенным Положением, утвержденным приказом МО РФ от 22 мюля 2000 г. № 400.
Изложенное в совокупности свидетельствует о том, что отсутствие в подзаконных нормативных правовых актах, действующих в 2015 г., прямого указания на необходимость выплаты гражданам, проходившим военную службу по призыву и уволенным в запас, продовольственно-путевых денег на путь следования до места жительства, как военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, выслужившим установленный срок военной службы, не свидетельствует об отсутствии у командиров и начальников обязанности обеспечить указанных лиц на путь следования продовольственно-путевыми деньгами.
Изложенное корреспондирует предусмотренной п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы обязанности командования обеспечить военнослужащего, уволенного с военной службы, на день исключения из списков личного состава воинской части установленным денежным, продовольственным и вещевым обеспечением, а также п. 100 Руководства по комплектованию Вооруженных Сил Российской Федерации солдатами, матросами, сержантами и старшинами, утвержденного приказом МО РФ от 16 января 2001 г. № 30, в котором прямо указано, что военнослужащие, проходившие военную службу по призыву, увольняемые с военной службы, должны иметь при себе в том числе предписание, в котором делаются отметки об удовлетворении их продовольственно-путевыми деньгами и денежным довольствием.
Кроме того суд отмечает, что согласно подп. «и» п. 1 ст. 37 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53 «О воинской обязанности и военной службе» военнослужащий считается исполняющим обязанности военной службы в случае следования к месту военной службы и обратно, что каждому гражданину Российской Федерации государство гарантирует возмещение всех расходов, связанных с исполнением обязанностей, установленных этим законом, и что ст. 38 этого Федерального закона установлено, что началом военной службы для граждан, призванных на неё, считается день присвоения им воинского звания «<...>», а окончанием – дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.
При этом день исключения из списков личного состава воинской части является для военнослужащего днем окончания (последним днем) службы (п. 4 ст. 3 Положения о порядке прохождения военной службы).
Как следует из вышеупомянутых приказов командира войсковой части №00000, ответчик ФИО3 предписывал в них обеспечить военнослужащих продовольствием в форме выплаты денежных средств на день исключения их из списков личного состава воинской части, то есть решения о выплате продовольственно-путевых денег принимались П-вым в отношении военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, во исполнение п. 16 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, а не в отношении граждан, выслуживших установленный срок военной службы, то есть лиц, утративших статус военнослужащих, как ошибочно указано в Акте, материалах разбирательства и в исковом заявлении.
То обстоятельство, что ряду граждан, уволенных с военной службы, фактическая выплата продовольственно-путевых денег произведена уже после их исключения из списков личного состава воинской части, правового значения для данного дела не имеет, поскольку это было обусловлено порядком финансового обеспечения войсковой части №00000 через Управление финансового обеспечения МО РФ по Омской области и не находится в прямой причинно-следственной связи с действиями ФИО3.
Также из этих приказов видно, что указанные в них граждане, проходившие военную службу по призыву и уволенные в запас, следовали к месту постановки на воинский учет (месту жительства) в различные населенные пункты Российской Федерации самостоятельно, то есть не в организованном порядке в составе команд, в связи с чем оснований для обеспечения их общевойсковым пайком не имелось.
Таким образом, при проведении разбирательства и при предъявлении иска к ФИО3у, в войсковой части №00000 не было учтено, что в соответствии с положениями Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» гражданин, проходивший военную службу по призыву, уволившийся в запас и находящийся в пути следования к месту жительства и постановки на воинский учет имеет право на продовольственно-путевые деньги и что выплата этих денег производилась на основании изданным П-вым приказов указанным в них лицам, состоящим в списках личного состава воинской части, то есть не утратившим статуса военнослужащего.
Также в войсковой части №00000 не было учтено, что в соответствии с Методическими рекомендациями по обоснованию потребности Министерства обороны Российской Федерации в бюджетных ассигнованиях, ежегодно утверждаемых заместителем Министра обороны Российской Федерации, в том числе и утвержденных на 2015 г., расчет потребности в бюджетных ассигнованиях на продовольственное обеспечение составляется органами военного управления, подчиненными заместителю Министра обороны Российской Федерации, отвечающему за материально-техническое обеспечение войск (сил), исходя, в том числе, из планируемого количества военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, с указанием времени нахождения в пути следования и размера продовольственно-путевых денег, и что все расходы на выплату продовольственно-путевых денег военнослужащим войсковой части №00000, выслужившим в 2015 г. установленный срок военной службы по призыву, были произведены в пределах выделенных довольствующим финансовым органом на 2015 г. лимитов бюджетных обязательств, то есть в пределах утвержденной установленным порядком сметы доходов и расходов воинской части на 2015 г., в том числе по коду бюджетной классификации <...> статьи сметы МО РФ <...> «прочие выплаты и компенсации военнослужащим (продовольственно-путевые деньги».
Кроме того судом установлено, что несмотря на наличие в 2015 г. на складах войсковой части №00000 в достаточном количестве ИРП, выплата в соответствии с вышеуказанными в иске приказами продовольственно-путевых денег не повлекла за собой дополнительных затрат на освежение запасов ИРП, в том числе по причинам, связанным со списанием ИРП по окончания срока их годности.
Таким образом судом установлено, что выплата продовольственно-путевых денег в 2015 г. военнослужащим по призыву на путь следования к месту жительства в соответствии с изданными П-вым приказами не повлекла дополнительное финансовое обеспечение войсковой части №00000, и что эта воинская часть не понесла каких-либо дополнительных затрат вследствие невыдачи увольняемым военнослужащим ИРП.
Более того, размер продовольственно-путевых денег на 1 сутки в 2015 году, который и принимался к расчету продовольственно-путевых денег, выплачиваемых военнослужащим по призыву на путь следования к месту жительства, составлял 166 рублей 64 копейки, стоимость одной суточной дачи по норме № 1 (общевойсковой паек) составляла 272 рубля 33 копейки, а стоимость 1 комплекта ИРП составляла 636 рублей 27 копеек.
При таких данных, с учетом всего вышеизложенного, следует признать, что поскольку общая сумма выплат продовольственно-путевых денег, произведенных военнослужащим по призыву на путь следования к месту жительства на основании изданных П-вым приказов не превышала общую стоимость затрат в случае обеспечения этих лиц по норме продовольственного обеспечения № 1 (общевойсковой паек), а также является ниже общей стоимости равного количества ИРП, то исковое заявление войсковой части №00000, как необоснованное, удовлетворению не подлежит, поскольку суд не усматривает предусмотренных законом оснований для вывода о том, что в результате описанных в исковом заявлении действий ФИО3 государству в лице войсковой части №00000 причинен прямой действительный ущерб.
С учетом изложенного в удовлетворении иска командира войсковой части №00000 к ФИО3у надлежит отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, военный суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении иска командира войсковой части №00000 к бывшему военнослужащему этой же воинской части <...> ФИО3 о возмещении материального ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным и гражданским делам Южного окружного военного суда через Ростовский-на-Дону гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий С.В. Браславцев
Мотивированное решение составлено 14 декабря 2021 г.