ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-221/2022 от 20.09.2022 Калманского районного суда (Алтайский край)

Дело № 2-221/2022

22RS0023-01-2022-000259-74

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 сентября 2022 года с.Калманка

Калманский районный суд Алтайского края в составе:

Председательствующего Федоровой Н.А.

при секретаре Деври Т.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Калманского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Калманского района Алтайского края о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

прокурор Калманского района Алтайского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением к администрации Калманского района Алтайского края, в котором, с учетом уточнения требований, просил признать незаконным бездействие администрации Калманского района Алтайского края по созданию на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края системы оповещения населения в соответствии с требованиями Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона РФ от 21.12.1994г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», Положения о единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.12.2003г. № 794, Положения о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России от 31.07.2020г. № 365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения»; обязать администрацию Калманского района Алтайского края в течение трех месяцев с даты вступления решения в законную силу создать на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края систему оповещения населения в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденного Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России от 31.07.2020 № 365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а также «Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения», утвержденных МЧС России 19.02.2021г. № 1.

Данные требования мотивированы результатами проведенной прокурорской проверки, в ходе которой установлено, что на территории муниципального образования Калманский район имеется две электрические сирены С-40 (место нахождения: <...>, охват населения вышеуказанной системой оповещения составляет 30% населения района, аппаратура трансляционного и уличного вещания на территории муниципального образования Калманский район отсутствует. Остальные населенные пункты Калманского района: с. Усть-Алейка, с. Кубанка, пос. Троицк, пос. Солонцово, пос. Логовской, пос. Алтай, пос. Александровка, с. Новороманово, с. Шилово,с. Жданово, с. Ивановка, с. Новобарнаулка, разъезд «Шиловский», казарма «290 км», с. Зимари, с. Панфилово, пос. Новый, пос. Прудской, казарма «260 км», разъезд «Зимари», с. Калистратиха, с. Бураново, с. Шадрино - техническими средствами оповещения не обеспечены. Внесенное прокурором района 23.04.2022г. представление с требованием устранить выявленные нарушения не исполнено. Установленные нарушения недопустимы, поскольку нарушают права неопределенного круга лиц на защиту от чрезвычайных ситуаций и их последствий.

Прокурор заявленные требования подержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика по заявленным требованиям возражал, указав, что на территории муниципального образования Калманский район создана и функционирует система оповещения населения. Так администрацией района заключены соглашения с операторами сотовый связи, которые, в случае возникновения чрезвычайной ситуации на территории района, обязались делать рассылку смс-сообщений на телефоны абонентов, находящихся в емкости операторов сотовой связи, уведомляющих об этом. Кроме того, сигнал о чрезвычайных ситуация незамедлительно посредством телефонной связи доводится до администрации сел и поселков, а далее главы имеют возможность оповестить население путем обхода.

Привлеченное к участию в деле в качестве третьего лица - Главное управление МЧС России по Алтайскому краю, своего представителя в суд не направило, извещено надлежаще. Из письменного отзыва третьего лица следует, что согласно акту по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения Калманского района Алтайского края от 20.07.2022г. муниципальная система оповещения населения Калманского района Алтайского края оценена как: «не готова к выполнению задач», поскольку охват населения составляет всего 26% населения. Сложившаяся ситуация в случае возникновения ЧС не позволит осуществить экстренное информирование населения района об опасностях, правилах поведения и необходимости проведения мероприятий по защите. Третье лицо полагает исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст.ст. 14, 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района, относится, в том числе участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В силу статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" задачами в области гражданской обороны являются, в частности, оповещение населения об опасностях, возникающих при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Подпунктами "в", "м" части 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" определено, что органы местного самоуправления самостоятельно информируют население о чрезвычайных ситуациях; создают и поддерживают в постоянной готовности муниципальные системы оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях.

Постановлением Правительства Алтайского края от 28.04.2021г. № 145 утверждено Положение о региональной системе оповещения населения Алтайского края (далее - Положение).

Пунктом 5 Положения установлено, что системы оповещения населения создаются на следующих уровнях функционирования единой государственной системы предупреждения ликвидации чрезвычайных ситуаций: на региональном уровне - региональная автоматизированная система централизованного оповещения (региональная система); на муниципальном уровне - муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения (муниципальная система), на объектовом уровне – локальная система оповещения

Пунктом 7 Положения определено, что муниципальные системы оповещения населения Алтайского края создают органы местного самоуправления Алтайского края.

Пунктами 31,33 Положения регламентировано, что при проведении комплексной проверки готовности систем оповещения населения проверке подлежит региональная, а также все муниципальные системы оповещения и КСЭОН. По результатам комплексной проверки готовности системы оповещения населения составляется акт, в котором отражаются проверенные вопросы, выявленные недостатки, предложения по их своевременному устранению и оценка готовности системы оповещения населения.

Постановлением администрации Калманского района от 16.03.2021г. № 120 утверждено Положение о муниципальной системе оповещения и информирования населения на территории Калманского района (далее – Положение о муниципальной системе).

Пунктами 5, 7 Положения о муниципальной системе установлено, что система оповещения населения создается на муниципальном уровне - муниципальная система оповещения, составной частью которой является автоматизированная система оповещения. Муниципальная система оповещения населения Калманского района должна соответствовать требованиям, изложенным в приложении № 1 приказа МЧС России и Минцифры России от 31.07.2020г. № 578/365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения».

Пунктами 8, 15, 17 Положения о муниципальной системе регламентировано, что муниципальная автоматизированная система централизованного оповещения представляет собой специальный комплекс технических средств оповещения на базе аппаратуры П-160, П-164, ПВР-4, с пунктом управления, расположенном в ЕДДС администрации Калманского района. Кроме того, при оповещении населения Калманского района задействуются местные каналы телерадиовещания, линии связи операторов связи согласно заключенных соглашений, используются мобильные средства оповещения, сигнальные громкоговорящие устройства на автомобилях экстренных служб, привлекаются старосты сельских населенных пунктов путем проведения подворовых обходов. Основным способом оповещения населения является аппаратура оповещения П-160, П-164, ПВР-4. Передача сигналов оповещения и экстренной информации осуществляется подачей сигнала «Внимание всем!», путем включения сетей электрических сирен и мощных акустических систем длительностью до 3 минут с последующей передачей по всем средствам связи и вещания. Время доведения сигнала и экстренной информации до населения в автоматизированном режиме функционирования не должно превышать 5 минут. Система оповещения создается и совершенствуется заблаговременно в мирное время и поддерживается в постоянной готовности к использованию.

В судебном заседании установлено и следует из материалов дела, что на территории районного центра Калманского района Алтайского края установлена аппаратура П-160, П-164, ПВР-4 среднего и нижнего звена региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения Алтайского края (далее - РАСЦО), которая обеспечивает прием сигналов оповещения с краевого пункта управления РАСЦО и возможность запуска подключенных к ней оконечных средств оповещения – 2 электрических сирен типа С-40 с блоками запуска. Данная система оповещения не является составной частью муниципальной автоматизированной системы централизованного оповещения населения, данное оборудование РАСЦО находится на балансе ККУ «Управление ГОЧС и ПБ Алтайского края», контракты на проведение его эксплуатационно-техническое обслуживание заключаются этим же учреждением.

Согласно акта по результатам комплексной проверки готовности муниципальной системы оповещения населения Калманского района Алтайского края от 20.07.2022г. муниципальная система оповещения населения Калманского района Алтайского края оценена, как «не готова к выполнению задач», поскольку обеспечивает оповещение только 26% населения Калманского района. Предложено, в том числе обеспечить оповещение населения Калманского района Алтайского края с использованием гарантированных средств оповещения путем увеличения оконечных технических средств оповещения.

Из ответа ПАО «Ростелеком» следует, что исполненные и действующие договоры на техническое обслуживание, ремонтно-восстановительные работы муниципальной автоматизированной системы оповещения населения (МАСЦО) Калманского района отсутствуют.

Из показаний начальника отдела ГОЧС и МР администрации района ФИО1, допрошенного в качестве свидетеля, следует, что МАСЦО Калманского района состоит из стационарной аппаратуры П-160, П-164, ПВР-4, которая принимает сигнал от РАСЦО и передает его руководителям служб района, а также передает сигналы оповещения населения на 2 электрических сирены типа С-40, которые установлены в с. Калманка. Также в оповещении могут быть задействованы служебные автомобили полиции - 2 шт., скорой помощи - 1 шт.. Заключены соглашения с операторами связи о передаче смс-оповещения населению, однако данные каналы связи не отнесены к категории надежных, время передачи оповещения занимает около 50 минут, и данный способ оповещения не входит в систему МАСЦО, является дополнительным, принимаемым на усмотрение администрации района. Какие-либо технические документы на П-160, П-164, ПВР-4 и электрические сирены типа С-40 отсутствуют, их обслуживание осуществляется ПАО «Ростелеком», с кем заключены договора на обслуживание – ему не известно, администрация какую-либо оплату за обслуживание не вносит.

Как следует из паспорта региональной /муниципальной системы оповещения населения, утвержденного 01.10.2021г.: год ввода системы оповещения населения в эксплуатацию – 1991 год, установленный срок эксплуатации - 12 лет, превышение эксплуатационного ресурса - 18 лет.

Таким образом, исследованные материалы дела, показания свидетеля, с достоверностью подтверждают, что не смотря на существование Положения о муниципальной системе оповещения и информирования населения на территории Калманского района, паспорта региональной /муниципальной системы оповещения населения, фактически муниципальная система оповещения, составной частью которой является автоматизированная система оповещения, на территории Калманского района отсутствует. Так стационарные технические устройства являются составной частью РАСЦО, стоят на балансе и обслуживаются за счет региональных бюджетных средств, более того, согласно паспорта их эксплуатационный ресурс превышен не на 18 лет, а на 19 лет, то есть эксплуатация производится в нарушение имеющегося паспорта и технических ресурсов. Системы оповещения в населенных пунктах муниципального образования, за исключением с. Калманки, отсутствуют.

Указанное подтверждает выводы прокурорской проверки, а также обоснованность исковых требований прокурора Калманского района Алтайского края.

Вопреки доводам представителя ответчика, существующие способы оповещения и информирования населения МО "Калманский район Алтайского края" не являются достаточными, исчерпывающими и эффективными в той мере, в которой предусмотрено действующим законодательством.

Требования к МАСЦО содержатся и определены Положением о системах оповещения населения, утвержденного 31.07.2020г. Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России №365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а также Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными МЧС России 19.02.2021г. № 1.

Принимая во внимание, что процесс создания и совершенствования системы оповещения по своей природе является трудоемким, требующим значительных финансовых затрат, суд находит требование прокурора об исполнении судебного решения в течение 3 месяцев, не подлежащим удовлетворению, находя разумным срок в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Калманского района Алтайского края удовлетворить.

Признать бездействие администрации Калманского района Алтайского края по созданию на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края муниципальной системы оповещения населения - незаконным.

Обязать администрацию Калманского района Алтайского края (ИНН <***>, ОГРН <***>) в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу создать на территории муниципального образования Калманский район Алтайского края муниципальную систему оповещения населения в соответствии с Положением о системах оповещения населения, утвержденного 31.07.2020г. Приказом МЧС России № 578, Минкомсвязи России №365 «Об утверждении Положения о системах оповещения населения», а также Методическими рекомендациями по созданию и реконструкции систем оповещения населения, утвержденными МЧС России 19.02.2021г. № 1

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Калманский районный суд Алтайского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Н.А. Федорова

Мотивированное решение составлено 23.09.2022г.