Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)
Вернуться назад
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры — Судебные акты
Дело № 2-222/2011
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 марта 2011 года г. Нижневартовск
Нижневартовский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Кобяшевой С.В.,
при секретаре Тамуркиной И.В.,
с участием заявителя Криста А.В.,
представителя должностного лица Пащенко А.П. - Соколова Д.И., по доверенности № 3 от 24 января 2011 года,
представителя Думы Нижневартовского района Рязановой Е.В., по доверенности № 9 от 17 марта 2011 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Криста АВ об оспаривании бездействия должностного лица,
УСТАНОВИЛ:
Криста А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия председателя Думы Нижневартовского района Пащенко А.П., который 08 октября 2010 года на 41-м заседании Думы Нижневартовского района не поставил на голосование его предложения о внесении изменений и дополнений в Устав Нижневартовского района, а именно: предложение о работе Главы района на постоянной основе, которое было заявлено им устно, и предложение о дополнении ст. 5 Устава пунктом 4 о «Контрольно-счетной палате муниципального образования». Просит признать бездействие председателя Думы Нижневартовского района Пащенко А.П. в части не постановки поступивших от него 08 октября 2010 года на 41-м заседании Думы Нижневартовского района предложений на голосование незаконным и несоответствующим требованию Регламента Думы, нарушающим его права, закрепленные в главе 1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 11 Регламента Думы Нижневартовского района.
В судебном заседании Криста А.В. на удовлетворении требований настаивал, и объяснил, что 08 октября 2010 года состоялось 41-е заседание Думы Нижневартовского района, на котором от него поступило три предложения. Первое предложение, которое касалось повестки дня, было поставлено на голосование, что отражено в протоколе заседания Думы, и по его обсуждению претензий у него нет. Два других его предложения, одно из которых письменное, заявлено им при обсуждении проекта решения «О внесении изменений в Устав Нижневартовского района», рассматриваемого на заседании, о том, что «Глава района работает на постоянной основе» и о внесении изменений в ст. 5 Устава Нижневартовского района, председателем Думы не были поставлены на голосование, в связи с чем на заседании Думы Нижневартовского района не был соблюден порядок принятия решения, бездействие председателя Думы Пащенко А.В. нарушило его права, закрепленные в ст.11 Регламента Думы Нижневартовского района.
Представитель председателя Думы Нижневартовского района Пащенко А.П. - Соколов Д.И. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился и объяснил, что порядок внесения проектов решений в Думу закреплен в ст. 27 Регламента Думы Нижневартовского района, предусматривающей внесение их в Думу не позднее 15 дней до дня их рассмотрения на заседании Думы, который депутатом Криста А.В. не был соблюден. Также заявитель в 2007 году голосовал за Положение о порядке внесения проектов нормативных правовых актов в Думу района, согласно которому депутат имеет право внести проект с соблюдением правил, а именно приложить необходимые документы, пояснительную записку и другие документы, только в этом случае можно ставить на голосование такой проект, который повлечет какие-либо правовые последствия. В настоящее время депутат Криста А.В. может в соответствии с требованиями Регламента, Положением о порядке внесения проектов нормативных правовых актов подготовить проект решения о дополнении в статью 5 Устава - «Контрольно-счетная палата», который может быть вынесен на голосование депутатов Думы. Предусмотренное статьей 11 Регламента право требовать постановки своих предложений на голосование относится к процедурным вопросам, например, по повестке дня, но если заявитель считает свое предложение поправкой к проекту решения, касающееся изменений в устав района, то это уже не процедурный вопрос, на голосование могут ставиться только поправки в письменном виде, к которым предъявляются требования статьи 27 Регламента, в противном случае, это только мнение депутата, которое он вправе высказать, но которое не может быть поставлено на голосование.
Представитель Думы Нижневартовского района Рязанова Е.В. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поддержала сказанное представителем Соколовым Д.И., добавив, что на заседании постоянной комиссии до заседания Думы депутаты проголосовали за представленный проект решения. На заседании невозможно ставить на голосование просто устное предложение депутата, так как данный проект решения вносит изменения в Устав района, и невозможно без соблюдения всей процедуры по принятию изменений в Устав ставить на голосование депутатов. Председателем Думы все было сделано с соблюдением требований Регламента.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
На основании ч. 5 и ч. 6 ст. 23 Устава Нижневартовского района (далее Устав) депутат Думы района участвует в заседаниях Думы района, рассматривает обращения граждан, осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Уставом, решениями Думы района. Депутату Думы района предоставляются гарантии в соответствии с федеральными законами и законами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
В соответствии с ч. 8 ст. 19 Устава, порядок созыва, подготовки и проведения заседаний Думы района, а также иные вопросы, связанные с организацией деятельности Думы района, определяются решением Думы района.
Решением Думы Нижневартовского района от 28 апреля 2006 года № 18 утвержден Регламент Думы Нижневартовского района, который является правовым актом, устанавливающим порядок деятельности, основные правила и процедуры работы Думы.
В силу п. 1 ст. 11 Регламента, депутат Думы на заседании вправе вносить проекты решений Думы и поправки к ним, требовать постановки своих предложений на голосование.
Согласно ч. 1 ст. 27 «Регламента Думы Нижневартовского района» (далее Регламент) проекты решений и материалы к ним по вопросам, отнесенным Уставом Нижневартовского района к ведению Думы, вносятся в Думу не позднее пятнадцати дней до дня их рассмотрения на заседании Думы, если иное не предусмотрено настоящим Регламентом.
В соответствии с ч. 1 ст. 28 Регламента, Дума путем открытого голосования принимает один из проектов решения за основу, а затем рассматривает дополнения, уточнения и изменения к нему. Все дополнения, уточнения и изменения по проекту решения ставятся на голосование депутатов. После этого решение по рассматриваемому вопросу принимается Думой в целом.
Пунктом 3 статьи 28 Регламента предусмотрено, что поправки к проекту решения рассматриваются во втором и дальнейших чтениях, включаются ответственной комиссией в проект решения при его доработке.
Согласно пп. «а» статьи 11 Регламента депутат обязан соблюдать Регламент.
Как установлено в судебном заседании, на 41-м заседании Думы Нижневартовского района, состоявшемся 08 октября 2010 года, большинством голосов был принят представленный заместителем главы района по общественной безопасности, муниципальному имуществу и природопользованию проект решения «О внесении изменений и дополнений в Устав Нижневартовского района» (л.д. 20-27, 190-192).
Как объяснил депутат Криста А.В., при обсуждении вышеуказанного проекта, по подп. «б» пункта 4, которым предлагалось в части 6 ст. 25 Устава, слова «на постоянной основе», заменить словами «на непостоянной основе», им в устной форме было внесено предложение оставить прежнюю редакцию - «глава района осуществляет свои полномочия на постоянной основе». Считает, что данное предложение было поправкой, которое должно было быть поставлено на голосование, чего не сделал председатель Думы Пащенко А.П., чем были нарушены его права, как депутата.
Высказанное предложение заявителя подтверждается аудиозаписью заседания Думы, приобщенной к материалам дела и воспроизведенной в судебном заседании в соответствии со ст. 185 ГПК РФ, согласно которой Криста А.В. на заседании высказался, что «нигде на практике не нашел, чтобы глава действовал на не освобожденной основе… всегда глава был на постоянной основе, это ненормально. Предлагаю оставить как прежде, как было».
Частью 6 ст. 25 Устава Нижневартовского района, до внесения в нее изменений, предусматривалось, что «глава района осуществляет свои полномочия на постоянной основе», (л.д.206), то есть предложение Криста А.В. по проекту решения фактически являлось высказыванием своего мнения относительно проекта решения в части внесения изменений в ст. 25 Устава (л.д.189), которое в соответствии со статьей 28 Регламента не могло рассматриваться как поправка к нему и ставиться на голосование.
Вторым предложением заявителя на заседании Думы 08 октября 2010 года, было о дополнении ст. 5 Устава пунктом 4 «Контрольно-счетная палата муниципального образования», которое было оформлено в виде письма депутата «О внесении изменений в Устав» (л.д. 39).
Суд приходит к выводу, что данное предложение также не могло рассматриваться и ставиться на голосование на 41-м заседании Думы как предложение к проекту решения «О внесении изменений в Устав Нижневартовского района» обсуждаемому на заседании, поскольку касалось норм Устава, в которые данным проектом изменения не вносились. Предложение о дополнении ст. 5 Устава являлось самостоятельным проектом решения «О внесении изменений в Устав», которое по оформлению не соответствует положениям, закрепленным в Уставе Нижневартовского района, Регламенте Думы района и Положении о порядке внесения проектов нормативных правовых актов в Думу района (утвержденному решением Думы Нижневартовского района 05 октября 2007 года № 107).
Порядок внесения изменений и дополнений в Устав Нижневартовского района регулируется ст. 54 Устава, согласно которой предложения о внесении изменений и дополнений в настоящий Устав оформляются в виде проектов решения Думы района о внесении изменений и дополнений в Устав, которые вносятся в Думу не позднее пятнадцати дней до дня их рассмотрения на заседании Думы (ч.1 ст. 27 Регламента), и должны быть оформлены в соответствии с требованиями раздела V «Положения о порядке внесения проектов нормативных правовых актов в Думу района» (утвержденному решением Думы Нижневартовского района 05 октября 2007 года № 107) (л.д.207-213).
Согласно представленному проекту решения (л.д.189-192) и решению (л.д.184-188) на заседании Думы обсуждался проект решения о внесении изменений и дополнений в Устав Нижневартовского района, следовательно, исходя из вышеперечисленных норм, на голосование председателем Думы ставятся только проекты решений, поданных с соблюдением формы и порядка их внесения.
«Предложения» Криста А.В. нельзя расценивать как внесенные им проекты решений, поправки к ним, касающиеся изменений и дополнений в Устав района, которые председатель Думы должен был поставить на голосование.
При таких обстоятельствах суд не находит в бездействии председателя Думы Нижневартовского района Пащенко А.П. нарушений прав депутата Криста А.В. закрепленных в главе 1 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и п. 11 Регламента Думы Нижневартовского района, вследствие чего его заявление о признании незаконным бездействия председателя Думы Нижневартовского района Пащенко АП в части не постановки на голосование поступивших от него предложений 08 октября 2010 года на 41-м заседании Думы Нижневартовского района удовлетворению не подлежит.
В соответствии с ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Руководствуясь ст. ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Отказать Криста АВ в удовлетворении заявления о признании незаконным бездействия председателя Думы Нижневартовского района Пащенко АП в части не постановки на голосование поступивших от него предложений 08 октября 20101 года на 41-м заседании Думы Нижневартовского района.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Нижневартовский районный суд в течение 10 дней.
Председательствующий подпись
Копия верна
Судья