ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2220/20 от 09.12.2020 Железнодорожного районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2-2220/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 декабря 2020 года г. Хабаровск

Железнодорожный районный суд г. Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Руденко А.В.,

при секретаре Тулупове Я.Ю.

с участием истца ФИО1,

представителя администрации г. Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО2,

представителя управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО3,

представителей в/ч ФИО4, ФИО5

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1, ФИО6 к администрации г. Хабаровска, в/ч о возложении обязанности обустроить ливневую канализацию, взыскании ущерба,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, ФИО6 обратились в суд с иском к администрации г. Хабаровска о возложении обязанности обустроить ливневую канализацию, взыскании ущерба, в обоснование указав, что являются долевыми собственниками домовладения, расположенного по адресу: <адрес>.

Домовладение состоит из индивидуального жилого дома, надворных построек и земельного участка, который используется под плодово-ягодные насаждения и огород. Жилой дом и земельный участок ежегодно подвергаются заливу сточных вод, который происходит по причине ненадлежащего устройства и содержания ливневой канализации, которая проходит вдоль домов №№ 9, 11, 13, 15, 17 по <адрес>.

Ливневая канализация имеет малую пропускную способность и при таянии снега, выпадении осадков вода с близлежащей территории сливается на территорию домовладения истцов.

В результате залива происходит разрушение жилого дома, надворных построек, ежегодно погибают кустарники и деревья, вода вымывает почву, оставшаяся почва заболочена. Сточные воды размывают дренажную систему на огороде и ежегодно истцы возводят ее заново.

В силу требований закона на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность по обустройству системы водоотведения.

Истцы неоднократно обращались в администрацию г. Хабаровска с просьбой обустроить систему ливневой канализации, обеспечивающей водоотведение сточных вод в районе дома, но до настоящего времени работы не проведены.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации г. Хабаровска в части неисполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию и обустройству системы водоотведения в районе <адрес> в г. Хабаровске; возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность устранить причины залива сточными водами индивидуального жилого дома, надворных построек, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, обустроить ливневую канализацию для отвода сточных вод от земельного участка по указанному адресу, установить срок для исполнения решения суда – четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

При рассмотрении дела истцы увеличили исковые требования, указали, что ими произведена оценка ущерба, причиненного заливом, согласно заключению специалиста стоимость восстановительного ремонта составляет 1 294 022, 40 руб., в связи с изложенным наряду с ранее заявленными требованиями, просят суд взыскать с администрации г. Хабаровска денежные средства в счет возмещения ущерба в сумме 1 294 022, 40 руб.

В дальнейшем на основании пояснений представителей администрации г. Хабаровска истцы уточнили исковые требования, в окончательной редакции просят суд:

признать незаконным бездействие администрации г. Хабаровска, в/ч в части неисполнения возложенных обязанностей по содержанию и обустройству системы водоотведения в районе <адрес> в г. Хабаровске;

возложить на администрацию г. Хабаровска, в/ч обязанность устранить причины залива сточными водами индивидуального жилого дома, надворных построек, земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, обустроить ливневую канализацию для отвода сточных вод от земельного участка по указанному адресу, установить срок для исполнения решения суда – четыре месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

взыскать с администрации г. Хабаровска, в/ч в пользу истцов в счет возмещения материального ущерба 1 294 022, 40 руб.

На основании ч. 1 ст. 33.1 ГПК РФ дело рассмотрено в порядке гражданского судопроизводства.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчиков привлечены управление дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска, Министерство обороны Российской Федерации, войсковая часть ФСО РФ.

Также к участию в деле третьим лицом привлечен ФИО7 – собственник ? доли в праве общей долевой собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, который самостоятельных требований на предмет спора при рассмотрении дела не заявил.

В судебном заседании истец ФИО1 поддержала заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила суд удовлетворить их.

Истец ФИО6, уведомленная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайств не заявляла.

Третье лицо ФИО7, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, ходатайств, пояснений по существу спора не представил, самостоятельных требований на предмет спора не заявил.

Представитель администрации г. Хабаровска, управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО2 в судебном заседании возражал относительно заявленных требований, представил письменный отзыв, пояснил, что администрация г. Хабаровска не является собственником ливневой канализации по <адрес> в г. Хабаровске. Указанная ливневая канализация с устройством дождеприемных колодцев для сбора поверхностных вод с территории застройки и проезжей части <адрес> была предусмотрена техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, выданных под объект «Жилой 80-квартирный дом по <адрес>», заказчиком строительства является в/ч Министерства обороны Российской Федерации. Сетей ливневой канализации по <адрес> в г. Хабаровске в муниципальной собственности не имеется, Министерство обороны России стало их собственником в силу создания объекта недвижимости, в связи с чем администрация г. Хабаровска не может нести ответственность за действия Министерства обороны Российской Федерации. Просил суд отказать в удовлетворении исковых требований к администрации г. Хабаровска.

Указанную позицию поддержала представитель управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска ФИО3

Представитель Министерства обороны Российской Федерации, уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил письменные возражения, согласно которым по данным организационно-мобилизационного управления Восточного военного округа в/ч не входит в структуру Министерства обороны Российской Федерации, поскольку относится к Федеральной службе охраны Российской Федерации. В связи с изложенным, считает, что Министерство обороны Российской Федерации является ненадлежащим ответчиком по делу и просит в удовлетворении требований к Минобороны России отказать. Представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Представители в/ч ФИО4, ФИО5 в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований к в/ч , представили письменный отзыв и материалы к нему, согласно которым ливневая канализация с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления за в/ч . Указанная ливневая канализация предназначена для отведения вод с прилегающей территории жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> Строительство ливневой канализации осуществлялось в соответствии с техническими условиями Управления дорог и внешнего благоустройства администрации г. Хабаровска от ДД.ММ.ГГГГ в период строительства жилого дома. ДД.ММ.ГГГГ получено заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ получено разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, в котором указано, что в состав объекта входят 8 инженерных сетей, в том числе и ливневая канализация.

Ливневая канализация расположена в границах земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен многоквартирный жилой дом по ул. <адрес>. Обслуживание канализации осуществляется управляющей организацией ООО «ЖКХ-Сервис» в рамках договора управления многоквартирным домом.

Ливневая канализация, находящаяся в оперативном управлении в/ч , находится на значительном удалении от границ земельного участка по <адрес>, а именно ее начальная точка расположена приблизительно в 110 метрах от участка, она не имеет общих границ и стоков с участком истцов и не может создавать предпосылок к затоплению. Просит суд отказать в удовлетворении иска к в/ч

На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц, уведомленных о времени и месте рассмотрения дела.

Заслушав стороны, изучив материалы дела, оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся доказательств, суд приходит к следующим выводам.

При указанных обстоятельствах к спорным правоотношениям подлежат применению положения абзаца 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Для наступления деликтной ответственности, предусмотренной ст. 1064 ГК РФ, необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, вину причинителя вреда, размер ущерба, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

Деликтная ответственность, по общему правилу, наступает лишь за виновное причинение вреда, то есть вина причинителя вреда предполагается пока не доказано обратное.

В силу ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать, полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества, а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено.

Таким образом на истце лежит обязанность представить суду доказательства: наступление вреда, размер ущерба, противоправность поведения причинителя вреда и причинно-следственную связь между действиями причинителя вреда и наступившими у истца неблагоприятными последствиями, а на ответчике обязанность доказать отсутствие вины.

В судебном заседании установлено, что собственниками индивидуального жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются ФИО1 (1/4 доля), ФИО6 (1/2 доля), ФИО7 (1/4 доля), что подтверждается выпиской из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ (т. 2, л.д. 21-28).

Как следует из представленных фотоматериалов, переписки истца ФИО1 с администрацией г. Хабаровска в период 2016-2020 годов происходит регулярное затопление земельного участка по <адрес>, сточными водами из ливневой канализации.

Из письма Комитета администрации г. Хабаровска по управлению Железнодорожным районом от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 109) следует, что специалистами Комитета проведено визуальное обследование территории в границах <адрес>, в ходе которого установлено, что по нечетной стороне улицы устроена система водоотводных сооружений (ливнеприемные лотки, водопропускные трубы). Возможной причиной затопления частных домовладений в период дождевых осадков является несоответствие фактической пропускной способности указанных водоотводных сооружений требуемой, в связи с чем комитетом планируется провести дополнительное обследование водопропускных сооружений по <адрес> в период обильных дождевых осадков на предмет установления факта затопления частных домовладений.

Письмом Комитета от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д 113) ФИО1 сообщено, что в связи с ограниченными возможностями городского бюджета выполнить работы по устройству системы водоотведения с дорожного полотна в вышеуказанном месте не представляется возможным. Возможность выполнения данных работ будет рассмотрена при формировании проекта программы работ по благоустройству территории г. Хабаровска на 2018 год.

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 11-112, 114-115) также подтверждаются имевшиеся факты затопления участка по причине полного отсутствия пропускной способности водопропускных труб, расположенных по <адрес>, и намерение администрации г. Хабаровска в будущем провести работы по восстановлению пропускной способности канализации.

В соответствии с представленным истцами заключением специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным АНО «Хабаровская судебная экспертиза» (т. 1, л.д. 46-65), в <адрес> выявлены следующие нарушения: наличие трещин и обрушение штукатурки на потолке; наличие отслоения обоев от стен; наличие разрушения фундамента, перекос стен и трещины в соединениях между стенами; наличие отслоения потолочной плитки от потолка на кухне; наличие разрушения столбов в погребе. Обнаруженные дефекты и повреждения снижают прочность, устойчивость и жесткость несущих конструкций здания. Имеющиеся дефекты образовались вследствие обводнения участка, на котором расположен дом. Обводнение участка, в свою очередь, стало следствием неэффективно работающей системы водоотведения расположенной рядом дороги (<адрес>). Повреждения <адрес> в г. Хабаровске (проседание фундамента, наличие гнилостно-грибковых поражений материалов дома) являются характерными именно для воздействия воды. Имеющееся обводнение участка связано с отсутствием уклона ливневого водоотвода на участке <адрес> в г. Хабаровске и расположение участка ниже ливневого желоба. Для того чтобы устранить имеющуюся обводненность участка необходимо привести ливневый водоотвод в соответствие, обеспечить уклон, чтобы вода уходила в коллектор. Стоимость восстановительного ремонта дома составляет 1 294 022,40 руб.

Как следует из заключения специалиста АНО «Хабаровская судебная экспертиза» от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1, л.д. 66-86) на участке <адрес> в г. Хабаровске выявлены следующие дефекты: наличие затопления участка; наличие размыва земли с грядок; наличие заболоченности земли на участке. Имеющаяся заболоченность участка связана с отсутствием уклона ливневого водоотвода на участке <адрес> в г. Хабаровске. Для того, чтобы устранить имеющуюся заболоченность участка необходимо привести ливневый водоотвод в соответствие, обеспечить уклон, чтобы вода уходила в коллектор.

В судебном заседании исследовались рабочая документация, исполнительная схема ливневой канализации, расположенной в районе <адрес> и возведенной при строительстве <адрес>.

Из данных материалов следует и подтверждается представителями сторон, что ливневая канализация с устройством дождеприемных колодцев для сбора поверхностных вод с территории застройки и проезжей части <адрес> была предусмотрена техническими условиями от ДД.ММ.ГГГГ, выданных под объект «Жилой 80-квартирный дом по <адрес>», заказчиком строительства являлась в/ч в период строительства жилого дома.

В судебном заседании установлено, что в/ч находится в ведении Федеральной службы охраны Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ управлением государственного строительного надзора Правительства Хабаровского края в/ч выдано заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов (норм и правил), иных нормативных правовых актов и проектной документации, ДД.ММ.ГГГГ администрацией г. Хабаровска выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию, согласно дополнению в составе объекта имеется ливневая канализация протяженностью 179 п.м., с количеством колодцев – 8.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ ливневая канализации общей протяженностью 179 м, с количеством смотровых колодцев – 8, расположенная по адресу: <адрес>, с кадастровым номером находится в собственности Российской Федерации. Согласно свидетельству о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ указанная канализация закреплена на праве оперативного управления за в/ч

Как следует из схемы расположения объекта – ливневой канализации с кадастровым номером , содержащейся в кадастровом паспорта объекта, а также планом расположения ливневой канализации на публичной кадастровой карте, указанная канализация расположена по внешней границе земельного участка с кадастровым номером , на котором расположен жилой <адрес>, и заканчивается в районе <адрес>, то есть находится исключительно на придомовой территории <адрес> на значительном удалении от <адрес> (более 100 м.).

Таким образом, участок ливневой канализации (лотки) вдоль <адрес> напротив домов 21, 19 17, 15, 13, 11, 9 до пересечения с пер. Санитарным, к ливневой канализации с кадастровым номером не относится.

Согласно информации заместителя Мэра г. Хабаровска – директора Департамента муниципальной собственности от ДД.ММ.ГГГГ ливневая канализация, расположенная в районе <адрес> в г. Хабаровске в реестре муниципального имущества городского округа «Город Хабаровск» не значится.

Оценивая заявленные исковые требования суд приходит к следующим выводам.

В силу п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация водоснабжения населения и водоотведения в границах городского округа в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 4.3 ч. 1 ст. 17 названного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении».

В силу п. 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

Таким образом, в силу приведенных норм права органы местного самоуправления городского округа в любом случае обязаны обеспечить бесперебойное и качественное водоснабжение и водоотведение населения на подконтрольной им территории, в том числе организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. п. 2, 9, 23 и 28 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под водоотведением понимается прием, транспортировка и очистка сточных вод с использованием централизованной системы водоотведения. Централизованная система водоотведения (канализации) - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоотведения. Также канализационная сеть - это комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод. Под сточными водами централизованной системы водоотведения понимаются принимаемые от абонентов в централизованные системы водоотведения воды, а также дождевые, талые, инфильтрационные, поливомоечные, дренажные воды, если централизованная система водоотведения предназначена для приема таких вод.

Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 19185-73 «Гидротехника. Основные понятия. Термины и определения», утвержденным и введенным в действие Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 31 октября 1973 года N 2410, а также Государственным стандартом Союза ССР ГОСТ 25150-82 (СТ СЭВ 2085-80) «Канализация. Термины и определения», введенным в действие Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 24 февраля 1982 года N 805, установлено рекомендованное к применению определение термина «канализация»: отведение бытовых, промышленных и ливневых сточных вод.

Из приведенных норм следует, что водоотведение подразумевает прием, транспортировку и очистку, в том числе, ливневых сточных вод, для чего предназначена ливневая канализация, представляющая собой канализационную сеть для отведения ливневых сточных вод.

В судебном заседании установлен и доказан факт затопления сточными водами принадлежащего истцам жилого дома и земельного участка под ним в результате ненадлежащего функционирования ливневой канализации в районе <адрес> в г. Хабаровске.

При этом, участок ливневой канализации в районе домов 9-21 по <адрес> не находится в частной или публичной собственности, тем самым он является бесхозяйной вещью.

Согласно ч. ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.

В силу ч. 1 ст. 12 этого же Закона для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Таким образом, по смыслу данных положений законодательства меры по эксплуатации системы водоотведения являются составной частью организации системы водоотведения, обязанность проведения которых возложена на администрацию г. Хабаровска. Из чего следует обязанность последней определить эксплуатирующую организацию в целях обеспечения надлежащего функционирования системы ливневой канализации. При этом законодатель установил, что для централизованных ливневых систем водоотведения гарантирующая организация не определяется.

Суд приходит к выводу, что исходя из вышеприведенных норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», организация в границах городского округа отведения ливневых сточных вод и принятие соответствующих этому действенных, результативных мер, направленных на надлежащее функционирование ливневой канализации и обеспечивающих предотвращение подтопления территории городского округа, является вопросом непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения городского округа, решение которого осуществляется органами местного самоуправления городского округа в пределах своих полномочий.

С учетом изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению за счет администрации г. Хабаровска, в связи с чем в удовлетворении иска к Министерству обороны России, в/ч ФСО России отказывается.

Поскольку настоящие исковые требования рассмотрены в порядке гражданского судопроизводства, учитывая, что признание незаконным бездействия должностных лиц органов местного самоуправления не является способом защиты гражданских прав, перечисленных в ст. 12 ГК РФ, в удовлетворении требования о признании незаконным бездействия администрации г. Хабаровска в части неисполнения возложенных на нее обязанностей по содержанию и обустройству системы водоотведения в районе <адрес> в г. Хабаровске, отказывается.

При этом, применяя такой способ защиты гражданских прав, как присуждение к исполнению обязанности в натуре, суд возлагает на администрацию <адрес> обязанность обустроить ливневую канализацию для отвода сточных вод от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, приходит к выводу установить срок исполнения решения суда в течение 8 месяцев с момента его вступления в законную силу.

В соответствии с п. 13 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» при разрешении споров, связанных с возмещением убытков, необходимо иметь в виду, что в состав реального ущерба входят не только фактически понесенные соответствующим лицом расходы, но и расходы, которые это лицо должно будет произвести для восстановления нарушенного права (пункт 2 статьи 15 ГК РФ).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.

Заключения специалиста от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленные АНО «Хабаровская судебная экспертиза», суд признает относимыми и допустимыми доказательствами как по установлению причин наступления ущерба, так и по размеру материального ущерба, доказательств, опровергающих выводы указанных заключений, администрацией г. Хабаровска не предоставлено, ходатайств о назначении судебной экспертизы ответчиком не заявлялось.

Таким образом, истцом представлены доказательства наступления вреда, размера ущерба, противоправности поведения ответчика и причинно-следственной связи между действиями ответчика и наступившими у истца неблагоприятными последствиями.

С учетом изложенного, требование о взыскании с администрации г. Хабаровска ущерба в сумме 1 294 022 руб. 40 коп. подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1, ФИО6 к администрации г. Хабаровска, войсковой части о возложении обязанности обустроить ливневую канализацию, взыскании ущерба, удовлетворить частично.

Возложить на администрацию г. Хабаровска обязанность обустроить ливневую канализацию для отвода сточных вод от земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>,

Установить срок исполнения решения суда в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с администрации г. Хабаровска в пользу ФИО1, ФИО6 в равных долях убытки, причиненные повреждением жилого дома, в сумме 1 294 022 руб. 40 коп.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

В удовлетворении исковых требований к Минобороны России, войсковой части отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровском краевом суде в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Железнодорожный районный суд г. Хабаровска.

Судья А.В. Руденко

Решение в окончательной форме изготовлено 15 декабря 2020 года.

Судья А.В. Руденко