ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2220/2013 от 23.12.2013 Богородицкого районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 декабря 2013 года г. Богородицк

Богородицкий районный суд Тульской области в составе:

председательствующего судьи Трегубова С.В.,

при секретаре Филимоновой Л.И.,

с участием

помощника Богородицкого межрайонного прокурора Петрухина Р.С.,

представителя ответчика муниципального предприятия «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО1,

представителя ответчика «Жилищник-2» г. Богородицк Тульской области по доверенности ФИО2,

представителя третьего лица администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО3,

рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-2220/2013 по заявлению Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в защиту неопределенного круга лиц – потребителей энергетических ресурсов к муниципальному предприятию «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области, обществу с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» г. Богородицка Тульской области о понуждении к установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения,

установил:

Богородицкий межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением к муниципальному предприятию «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области, обществу с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» о понуждении к установке общедомовых приборов учета холодного водоснабжения, указывая, что Богородицкой межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности в МП «Коммунальные системы». В ходе проверки установлено, что МП «Коммунальные системы» является организацией коммунального комплекса и оказывает населению МО <адрес> услуги по водоснабжению и водоотведению.

До ДД.ММ.ГГГГ собственники жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не установили общедомовый прибор учета холодной воды.

Установлено, что техническое обслуживание дома, расположенного по адресу: <адрес>, на основании договора управления осуществляет ООО «Жилищник-2».

Однако до настоящего момента ООО «Жилищник-2», как организацией, осуществляющей обслуживание общего имущества в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, не обеспечена установка общедомового прибора учета холодной воды.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обратился в интересах неопределенного круга лиц, поскольку отсутствие общедомового прибора учета холодной воды нарушает права жителей <адрес>, количество которых может меняться, поскольку установка общедомовых приборов учета влияет на энергосбережение и повышает эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов МП «Коммунальные системы».

На основании изложенного просил обязать муниципальное предприятие «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район установить общедомовые приборы учета холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомового прибора учета холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

В судебном заседании помощник Богородицкого межрайонного прокурора Петрухин Р.С. заявление в интересах неопределенного круга лиц - потребителей энергетических ресурсов к муниципальному предприятию «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области, обществу с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» о понуждении к установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения поддержал по изложенным в нем основаниям, просил его удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика ООО «Жилищник-2» по доверенности ФИО2 и представитель ответчика МП «Коммунальные системы» по доверенности ФИО1 не возражали против удовлетворения заявленных Богородицким межрайонным прокурором требований в интересах неопределенного круга лиц - потребителей энергетических ресурсов о понуждении к установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения.

В судебном заседании представитель третьего лица администрации муниципального образования Богородицкий район Тульской области по доверенности ФИО3 также не возражала против удовлетворения заявления Богородицкого межрайонного прокурора.

Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства приходит к следующему.

В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч. 9 ст. 11 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ собственники зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах обязаны обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

В соответствии с ч. 8 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. №261-ФЗ с 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

В соответствии с ч. 10 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ до 1 июля 2010 года организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, предложения об оснащении объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых осуществляют указанные организации. Примерная форма предложения об оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов утверждается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. В случае, если продажу энергетических ресурсов для объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, осуществляет на основании публичного договора отличная от указанных в части 9 настоящей статьи организация, не позднее 1 июля 2010 года она обязана предоставить собственникам жилых домов, указанных в части 5 настоящей статьи, собственникам помещений в многоквартирных домах, лицам, ответственным за содержание многоквартирных домов, лицам, представляющим интересы собственников, указанных в части 6 настоящей статьи, полученную из общедоступных источников информацию о возможных исполнителях услуг по оснащению объектов, указанных в частях 5 и 6 настоящей статьи, приборами учета используемых энергетических ресурсов. Лица, ответственные за содержание многоквартирных домов, обязаны информировать собственников помещений в многоквартирных домах о поступивших предложениях об оснащении многоквартирных домов, помещений в них приборами учета используемых энергетических ресурсов, а также об установленных настоящим Федеральным законом сроках оснащения приборами учета используемых энергетических ресурсов.

В соответствии с ч.12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ до 1 июля 2013 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, дачных домов или садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. После 1 июля 2013 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания.

В нарушение ч. 12 ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации» от 23.11.2009 г. № 261-ФЗ до 01 июля 2013 г. МП «Коммунальные системы» МО Богородицкий район, как организация, осуществляющая снабжение населения водой, в вышеуказанных жилых многоквартирных домах меры по установке общедомового прибора учета холодной воды не приняла.

Отношения по содержанию общего имущества в многоквартирном доме регулируются Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года № 491 (далее - Правила № 491), в соответствии с пунктом 16 которых надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией (часть 5 статьи 161, статья 162 ЖК РФ).

В соответствии с п. «к» ч. 11 Правил содержания имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).

В Правилах предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года № 354, также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в соответствии с пунктом 1 Правил является ООО «Жилищник-2», по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета (подпункт «с» пункта 31 Правил № 354).

При разрешении спорного правоотношения установлено следующее.

Из договора управления многоквартирным домом от ДД.ММ.ГГГГ года, заключенного между ООО «Жилищник-2» в лице директора ФИО7, именуемым «Управляющая компания», с одной стороны, и собственниками жилого дома № по <адрес>, с другой стороны, следует, что предметом договора является соглашение договаривающихся сторон, по которому «Управляющая компания» обеспечивает организацию содержания и ремонта общего имущества указанных домов. Кроме того, «Управляющая компания» несет ответственность за обеспечение горячего и холодного водоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ между МП «Коммунальные системы» и ООО «Жилищник-2» был заключен договор № на отпуск воды и приема сточных вод.

В соответствии с письмом МП «Коммунальные системы» МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ и Уставом, утвержденным Постановлением администрации МО Богородицкий район № от ДД.ММ.ГГГГ года, данным муниципальным предприятием, являющимся поставщиком услуг по водоснабжению и приему сточных вод в городе Богородицке, а также осуществляющим поставку холодной питьевой воды по централизованным системам в <данные изъяты> многоквартирных жилых домах <адрес>, в ДД.ММ.ГГГГ планируется установка <данные изъяты> общедомовых приборов учета, в том числе в доме № по <адрес>.

Согласно запросу от ДД.ММ.ГГГГ №, адресованному директору МП «Коммунальные системы» ФИО8, Богородицкий межрайонный прокурор, в порядке ст. 22 ФЗ «О прокуратуре», просит сообщить, установлены ли в настоящий момент общедомовые приборы учета холодной воды, в том числе в многоквартирном жилом доме № по <адрес>.

Из ответа МП «Коммунальные системы» от ДД.ММ.ГГГГ № на запрос Богородицкого межрайонного прокурора от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в многоквартирном жилом доме № по <адрес> общедомовые приборы учета холодной воды не установлены.

Согласно сообщению ООО «Жилищник-2» № от ДД.ММ.ГГГГ в многоквартирном доме № по <адрес> <данные изъяты> квартир, из них приватизированы <данные изъяты>, не приватизированы <данные изъяты> квартир.

С учетом изложенных обстоятельств, судом установлено, что на основании договора управления техническое обслуживание дома, расположенного по адресу: <адрес>, осуществляет ООО «Жилищник-2».

Однако ООО «Жилищник-2», как организацией, осуществляющей обслуживание общего имущества в вышеуказанных жилых домах, не обеспечена установка общедомовых приборов учета холодной воды.

Отсутствие общедомового прибора учета холодной воды нарушает права жителей <адрес>, количество которых может меняться, поскольку установка общедомовых приборов учета, влияет на энергосбережение и повышает эффективное и рациональное использование энергетических ресурсов МП «Коммунальные системы».

Кроме того, отсутствие общедомового прибора учета холодной воды напрямую связано с соблюдением прав неопределенного круга лиц – – потребителей энергетических ресурсов, в защиту которых обратился Богородицкий межрайонный прокурор, в связи с чем, муниципальное предприятие «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район обязано установить общедомовый прибор учета холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, и, учитывая правовую позицию ответчиков по делу, не возражавших против удовлетворения заявления, суд считает, что требования Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в защиту неопределенного круга лиц – потребителей энергетических ресурсов к муниципальному предприятию «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области, обществу с ограниченной ответственностью ООО «Жилищник-2» г. Богородицка Тульской области о понуждении к установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения являются законными и обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 103 ГПК РФ госпошлина, от уплаты
которой был освобожден истец, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Исходя из положений указанной нормы права, принимая во внимание характер заявленных исковых требований, суд приходит к выводу о взыскании с ответчиков муниципального предприятия «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области и общества с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» г. Богородицка Тульской области в доход государства государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. с каждого, поскольку Богородицкий межрайонный прокурор, обратившийся в суд с заявлением в защиту неопределенного круга лиц – потребителей энергетических ресурсов от ее уплаты освобожден.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

заявление Богородицкого межрайонного прокурора Тульской области в защиту неопределенного круга лиц – потребителей энергетических ресурсов к муниципальному предприятию «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район Тульской области, обществу с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» г. Богородицка Тульской области о понуждении к установке общедомового прибора учета холодного водоснабжения удовлетворить.

Обязать муниципальное предприятие «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район установить общедомовый прибор учета холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» г. Богородицка Тульской области обеспечить установку и ввод в эксплуатацию общедомовый прибор учета холодной воды в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, в срок до ДД.ММ.ГГГГ года.

Взыскать с муниципального предприятия «Коммунальные системы» муниципального образования Богородицкий район и с общества с ограниченной ответственностью «Жилищник-2» г. Богородицк Тульской области госпошлину в бюджет МО Богородицкий район в сумме <данные изъяты> рублей <данные изъяты> коп. с каждого, которую перечислить в УФК по <данные изъяты> области (МИ ФНС РФ № по <данные изъяты> области):

наименование платежа: Госпошлина за рассмотрение искового заявления

наименование банка: ГРКЦ ГУ Банка России по <данные изъяты> области <адрес>

Расчетный счет: № в УФК по <данные изъяты> области (ИФНС по <данные изъяты> району)

ИНН: №

ОКАТО: №

КПП: №

БИК: №

Код бюджетной классификации: №.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Богородицкий районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий