Дело №2-2220/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
05 августа 2021 года город Ростов-на-Дону
Железнодорожный районный суд города Ростова-на-Дону в составе:
председательствующего судьи Дубовик О.Н.
при секретаре Черкасовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к МКУ «Управление социальной защиты населения» об оспаривании акта органа местного самоуправления,
Установил:
ФИО1 обратилась в суд с указанным иском, сославшись на то, что ДД.ММ.ГГГГг. она обратилась в МКУ МФЦ по адресу <адрес>,46 для подачи документов на компенсацию стоимости (16800 шестнадцать тысяч восемьсот руб.) самостоятельно приобретенной путевки в оздоровительный лагерь ЦЗО «Донская волна» (<адрес>). Все необходимые документы для компенсации ею предоставлены. Однако, МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» (далее - Учреждение) в компенсации стоимости путевки ей отказало. Основанием отказа, согласно выписки из протокола является отсутствие организации ЦЗО «Донская волна» в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления (далее - Реестр).
С отказом она не согласилась, поскольку данное условие возмещения стоимости введено Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. №, вступившим в силу 28.10.2020г., а в соответствие с пунктом 1 статьи 4 ГК РФ «Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.» Соответственно, требование о нахождении организации ЦЗО «Донская волна» в реестре для целей компенсации по путевке, приобретенной ранее вступления в силу Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ., а именно ДД.ММ.ГГГГ., незаконно. По смыслу правоприменительной практики данный критерий может применяться к компенсациям путевок, приобретенных с даты вступления вышеуказанного Постановления Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу. Отмечает также, что в определении Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-АПГ15-4 дано разъяснение, что «региональное законодательство не предусматривает возможность придания нормативным правовым актам обратной силы.» Такая же позиция подтверждается абзацем вторым пункта 1 статьи 4 ГК РФ, что возможность обратной силы предусмотрена только для Законов, а не иных нормативно-правовых актов меньшей силы. Такой позиции придерживаются и суды. (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от ДД.ММ.ГГГГ по делу №, Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 44-АПГ15-4).
ДД.ММ.ГГГГ. для изложения своей позиции по данному вопросу, а также с просьбой осуществить компенсацию, она обратилась посредством электронной почты в Учреждение. На что получила ответ, что «отношения между учреждением и гражданином возникают с момента подачи заявления, а не с момента приобретения путевки». Учреждение ссылается на нормы ФЗ-210 от 27.07.2010г., которые никак не могут служить основанием для отказа компенсации стоимости путевки. Также в предоставленном ответе указано, что вопрос направлен в вышестоящий орган и об итогах рассмотрения она будет проинформирована дополнительно, но до настоящего времени ответа не поступило.
Ввиду всего выше изложенного, критерий нахождения/отсутствия в реестре детских оздоровительных учреждений неприменим к рассмотрению вопроса о наличии/отсутствии оснований для компенсации детского отдыха по путевкам, приобретенным до вступления поправок в силу. По смыслу правоприменительной практики данный критерий может применяться к компенсации стоимости путевок, приобретенных после даты вступления вышеуказанного Постановления Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу.
Также отмечает, что правоприменение в ухудшение прав граждан не допускается. А в сложившейся ситуации права родителей (законных представителей) оказываются в неравной позиции. Иным гражданам (родителям, законным представителям детей) произведена компенсация стоимости самостоятельно приобретенных путевок по аналогичным документам той же организации (ЦЗО «Донская волна»), за тот же период (10.08-ДД.ММ.ГГГГ).
Расчет компенсации: Согласно пункту 13 Постановления Правительства РО от ДД.ММ.ГГГГ N 2 «О Порядке расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей» сумма к возмещению равна произведению количества дней пребывания ребенка в оздоровительном учреждении согласно договора и путевки, но не более количества дней, установленного пунктом 13 вышеуказанного Постановления, и средней стоимости путевки в оздоровительные лагеря на одного ребенка в сутки, установленную на 2020г. Протоколом заседания областной межведомственной комиссии по организации отдыха детей от ДД.ММ.ГГГГ№ в размере 734,54 рубля в сутки.
Таким образом, фактически уплаченная сумма путевки составляет 16 800 руб. за 21 день, расчет согласно законодательства = 21 день * 734,54 руб. = 15 425,34 руб. С учетом ограничения п.13 - «50 процентов стоимости путевки - для детей из семей, не указанных в абзацах пятом, шестом настоящего пункта», сумма, причитающаяся ей к возмещению, составляет 7 712,67 руб. или 50% от стоимости путевки, учитывая факт, что они являются малоимущей семьей.
На основании изложенного истец просит суд признать незаконным отказ МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону» в возмещении стоимости самостоятельно приобретенной путевки в ЦЗО «Донская волна» на основании протокола заседания комиссии. Обязать МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» компенсировать стоимость самостоятельно приобретенной путевки в сумме 7 712,67 рублей, или 50% -100% от стоимости путевки, учитывая факт, что они являются малоимущей семьей.
Истец ФИО1, будучи извещенной о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась, через приемную суда подала заявление об уточнении исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, в котором в окончательной редакции требований просит суд отменить отказ МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г.Ростова-на-Дону» в возмещении стоимости самостоятельно приобретенной путевки в ЦЗО «Донская волна» на основании протокола заседания комиссии. Обязать МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» компенсировать стоимость самостоятельно приобретенной путевки в сумме 7 712,67 рублей.
Представитель ответчика - МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону», извещенный о рассмотрении дела, в судебное заседание явку не обеспечил, о причинах неявки суду не сообщил, об отложении судебного разбирательства суд не просил.
Дело в отсутствие сторон рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Исследовав материалы дела, оценив все представленные по делу доказательства в совокупности и каждое в отдельности, суд приходит к выводу об удовлетворении иска по следующим основаниям.
Согласно ч. 3 ст. 9 Областного Закона Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС «О социальной поддержке детства в Ростовской области», порядок организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, в том числе меры социальной поддержки по обеспечению отдыха и оздоровления детей, определяются нормативными правовыми актами Правительства Ростовской области.
Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№, в соответствии с указанным Областным законом от ДД.ММ.ГГГГ№-ЗС, в целях организации и обеспечения отдыха и оздоровления детей, утвержден Порядок расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей.
Согласно п. п. 6, 8, 9, 10 указанного Порядка расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей, закупка путевок, выплата компенсаций за самостоятельно приобретенные путевки в санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия или санаторно-курортные организации, осуществляющие оздоровление детей, загородные стационарные оздоровительные лагеря, специализированные (профильные) лагеря, оздоровительные центры, базы и комплексы, иные организации, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления, осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов в соответствии с действующим законодательством.
Предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в санаторный лагерь, оздоровительный лагерь, расположенные на территории Российской Федерации, осуществляется путем зачисления денежных средств на лицевые счета граждан, расчетные счета организаций, зарегистрированных и осуществляющих деятельность на территории Ростовской области, открытые в кредитных организациях.
Право на получение путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку в текущем финансовом году и за отчетный финансовый год имеет один из родителей ребенка в возрасте от 6 до 18 лет, зарегистрированного по месту жительства на территории Ростовской области.
Для реализации права, один из родителей ребенка обращается с заявлением, в котором указывается номер индивидуального лицевого счета застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования Российской Федерации, на бумажном носителе в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) по месту регистрации ребенка или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, у которого имеется соглашение о взаимодействии с органом социальной защиты населения муниципального района (городского округа) (далее - МФЦ), или в форме электронного документа посредством портала государственных и муниципальных услуг.
Вместе с заявлением представляются следующие документы:
- документ, удостоверяющий личность заявителя;
- свидетельство о рождении ребенка либо паспорт гражданина Российской Федерации для ребенка, достигшего возраста 14 лет;
- справка с места жительства ребенка (за исключением случаев, когда указанная справка выдается органами местного самоуправления);
- документы о доходах семьи заявителя для малоимущих семей и семей, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения (за исключением случаев, когда документы (сведения) о доходах находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных и муниципальных услуг);
- справка для получения путевки по форме N 070/у-04.
Для предоставления компенсации за самостоятельно приобретенную путевку дополнительно представляются:
- документы, подтверждающие факт оплаты путевки (кассовый чек, приходный кассовый ордер и другие платежные документы);
- путевка - в случае обращения до получения ребенком оздоровительных услуг;
- обратный талон к путевке - в случае обращения после получения ребенком оздоровительных услуг.
Заявитель вправе по своей инициативе представить в орган социальной защиты населения муниципального района (городского округа) или МФЦ документы, необходимые для предоставления путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку, в полном объеме.
Документы, необходимые для предоставления путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку, могут быть представлены как подлинные, так и копии. Копии документов заверяются органом социальной защиты населения муниципального района (городского округа) или МФЦ после сверки их с подлинниками.
Согласно 10 указанного Порядка, представление недостоверных сведений является основанием для принятия решения об отказе в предоставлении путевки или компенсации за самостоятельно приобретенную путевку.
На основании п.13 Порядка оплата стоимости путевки или предоставление компенсации за самостоятельно приобретенную путевку осуществляется один раз в год в размере 100 процентов стоимости путевки – для детей из малоимущих семей, 90 процентов стоимости путевки – для детей из семей, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов величины прожиточного минимума, 50 процентов стоимости путевки – для детей граждан, не относящимся к вышеназванным категориям, но не более средней стоимости путевки, рассчитанной Региональной службой по тарифам Ростовской области исходя из цен на путевки, сложившихся в санаторных лагерях, оздоровительных лагерях на территории Ростовской области. Срок пребывания ребенка в течение календарного года не может превышать: в санаторном лагере – 24 дня, в оздоровительном лагере – 21 день.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 за свой счет приобрела в ООО «Арт сити» путевку в ЦЗО «Донская волна», расположенный по адресу: <адрес> для своей дочери ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения сроком на 21 день: с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ., стоимостью 16 800 рублей.
Оплата истицей за данную путевку была внесена в полном объеме, что подтверждается квитанцией к приходному ордеру № от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении частичной (50%) компенсации за самостоятельно приобретенную путевку.
Уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ответчик сообщил истице об отсутствии права на получение государственной услуги, т.к. в соответствие с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области» компенсация стоимости производится за самостоятельно приобретенную путевку в санаторные и оздоровительные лагеря, состоящие в реестрах организаций отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации. Центр Загородного Отдыха «Донская волна» не соответствует данному требованию.
Не согласившись с таким отказом, истец обратилась в суд с требованием о его отмене.
Указанную позицию ответчика суд признает несостоятельной в связи с ошибочным толкованием положений действующего законодательства.
Согласно п.1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Постановлением Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ. № «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Ростовской области», вступившим в силу 28.10.2020г. (с момента его официального опубликования), внесены изменения в п. 6 постановления Правительства Ростовской области от ДД.ММ.ГГГГ№ «О Порядке расходования субвенций на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий по организации и обеспечению отдыха и оздоровления детей», который изложен в следующей редакции: «Средства субвенции расходуются органами социальной защиты населения муниципальных районов и городских округов в соответствии с действующим законодательством на закупку путевок для детей и выплату компенсаций за приобретенные путевки для детей в следующие организации отдыха детей и их оздоровления, расположенные на территории Российской Федерации:
- организации отдыха детей и их оздоровления сезонного или круглогодичного действия независимо от их организационно-правовых форм, основная деятельность которых направлена на реализацию услуг по обеспечению отдыха детей и их оздоровления: загородные лагеря отдыха и оздоровления детей, детские оздоровительные центры, базы и комплексы, детские оздоровительно-образовательные центры, специализированные (профильные) лагеря (спортивно-оздоровительные лагеря и другие лагеря) и иные организации (далее – оздоровительный лагерь);
- санаторно-курортные организации: санатории; санатории для детей, в том числе для детей с родителями; санатории-профилактории; санаторные оздоровительные лагеря круглогодичного действия и иные организации (далее – санаторный лагерь).
Санаторные и оздоровительные лагеря должны состоять в реестрах организаций отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации.
Поскольку право на получение компенсации за самостоятельно приобретенную путевку возникает с момента ее приобретения, независимо от обращения в уполномоченный орган, изменения в постановление Правительства РО № от 20.01.2012г., вступившие в силу после приобретения истицей путевки, не могут распространяться на требования ФИО1 о выплате ей компенсации за приобретенную путевку по тем основаниям, что ЦЗО «Донская волна» не состоит в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления субъектов Российской Федерации.
По смыслу правоприменительной практики данный критерий может применяться к обращениям за получением компенсации за путевку, приобретенную после даты вступления Постановления Правительства РО № от ДД.ММ.ГГГГ в законную силу, то есть, после официального его опубликования (ДД.ММ.ГГГГ.).
Об иных основаниях для отказа в компенсации за самостоятельно приобретенную путевку, ответчиком не заявлено.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает оснований для лишения права заявителя на получение компенсации стоимости самостоятельно приобретенной путевки для оздоровления ее ребенка.
Представленный истцом расчет компенсации суд признает правильным, поскольку он произведен в соответствии с требованиями законодательства, а также учитывает то обстоятельство, что ответчиком данный расчет оспорен не был.
Таким образом, суд считает отказ ответчика в выплате компенсации за самостоятельно приобретенную путевку незаконным, в связи с чем заявленные ФИО1 исковые требования признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Решил:
Отменить отказ МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» ФИО1 в возмещении стоимости самостоятельно приобретенной путевки в ЦЗО «Донская волна».
Обязать МКУ «Управление социальной защиты населения» Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону» компенсировать ФИО1 стоимость самостоятельно приобретенной путевки в сумме 7 712,67 рублей.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Железнодорожный районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.