ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2221/2022 от 26.10.2022 Крымского районного суда (Краснодарский край)

УИД 23RS0024-01-2022-003355-20

К делу № 2-2221/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Крымск «26» октября 2022 года.

Крымский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Литвиненко Т.А.,

при секретаре Щербатовой Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Гренадерова Андрея Викторовича к администрации Крымского городского поселения Крымского района о признании права собственности на жилой дом,

УСТАНОВИЛ:

Гренадеров А.В. обратился в Крымский районный суд с иском к администрации Крымского городского поселения Крымского района о признании права собственности на жилой дом.

Свои требования мотивирует тем, что согласно договору купли-продажи от 20.01.2022 года, он является собственником земельных участков, с кадастровым номером 23:45:0101258:30, площадью 596 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и с кадастровым номером 23:45:0101258:31, площадью 76 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из ЕГРН от 09.03.2022 г.

Истец указывает, что он построил на указанном земельном участке жилой дом, назначение: жилое, А-2022, площадью согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2020г. № П/0393 – 90,0 кв.м., общая площадь жилого дома-84,4 кв.м., жилая площадь 29 кв.м., число этажей надземной части –А-1, число этажей подземной части А-0 (паспорт БТИ прилагаю), который соответствует строительным нормам, и который он хотел бы узаконить..

Полагает, что отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для сноса самовольной постройки и отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. Ответчик отказывает ему в выдаче уведомления о соответствии параметров строительства возведенного им жилого дома для регистрации права собственности, признавая ее как самовольной. Однако, истец считает, что он вправе использовать земельный участок в соответствии с его назначением и целевым использованием

Истец Гренадеров А.В. в судебное заседание не явился, о времени, дате и месте проведения судебного заседания был извещен надлежащим образом, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, при этом, исковые требования подтвердил.

Представитель ответчика администрации Крымского городского поселения Крымского района Шулыма Т.А., действующая по доверенности №04-560 от 10.10.2022 года в судебное заседание не явилась, представила письменные возражения, в которых просила в удовлетворении исковых требований отказать, так как Гренадеров А.В. за разрешением на строительство не обращался, земельный участок находится в зоне подтопления. Указывает, что в данном случае, зона подтопления определена постановлением Администрации МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об определении границ зоны затопления на территории Крымского городского поселения», и решением Крымского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются. Кроме того земельный участок по <адрес>.

Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу, что иск Гренадерова А.В. подлежит удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.263 ГК РФ, собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка. В силу ч.4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно п. 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

В соответствии с ч. 2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.

Вместе с тем, исходя из буквального толкования ч.2 ст. 67.1 Водного кодекса РФ, в ней не содержится безусловный запрет на строительство объектов в зонах подтопления, а указано лишь на невозможность такого строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон, обязанность проведения которых в силу ч. 4 указанной статьи возлагается на собственника водного объекта, а не на лицо, осуществившее строительство.

В соответствии со ст.209 ГК РФ, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Согласно п. п. 1, 2, 3 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

Самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет, кроме случаев, предусмотренных п. 3 ст. 222 ГК РФ. Право собственности на самовольную постройку может быть признано судом, а в предусмотренных законом случаях в ином установленном законом порядке, за лицом, в собственности, пожизненном наследуемом владении, постоянном (бессрочном) пользовании которого находится земельный участок, где осуществлена постройка. Право собственности на самовольную постройку не может быть признано за указанным лицом, если сохранение постройки нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц, либо создает угрозу жизни и здоровью граждан.

Кроме того, в соответствии с положениями п. 26, п.30 и п.31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 г. N 10/22 рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, о сносе самовольной постройки, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. С этой целью суд при отсутствии необходимых заключений компетентных органов или при наличии сомнения в их достоверности вправе назначить экспертизу по правилам процессуального законодательства.

В судебном заседании достоверно установлено, что согласно договору купли-продажи от 20.01.2022 года, истец является собственником земельных участков, с кадастровым номером 23:45:0101258:30, площадью 596 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства и с кадастровым номером 23:45:0101258:31, площадью 76 кв. м., категория земель: земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается Выписками из ЕГРН от 09.03.2022 г.

Земельный участок, расположенный по <адрес> городе Крымске, попал в зону подтопления.

На данном земельном участке истцом был построен жилой дом, назначение: жилое, А-2022, площадью согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2020г. № П/0393 – 90,0 кв.м., общая площадь жилого дома-84,4 кв. м., жилая площадь 29 кв. м., число этажей надземной части –А-1, число этажей подземной части А-0.

Исходя из буквального толкования ст.67.1 Водного Кодекса РФ, запрет на строительство в зоне затопления не носит безусловный характер. Строительство запрещено только при несоблюдении обязательств собственником по проведению специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления.

В силу ч.4 ст. 67.1 Водного кодекса РФ границы зон затопления, подтопления определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти с участием заинтересованных органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления в порядке, установленном Правительством РФ.

Согласно пункта 5 Правил определения границ зон затопления, подтопления, предусмотрено, что зоны затопления, подтопления считаются определенными с даты внесения в государственный кадастр недвижимости сведений об их границах.

Согласно ч. 2, 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Согласно п. 70 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 04 февраля 2010 г. N 42, в реестре объектов недвижимости содержатся сведения обо всех основных, вспомогательных или условно разрешенных видах использования земельного участка с указанием индивидуального обозначения (вида, типа, номера, индекса и т.п.) соответствующей территориальной зоны. Сведения о видах разрешенного использования земельного участка вносятся в Реестр на основании градостроительного регламента либо на основании акта органа государственной власти или органа местного самоуправления.

В совокупности статьи 51 Градостроительного кодекса РФ; Федерального закона от 17.11.1995 N 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, где планируется строительство.

Закон № 404-ФЗ, часть 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ не содержат указаний о том, что положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ применяются к объектам, строительство которых осуществлено в какой-либо определенный период времени, соответственно: особенности государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты индивидуального жилищного строительства и садовые дома, установленные Законом № 404-ФЗ, могут применяться в отношении объектов недвижимости, созданных как до, так и после его вступления в силу, независимо от того, было или не было получено ранее разрешение на строительство такого объекта капитального строительства, направлено или не направлено уведомление о планируемом строительстве или реконструкции указанных объектов и какое уведомление уполномоченного органа получено в этом случае застройщиком;- для целей выполнения кадастровых работ - подготовки технического плана объекта индивидуального жилищного строительства, садового дома, осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на указанные объекты до 01.03.2026 не требуется наличие уведомления о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома, уведомления об окончании строительства или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Таким образом, застройщик (правообладатель соответствующего земельного участка) вправе самостоятельно выбирать, в каком порядке оформлять жилой или садовый дом, строительство которого начато или осуществлено (закончено) до или после 04.08.2018, до или после 19.12.2020: в упрощенном порядке в соответствии с частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ или в уведомительном порядке в соответствии со статьей 51.1 и частями 16-21 статьи 55 ГРК РФ, статьей 16 Закона № 340-ФЗ. При этом в случае представления заявителем документов, предусмотренных частью 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ, отсутствуют основания для применения положений части 1.2 статьи 19, пунктов 58 - 59 части 1 статьи 26 Закона № 218-ФЗ, в том числе если ранее указанные положения были применены в отношении определенного объекта капитального строительства.

При соблюдении установленных действующим законодательством условий положения части 12 статьи 70 Закона № 218-ФЗ с учетом абзаца первого части 4 статьи 14 Закона № 218-ФЗ в отношении жилого или садового дома, созданного на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, допускают осуществление: одновременно государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на указанный объект в случае его создания (строительства), образования в результате реконструкции;- государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав на указанные дома в случае их реконструкции (если в результате такой реконструкции не образовываются новые дома);государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета, если сведения о здании уже содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН), в том числе если сведения о жилом доме были внесены в ЕГРН в порядке внесения сведений о ранее учтенных объектах недвижимости на основании документов осуществленного до 01.01.2013 государственного технического учета этого объекта или в порядке государственного кадастрового учета по правилам, установленным Федеральным законом от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Согласно официальным данным Росреестра, опубликованным в газете «Электрон» от 30.05.2022 года, упрощенный порядок оформления прав на жилые дома продлевается до 01.03.2031 года, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на участок. Согласно изготовленного технического плана, отклонения по строительным нормам возведенного жилого дома не выявлено.

Рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан. Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку.

В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию. Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры.

В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан (пункт 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).

Определением Крымского районного суда Краснодарского края от 31 августа 2022 года по делу была назначена судебная строительно-техническая экспертиза на предмет установления наличия существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил, а также угрозы жизни и здоровью граждан сохранением спорной постройки.

Согласно выводов судебного эксперта ООО «СтройЭкспертИндустрия» Попова А.Е., изложенных в заключении № 02-220/22 от 28.08.2022 года, возведённый объект -жилой дом, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 23:45:0101258:30, площадью 596 кв. м., по адресу: Российская Федерация, <адрес>, соответствует регламентирующим градостроительным нормам и правилам, а именно: СП 55.13330.2016 «СНиП 31-02-2001 Дома жилые одноквартирные»; СП 30.13330.2010 «Внутренний водопровод и канализация зданий»; СанПиН 2.2.1/2.ДД.ММ.ГГГГ-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий»; СП 31-114-2004 «Правила проектирования жилых и общественных зданий для строительства в сейсмических районах»; СП 15.13330.2012 «Каменные и армокаменные конструкции»; СП 70.13330.2012 «Несущие и ограждающие конструкции»; СП 50-101-2004 «Проектирование и устройство оснований и фундаментов зданий и сооружений»; СП 42.13330.2016 «СНиП 2.07.01-89* Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений»; СП 4.13130.2013 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям; решения Совета Крымского городского поселения Крымского района от 10.11.2011 года № 144 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Крымского городского поселения Крымского района» (с внесенными изменениями, утвержденными решением Совета Крымского городского поселения Крымского района от 24.03.2016 года № 97, от 25.08.2014 года № 320, от 24.11.2016 года № 144). К тому же, по результатам проведённого осмотра строительных конструкций возведённого объекта жилого дома по адресу: Российская Федерация, <адрес>, на основании Федерального закона от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», экспертом не выявлено: нарушений в части требований безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях, на предмет биологических, химических, физических, социальных и иных факторов среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений; нарушений в части угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей от строительных конструкций и основания здания в процессе строительства здания. Следовательно возведенный объект - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не угрожает жизни и здоровью граждан.

Данное заключение эксперта суд считает допустимым и достоверным доказательством, т.к. их выводы являются мотивированными и обоснованными, экспертом приняты во внимание все материалы, представленные на экспертизу, им сделан соответствующий анализ. Кроме того, эксперт имеет высшее образование, стаж работы по специальности десять лет, стаж экспертной работы пять лет, с правами и обязанностями эксперта, согласно ст. 85 ГПК РФ, ознакомлен, об уголовной ответственности по ст. 307 Уголовного кодекса РФ предупрежден, а поэтому каких-либо оснований сомневаться в выводах заключений эксперта у суда не имеется.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

С ДД.ММ.ГГГГ вступил в силу 191-ФЗ и согласование с аэропортами при строительстве на землях ИЖС, ЛПХ и садоводства не требуется. Новый закон от ДД.ММ.ГГГГ № 191-ФЗ о согласовании строительства с аэропортами вступил в силу ДД.ММ.ГГГГ. Статья 12 закона гласит: «…при строительстве на земельных участках, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, индивидуального жилищного строительства, строительства гаражей для собственных нужд – согласование с аэропортами и санитарно-эпидемиологическое заключение не требуется до тех пор, пока не будут установлены в надлежащем порядке приаэродромные территории».

Таким образом, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, предназначен для индивидуального жилищного строительства, и он находится на приаэродромной территории, проект которой не утвержден должным образом – согласования строительства домов, бань, гаражей и прочей бытовой недвижимости с аэродромами и аэропортами получать не требуется.

При таких обстоятельствах, суд считает, что самовольно выстроенный объект капитального строительства, расположенный по адресу: Российская Федерация, <адрес>, отвечает всем критериям допустимости, предусмотренным п.3 ст. 222 ГК РФ, для признания на него права собственности, что дает суду право удовлетворить исковые требования Гренадерова А.В.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Гренадерова Андрея Викторовича к администрации Крымского городского поселения <адрес> о признании права собственности на самовольную постройку – удовлетворить в полном объёме

Признать за Гренадеровым Андреем Викторовичем, ДД.ММ.ГГГГ года рождения право собственности на самовольно выстроенный жилой дом, назначение: жилое, А-2022, площадью согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2020г. № П/0393 – 90,0 кв. м., общая площадь жилого дома-84,4 кв. м., жилая площадь 29 кв. м., число этажей надземной части –А-1, число этажей подземной части А-0, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 23:45:0101258:30,категория земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, площадью 596 кв. м., по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для постановки самовольно выстроенного жилого дома на государственный кадастровый Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии посредством подготовки технического плана на жилой дом, назначение: жилое, А-2022, площадью согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2020г. № П/0393 – 90,0 кв. м., общая площадь жилого дома-84,4 кв. м., жилая площадь 29 кв. м., число этажей надземной части –А-1, число этажей подземной части А-0, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 23:45:0101258:30, категория земли –земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, площадью 596 кв. м., по адресу: <адрес>.

Настоящее решение является основанием для государственной регистрации права собственности в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на жилой дом, назначение: жилое, А-2022, площадью согласно Приказа Минэкономразвития России от 23.10.2020г. № П/0393 – 90,0 кв. м., общая площадь жилого дома-84,4 кв. м., жилая площадь 29 кв. м., число этажей надземной части –А-1, число этажей подземной части А-0, расположенный на земельном участке, с кадастровым номером 23:45:0101258:30, категория земли –земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования для индивидуального жилищного строительства, площадью 596 кв. м., по адресу: <адрес>, за Гренадеровым Андреем Викторовичем.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Краснодарского краевого суда, суд через Крымский районный суд в течение одного месяца со дня его вынесения.

Судья: подпись. Копия верна

Судья: Т.А.Литвиненко