ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2223/18 от 28.08.2018 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

№ 2-2223/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

28 августа 2018 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Дубовой И.А.,

с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующей на основании доверенности от 18.10.2017 сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску ФИО1 к акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» о взыскании компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к акционерному обществу «Авиакомпания «Якутия» (далее – АО «Авиакомпания «Якутия») о взыскании компенсации морального вреда.

В обоснование требований в иске указано, что 08.09.2017 были приобретены билеты в АО «Авиакомпания «Якутия» на 15.09.2017 и 16.09.2017 по направлению Новосибирск-Нерюнгри с пересадкой в г. Якутске, рейсы и . Вылет рейса был задержан на 5 часов 30 минут 16.09.2017, в связи с чем в аэропорт г.Якутска прибыл в 11 часов 16.09.2017. В результате задержки рейса истец опоздал на рейс на три часа, который должен был вылететь из аэропорта г. Якутск 16.09.2017 в 8 часов 08 минут.

14.11.2017 в адрес перевозчика была направлена претензия.

В соответствии с ответом от 07.04.2018 на претензию ФИО1 от 14.11.2017 вину в задержке рейса перевозчик не признал.

16.10.2017 рейс Нерюнгри-Новосибирск был задержан на 2 часа 50 минут. Данное обстоятельство подтверждается ответом АО «Авиакомпания «Якутия» от 07.04.2018 .

В связи с этим, действиями АО «Авиакомпания «Якутия» истцу были причинены глубокие нравственные страдания, понесенный моральный вред оценивает в размере 500 000 рублей.

Истец надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, направил своего представителя.

В судебном заседание представитель истца ФИО2 на удовлетворении исковых требований настаивала. Пояснила, что в претензии ответчик подтверждает обстоятельство того, что не было никаких оснований в виде неопределимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств независящих от перевозчика для отложения рейса. Данный факт подтверждается выплатой штрафа в размере 25 % установленного МРОТ за каждый час просрочки.

Представитель ответчика надлежащим образом уведомленный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представителя не направил, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

В силу статьи 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Заслушав объяснения представителя истца, исследовав письменные материалы дела, суд полагает иск подлежащим частичному удовлетворению, исходя из следующего.

В соответствии со ст. 784 ГК РФ, перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки. Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Согласно п.1, 2 ст.786 ГК РФ по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа.

Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.

Формы билета и багажной квитанции устанавливаются в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ВК РФ по договору воздушной перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира воздушного судна в пункт назначения с предоставлением ему места на воздушном судне, совершающем рейс, указанный в билете, а в случае воздушной перевозки пассажиром багажа также этот багаж доставить в пункт назначения и выдать пассажиру или управомоченному на получение багажа лицу. Срок доставки пассажира и багажа определяется установленными перевозчиком правилами воздушных перевозок. Пассажир воздушного судна обязуется оплатить воздушную перевозку, а при наличии у него багажа сверх установленной перевозчиком нормы бесплатного провоза багажа и провоз этого багажа.

Согласно ст. 15 Федеральных Авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса Российской Федерации от 28 июня 2007 года N 82 при бронировании пассажирского места и провозной емкости для пассажира перевозчик или уполномоченный агент: предоставляет пассажиру достоверную и полную информацию, в том числе, о расписании движения воздушных судов.

Как установлено судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком, что 08.09.2017 истец заключил с АО «Авиакомпания «Якутия» два договора воздушной перевозки на воздушном судне, совершающем рейсы: по маршруту Новосибирск-Якутск, по маршруту Якутск-Нерюнгри; по маршруту Нерюнгри-Новосибирск.

Заключение договора подтверждается квитанциями электронных билетов , дата выдачи 08.09.2017, код бронирования в отношении пассажира ФИО1, по маршруту Новосибирск (Толмачево)-Якутск -Нерюнгри (л.д.7), , дата выдачи 06.10.2017, код бронирования в отношении пассажира ФИО1, по маршруту Нерюнгри - Новосибирск (Толмачево) (л.д.8)

Рейс по расписанию был назначен на 15.09.2017 в 23 час. 20 мин. местного времени из аэропорта Новосибирск (Толмачево) в аэропорт Якутск (Нерюнгри). Данный рейс для истца был стыковочным, поскольку далее он улетал в Нерюнгри (рейс ). В связи с задержкой рейса на 5 часов 30 минут, истец опоздал на рейс рейс .

АО «Авиакомпания «Якутия» перебронировала рейс № на рейс , который был назначен на ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7).

Рейс по маршруту Нерюнгри-Новосибирск был задержан на 2 часа 50 минут.

Как следует из искового заявления и пояснений представителя истца в судебном заседании, официально о причинах задержки рейсов пассажирам не сообщили.

Таким образом, неисполнение надлежащим образом перевозчиком условий договора воздушной перевозки - нарушения сроков доставки пассажира, повлекло причинение истцу морального вреда.

В соответствии с п. 1 ст. 116 Воздушного кодекса РФ перевозчик несет ответственность перед пассажиром воздушного судна и грузовладельцем в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или говором воздушной перевозки почты.

В соответствии с п. 76 приказа Минтранса России от 28.06.2007 № 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» перевозчик вправе отменить, задержать рейс, указанный в билете, грузовой накладной, произвести замену типа воздушного судна, изменить маршрут перевозки, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.

Таким образом, одним из обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика за отмену или задержку рейса, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Статья 120 Воздушного кодекса РФ конкретизирует указанную норму ГК РФ и устанавливает размер ответственности за просрочку доставки пассажира в пункт назначения. Согласно данной статье перевозчик освобождается от ответственности за задержку рейса в случае, если задержка явилась следствием неисправности судна, угрожающей жизни и здоровью пассажиров воздушного судна, обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Согласно ст. 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

Согласно ст. 116 Воздушного кодекса РФ эксплуатант обязан возместить вред, причиненный при эксплуатации воздушного судна, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

В материалах гражданского дела имеется претензия АО «Авиакомпания «Якутия» от 07.04.2018 , из которой следует, что задержка рейса была вызвана неблагоприятными метеорогическими условиями аэропорта г. Нерюнгри, в связи с эти в требование о возмещении материального ущерба в размере 1 212, 00 руб. было отказано. В связи с этим отказано в компенсации морального вреда.

Данное обстоятельства также подтверждается ответом АО «Аэропорт Толмачево» от 21.08.2018 в котором указано, что задержка рейса произошла по причине М02 (Прогноз и фактическая погода в пункте посадки, на запасных аэродромах и по маршруту не позволяет принять решение на вылет в соответствии с требованиями НПП ГА) (л.д.54).

В акте на задержку отправления ВС аэрапорт «Толмачево» от 16.09.2017 указано, что время рейса отправления по расписанию 23 часов 20 минут, фактическое время отправления 09 часов 35 минут, продолжительность задержки отправления 06 часов 12 минут (л.д.55).

В связи с тем, что рейс был задержан по причине неблагоприятных метереологических условий, истец опоздал на рейс , АО «Авиакомпания «Якутия» перебронировала билет на рейс .

Таким образом, в данном случае суд отказывает во взыскании компенсации морального вреда в связи с задержкой рейса , т.к. причиной задержки рейса послужили обстоятельства, не зависящие от перевозчика.

Согласно претензии АО «Авиакомпания «Якутия» от 07.04.2018 , АО «Авиакомпания «Якутия» признала тот факт, что рейс был задержан на два часа пятьдесят минут в отсутствие обстоятельства, не зависящие от перевозчика. Это подтверждается тем, что перевозчик выплатил штраф в размере 50,00 рублей из расчета 25 рублей за один час.

Поскольку перевозчиком доказано, что задержка рейса АО «Авиакомпания «Якутия» 16 октября 2017 года произошла в отсутствие причин требующих устранение неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров, либо иных обстоятельств независящих от перевозчика основания для взыскания с ответчика компенсации морального вреда имеются.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу пункта 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года N 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" разъяснено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Поскольку судом установлен факт нарушения прав истца, как потребителя, учитывая характер и степень его нравственных страданий, испытываемых в связи с длительной задержкой рейса, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу ч. 1 ст. 103 ГПК Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, то с ответчика в пользу муниципального образования «Город Томск» подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» в пользу ФИО1 компенсацию морального вреда в размере 3 000 рублей.

Взыскать с акционерного общества «Авиакомпания «Якутия» в доход муниципального образования «Город Томск» государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья Шукшина Л.А.