ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2223/2016 от 09.06.2017 Динского районного суда (Краснодарский край)

К делу

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст. Динская Краснодарского края 09 июня 2017 года

Динской районный суд Краснодарского края в составе:

судьи Семенихина Ю.В.,

при секретаре Пивневой А.С.,

с участием представителя истца Дроботова М.А. Дроботовой А.В.,

представителя истца Саакян Ш.В. Колаян Г.Г.,

истца Золотухина В.Г.,

ответчика Фролова А.Е.,

представителя ответчика Якунина Ю.Ю.,

представителя третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» Георгиевой Р.Н.,

представителя третьего лица администрации Южно-Кубанского с/п Заболотней Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Дроботова М. А., Саакян Ш. В., Жуковской Н. П., Московченко И. А., Золотухина В. Г. к Фролову А. Е. об изменении сведений государственного земельного кадастра о земельных участках,

УСТАНОВИЛ:

Истцы Дроботов М.А., Саакян Ш.В., Жуковская Н.П., Московченко И.А., Золотухин В.Г. обратились в суд с иском к ответчику Фролову А.Е. об изменении сведений государственного земельного кадастра о земельных участках ответчика по <адрес> и 29а <адрес>. В обосновании исковых требований указав, что они имеют намерение выступить инициаторами формирования земельного участка, для эксплуатации дороги, разделяющей земельные участки, принадлежащие им на праве собственности, расположенные в общем массиве (улицы — Дружелюбная, Брусничная, Трудовая), и граничащие с землями Администрации Южно-Кубанского сельского поселения. При первоначальной консультации у кадастрового инженера, выяснилось, что земельный участок (существующая дорога) уже «захвачен» Фроловым А.С., внесены измененные сведения относительно его участка с кн (дата проведения кадастровых работ декабрь 2015 года) и данный участок уже разделен на два самостоятельных земельных участка с кн и с кн . Согласно сведений публичной кадастровой карты Краснодарского края земельный участок, принадлежащий Фролову А.Е., расположенный по адресу: <адрес>, был в 2015 году вновь отмежеван ООО «Аргумент-Сервис», внесены измененные сведения относительно вышеуказанного земельного участка, площадью 1,63 га, при этом были самовольно «захвачены» земли Администрации Южно-Кубанского сельского поселения, без согласования с администрацией, тем самым нарушены права администрации, земельный участок был сдвинут к границам наших участков. В дальнейшем вышеуказанный земельный участок, с нарушенными границами, был разделен на два самостоятельных участка с кадастровыми номерами: (<адрес>) и 23:07:03:01:027:267 (<адрес> «а»). К одному из образованных земельных участков (кн ) отсутствуют подъездные пути. Считают, что Фролов А.Е. рассчитывает обеспечить подъезд к своему участку за счет их земельных участков. Исходя из вышеизложенного, раздел неверно отмежеванного земельного участка был произведен с нарушениями градостроительных норм.

При выполнении кадастровых работ в связи с восстановлением границ (выносом границ) на местности земельного участка с кн расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Дроботова М.А. выявлено, что фактическая граница земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес> не соответствует границе земельного участка по данным ГКН и смещена в сторону земельных участков с кадастровыми номерами (на величину более допустимой 0,5 метра в южной части участка и 1,85 в северной части земельного участка, площадь «накладки» составила 46 кв.м., (площадь «накладки» составила 15 кв.м., (площадь «накладки» 8 кв.м.); фактическая граница земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес> а, не соответствует границе земельного участка по данным ГКН и смещена в сторону земельных участков с кадастровыми номерами (<адрес> - собственник — Дроботов М.А.), кн (<адрес> — собственник Саакян Ш.В.); граница земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес> а по данным ГКН не соответствует фактической границе земельного участка и смещена в сторону муниципальных земель в ведении администрации Южно-Кубанского сельского поселения на величину 393 кв.м.; земельные участки с кн (правообладатель обоих земельных участков — Фролов А.Е.) были образованы способом раздела земельного участка с кн (дата проведения кадастровых работ декабрь 2015 г.).

Граница земельного участка с кн согласно КПТ от 2012 года имела границу, отмеченную на схеме земельным цветом. В мае 2015 года граница всего земельного участка с кн без изменения площади и конфигурации была смещена относительно т1 по схеме на 13,16 метра по направлению на юго-восток или 9,99 метра на восток и 9,11 метра на юг. Для исключения ошибки в определении местоположения измерения были проведены повторно. В соответствии с вышеизложенным истцам рекомендовано привести в соответствие фактическое положение границ к данным Единого государственного реестра земель. Для формирования земельного участка для эксплуатации дороги, необходимо снять с кадастрового учета два, не верно отмежеванных земельных участка, принадлежащих Фролову А.Е.Фролов А.Е. отказывается от устранения «накладок». В связи с вышеизложенным были вынуждены обратиться в суд с настоящим иском.

В судебном заседании представитель истца Дроботова М.А.Дроботова А.В., действующая на основании доверенности, исковые требования уточнила и просила суд признать недействительными результаты работ по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый - исправлению кадастровых ошибок, произведенных и внесенных в ЕГРН в 2015 году; исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами и полностью; восстановить первоначальные границы родительского участка с кадастровым номером

Истец Золотухин В.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объёме, по доводам, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.

Представитель истца Саакян Ш.В.Колаян Г.Г., действующий на основании доверенности, уточненные исковые требования поддержал в полном объёме, по доводам, изложенным в иске, и просил суд их удовлетворить.

Истцы Жуковская Н.П., Московченко И.А., Дроботов М.А., Саакян Ш.В. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались надлежащим образом. Дело рассмотрено в их отсутствие.

Ответчик Фролов А.Е. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, предоставив суду письменные возражения.

Представитель ответчика Фролова А.Е. - Якунин Ю.Ю. возражал против удовлетворения иска, просил суд отказать в удовлетворении исковых в полном объеме, поскольку была проведена землеустроительная экспертиза, был выслушан эксперт, согласно схемы земельных участков, наложений границ земельного участка истцов на границы земельного участка ответчика отсутствуют. Есть накладка в 27 кв.м., но это с другой стороны, права истцов не затрагиваются. При этом установлено, что фактическая площадь земельного участка ответчика составляет 849 кв.м., фактически на 10 соток меньше, согласно выписки из ЕГРН. Доводы истцов о том, что существуют накладки границ земельного участка ответчика на границы земельного участка истцов, а существовании накладки на земли находящиеся в ведении администрации полностью опровергаются. Указанные выводы эксперта указывают, что требования истцов надуманы и необоснованны и не подлежат удовлетворению. Судебная экспертиза подтвердила правильность выводов кадастрового инженера Шматкова. Также поддерживают доводы, указанные в отзыве администрации Южно-Кубанского СП, которая полагает, что требования истцов не подлежат удовлетворению. Инженер Першин установил, что забор находился в не соответствии с границами, но Фролов его перенес, и пригласил инженера Шматко. Предоставил в суд заключение, где границы соответствовали, но истцы настаивали на проведении экспертизы. Просил оплату за экспертизу возложить на истцов и взыскать с них солидарно услуги по оплате адвокатов.

Представитель третьего лица филиала ФГБУ «ФКП Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по КК Георгиева Р.Н., действующая на основании доверенности, в судебном заседании при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Администрации Южно-Кубанского сельского поселения Динского района Заболотняя Н.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, предоставив суду письменный отзыв.

В судебном заседании судом был допрошен специалист Першин А.В., который пояснил, что в соответствии с договором на выполнение работ он выехал выносить границы земельного участка. При выносе границ земельного участка получалось, что не может, забит колышек, так как он попадает за забор ответчика Фролова. Измерил границы участка ответчика и сравнил с тем, что стоит на государственном кадастре недвижимости. Выяснилось, что границы земельного участка принадлежащего Фролову по документам не соответствуют границам на местности, то есть фактически установленному забору. Отвечая на вопрос, как он определил границы земельного участка с кадастровым номером , если не было ограждения, ответил, что забор был между земельными участками и , и он существует в настоящее время. Границу в той части, где не было забора, он взял её по границе канала, это следует из материалов землеустроительного дела по исходному земельному участку ответчика, выполненного Агуреевым. Он ознакомился с заключением эксперта, и там имеются фотографии, на которых видны остатки столбов от забора. В выводах, однако, ничего не отражено, но это видно на фотографиях. В настоящее время Фролов забор убрал. При проведении работ по выносу границ, если забора бы не было, то он бы мерял по его границам, сейчас стоит другой забор. Если граница забора соответствовала тому, что стоит на кадастровом учете, то тогда не возникло проблем. По документам между земельными участками примерно расстояние 1,5 метра. Он выявил накладку, в части установленного забора Фроловым.

В судебном заседании судом был допрошен эксперт Чуркина Н.И., которая пояснила, что по выезду на участок была проведена съемка геодезистами, и путем наложения фактических координат и координат по кадастру были совмещены две границы, по которым очевидно, что выхода из-за границ, зафиксированных на кадастровом учёте, нет. Фактическая граница на данный момент меньше, чем граница родительского участка, а по конфигурации, есть выход на 27 кв.м. в сторону обводного канала за границу родительского земельного участка. Сама граница фактическая меньше, она внутри родительского. Границы земельного участка с КН на момент осмотра определить не удалось, так как там чистое поле, нет никаких углов, за которые можно зацепиться, отсутствуют долговременные межевые знаки, по которым можно было бы установить спутниковую аппаратуру. Для постановки земельного участка на кадастровый учет должен выехать инженер, который по кадастровым координатам ставит точки и по этим точкам устанавливает долговременные знаки. Точек установлено не было, на момент осмотра, рядом с земельным участком с КН торчала арматура, но она не является долговременным знаком, по которому можно определить границу. Согласно выпискам из ЕГРН границы родительского земельного участка, из которого образованы два новых земельных участка, не изменены. А по фактическим границам сравнить не представляется возможным. Не существует наложений границ земельных участков истцов и ответчика, и между ними существует расстояние. Земельные участки не пересекаются. Для формирования земельного участка, если отсутствуют границы необходимо заказывать межевое дело. С участием инженера обозначить границы участка. Есть схема, где она указала площадь смещения участка, и указала, где демонтирован забор.

Выслушав пояснения сторон, показания специалиста Першина А.В. и показания эксперта Чуркина Н.И., исследовав представленные доказательства с учётом их относимости и допустимости, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Как следует из материалов дела Дроботов М.А. является собственником земельного участка с КН , площадью 2523 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГДроботов М.А. является собственником земельного участка с КН , площадью 4994 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГЗолотухин В.Г. является собственником земельного участка с КН , площадью 4867 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, а также земельного участка с КН , площадью 4195 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГЖуковская Н.П. является собственником земельного участка с КН 23:07:0301032:43, площадью 2105 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГЖуковская Н.П. является собственником земельного участка с КН :47, площадью 4031кв.м.

Согласно выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ и свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГСаакян Ш.В. является собственником земельного участка с КН , площадью 238 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН , площадью 531 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, согласно свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с КН площадью 1468 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

В соответствии со свидетельствами о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГМосковченко И.А. является собственником земельного участка с КН , площадью 5251 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> и земельного участка с КН , площадью 3489 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Как установлено судом земельный участок с КН разделен на два самостоятельных земельных участка с КН и с КН .

Фролов А.Е. является собственником земельного участка с кадастровым номером , площадью 12605 кв.м., по адресу: <адрес> дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ и земельного участка с кадастровым номером , площадью 3742 кв.м., по адресу: <адрес> дарения от ДД.ММ.ГГГГ и Соглашения собственника о разделе земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из заключения кадастрового инженера Першина А.В. от ДД.ММ.ГГГГ при выполнении кадастровых работ в связи с восстановлением границ (выносом границ) на местности земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес>, находящегося в собственности Дроботова М.А. выявлено, что:

Фактическая граница земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес> не соответствует границе земельного участка по данным ГКН и смещена в сторону земельных участков с кадастровыми номерами (на величину более допустимой 0,5 метра в южной части участка и 1,85 в северной части земельного участка, площадь «накладки» составила 46 кв.м., (площадь «накладки» составила 15 кв.м., (площадь «накладки» 8 кв.м.)

Фактическая граница земельного участка с кн , расположенного по адресу: <адрес> а, не соответствует границе земельного участка по данным ГКН и смещена в сторону земельных участков с кадастровыми номерами (площадь «накладки» 65 кв.м.) (площадь «накладки» 13 кв.м.).

Граница земельного участка с кн расположенного по адресу: <адрес> а по данным ГКН не соответствует фактической границе земельного участка и смещена в сторону муниципальных земель в ведении администрации Южно-Кубанского сельского поселения на величину 393 кв.м.

Земельные участки с кн , (правообладатель обоих земельных участков — Фролов А.Е.) были образованы способом раздела земельного участка с кн (дата проведения кадастровых работ декабрь 2015 г.).

Граница земельного участка с кн согласно КПТ от 2012 года имела границу, отмеченную на схеме земельным цветом. В мае 2015 года граница всего земельного участка с кн без изменения площади и конфигурации была смещена относительно т1 по схеме на 13,16 метра по направлению на юго-восток или 9,99 метра на восток и 9,11 метра на юг. Для исключения ошибки в определении местоположения измерения были проведены повторно. В соответствии с вышеизложенным нам рекомендовано: для устранения «накладок» земельных участков с кн с земельными участками с кн , ; необходимо привести в соответствие фактическое положение границ к данным Единого государственного реестра земель; для устранения «накладки» земельного участка с кн с землями, находящимися в ведении администрации Южно-Кубанского сельского поселения, необходимо установить первоначальные границы родительского земельного участка с кн , а границы образованных в результате раздела земельных участков и привести в соответствие с границами родительского земельного участка.

Согласно судебной экспертизе ООО «Оценка и Право» от ДД.ММ.ГГГГ согласно схеме земельных участков наложение границ участков на земельные участки отсутствуют. Расстояние между составляет 1478 метров; расстояние между участком и составляет 1692 метра; расстояние между участком :47 составляет 1932 метра; расстояние между участком составляет 2699 метров. Согласно выпискам из ЕГРН границы родительского земельного участка( из которого образованы два новых земельных участка() не изменены. Согласно фактической съемке земельный участок имеет конфигурацию в точках Z1-Z19, отличающуюся от границы по кадастровому плану. Участок в точках площадью 27,2 кв.м. выходит за границы родительского земельного участка (), при этом фактическая площадь земельного участка(2893,5 кв.м.) на 849 кв.м. меньше площади по координатам из выписки из ЕГРН(3742,5). Сравнить земельный участок с родительским земельным участком () не представляется возможным, ввиду не закрепленных характерных точек границ участка. Определить изменение границ родительского земельного участка с кадастровым номером не представилось возможным, в связи с тем, что на момент осмотра характерные точки земельного участка с кадастровым номером не были выставлены. Земельный участок с кадастровым номером в точках Z10-Z11-Z12-Z13-Z10 смещен на земли администрации Южно-Кубанского сельского поселения и выходит за границы родительского участка (23:07:0301027:12) в сторону обводного канала, по которому на момент осмотра проходит граница земельного участка. Земельный участок с кадастровым номером в точках площадью 27,2 выходит за границы родительского земельного участка( в сторону обводного канала, по которому на момент осмотра проходит граница земельного участка.

Согласно пояснений ответчика в судебном заседании его земельный участок, который не огорожен, используется как дорога к другим земельным участкам и если он перенесёт границы участка в соответствии с ГКН, то этой частью участка никто пользоваться не сможет и других людей не будет доступа к своим земельным участкам.

Как следует из ст. 85 ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне. Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков). Для земельных участков, расположенных в границах одной территориальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент. Градостроительный регламент территориальной зоны определяет основу правового режима земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе застройки и последующей эксплуатации зданий, сооружений.

Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки. Указанные лица могут использовать земельные участки в соответствии с любым предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны видом разрешенного использования.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Согласно ст. 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Из предоставленной суду кадастровой выписки о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ следует, что земельные участки с кадастровыми номерами , сформированы из земельного участка кадастровый . Земельный участок кадастровый был образован в 1996 года, а так же был произведен его кадастровый учет, что подтверждается чертежом границ от ДД.ММ.ГГГГ - приложение к свидетельству на право собственности на землю , подписанного председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству.

Постановлением совета министров — правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ было утверждено положение «О комитете РФ по земельным ресурсам и землеустройству. Пунктами 1, 3 и 4 данного положения было предусмотрено, что Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (Роскомзем) является центральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование и межотраслевую координацию по вопросам земельных отношений и использования земельных ресурсов. Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, комитеты по земельным ресурсам и землеустройству республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, районов и городов, а также подведомственные Роскомзему организации и учреждения образуют взаимосвязанную структуру. Основными задачами Комитета Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству являются: ведение государственного земельного кадастра и мониторинга земель; организация и проведение работ по землеустройству; создание банка данных о федеральных и других землях; организует межевание земель, выполняет работы по установлению (восстановлению) административно-территориальных границ и их техническому оформлению.

Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 622 было утверждено положение «О порядке ведения государственного земельного кадастра». Пунктами 1, 3, 4 и 9 данного положения было предусмотрено, что в Российской Федерации в соответствии с Земельным кодексом РСФСР ведется государственный земельный кадастр, содержащий систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель, их распределении по собственникам земли, землевладельцам, землепользователям и арендаторам, категориям земель, о качественной характеристике и ценности земель. Государственный земельный кадастр содержит информацию о землях всех категорий и ведется по единой для Российской Федерации методике в тесной взаимосвязи и с соблюдением принципа совместимости с территориальным, лесным, водным кадастрами и кадастрами других видов природных ресурсов. Единство и сопоставимость земельнокадастровых данных обеспечиваются единством принципов и методов ведения государственного земельного кадастра, а также унификацией земельно-кадастровых документов. Получение исходной информации для ведения государственного земельного кадастра обеспечивается проведением необходимых космо - аэросъемочных, топографогеодезических, почвенных, геоботанических и других обследований и изысканий. Для оперативного обновления земельно-кадастровой информации используются материалы текущих обследований, съемок и мониторинга земель. Данные государственного земельного кадастра подлежат обязательному применению при планировании использования и охраны земель, их изъятии и предоставлении, определении платежей за землю, проведении землеустройства, оценке хозяйственной деятельности, осуществлении государственного контроля и других мероприятий, связанных с использованием и охраной земель.

Согласно чертежа утвержденного комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Динского района ДД.ММ.ГГГГ, земельному участку ответчика ДД.ММ.ГГГГ был присвоен кадастровый был произведен ГКУ с уточнением границ, т. к. визуально из сравнения двух чертежей видно изменение конфигурации участка.

ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 28-ФЗ «О Государственном земельном кадастре» действовавший на дату проведения работ по межеванию земельного участка предусматривал следующее. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия: государственный земельный кадастр - систематизированный свод документированных сведений, получаемых в результате проведения государственного кадастрового учета земельных участков, о местоположении, целевом назначении и правовом положении земель Российской Федерации и сведений о территориальных зонах и наличии расположенных на земельных участках и прочно связанных с этими земельными участками объектов (далее - сведения государственного земельного кадастра); государственный кадастровый учет земельных участков - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. Государственный кадастровый учет земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера; земельный участок - часть поверхности земли (в том числе поверхностный почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке уполномоченным государственным органом, а также все, что находится над и под поверхностью земельного участка, если иное не предусмотрено федеральными законами о недрах, об использовании воздушного пространства и иными федеральными законами; (Статья 1)

Статья 4. Цели создания и ведения государственного земельного кадастра

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: государственного и муниципального управления земельными ресурсами; государственного контроля за использованием и охраной земель; мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель; государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; землеустройства.

Статья 7. Обязательность государственного кадастрового учета земельных участков Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков. Государственный кадастровый учет земельных участков, проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу настоящего Федерального закона, является юридически действительным.

Статья 14. Единый государственный реестр земель Единый государственный реестр земель представляет собой документ, который предназначен для проведения государственного кадастрового учета земельных участков. Единый государственный реестр земель содержит сведения о существующих и прекративших существование земельных участках. В Едином государственном реестре земель содержатся следующие основные сведения о земельных участках: кадастровые номера; местоположение (адрес); площадь; категория земель и разрешенное использование земельных участков; описание границ земельных участков, их отдельных частей. Моментом возникновения или моментом прекращения существования земельного участка как объекта государственного кадастрового учета в соответствующих границах является дата внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр земель.

Статья 26. Введение в действие настоящего Федерального закона. Настоящий Федеральный закон применяется к правоотношениям, возникшим после введения его в действие. По правоотношениям, возникшим до введения настоящего Федерального закона в действие, он применяется к тем правам и обязательствам, которые возникнут после введения его в действие.

Из данных норм права следует, что земельный участок ответчика был сформирован и поставлен на ГКУ в соответствии с требованиями действовавшего тогда законодательства ДД.ММ.ГГГГ, прошел государственный кадастровый учет — был изготовлен чертеж границ и выполнено описание его границ на местности (т. е. имел и имеет все признаки индивидуально-определенной вещи) и при этом изменилась его конфигурация.

В 2015 году было изменено местоположение границ земельного участка кадастровый , в результате которого по мнению суда были затронуты права истцов, т. к. в границы участка вошла площадь земель общего пользования где должна проходить дорога общего пользования.

Из возражения администрации МО Южно-Кубанское сельское поселение видно, что внесение изменений произведено под предлогом наличия кадастровой ошибки в сведениях о местоположении границ участка ответчика, однако согласно заключения кадастрового инженера, заключения эксперта не следует, что в местоположение границ земельного участка ответчика было отражено в ГКН с ошибкой.

Согласно действующих в момент внесения изменений норм права, все работы по межеванию и проведению ГКУ проведенные до введения в действие ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (ст. 45 часть 1 Государственный кадастровый учет или государственный учет объектов недвижимости, в том числе технический учет, осуществленные в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу настоящего Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 настоящего Федерального закона особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом (далее - ранее учтенные объекты недвижимости). При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет, которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - объекты недвижимости с условными номерами), также считаются ранее учтенными объектами недвижимости. Часть 2 документы государственного земельного кадастра являются федеральной собственностью. Хранение указанных в настоящей части документов относится к полномочиям Российской Федерации. Хранение и использование указанных в настоящей части документов осуществляются в установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти порядке. Часть 3 Сведения о ранее учтенных объектах недвижимости с учетом предусмотренного статьей 7 настоящего Федерального закона состава сведений и содержащие такие сведения документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости в сроки и в порядке, которые установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.) считаются действительными в том числе и информация о местоположении границ.

Подпунктом 2 части 1 ст. 28 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» установлено, что, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

Если иное не предусмотрено настоящей статьей, кадастровая ошибка в сведениях подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона заявителем), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки (часть 4 ст. 28 названного закона).

Подпунктом 2 части 1 ст. 22 указанного закона предусмотрено, что если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются: межевой план (при постановке на учет земельного участка, учете части земельного участка или кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка), а также копия документа, подтверждающего разрешение земельного спора о согласовании местоположения границ земельного участка в установленном земельным законодательством порядке (если в соответствии со статьей 38 настоящего Федерального закона местоположение таких границ подлежит обязательному согласованию и представленный с учетом настоящего пункта межевой план не содержит сведений о состоявшемся согласовании местоположения таких границ).

Частью 9 ст. ст. 38 указанного выше закона установлено, что при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Из приведенных выше норм права следует, что при исправлении кадастровой ошибки в местоположении границ земельного участка (внесении изменений в ГКН), кадастровый инженер должен руководствоваться имеющимися документами о праве собственности, т. е. В данном случае чертежом утвержденным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Динского района ДД.ММ.ГГГГ, а при отсутствии таких документов существующими на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Исходя из кадастровой выписки у земельного участка ответчика после исправлений в 2015 году изменилась конфигурация и местоположение границ, в выписке указаны 11 точек изменения углов поворота границ участка, а в соответствии с чертежом утвержденным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Динского района ДД.ММ.ГГГГ земельный участок имеет 10 точек изменения углов поворота границ участка.

Как видно из заключения эксперта имеющееся в настоящее время ограждение земельного участка ответчика (фактические границы) полностью не соответствует сведениям о границах отраженных в ЕГРН.

Отсюда следует, что кадастровый инженер, проводивший работы по уточнению границ земельного участка кадастровый (исправлению кадастровых ошибок), в нарушение части 9 ст. 38 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", не принял во внимание ни чертеж утвержденный комитетом по земельным ресурсам и землеустройству <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, ни фактически существующее ограждение, что привело к неверному отражению сведений о местоположении границ земельного участка кадастровый в ЕГРН, его смещению в сторону участков истцов и нарушению их прав.

В связи с тем, что земельные участки с кадастровыми номерами сформированы из земельного участка кадастровый , сведения о границах которого были изменены в ЕГРН с нарушением закона, так же внесены в ЕГРН с такими же нарушениями закона, суд полагает иск обоснованным.

Согласно ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В силу положений ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии со ст. 100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Ответчиком заявлено требование о взыскании судебных расходов с истцов за услуги представителей, в связи с тем, что судебные расходы взыскиваются стороне в пользу которой состоялось решение суда, суд считает обоснованным в требовании Фролова А.Е. отказать.

На основании изложенного и руководствуясь 194-199 ГПК РФ, Суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Дроботова М. А., Саакян Ш. В., Жуковской Н. П., Московченко И. А., Золотухина В. Г. к Фролову А. Е. об изменении сведений государственного земельного кадастра о земельных участках удовлетворить.

Признать недействительными результаты работ по уточнению местоположения границ земельного участка кадастровый - исправлению кадастровых ошибок, произведенных и внесенных в ЕГРН в 2015 году.

Исключить из ЕГРН сведения о земельных участках с кадастровыми номерами :267 полностью.

Восстановить первоначальные границы родительского участка с кадастровым номером

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Динской районный суд Краснодарского края в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Судья Динского районного суда

Краснодарского края Ю.В. Семенихин