Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Тюмень 17 июня 2022 года
дело № 2-2223/2022
УИД 72RS0021-01-2022-001936-10
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Раковой О.С.,
при секретаре Белоусовой Д.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Ю.М. о взыскании денежных средств,
УСТАНОВИЛ:
Департамент агропромышленного комплекса Тюменской области обратился в суд с иском к ФИО1 о взыскании задолженности в размере 1 496 982,82 руб. Требования мотивированы тем, что 27.12.2019 в Администрацию Тюменского муниципального района обратилась ФИО1 с заявлением о включении ее и членов ее семьи в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий». 28.02.2020 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО2 заключен договор об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» от 28.02.2020 № 06/022-2020. На основании указанного договора ФИО1 выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты и предоставлена социальная выплата на строительство жилого дома в размере 1 496 982,82 руб., на состав семьи из 3 человек. В соответствии с п. 2.1.10 договора от 28.02.2020 № 06/022-2020 получатель обязался осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье на счет средств социальной выплаты. По информации, поступившей из Администрации Тюменского муниципального района трудовой договор, заключенный ФИО1 с ПАО «Птицефабрика Боровская» им. А.А. Созонова, расторгнут 02.07.2021. 04.02.2022 в адрес ответчика направлена претензия с требованием возвратить в областной бюджет денежные средства в размере 1 496 982,82 руб. До настоящего времени денежные средства не возвращены.
Представитель истца, действующая на основании доверенности ФИО3, в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по изложенным основаниям.
Ответчик ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований.
Представитель третьего лица Администрации Тюменского муниципального района в судебное заседание не явились, извещены, направили в суд отзыв на исковое заявление, которым решение просили принять на усмотрение суда.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
Судом установлено, что 07.02.2020 между департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области и Администрацией Тюменского муниципального района Тюменской области заключено соглашение о реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (л.д. 9-14).
ФИО1 на основании заявления стала участником программы Федеральной целевой программы «Комплексное развитие сельских территорий» по улучшению жилищных условий молодых семей (молодых специалистов) на селе и была включена в список молодых специалистов, участников программы (л.д. 20).
Как следует из материалов дела, 28.02.2020 между Департаментом агропромышленного комплекса Тюменской области, Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО1 заключен договор № 06/022-2020 об обеспечении жильем гражданина с использованием на эти цели социальной выплаты в рамках мероприятий государственной программы «Комплексное развитие сельских территорий» (л.д.39-50).
По условиям договора ФИО1 обязалась использовать социальную выплату на строительство жилого помещения (п. 2.1.1); осуществлять не менее пяти лет со дня получения социальной выплаты трудовую или предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты (п. 2.1.10); оформить жилое помещение в общую собственность всех членов семьи, указанных в свидетельстве, в течение одного года со дня выдачи свидетельства (п. 2.1.2).
28.02.2020 ФИО1 выдано Свидетельство о предоставлении социальной выплаты на строительство (приобретение) жилья в сельской местности на состав семьи из 3 человек в размере 1 496 982,82 рублей (л.д. 51-52).
Судом установлено, что 02.07.2021 ФИО1 уволена из ПАО Птицефабрика «Боровская» по инициативе работка (л.д.70).
Жилищным кодексом Российской Федерации предусмотрено, что органы государственной власти и местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления субсидий для приобретения или строительства жилых помещений (пункт 2 статьи 2).
Положения, касающиеся конституционного права на жилище, находят отражение и в установленных Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" правовых основах государственной социально-экономической политики в сфере развития сельского хозяйства и содействия устойчивому развитию территорий сельских поселений и соответствующих межселенных территорий (часть 2 статьи 1).
Федеральная целевая программа "Комплексное развитие сельских территорий", исходя из направленности государственной политики в области развития сельских территорий на повышение уровня жизни сельского населения, предусматривала в качестве основных целей создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, в том числе, за счет удовлетворения потребностей сельского населения, включая молодые семьи и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.
Постановлением Правительства Тюменской области от 24.12.2019 N 530-п в целях реализации мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31.05.2019 N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий" и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" утверждено Положение о порядке формирования и утверждения списков, выдачи свидетельств и предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях, - участникам мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий"; Порядок определения объемов бюджетных ассигнований на исполнение расходного обязательства Тюменской области, в целях софинансирования которого предоставляется субсидия областному бюджету из федерального бюджета на мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, в рамках государственной программы "Комплексное развитие сельских территорий".
Пунктом 1.7 Положения (в редакции, действовавшей на мент заключения договора) установлено, что условием использования гражданином социальной выплаты является осуществление гражданином не менее 5 лет со дня получения социальной выплаты трудовой или предпринимательской деятельности на сельской территории, в которой было построено (приобретено) жилье за счет средств социальной выплаты.
В случае несоблюдения гражданином данного условия уполномоченный орган истребует в судебном порядке от получателя социальной выплаты средства в размере предоставленной социальной выплаты.
Как следует из материалов дела, с 15.03.2022 ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность на сельской территории, в которой было построено жилье за счет средств социальной выплаты.
Суд полагает, что довод представителя истца о том, что между увольнением истца с прежнего места работы и регистрацией деятельности в качестве индивидуального предпринимателя прошло более шести месяцев не может служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Ни в договоре об обеспечении жильем, ни в нормативно-правовых актах, действующих на момент предоставления социальной выплаты, не установлен срок, в течение которого лицо, получившее социальную выплату, обязано вновь трудоустроиться.
Из материалов дела усматривается, что ответчиком предпринимались меры для трудоустройства в сельской территории.
В судебном заседании установлено, что социальная выплата использована по назначению, в настоящее время ответчик осуществляет предпринимательскую деятельность в сельской местности.
Не может производиться взыскание денежных средств с гражданина, если он проявил заботливость и осмотрительность в той степени, которая требовалась от него как получателя выплаты и участника гражданско-правовых отношений, связанных со строительством (приобретением) жилья, и если он предпринял все зависящие от него меры для трудоустройства в сельской местности.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу, что оснований для взыскания с ответчика социальной выплаты не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления Департамента агропромышленного комплекса Тюменской области к Ю.М. о взыскании денежных средств отказать.
Решение может быть обжаловано в течение месяца с момента изготовления мотивированного решения в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд Тюменской области.
Судья О.С. Ракова
Мотивированное решение изготовлено 24 июня 2022 года.