ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2224/18 от 22.10.2018 Туймазинского районного суда (Республика Башкортостан)

№ 2-2224/2018

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

22 октября 2018 г. г. ФИО1

Туймазинский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Рыбаковой В.М.,

при секретаре Бургановой А.Ф.,

с участием истца ФИО2,

представителя ответчика ФИО3, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком до ДД.ММ.ГГГГ.,

представителя третьего лица ФИО4, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком по ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» о взыскании расходов,

установил:

ФИО2 обратился в суд с иском с последующими уточнениями к ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» о взыскании расходов, просит взыскать с ответчика в свою пользу денежные средства в общей сумме 86 877,00 руб. (78 109,00 руб. - материальный ущерб и 8 768,00 руб. - проценты за пользование денежными средствами), а также расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 806,31 руб., компенсацию морального вреда 20 000,00 руб., расходы по оплате юридических услуг 5 000,00 руб., за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В судебном заседании истец ФИО2 исковое заявление с учетом его уточнения поддержал, просил удовлетворить в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду пояснил, что у него возникла необходимость в замене старого электросчетчика на новый многотарифный, позволяющий вести учет потребленной электрической энергии по зонам. Он обратился к ответчику с заявлением о замене прибора на однофазный многотарифный счетчик электроэнергии, который необходимо было перепрограммировать. Из ответа ООО «ЭСКБ» следовало, что у них отсутствует возможность по предоставлению услуг по перепрограммированию прибора учета электроэнергии. Он самостоятельно обучился перепрограммированию многотарифного однофазного счетчика, купил оборудование для связи с компьютером для перепрограммирования электросчетчика. Считает, что затраты на обучение подлежат взысканию с ответчика.

Представитель ответчика по доверенности ФИО3 в судебном заседании исковые требования ФИО2 не признала, пояснив, что при наличии управляющей организации все обязанности исполнителя коммунальных услуг несет именно управляющая организация. Для ООО «ЭСКБ» ввод приборов учета в эксплуатацию является правом, а не обязанностью. ФИО2 самостоятельно приобрел счетчик. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию осуществляется на основании заявки собственника жилого помещения. 27.03.2017г. данный прибор учета введен в эксплуатацию. При обращении истца за перепрограммированием ему был дан ответ, что у общества такая возможность отсутствует, ему было предложено обратиться в специализированную организацию. ФИО2 самостоятельно перепрограммировал прибор учета, добровольно понес расходы на обучение и приобретение оптической головки. В связи с этим, просила в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказать в полном объеме.

Представитель третьего лица территориального отдела Управления Роспотребнадзора по РБ в Туймазинском, Бакалинском, Чекмагушевском, <адрес>х ФИО4 в судебном заседании пояснила, что данные отношения Федеральным законом «О защите прав потребителя» не регулируются, какой-либо договор между сторонами отсутствует, ООО «ЭСКБ» услуг по обучению не оказывала. Исходя из этого, решение вопроса оставила на усмотрение суда.

Выслушав пояснения участников процесса, исследовав представленные доказательства и оценив их каждое в отдельности и в совокупности, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009г. N 261-ФЗ "Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Частью 9 этой же статьи предусмотрено, что с 01.07.2010г. организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон.

В силу п. 81 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. N 354, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем, в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. Подпунктом «г» п. 34 названных Правил предусмотрено, что потребитель обязан в целях учета потребленных коммунальных услуг использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В п. 80 Правил также указано, что учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных, общих (квартирных), комнатных приборов учета. К использованию допускаются приборы учета утвержденного типа и прошедшие поверку в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений.

Из приведенных норм следует, что собственник жилого помещения несет обязанности по оснащению данного помещения приборами учета, которые должны отвечать необходимым требованиям, и по вводу их в эксплуатацию. В свою очередь, исполнитель на основании возмездного договора с собственником осуществляет установку, замену и эксплуатацию приборов учета, а также документально оформляет ввод приборов учета в эксплуатацию, который осуществляется согласно п. 81 (9) Правил без взимания платы.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО2 приобрел счетчик активной электрической энергии однофазный многотарифный СЕ 102М.

Из формуляра к данному счетчику усматривается, что в программу счетчика, заводской , дата выпуска ДД.ММ.ГГГГ., при выпуске введены следующие значения: установлено время московское (GMT+3), авто-переход на зимнее/летнее время запрещен. Тарифное расписание: Т1 с 7.00ч. до 23.00ч., Т2 с 23.00ч. до 7.00ч.

Ответчик ООО «Энергетическая сбытовая компания» в соответствии с постановлением от ДД.ММ.ГГГГ. Государственного комитета РБ по тарифам с ДД.ММ.ГГГГ. является гарантирующим поставщиком электрической энергии на территории Республики Башкортостан. В силу вышеназванных положений нормативных актов осуществляет продажу (поставку) электрической энергии и мощности потребителям на основании договоров электроснабжения и на основании возмездных договоров с потребителями услуг установку, замену и эксплуатацию приборов учета.

Из Акта ввода прибора учета в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что ООО «Энергетическая сбытовая компания» произвела работы по замене счетчика СО-4449 заводской на счетчик СЕ102М заводской , установке пломб, по адресу: <адрес>, потребитель ФИО2

Претензий по поводу качества выполненных работ по установке счетчика потребителем не заявлено. Спор между истцом и ответчиком связан с необходимостью перепрограммирования счетчика в целях применения многотарифного учета по зонам суток потребленной электрической энергии.

Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 24.12.2014г. N 1465 "Об особенностях определения объемов (количества) электрической энергии с использованием приборов учета после сезонного перевода времени" (далее - Постановление N 1465) установлено, что приборы учета электрической энергии, функциональные возможности которых позволяют определять объемы потребленной электрической энергии дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) и данные измерений которых применяются при расчетах с населением и (или) приравненными к нему категориями потребителей, подлежат коррекции времени встроенных часов приборов учета (далее - перепрограммирование) для целей применения тарифов, дифференцированных по зонам суток.

В силу пункта 2 Постановления N 1465 организацию перепрограммирования обеспечивают исполнители коммунальной услуги по электроснабжению. Перепрограммирование осуществляется без взимания платы с потребителей. Затраты на осуществление действий по перепрограммированию, понесенные в период, начиная со дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об исчислении времени", но не позднее 6 месяцев со дня вступления в силу настоящего постановления, учитываются при определении регулируемых цен (тарифов) в установленном порядке.

По смыслу указанных норм исполнитель осуществляет бесплатное перепрограммирование приборов учета, данные измерений которых уже используются при расчетах, т.е. приборов, введенных в эксплуатацию. При этом перепрограммированию подлежит время встроенных часов приборов учета. Услуга оказывается в течение шести месяцев со дня вступления в силу Постановления № 1465.

Между тем, счетчик истца является впервые вводимым в эксплуатацию прибором учета.

Доводы истца о том, что в соответствии с п.74 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011г. N1178, гарантирующий поставщик обязан обеспечить реализацию права потребителя на выбор варианта тарифа, следовательно, перепрограммирование приборов учета электрической энергии должно осуществляться силами и за счет гарантирующего поставщика без взимания платы с потребителей путем включения стоимости по перепрограммированию в тарифы; указанные затраты гарантирующего поставщика на перепрограммирование приборов учета могут быть рассмотрены органами государственной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с п. 65 Основ ценообразования в качестве экономически обоснованных расходов организации, связанных с обеспечением ее предпринимательской деятельности в качестве гарантирующего поставщика по соответствующим группам (категориям) потребителей, на что указывает письмо Федеральной антимонопольной службы от 24.10.2014г. NАГ/43256/14, не могут быть приняты судом во внимание, поскольку возложение на ООО «Энергетическая сбытовая компания» обязанности по перепрограммированию впервые вводимого в эксплуатацию счетчика какими-либо нормативными актами не предусмотрено.

Следовательно, ответчик обоснованно отказал истцу в перепрограммировании счетчика, предложил по данному вопросу обратиться в специализированную организацию.

Однако, как следует из текста искового заявления, ФИО2 самостоятельно освоил программирование прибора учета энергии и самостоятельно перепрограммировал счетчик. При этом использовал документацию и программное обеспечение, меры технической поддержки завода изготовителя «Энергомера».

По его расчетам затраты на собственное обучение по программированию многотарифного счетчика ЗАО «Энергомера» для собственных нужд составили 76800,00 руб.

На указанную сумму им начислены проценты на основании ст. 395 Гражданского кодекса российской Федерации в размере 8768,00 руб.

Вместе с тем доказательств несения указанных расходов ФИО2 к исковому заявлению не приложил, в судебном заседании не представил.

Из товарного чека от ДД.ММ.ГГГГ. ООО «ТД «Электротехмонтаж» усматривается, что частным лицом приобретена головка оптическая USB (ТАЙПИТ) стоимостью 1309,00 руб.

В то же время истцом не представлено доказательств, что данное оборудование было приобретено именно им, размещено на принадлежащем ему компьютере и покупка головки оптической была непосредственно связана с необходимостью перепрограммирования прибора учета.

Из товарного чека следует, что головка оптическая была приобретена задолго до отказа ООО «Энергетическая сбытовая компания» в перепрограммировании прибора учета.

При этих обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2 не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 199 ГПК РФ, суд

решил:

ФИО2 в удовлетворении исковых требований о взыскании с ООО «Энергетическая сбытовая компания Башкортостана» в его пользу денежных средств в общей сумме 86 877,00 руб. (78 109,00 руб. материальный ущерб и 8 768,00 руб. проценты за пользование денежными средствами), а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 2 806,31 руб., по оплате юридических услуг в размере 5 000,00 руб., компенсации морального вреда в размере 20 000,00 руб., взыскании штрафа за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя в размере 50 % от суммы, присужденной судом в пользу потребителя, отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан через Туймазинский межрайонный суд РБ в течение месяца.

Судья В.М. Рыбакова