ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2224/2015 от 17.12.2015 Курганинского районного суда (Краснодарский край)

по делу № 2-2224/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«17» декабря 2015 г. г. Курганинск

Курганинский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Курганского М.Г.,

с участием помощника прокурора Курганинского района Белоконевой Т.С.,

представителя ответчика администрации муниципального образования Курганинский район Шунина Д.В.,

при секретаре Ильиной И.П.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать очередность в дошкольные учреждения муниципального образования Курганинский район с учетом имеющейся переуплотнённости, обеспечив предоставление 100 процентного общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Курганинский район для детей в возрасте от трех до семи лет в срок до 01.01.2016 года,

установил:

Прокурор Курганинского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать очередность в дошкольные учреждения муниципального образования Курганинский район с учетом имеющейся переуплотнённости, обеспечив предоставление 100 процентного общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Курганинский район для детей в возрасте от трех до семи лет в срок до 01.01.2016 года.

В обоснование указав, что проверкой установлено, что в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Пунктом 11 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закреплено, что к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п.п. 1, 3, 4, 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе и организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования; создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях; создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций; обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Согласно ч. 2 ст. 44 Федерального закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации» для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь родителям действуют органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации.

Таким образом, Конституцией Российской Федерации гарантируется общедоступность дошкольного образования, а обязанность обеспечить общедоступность такого образования возложена названными федеральными законами на органы местного самоуправления.

Согласно информации, представленной 02.11.2015 в прокуратуру района исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Курганинский район актуальная очередь детей от 3 лет до 7, 5 лет на получение места в дошкольные учреждения Курганинского района составляет 65 детей. При этом свободных мест в детских садах района нет. Указанные дети, родители которых обратились с заявлениями о предоставлении места в дошкольное учреждение, не получили его по причине отсутствия свободных мест.

Кроме того, проведенными прокуратурой района проверками установлено, что предельная наполняемость групп в детских дошкольных образовательных учреждениях Курганинского района не соблюдается и превышает нормативы, установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством.

При указанных обстоятельствах в течение 2-3 лет муниципальные дошкольные образовательные учреждения не смогут принимать воспитанников, так как вынуждены приводить численность контингента воспитанников в соответствие с лицензионными требованиями. Указанное подтверждается ответами на представления, внесенные прокуратурой района в адрес руководителей дошкольных учреждений образования.

При этом следует отметить, что под общедоступностью дошкольного образования, прежде всего, понимается возможность детьми получить дошкольное образование через сеть дошкольных учреждений.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определена необходимость обеспечения к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Указанное выше свидетельствует о недостаточности принимаемых мер администрацией муниципального образования Курганинский район для ликвидации очередности в дошкольные образовательные учреждения.

Конкретные меры по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования орган местного самоуправления должен определять самостоятельно. Местное самоуправление является одной из форм народовластия, выступает реальным осуществлением общезначимых задач под свою ответственность и в интересах собственного населения. По причине этого администрация муниципального образования Курганинский район обязана выполнять надлежащим образом возложенную на нее задачу в сфере дошкольного образования.

Учитывая, что имеют место факты нарушения администрацией муниципального образования Курганинский район действующего законодательства в сфере образования в части организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Курганинского района, приведшие к ущемлению прав граждан, нуждающихся в обеспечении детей дошкольными образовательными учреждениями, следовательно, на администрации муниципального образования Курганинский район лежит обязанность обеспечить предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории Курганинского района для всех малолетних граждан, нуждающихся в дошкольном обучении.

Отсутствие достаточного количества мест для малолетних детей в детских дошкольных образовательных учреждениях Курганинского района, количество которых постоянно меняется, поскольку с заявлениями о постановке на очередь для получения места в дошкольной организации родители могут обращаться ежедневно, нарушает права и охраняемые интересы неопределенного круга лиц из числа детей дошкольного возраста, а также ставит под сомнение выполнение вышеуказанных положений Указа Президента Российской Федерации, направленных на неукоснительное обеспечение таких прав.

Помощник прокурора в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала настаивала на удовлетворении, в обоснование указав, что строительство детского сада в ст. Родниковской не ликвидирует очередность в дошкольные учреждения, так как в детских садах как городского поселения так и в сельских поселениях дети количество детей в группах превышает количество предусмотренное СанПиН, имеются факты направления детей в группы кратковременного пребывания, что не является обеспечением дошкольного образования, поскольку не ведется образовательный процесс, время пребывания детей 2-3 часа.

Представитель ответчика - администрации муниципального образования Курганинский район - Шунин Д.В., действующий на основании доверенности, пояснил, что не согласен с исковыми требования и просит суд прекратить производство по делу, так круг лиц в интересах которых обратился прокурор Курганинского района определен и известен, прокурор выступает в интересах индивидуально определенных граждан. При таких обстоятельствах у прокурора Курганинского района отсутствуют процессуальные полномочия на предъявление искового заявления в интересах неопределенного круга лиц. Кроме того. К 01.02.2016 года будет достроен детский сад №26 в ст. Родниковской Курганинского района и все дети будут размещены.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования - управления образования муниципального образования Курганинский район в судебное заседание не явился.

В соответствии со ст. 113 ГПК РФ лица, участвующие в деле, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд заказным письмом с уведомлением о вручении, судебной повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование судебного извещения или вызова и его вручение адресату. Судебное извещение, адресованное лицу, участвующему в деле, направляется по адресу, указанному лицом, участвующим в деле, или его представителем.

В силу ст. 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.

Заслушав помощника прокурора Курганинского района, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 43 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Государство гарантирует гражданам общедоступность и бесплатность дошкольного образования (часть 3 статьи 5 Закона РФ от 10 июля 1992 года N 3266-1 "Об образовании").

Частью 3 статьи 18 Закона РФ "Об образовании" установлено, что для воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развития индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития этих детей в помощь семье действует сеть дошкольных образовательных учреждений.

Как установлено частью 1 статьи 31 Закона РФ "Об образовании" к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования, создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений.

Аналогичные положения закреплены в пункте 11 части 1 статьи 15 и пункте 13 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Из этого следует, что органы местного самоуправления обязаны создавать муниципальные образовательные учреждения.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» определена необходимость обеспечения к 2016 году 100 % доступности дошкольного образования для детей в возрасте от 3 до 7 лет.

Как установлено судом, прокуратурой Курганинского района Краснодарского края проведена проверка соблюдения законодательства об образовании в части доступности дошкольного образования в дошкольных образовательных учреждениях муниципального образования Курганинский район, в ходе которой установлено отсутствие необходимого количества дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающее всех нуждающихся детей в местах в дошкольных образовательных учреждениях.

Согласно информации, представленной 02.11.2015 в прокуратуру района исполняющим обязанности главы администрации муниципального образования Курганинский район актуальная очередь детей от 3 лет до 7, 5 лет на получение места в дошкольные учреждения Курганинского района составляет 65 детей. При этом свободных мест в детских садах района нет. Указанные дети, родители которых обратились с заявлениями о предоставлении места в дошкольное учреждение, не получили его по причине отсутствия свободных мест.

Кроме того, проведенными прокуратурой района проверками установлено, что предельная наполняемость групп в детских дошкольных образовательных учреждениях Курганинского района не соблюдается и превышает нормативы, установленные санитарно-эпидемиологическим законодательством.

При указанных обстоятельствах в течение 2-3 лет муниципальные дошкольные образовательные учреждения не смогут принимать воспитанников, так как вынуждены приводить численность контингента воспитанников в соответствие с лицензионными требованиями. Указанное подтверждается ответами на представления, внесенные прокуратурой района в адрес руководителей дошкольных учреждений образования.

Данные обстоятельства в ходе судебного заседания лицами, участвующими в деле не оспаривались.

Согласно информации, представленной 15.12.2015 года в прокуратуру района заместителем главы администрации муниципального образования Курганинский район на 9.12.2015 года детей от 3 лет до 8 лет, состоящих в актуальной очереди, нет. Общая готовность детского сада №26 ст.Родниковской Курганинского района составляет -94 %.

Как установлено судом показаниями представителя ответчика, третьего лица, письменными материалами дела, принимаемые администрацией муниципального образования меры по распределению детей состоящих в очереди и нуждающихся в предоставлении места в муниципальных дошкольных учреждениях, являются не полноценным и недостаточными для обеспечения всех нуждающихся в местах в дошкольных образовательных учреждениях, чем нарушаются гарантированные государством права детей, проживающих на территории муниципального образования Курганинский район на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. Завершение строительства детского сада №26 в ст. Родниковской Курганинского района планируется до 01.02.2015 года.

Оценивая в совокупности представленные доказательства, суд пришел к выводу, что требования прокурора Курганинского района о возложении на ответчика обязанности обеспечить на территории муниципального образования Курганинский район предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования для детей,, имеющих право на получение дошкольного образования, путем ликвидации очередности в дошкольных учреждений, с учетом имеющейся переуплатненности в дошкольных учреждениях района, являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению, поскольку судом установлен факт не обеспечения всех нуждающихся детей местом в дошкольных образовательных учреждениях, в связи с отсутствием необходимого количества мест в дошкольных образовательных учреждениях, чем нарушаются гарантированные государством права детей, проживающих на территории МО Курганинский район на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных учреждениях. При этом обязанность по организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования в силу вышеуказанных правовых норм лежит на органах местного самоуправления. При определении срока устранения нарушений суд учитывает мнение прокурора Курганинского района, который просит суд установить срок для устранения нарушения до 01 января 2016 года, а так же сообщение представителя ответчика, что детский сад №26 в ст. Родниковской Курганинского района будет сдан в эксплуатации до 1.02.2016 года, в связи с чем суд считает возможным установить ответчику срок для устранения допущенного нарушения до 01.02.2016 года, поскольку указанный срок является разумным и достаточным для устранения данного нарушения.

Вместе с тем, учитывая постоянное изменение численности детей, находящихся в очереди на получение мест в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, суд считает, доводы ответчика, что прокурором подано исковое заявление в интересах конкретных лиц, не состоятельными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Курганинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Курганинский район об обязании ликвидировать очередность в дошкольные учреждения муниципального образования Курганинский район с учетом имеющейся переуплотнённости, обеспечив предоставление 100 процентного общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Курганинский район для детей в возрасте от трех до семи лет в срок до 01.01.2016 года- удовлетворить частично.

Обязать администрацию муниципального образования Курганинский район предпринять меры, направленные на ликвидацию очередности в дошкольные учреждения муниципального образования Курганинский район с учетом имеющейся переуплотненности в детских дошкольных учреждениях, обеспечив предоставление 100 процентного общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального образования Курганинский район для детей в возрасте от трех до семи лет в срок до 01.02.2016 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Курганинский районный суд в течение месяца.

Председательствующий (подпись) М.Г. Курганский