Дело № 2-2224\2021
50RS0033-01-2021-003253-31
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 сентября 2021 года <адрес>
ОРЕХОВО-ЗУЕВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД <адрес> ОБЛАСТИ
В составе председательствующего федерального судьи Барабановой М.Е., при секретаре Просвировой Э.Э.,
С участием представителя истца ФИО10, представителя ответчика ФИО11,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился с иском к ГУ - Управление Пенсионного Фонда № по <адрес> и <адрес> области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж период работы и назначении досрочной страховой пенсии.
Свои исковые требования мотивировал тем, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 (ДД.ММ.ГГГГ г.р.) обратился в ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> области с заявлением о назначении страховой пенсии по старости досрочно на основании п.5 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ. № - ФЗ «О страховых пенсиях». В качестве доказательств наличия оснований для назначения досрочной пенсии по старости к заявлению были приложены все необходимые документы.
Решением № от ДД.ММ.ГГГГ ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления и назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с тем, что указанные должности Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена.
По мнению истца, действия ответчика являются необоснованными и влекут нарушение прав и законных интересов истца по изложенным ниже основаниям:
Согласно расчету ответчика специальный стаж работы ФИО9 составляет 10 лет 2 месяца 21 день.
Однако при оценке пенсионных прав истца ответчик не принял к зачету периоды работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Московско- Горьковской дистанции пути в должности начальника участка; (6 лет 5 мес. 6 дн.)
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекции по ремонту пути <адрес> железной дороги в должности начальника отдела промышленных предприятий; (3 г. 11 мес.9 дн.)
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути в должности начальника участка пути; (8 лет 3 мес. 19 дн.)
Данные периоды, не засчитаны в специальный стаж работы, так как указанные должности Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена.
Итого не засчитанный ответчиком специальный стаж составляет 18 лет 7 месяцев 4 дней.
В соответствии с п.3 Постановления Министерства труда и социального развития РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ установлено тождество профессий рабочих, предусмотренных Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «д» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, тем же профессиям, имевшим ранее иные наименования, которые предусмотрены Списком № производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГг. №, и которые при пересмотре соответствующих выпусков Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих были унифицированы в профессии, включенные в Список профессий рабочих, локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с под. «д» ст.12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№
Названным Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а так же профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене предусмотрена должность старшего мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
Факт работы истца в должности начальника участка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ОАО «ФИО1 железные дороги» <адрес> дистанция пути - филиал ФГУП «Московская железная дорога» МПС России (реорганизована в 2003 г. в <адрес> дистанцию пути <адрес> отделения <адрес> железной дороги филиал ОАО «ФИО1 железные дороги»), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.в дирекции по ремонту пути <адрес> железной дороги, в должности начальника отдела промышленных предприятий, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути, в должности начальника участка пути, заместителя начальника дистанции пути, подтверждается записями в трудовой книжке.
Исходя из того, что выполняемая истцом работа в указанные (не засчитанные) периоды и указанных должностях фактически выполнялась по обязанностям старшего дорожного мастера, что подтверждается должностными инструкциями и распределениями обязанностей, истец полагает, что общий специальный стаж работы составляет 28 лет 9 мес. 25 дней, что является основанием для досрочного назначения пенсии по старости.
Ссылаясь на ст. 19 Федерального Закона № 173-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», истец просил признать Решение ГУ - Управления ПФР № по <адрес> и <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, отменить Решение ГУ - Управления ПФР № по <адрес> и <адрес> области № от ДД.ММ.ГГГГ, включить периоды работы:
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути в должности начальника участка;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекции по ремонту пути <адрес> железной дороги в должности начальника отдела промышленных предприятий;
с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути в должности начальника участка пути, в специальный трудовой стаж.
Обязать ГУ - Управление ПФР № по <адрес> и <адрес> области назначить пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 4-8, 49).
Ответчик Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> области в связи с реорганизацией был заменен правопреемником ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> области.
В судебное заседание истец ФИО2 не явился.
Представитель истца ФИО10 (на основании доверенности л.д. 30) пояснила, что просит признать решение Пенсионного фонда незаконным, отменить данное решение по тем основаниям, что не были включены период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> горьковской дистанционной пути в должности начальника участка. В его должностные обязанности входили обязанности, которые выполняет старший дорожный мастер. В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в дирекции по ремонту <адрес> железной дороги в должности начальника отдела промышленных предприятий. В указанный период истец также выполнял обязанности старшего дорожного мастера. В период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности начальника участка пути, однако выполнял функции должности старшего дорожного мастера. Фактически истец все вышеназванные периоды работы выполнял обязанности должности старшего дорожного мастера, менялись только записи в трудовой книжке. Если обратиться к должностной инструкции вышеназванных должностей, то мы увидим, что они идентичны должностной инструкции должности старшего дорожного мастера. Просит удовлетворить исковые требования и обязать ответчика назначить пенсию истцу по старости.
Представитель ответчика ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> области ФИО11 (по доверенности л.д. 68) представила письменный отзыв (л.д. 37-38, 125-127). Также пояснила, что согласно справке, уточняющей особых характер работы или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии, представленной в пенсионное дело работодателем, отсутствуют оспариваемые истцом периоды работы. Тем самым работодатель не подтверждает льготный характер работы истца. Ответчик засчитал в льготный стаж работы истца те периоды, которые обозначены в данной справке.
Представитель третьего лица ОАО «РЖД» в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом (л.д. 122).
Свидетель ФИО12 показал, что ФИО2 знает по работе с начала 90-х гг. Они работали вместе на <адрес> железной дороге Ореховской дистанции пути. Свидетель работал в разных должностях, сначала дорожным мастером, потом начальником участка, главным инженером, старшим дорожным мастером, бригадиром. ФИО2 работал дорожным мастером, начальником участка, заместтелем ХЧ, потом свидетель ушел, дальше ему не известно. В <адрес> горьковской дистанции пути свидетель работал в период с ДД.ММ.ГГГГ г.
Он не помнит, какую должность занимал сам в период с ДД.ММ.ГГГГ г. работал истец, знает, что ФИО2 работал начальником участка, заместителем ХЧ. Свидетель не помнит, работал ли ФИО2 в этот период начальником участка. Свидетель в этот период работал дорожным мастером, в обязанности входили ремонт пути, обеспечение безопасности движения поездов на в вверенном ему участке. ФИО2 не был его начальником, у него был другой участок. ФИО2 исполнял свои обязанности как начальника участка, не как дорожный мастер.
Работа должностей начальника участка и старшего дорожного мастера ничем не отличаются друг от друга. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. перевели старшими дорожными мастерами, исполняли те же обязанности, что и начальник участка, должностные инструкции были одинаковыми, заработная плата немногим отличалась. Обязанности старшего дорожного мастера и начальника участка одинаковые – это обеспечение безопасности дорожного пути.
Рабочий день (как в должности старшего дородного мастера, так и начальника участка) начинался с планерки у начальника дистанции, где происходило распределение техники, и кто какими видами работ будет заниматься. Затем каждый начальник участка либо старший дорожный мастер на своем участке, у которых было в подчинении три дорожных мастера (как у начальника участка, так и у старшего дорожного мастера) проводил краткую планерку со своими мастерами и занимались указанными видами работы. Их работа заключалась в том, чтобы производить осмотр с помощью приборов (шаблонов), которые измеряют уровень и ширину положений рельсовых ниток. Определяли неисправности, записывали в книгу пункты 28, 29, участвовали в месячных комиссионных осмотрах путей, станций, которые были в нашем ведении, принимали меры по устранению данных неисправностей. При обнаружении неисправностей составлялся план работы по устранению неисправностей, если требовалось незамедлительное устранение неполадок, то незамедлительно принимали меры по их устранению. Если по нормативам неисправности терпят, то определяли сроки их устранения. Данными работами занимались как начальник участка, так и старший дородный мастер, по-разному ничего не делали, исполняли одни и те же обязанности.
В штатном расписании в период с ДД.ММ.ГГГГ г., должность была либо начальник участка, либо старший дорожный мастер.
Свидетель Свидетель №1 показал, что ФИО2 знает давно как коллегу по работе, работали на одном предприятии. Работали сначала на <адрес> дистанции пути, которая в дальнейшем была реорганизована на Московскую горьковскую дистанцию пути. Свидетель работал в период с ДД.ММ.ГГГГ г., ФИО3 пришел на работу примерно в 1991 г. С 1991 г. по ДД.ММ.ГГГГ г. свидетель с ним вместе работал. Свидетель начинал работать дорожным мастером, старшим мастером, начальником участка, заместителем начальника дистанции, затем из Ореховской дистанции перешел в <адрес>. ФИО2 начинал работать мастером, начальником участка, какое-то время работал в отделе пути.
Начальник участка отвечает за обеспечение безопасности движения поездов и в его подчинении находятся три околотка – это подразделение на железной дороге, непосредственно он руководит этой работой на околотках. В подчинении у него три дорожных мастера, у каждого мастера по 20-30 человек в своем подчинении.
С вечера запланировали, какие виды работ будут производить, следующий рабочий день начинается с инструктажа, кто, где будет работать, у кого какая техника будет, рабочие разъезжались по объектам. Затем начальник участка побывал, посмотрел на одном околотке, как идут работы, переехал на второй, на третий. В случае капитальных видов работ (смена шпал, смена стрелочных переводов и прочее) обычно работает на этих работах, руководит. Также занимается осмотром путей, их проверкой, есть определенная периодичность, когда смотреть, что смотреть согласно инструкции по текущему содержанию пути.
В должностные обязанности старшего дорожного мастера входили те же самые обязанности, что и в обязанности начальника участка, один к одному. Свидетель также был начальником участка, старшим дорожным мастером. Место работы, объект, люди не меняются, выполняли те же самые обязанности и за то же самое отвечали. Заработная плата варьировалась, чуть больше, чуть меньше. У старшего дорожного мастера заработная плата была чуть ниже, у начальника участка чуть больше.
У старшего дорожного мастера то же самое, как и у начальника участка в подчинении три дорожных мастера. Старший дорожный мастер, начальник участка – это один и тот же человек, выполняющий одни и те же обязанности, просто периодически меняется название должности. И старший дорожный мастер, и начальник участка подчиняются заместителю начальника дистанции, у них одно руководство. Обязанности старшего дорожного мастера и начальника участка идентичны, просто назвали разными словами. При смене данных должностей ничего не менялось.
Одновременно данные должности не существовали, был кто-то один из них, периодически меняли наименование данной должности. Был или начальник участка, или старший дорожный мастер. Свидетель с ФИО2 работали на одной дистанции, но на разных участках. Свидетель, в основном, работал на грузовом движении, ФИО2 работал, в основном, на пассажирском, грузовое движение у него тоже было, но реже.
Начальник отдела промышленных предприятий – это должность в отделе пути, это не старший дорожный мастер. Начальник участка, начальник дистанции пути – это то же самое, что старший дорожный мастер. Заместитель начальника дистанции пути – это высокая должность, это заместитель начальника предприятия.
Заслушав пояснения сторон, показания свидетелей, исследовав материалы дела, оценив представленные суду доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с нормами указанного закона.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального Закона «О страховых пенсиях от 28.12..2013г. № 400-ФЗ, право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют мужчины по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 12 лет 6 месяцев в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Согласно части 4 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу указанного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Подпунктом «б» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда применяется:
Список № производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах», - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших мФсто до ДД.ММ.ГГГГ
Разделом XXX «Транспорт» Списка № производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от ДД.ММ.ГГГГ№ «бригадир пути по текущему содержанию» и «дорожный мастер» не предусмотрены.
Подпунктом «г» пункта 1 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, работавшим в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, применяется Список профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом “д" статьи 12 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР”, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 272 "Об утверждении Списка профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда", в котором предусмотрены:
бригадиры (освобожденные) по текущему содержанию и ремонту пути и искусственных сооружений, занятые на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов;
мастера, старшие мастера (дорожные, мостовые, тоннельные), занятые на текущем содержании, ремонте пути и искусственных сооружений на участках магистральных железных дорог с интенсивным движением поездов.
В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ».
Пунктом 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденных постановлением Правительства РФ от 11,07.2002г. №"i‘6, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В соответствии с п.12 Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 28.11.2014г. №н для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30-32 Федерального закона «О страховых пенсиях» необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Согласно п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утвержденные Постановлением Правительства РФ от 11.07,2002 г. №, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня.
Как установлено в судебном заседании, ФИО3 обратился ДД.ММ.ГГГГ в ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ № по <адрес> и <адрес> области с заявлением об установлении страховой пенсии по старости в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от ДД.ММ.ГГГГ за № 400-ФЗ.
ДД.ММ.ГГГГ решением за № ему было отказано в связи с отсутствием необходимой продолжительности специального стажа работы в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и метрополитене.
В бесспорном порядке специальный стаж составил 10 лет 02 месяца 21 день.
Периоды работы, не включенные в специальный стаж в льготном исчислении:
- период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути в должности начальника участка не засчитан в специальный стаж работы, так как указанная должность Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена;
- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в Дирекции по ремонту пути <адрес> железной дороги в должности начальника отдела промышленных предприятий не засчитан в специальный стаж работы, так как указанная должность Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрена;
- период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> дистанции пути в должности начальника участка пути, заместителя начальника дистанции пути не засчитан в специальный стаж работы, так как указанные должности Списком профессий рабочих локомотивных бригад, а также профессий и должностей работников отдельных категорий на железнодорожном транспорте и метрополитене, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда от ДД.ММ.ГГГГ№ не предусмотрены.
Периоды работы, не включенные в страховой стаж:
периоды нахождения в административных отпусках: 4 дня в ДД.ММ.ГГГГ. не засчитаны в страховой стаж на основании Трудового Кодекса, в соответствии с пунктом 5 Разъяснения Минтруда РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ и пунктом 5 Правил от ДД.ММ.ГГГГ№. За указанные периоды судом исследованы табели учета рабочего времени (л.д. 80-100).
Страховой стаж составляет 30 лет 8 месяцев 18 дней (л.д. 9-10).
Из приказа Центральной Дирекции инфраструктуры <адрес> Дирекции инфраструктуры <адрес> дистанция пути от ДД.ММ.ГГГГ№\ПЧ «О распределении обязанностей между начальником дистанцити пути и его заместителями» следует, что на заместтеля начальника дистанции по текущему содержанию пути (ПЧЗ) ФИО2 были возложены обязанности:
Осуществление общего руководства подразделениями дистанции пути 4,5,6 участков, персональная ответственность в вопросах обеспечения текущего содержания пути, безопасности движения поездов, осущесвление контроля за работой бригад планово-предупредительного ремонта, бригад по неотложным работам, ведение вопросами за устойчивую работу путевого хзяйства, организация работы по эффективному проведения «окон» с использованием путевых машин и механизмов, организация работы по обеспечению содержания в исправном состоянии железнодорожного пути и переездов, разработка и выполнение планов ремонта пути и сооружений, обеспечивающих бесперебойное движение поездов с установленными скоростями, организация подготовки хозяйства динстанции пути к работе в зимних условиях, ведение вопросами эксплуатации путевых машин и автомобильно транспорта и т.п. (л.д.11-15).
Таким образом, должность заместителя начальника дистанции пути не связана с непосредственным осуществлением организации перевозок и обеспечением безопасности движения на железнодорожном транспорте и метрополитене, а истец не относится к лицам, пользующимся правом на пенсионное обеспечение по заявленным им основаниям.
Распоряжением ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждены квалификационные характеристики и разряды оплаты труда должностей руководителей, специалистов и служащих ОАО «РЖД». В должностные обязанности мастера дорожного (включая старшего) входит: осуществление руководства возглавляемого им участка, обеспечение выполнения ремонта работ по ремонту и текущему содержанию верхнего строения пути, земляного полотна, искусственных сооружений, механизмов… для обеспечения безопасности и бесперебойности движения поездов, обеспечение бригады материалами, механизмами, специальной одеждой, средствами индивидупальной защиты, инструментом, сигнальными принадлежностями, контроль строгое соблюдение правил и технологии производства путевых работ, контролирует расходование фонда оплаты труда, принимает участие в приемке законченных работ, устанавливает и доводит производственные задания бригадам в соответствии с планами и графиками, осуществялет производственный инструктаж и т.п. (л.д. 16-19).
Согласно должностной инструкции начальника участка пути <адрес> дистанции пути Центральной дирекции инфрпаструктуры <адрес> дистанция пути ОАО «РЖД» от ДД.ММ.ГГГГ в его обязанности входит:
Обеспечение содержания пути, в том числе на искусственных сооружениях, стрелочных переводах железнодорожных переездах и путевых устройствах в пределах участка в технически исправном состоянии, обеспечение работниками технологии выполнения работ, осмотр пути на протяжении всего участка, участие в весеннем, осеннем, зимнем, очередных, внеочередных осмотрах пути и стрелочных переводов, переездов, комиссионных осмотрах станций с последующим контролем устранения недостатков, комплексный анализ состояния объектов инфраструктуры, используя программный комплекс ЕК АСУИ, на основании чего планировать работу бригадам на участке, совместно с ПД планировать выполнение работ на участке по текущему содержанию пути, сопровождать путеизмерительные вагоны и мотрисы, лично организовывать работы на километрах, оцененных вагоном-измерителем как неудовлетворительные, осуществлять контроль по своевременнному устранению неисправностей, выявленных вагоном-измерителем, проводить техническую учебу, руководить работами в «окно», проводить внезапные проверки выполнения обязанностей работниками участка, проверять состояние пути осмотром участка в голове локомотива, организовывать работу общественных инспекторов (л.д. 20-22).
Таким образом, должностные обязанности старшего дорожного мастера и начальника участка отличаются. Согласно письму ОАО «РЖД» ФИО2 работал в <адрес> дистанции пути до ДД.ММ.ГГГГ, штатное расписание (хранится 10 лет), разъяснения, должностную инструкцию «старшего дорожного мастера» и «начальника участка» за период с ДД.ММ.ГГГГ г. нет возможности предоставить по истечению срока давности хранения. Замена должностей «начальника участка» и «старшего дорожного мастера» (и обратно) не производилась. В штатном расписании за период с ДД.ММ.ГГГГ. <адрес> дистанции пути были должности «начальник участка» и «дорожный мастер». ФИО2 работал в должности «начальника участка» с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 124).
Информация по занимаемым ФИО2 должностям отражена в архивной справке от ДД.ММ.ГГГГ, за период с ДД.ММ.ГГГГ г. сведений о совмещении профессий не имется (л.д. 128).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ) (Определение ВС РФ от ДД.ММ.ГГГГ по делу №-КГ17-13).
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В статье 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при наличии определенных условий, в числе которых страховой стаж, то есть суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27- ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ).
Из положений ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 11 и 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица на дату рассмотрения права за спорные периоды работы отсутствуют условия для досрочного назначения страховой пенсии, отсутствует код льготы. Кроме того, за спорные периоды работы (начиная с 2013 года) работодателем не производилась уплата дополнительного тарифа в ПФР (Дело № л.д. 35-39).
Положение части 3 статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», устанавливающее ограничение допустимости такого средства доказывания, как свидетельские показания при определении характера работы, обусловлено особенностями возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в частности в случаях выполнения работ с особыми условиями труда, которые требуют точного определения как характера осуществляемой деятельности, так и условий, в которых она производилась, а также постоянной занятости в течение полного рабочего дня на определенных работах. Такое правовое регулирование согласуется со статьей 60 ГПК Российской Федерации, закрепляющей, что обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, обеспечивает реализацию пенсионных прав граждан и не может расцениваться как нарушающее их конституционные права (Определение Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 344-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО5 на нарушение его конституционных прав частью 3 статьи 14 Федерального Закона «О страховых пенсиях»).
Согласно Порядку подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (Приложение к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н), характер работы и иные факторы (показатели), предусмотренные законодательством и обусловливающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, свидетельскими показаниями не подтверждаются.
Показания свидетелей в части наличия одновременно только должности «старшего мастера» или «начальника участка» противоречат представленным ОАО «РЖД» сведениям, кроме того, не могут использоваться в качестве доказательства в силу указанного.
Учитывая, что работодатель, определяя периоды работы истца на работах, дающих право на назначение досрочной пенсии, сведения о нем, как о застрахованном лице подавал без указания кода льготных условий, что подтверждается выпиской из лицевого счета, законных оснований для включения в специальный стаж истца спорных периодов у суда не имеется.
Учитывая вышеизложенное, в удовлетворении заявленных требований ФИО2 суд полагает необходимым отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 195-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 к ГУ – Главное Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации № по <адрес> и <адрес> области о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной страховой пенсии оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд в течение месяца.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: Барабанова М.Е.