ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2225/19 от 17.03.2020 Киселевского городского суда (Кемеровская область)

Дело№2-284/2020; УИД 42RS0010-01-2019-003114-89

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

Киселевский городской суд Кемеровской области

в составе председательствующего судьи Ильиной Н.Н.

при секретаре Анчуковой Н.В.,

с участием представителя истца - помощника прокурора г.Киселевска Гребенкиной И.В.,

представителя ответчика Муниципального бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» - ФИО1, действующая на основании Устава,

представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Киселевского городского округа – ФИО2, действующей на основании доверенности от 17 января 2020 года, сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Киселевске

«17» марта 2020 года,

гражданское дело по иску прокурора города Киселевска, в интересах неопределенного круга лиц, к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию входной двери,

у с т а н о в и л:

Истец, прокурор города Киселевска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчикам Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Централизованная библиотечная система», Управлению культуры Киселевского городского округа о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию входной двери.

Свои требования обосновывает тем, что прокуратурой города Киселевска проведена проверка исполнения законодательства в области социальной защиты инвалидов. В ходе проведения проверки установлено следующее.

Муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система» предоставлено на праве оперативного управления нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м на первом этаже здания, расположенного по адресу: ул.Ленина, 40, г.Киселевск, для использования в качестве Центральной детской библиотеки.

Проверкой, проведенной прокуратурой города Киселевска, выявлены нарушения требований законодательства в области социальной защиты инвалидов. Наружные лестницы не оборудованы пандусами, размер площадки составляет 1,2 х 1,6. Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 25 декабря 2019 года. Согласно п. 1.1 СП 59.13330.2016, требования данного документа необходимо учитывать для разработки проектных решений общественных, жилых и производственных зданий, которые должны обеспечивать для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения - маломобильных групп населения равные условия жизнедеятельности с другими категориями населения, основанные на принципе универсального проекта (дизайна). Настоящий свод правил распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.

В случае невозможности при реконструкции, капитальном ремонте зданий и сооружений полного приспособления объекта для нужд МГН следует осуществлять проектирование архитектурно-строительных, инженерно- технических решений и организационные мероприятия по адаптации объектов в рамках "разумного приспособления".

По смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд маломобильных групп населения.

При этом предусмотрено несколько вариантов приспособления в соответствии с п.8.1.2 СП 59.13330.2016, в соответствии с которым в зависимости от объемно-планировочных решений здания, от расчетного числа маломобильных посетителей, функциональной организации учреждения обслуживания следует применять один из двух вариантов форм обслуживания:

вариант "А" (универсальный проект) - доступность для инвалидов любого места в здании, а именно - общих путей движения и мест обслуживания - не менее 5% общего числа таких мест, предназначенных для обслуживания;

вариант "Б" (разумное приспособление) - при невозможности доступного оборудования всего здания выделение в уровне входа специальных помещений, зон или блоков, приспособленных для обслуживания инвалидов, с обеспечением всех видов услуг, имеющихся в данном здании.

Как было указано, муниципальному бюджетному учреждению «Централизованная библиотечная система» (далее - МБУ ЦБС) было передано в оперативное управление нежилое помещение площадью <данные изъяты> кв.м, расположенное по адресу: ул. Ленина, 40, г. Киселевск, для использования в качестве Центральной детской библиотеки.

Учредителем МБУ ЦБС является управление культуры Киселевского городского округа.

Согласно представленным пояснениям руководителей, установка пандуса только планируется в 2020 году. Однако на территории Киселевского городского округа проживают дети-инвалиды, пользующиеся услугами объекта культуры - Центральная детская библиотека. И обозначенный срок для устранения нарушений не может считаться разумным, поскольку доступ к услугам должен быть обеспечен в момент обращения для получения услуги.

Круг лиц, являющихся инвалидами и пользующихся услугами объекта культуры - Центральная детская библиотека, установить не представляется возможным.

Такие обстоятельства в соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предоставляют прокурору право обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в сфере социальной защиты.

На основании изложенного просит возложить обязанность на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», а в случае отсутствия денежных средств - на Управление культуры Киселевского городского округа, привести порог входной двери в помещение Детской библиотеки, расположенного по адресу: ул.Ленина, г.Киселевск, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016; установить пандус в помещение Детской библиотеки, расположенного по адресу: ул.Ленина, г.Киселевск, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016. В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установить срок в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, в течение которого указанные действия должны быть исполнены.

Определением Киселевского городского суда Кемеровской области от 11 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечена Администрация Киселевского городского округа.

В судебном заседании представитель истца прокурора города Киселевска – Гребенкина И.В. полностью поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Управления культуры Киселевского городского округа о дне рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, возражений по иску не представил, о рассмотрении дела в отсутствие представителя не просил.

Представитель ответчика Муниципального бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система» - ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, указывая на то, что пандус в помещении Детской библиотеки, расположенном по адресу: ул.Ленина, 40, г.Киселевск, отсутствует из-за отсутствия финансовых средств. Установка пандуса планируется в 2020 году.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора – Администрации Киселевского городского округа – ФИО2 в судебном заседании также возражала против удовлетворения заявленных требований, при этом пояснила, что бюджет на 2020 год уже утвержден, установка пандуса в помещении Детской библиотеки по ул.Ленина, 40 г.Киселевска, в бюджет не заложена. В связи с чем, отсутствуют денежные средства для установки пандуса по указанному адресу.

Заслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

На основании ст.7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения. Реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений, их комплексов, средств связи и информации без приспособлений для доступа и использования их инвалидами не допускается. При разработке проектной документации на реконструкцию и капитальный ремонт зданий и сооружений должны предусматриваться все необходимые мероприятия по обеспечению жизнедеятельности инвалидов в соответствии с требованиями нормативных документов.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.

Статья 9 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" устанавливает, что реализация основных направлений реабилитации, абилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной, транспортной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации, абилитации инвалидов.

В соответствии со ст.15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам. В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги. Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 14 ноября 2016 года N 798/пр утвержден "СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", в котором реализованы требования Федерального закона от 29 декабря 2004 года №190-ФЗ "Градостроительный кодекс Российской Федерации", Федерального закона от 24 ноября 1995 года №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", Федерального закона от 27 декабря 2002 года №184-ФЗ "О техническом регулировании", Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

Пунктами 5.1.14, 5.1.15 СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в части общих требований к зданиям, сооружениям и их участкам, предусмотрено, что лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами, а при необходимости - другими средствами подъема. Длина непрерывного марша пандуса не должна превышать 9,0 м, а уклон не круче 1:20 (5%). Длина горизонтальной площадки прямого пандуса должна быть не менее 1,5 м. В верхнем и нижнем окончаниях пандуса следует предусматривать свободные зоны размерами не менее 1,5 x 1,5 м. Аналогичные площадки (не менее 1,5 x 1,5 м) должны быть предусмотрены при каждом изменении направления пандуса. Пандусы должны иметь двухстороннее ограждение с поручнями на высоте 0,9 и 0,7 м с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам. Расстояние между поручнями пандуса одностороннего движения должно быть в пределах 0,9 - 1,0 м. По продольным краям марша пандуса следует устанавливать бортики высотой не менее 0,05 м. Верхний и нижний поручни пандуса должны находиться в одной вертикальной плоскости. Размеры длины и высоты поручней всех лестниц и пандусов допускается изменять по месту в пределах +/- 0,03 м.

Судом установлено, что 25 декабря 2019 года прокуратурой города Киселевска проведена проверка исполнения законодательства о защите инвалидов, по результатам которой установлено, что вход в здание Центральной детской библиотеки, расположенной по адресу: ул.Ленина, 40, г.Киселевск, не оборудован специальными приспособлениями, обеспечивающими беспрепятственный доступ маломобильных групп населения - отсутствует пандус (л.д.39).

Непринятием мер по реконструкции крыльца здания Центральной детской библиотеки в виде обустройства пандусом или подъемным устройством и поручнями нарушаются требования законодательства о создании условий, обеспечивающих доступность для детей-инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно п.п.1.4, 1.5 Устава муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» по организационно-правовой форме относится к муниципальным учреждениям, по типу - к бюджетным учреждениям.

На основании п.1.7 Устава учредителем Учреждения является муниципальное образование «Киселевский городской округ», функции и полномочия которого осуществляет управление культуры Киселевского городского округа.

Согласно п.1.19 Устава в состав Учреждения входит, в том числе, Центральная детская библиотека (ул.Ленина, 40).

В силу п.3.1 Устава имущество муниципального бюджетного учреждения культуры «Централизованная библиотечная система» закрепляется за ним на праве оперативного управления, а в силу п.3.5 Устава источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются: имущество, закрепленное за ним на праве оперативного управления; субсидии из бюджета Киселевского городского округа; средства спонсоров и добровольные пожертвования граждан; иные источники, не запрещенные действующим законодательством.

В соответствии с п.3 ч.1 ст.17 Федерального закона от 06 октября 2003 года №131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

В соответствии с п.3 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" муниципальные задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, то есть в настоящем случае Управление культуры Киселевского городского округа. Оно же, в соответствии с п.6 ст.9.2 упомянутого Федерального закона финансово обеспечивает выполнение муниципального задания бюджетными учреждениями образования в виде субсидий из бюджета Киселевского городского округа в определенном администрацией муниципального образования порядке. В соответствии с п.9 ст.9.2 Федерального закона от 12 января 1996 года №7-ФЗ "О некоммерческих организациях" имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления. Собственником имущества муниципального бюджетного учреждения является муниципальное образование.Функции и полномочия учредителя осуществляются администрацией Киселевского городского округа в лице Управления культуры Киселевского городского округа, которое в соответствии с п. 1.5 Положения об Управлении культуры Киселевского городского округа, утвержденного решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 24 октября 2013 года №67-н, является юридическим лицом.

На основании п.1.2 В соответствии с п.2.1.7 Положения «Об управлении культуры Киселевского городского округа», утвержденного решением Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 24 октября 2013 года №67-н, Управление культуры Киселевского городского округа является органом местного самоуправления Киселевского городского округа, осуществляющим политику в сфере культуры населения городского округа.

В соответствии с п.2.1.7 Положения задачами деятельности Управления является укрепление материально-финансовой базы учреждений культуры.

Согласно п.п.2.2.2, 2.2.18 Положения, с учетом Решения Совета народных депутатов Киселевского городского округа №1-н от 26 января 2017 года «О внесении изменений и дополнений в Решение Совета народных депутатов Киселевского городского округа от 24 октября 2013 года №67-н «Об утверждении Положения «Об управлении культуры Киселевского городского округа» к функциям Управления относится обеспечение организации библиотечного обслуживания населения и реализация мер по обеспечению прав граждан на предоставление архивной информации, выполнение функций главного распорядителя бюджетных средств для муниципальных казенных учреждений культуры в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что за Муниципальным бюджетным учреждением культуры «Централизованная библиотечная система» зарегистрировано на праве оперативного управления нежилое помещение, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: ул.Ленина, 40, пом.1, г.Киселевск, Кемеровская область (л.д.43).

В связи с тем, что вход в помещение Детской библиотеки, расположенной по ул.Ленина, 40, г.Киселевска не оборудован средствами подъема для людей с ограниченными возможностями, а именно: пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры, а также в связи с отсутствием финансирования со стороны ответчика Управления культуры Киселевского городского округа на устранение допущенного нарушения, суд считает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора города Киселевска о понуждении к совершению действий по установке пандусов и оборудованию порога входной двери в учреждение культуры.

В соответствии со ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает разумным установить ответчикам срок для совершения данных действий – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

р е ш и л:

Возложить обязанности на муниципальное бюджетное учреждение культуры «Централизованная библиотечная система», а в случае отсутствия денежных средств – на Управление культуры Киселевского городского округа, привести порог входной двери в помещение Центральной детской библиотеки, расположенное по адресу: ул.Ленина, 40, г.Киселевск, Кемеровская область, в соответствие с требованиями СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001»; установить пандус на входе в помещение Центральной детской библиотеки, расположенное по адресу: ул.Ленина, 40, г.Киселевск, Кемеровская область, в соответствии с требованиями СП 59.13330.2016 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Установить срок для исполнения решения суда – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в месячный срок с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 24 марта 2020 года.

Председательствующий Н.Н. Ильина

Решение в законную силу не вступило.

В случае обжалования судебного решения сведения об обжаловании и о результатах обжалования будут размещены в сети «Интернет» в установленном порядке