ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2227/18 от 31.10.2018 Октябрьского районного суда г. Барнаула (Алтайский край)

Дело №2-2227\2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 октября 2018 г. г. Барнаул

Октябрьский районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

Председательствующего судьи Авсейковой Л.С.

При секретаре Инюшиной Е.В.

С участием прокурора Фарафоновой Т.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску П. к Алтайской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

П. А.А. проходил службу в таможенных органах с 13.09.2002г. В связи с сокращением штатов в Алтайской таможне истец был 03 сентября 2018 года уволен с занимаемой должности старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни. Полагая, что увольнение произведено незаконно, истец обратился в суд с иском к Алтайской таможне о признании его увольнения незаконным и возмещении морального вреда.

В обоснование иска он указал, что ответчиком была нарушена процедура увольнения, поскольку не были предложены вакантные должности, имеющиеся у него на момент его увольнения.

В судебном заседании истец и его представитель на иске настаивали и просили суд иск удовлетворить в полном объеме. Они поддержали доводы, изложенные в исковом заявлении. Истец пояснил, что он уволен неправомерно. Ему не предложили имеющиеся вакантные должности, имеющиеся у ответчика.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения иска в полном объеме. Поддержал доводы, изложенные в письменных отзывах. Он пояснил, что истец уволен в соответствии с требованием Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Образование истца не позволяло ему замещать иные вакантные должности. Должность старшего государственного таможенного инспектора ОТОиТК ТТП, которая стала вакантной по истечению двух месяцев со дня предупреждения истца об увольнении, ответчик не обязан был предлагать истцу. Кроме того, названная должность также подлежит сокращению.

Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, заслушав заключение прокурора полагавшего, что иск удовлетворению не подлежит, суд приходит к выводу об отказе истцу в удовлетворении заявленных требований, поскольку у ответчика имелись основания для увольнения истца в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы и им был соблюден установленный законом порядок увольнения по названному выше основанию.

Факт сокращения замещаемой истцом должности гражданской службы имел место. Данный факт подтверждается представленными ответчиком штатными расписаниями и приказом Сибирского таможенного управления №180 от 09.06.2018г., приказом Алтайской таможни №316 от 15.06.2018г.

Трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случаях ликвидации организации либо прекращения деятельности индивидуальным предпринимателем; сокращения численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, что предусмотрено пунктами 1, 2 части 1 ст. 81 трудового кодекса Российской Федерации. Глава 27 названного кодекса устанавливает гарантии и компенсации работникам, связанные с расторжением трудового договора.

Так в ст. 180 этой главы при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в соответствии с частью третьей ст. 81 названного кодекса, согласно которой о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

В силу ч. 7 ст. 11 Трудового кодекса РФ на государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе.

Из приведенных нормативных положений следует, что действие трудового законодательства распространяется на отношения, связанные с государственной гражданской службой, только в части, не урегулированной специальным законодательством.

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе в Российской Федерации" о чем указано в статье 2 этого закона.

Пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрено, что служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращение должностей гражданской службы в государственном органе.

Полторанин А.А. был принят на службу в таможенные органы 13.09.2002г. В последствии, истец 12.11.2014 был назначен на должность старшего государственного энного инспектора отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного приказ таможни от 30.10.2014 № 801-к.

Приказом Сибирского таможенного управления oт 15.06.2018 № 180 «Об организационно-штатных вопросах в таможенных органах Сибирского таможенного управления и о внесении изменений в штатное расписание Сибирского таможенного управления» в Алтайской таможне было инициировано проведение организационно-штатных мероприятий с целью совершенствования структуры и повышения эффективности деятельности таможенных органов Сибирского таможенного управления.

Приказом Алтайской таможни от 15.06.2018 № 316 «Об организационно-штатных мероприятиях в Алтайской таможне» в отделе таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста подлежали сокращению 2 должности главного государственного таможенного инспектора, 3 должности старшего государственного таможенного инспектора и 1 должность государственного таможенного инспектора.

Судом установлено, что истец был письменно уведомлен о предстоящем увольнении с 23 августа 2018 г. с гражданской службы в соответствии с п.8.2 ч.1 ст.37 Федерального Закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе). Уведомление от 20.06.2018года № 29-57 \0108 истцу было вручено 22 июня 2018г., что подтверждается его подписью на этом уведомлении.

Ответчиком с истцом было проведено собеседование 09.08.2018, результаты которой были отражены в листке собеседования от 9 августа 2018 года. Согласно листка собеседования с истцом ответчиком истцу были предложены имеющиеся на момент проведения организационно-штатных мероприятий вакантные должности старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Алтайской таможни ( г. Горняк), вводимая в штатное расписание Алтайской таможни с 24 августа 2018года, вакантная должность старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Алтайской таможни (с. Кулунда). В названном листке собеседования истец написал, что от предложенных должностей он отказывается, данные вакансии ухудшают материальное положение и потребуют дополнительных расходов по найму жилья, с увольнением по организационно-штатным мероприятиям согласен.

Судом также установлено, что 9 августа 2018года истец также был ознакомлен с перечнем вакансий в ФГС Алтайской таможни на 09.08.2018г. также с вакансиями на 24 августа 2018года.

Как пояснил представитель ответчика и подтверждается штатными расписаниями с 24 августа 2018года вводились новые штатные должности.

Начальником Алтайской таможни был издан приказ № 363 к от 13 августа 2018г. об увольнении истца с 23 августа 2018 г. с занимаемой им должности в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

В связи с нетрудоспособностью истца названный приказ был отменен приказом начальника Алтайской таможни от 23 августа 2018года № 434-к «Об отмене приказа Алтайской таможни 13 августа 2018 г. -К «Об увольнении А.А. П.». По окончании временной нетрудоспособности истца начальник Алтайской таможни 31 августа 2018 г. издал приказ № 458-К «Об увольнении А.А. П.», согласно которому ДД.ММ.ГГГГ с государственной гражданской службы в таможенных органах Российской Федерации референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 класса П. (Ч-121081), старший государственный таможенный инспектор отдела таможенного досмотра Барнаульского таможенного поста Алтайской таможни уволен в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе).

В силу части 1 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом: 1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки; 2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.

Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Довод стороны истца о том, что истцу как гражданскому служащему ответчик должен был предоставить вакантные должности, соответствующие его квалификации, профессиональному образованию, стажу гражданской службы и стажу работы по специальности, однако им этого не было сделано, суд не принимает во внимание, поскольку полагает, что они основаны на ошибочном толковании положений части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации".

В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2.части 1статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с п.8.3 ч.1 ст.37 этого же закона.

Доводы стороны истца о том, что истец в нарушение требований трудового законодательства не предложил истцу все имеющиеся вакантные должности в период со дня предупреждения об увольнении по день увольнения, суд не принимает как основание для признания увольнения истца незаконным по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец после собеседования на имя начальника Алтайской таможни 26.06.2018г. направил заявление, в котором просил назначить его на свободные вакантные должности в алтайской таможне, имеющиеся в г. Барнауле, в том числе должности старшего или главного государственного таможенного инспектора в отделе по контролю за возом и оборотом товаров.

Иных заявлений истец не подавал, а названное заявление не отзывал. Таким образом, истец не уведомил работодателя о намерении проходит службу в других населенных пунктах.

Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.

Исходя из указанной нормы, у ответчика отсутствовала обязанность предлагать истцу вакантные должности, относящиеся к иной категории и группе должностей государственной гражданской службы, чем те, которые соответствовали бы замещаемой им должности.

Согласно Реестру должностей федеральной государственной гражданской службы, утвержденному Указом Президента РФ от 31.12.2005 № 1574, должность старшего государственного таможенного инспектора таможни (таможенного поста) относится к старшей группе должностей категории «специалисты».

Однако должность специалиста 1 разряда кинологического отдела относится к младшей группе должностей категории «обеспечивающие специалисты». Учитывая это, должности такой категории и группы в силу статьи 31 Закона № 79-ФЗ Алтайская таможня не должна была предлагать П.П.. Функциональные знания, предъявляемые к должности специалиста 1 разряда кинологического отдела (с исполнением должностных обязанностей вс. Ташанта) имеют свою специфику, не позволяющую замещать данную должность лицу без специальной подготовки. В пункте 7.6 должностного регламента специалист 1 разряда кинологического отдела должен обладать следующими функциональными знаниями: теоретические основы дрессировки служебных собак; методика и техника дрессировки служебных собак практическая дрессировка служебных собак по приемам общего и специального курса; правила содержания и ветеринарно-санитарное обслуживание собак. Согласно пункту 7.7 должностного регламента специалист 1 разряда кинологического отдела должен обладать следующими функциональными умениями: практическая дрессировка служебных собак по приемам общего и специального курса; практическое применение собак в кинологической деятельности таможенных органов подготовка информационно-аналитических материалов, иных документов по вопросам служебной деятельности. В должностные обязанности также входит применение служебной собаки.

Как следует из диплома истца, выданного ему Алтайским государственным университетом им. И.И. Ползунова 20 июня 1997года за номером истец не имеет специальности инженер. Согласно названному диплому ему присуждена квалификация инженера по специальности " Машины и аппараты пищевых производств".

Доводы истца, о том, что ответчик необоснованно отдал предпочтение при замещении вакантной должности Ю., а не ему, не нашли своего подтверждения.

Из должностного регламента старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Алтайской таможни, утвержденным 18.07.2018 года, следует, что гражданский служащий, замещающий должность старшего государственного таможенного инспектора отдела должен иметь одну из следующих специальностей (направлений подготовки): укрупненных групп специальностей, направлений подготовки: «Юриспруденция», «Информатика и вычислительная техника», «Экономика и управление»; специальности, направления подготовки: «Торговое дело», « товароведение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» или иные специальности и направления подготовки, для которых законодательством об образовании Российской Федерации установлено соответствие указанным специальностям и направлениям подготовки. Как указывалось из представленных истцом документов об образовании он не имеет образования, которое указано в названном должностном регламенте старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Алтайской таможни.

В связи с этим ответчик правомерно не предложил истцу названную должность.

Кроме того, судом установлено, что на замещение должности старшего государственного таможенного инспектора отдела по контролю за ввозом и оборотом товаров Алтайской таможни выразила согласие Ю., должность которой также подлежала сокращению, и которая была предупреждена об увольнении, что подтверждается листком собеседования от 09.06.2018г.

Из пояснений представителя ответчика, которые являются в силу ст. 55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательством, следует, что Ю. в отличие от истца, имеет образование соответствующее требованиям должностного регламента.

Как предусмотрено ст. 31 Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.

Согласно ст. 12 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ 7. квалификационные требования к знаниям и умениям, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности гражданского служащего его должностным регламентом. Должностным регламентом гражданского служащего (далее - должностной регламент) могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки, которые необходимы для замещения должности гражданской службы. Федеральным государственным органом по управлению государственной службой в целях оказания государственным органам методологической помощи формируется справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности гражданских служащих.

Согласно представленным должностным регламентам вакантных должностей, в том числе старшего государственного таможенного инспектора отдела эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения Алтайской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела коммуникаций, связи и системотехнического обеспечения средств вычислительной техники информационно- технической службы Алтайской таможни, старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни группы должностей соответствующей той, которую занимал истец, предусматривают требование о наличии образования по направлениям подготовки, которая у истца отсутствует. Специальность истца ими не предусмотрена. Этот подтверждается письмом Минобрнауки России от 24 июня 2014 г. N АК-1666/05 "Об установлении соответствий при утверждении новых перечней профессий, специальностей и направлений подготовки указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки". В соответствии с пунктом 5.2.3 Положения о Минобрнауки России, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты о соответствии отдельных профессий, специальностей и направлений подготовки, указанных в новых перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки, профессиям, специальностям и направлениям подготовки, указанным в предыдущих перечнях профессий, специальностей и направлений подготовки.

Согласно Справочнику квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, утвержденному Минтрудом России в числе рекомендуемых специальности и направления подготовки укрупненных групп специальностей, направлений подготовки "Машиностроение" указано П.24.6. «Вид профессиональной служебной деятельности Регулирование в сфере классификации товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза» федерального государственного органа Федеральная таможенная служба и П.24.7. «Вид профессиональной служебной деятельности Регулирование в сфере происхождения товаров и представления тарифных преференций» федерального государственного органа Федеральная таможенная служба. Наличия вакантных должностей по этим направлениям деятельности истцом не доказано.

Суд, исходя из выше приведенных норм права, также соглашается с доводами ответчика о том, что обязанность предлагать истцу вакантную должность по истечении двухмесячного срока после предупреждения о предстоящем увольнении в связи с сокращением занимаемой должности, отсутствует.

Согласно ст. 73 названного закона федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, содержащие нормы трудового права, применяются к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ

В отличии от ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации специальная норма права, изложенная в части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" возлагает на государственный орган обязанность предлагать вакантные должности в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении.

Вакантная должность старшего государственного таможенного инспектора отдела таможенного оформления и таможенного контроля Ташантинского таможенного поста Алтайской таможни стала вакантной 28 августа 2018года, т.е по истечении двух месяцев со дня предупреждения истца о сокращении занимаемой им должности с 23 августа 2018года.

Данный факт истец не опровергал и в судебном заседании.

Статья 237 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора.

В случаях увольнения без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения либо незаконного перевода на другую работу суд может по требованию работника вынести решение о взыскании в пользу работника денежной компенсации морального вреда, причиненного ему указанными действиями, о чем указано в ст. 394 названного кодекса.

Поскольку судом установлено, что истец уволен в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства и не подлежит восстановлению на работе, то его требование о возмещении морального вреда удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В иске П. к Алтайской таможне о признании увольнения незаконным, восстановлении на работе, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 1 месяца со дня вынесения судом решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Барнаула.

Председательствующий: Л.С. Авсейкова