ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2228/13 от 05.11.2013 Темрюкского районного суда (Краснодарский край)

ДЕЛО № 2-2228/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк                                                                                                   05.11.2013 г.

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

Председательствующего судьи Курбановой Е.Н.

С участием помощника прокурора Темрюкского района Воронцова А.В.

Представителя администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности ФИО1

Представителя Управления образованием администрации МО Темрюкский район, действующей по доверенности ФИО2

Директора МБДОУ ДС № ФИО3

при секретаре Матвиенко Л.Ю.

рассмотрев исковое заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образованием администрации МО <адрес>, администрации МО <адрес>, к МБДОУ ДС № о признании незаконным бездействия, выразившееся в ненадлежащем проведении организационных мероприятий по обеспечению физической защиты объекта образовательного учреждения,

У С Т А Н О В И Л:

<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению образованием администрации МО <адрес>, МБДОУ ДС № и просит суд признать незаконным бездействие Управления образованием МО <адрес> и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11, выразившееся в непринятии должных мер призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, а также обязать муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № устранить в полном объёме допущенные нарушения, путём обеспечения охраной образовательного учреждения в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации».

30.10.2013г. в Темрюкский районный суд поступило уточненное исковое заявление, в котором прокурор просит признать незаконным бездействие Управления образованием МО <адрес> и муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 11, выразившееся в непринятии должных мер призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, а также обязать администрацию муниципального образования Темрюкскийрайон и муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № устранить в полном объёме допущенныенарушения, путём обеспечения охраной муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № лицом (лицами), имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Свои требования обосновал тем, что в ходе прокурорской проверки готовности образовательных учреждений к осуществлению образовательного процесса в новом 2013-2014 году установлено, что муниципальным бюджетным дошкольным образовательным учреждением детский сад № договор с частным охранным предприятием, имеющим лицензию на осуществление охранных услуг не заключен. Охрана образовательного учреждения и обеспечение внутри объектового и пропускного режимов в нем осуществляется лицом, не имеющим статуса частного охранника и не являющимся работником частной охранной организации.

    Таким образом, непринятие мер со стороны руководства муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № при отсутствии должного уровня контроля и руководства со стороны Управления образованием МО <адрес> организационных мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а так же влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, находящихся в указанном учреждении, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанного образовательного учреждения, количество которых постоянно меняется и является неопределенным кругом лиц, в связи с чем, прокурор обратился в суд с указанным иском.

В судебном заседании помощник прокурора Воронцов А.В. уточнил исковые требования и просил признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в МБДОУ ДС № охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности, а также обязать администрацию МО <адрес> в 2014г. выделить из бюджета МО <адрес> на безопасность образовательного учреждения и профилактику терроризма и экстремизма в части обеспечения в МБДОУ ДС № охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности и обязать Управление образованием администрации МО <адрес> и МБДОУ ДС № принять меры по обеспечению охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности по мере поступления соответствующих денежных средств, ссылаясь на те же обстоятельства.

В связи с уточненными исковыми требованиями, прокурор просил привлечь в качестве соответчика администрацию муниципального образования <адрес>, так как в соответствии с п.1.2 Устава МБДОУ ДС № учредителем МБДОУ ДС № является муниципальное образование <адрес>. Органом, осуществляющим функции Учредителя и собственника имущества, является администрация муниципального образования <адрес>.

Указанное ходатайство прокурора удовлетворено и определением суда в качестве соответчика привлечена к участию в деле администрация МО <адрес>.

Соответчик представитель Управления образованием администрации МО <адрес>, действующая по доверенности ФИО2 (л.д.32), в судебном заседании согласилась с уточненными исковыми требованиями, пояснив, что в муниципальном образовании <адрес> 88 объектов образования, в том числе: 33 школы, 48 дошкольных образовательных учреждений, 7 учреждений дополнительного образования детей, штатным расписанием которых предусмотрено наличие четырех ставок сторожей (вахтеров), что позволяет осуществлять круглосуточный контроль на объекте образования, которым должностной инструкцией сторожа (вахтера) вменено в обязанность работника осуществление пропускного режима в здание учреждения, а в дошкольных образовательных учреждениях и на территорию образовательного учреждения с ведением соответствующего журнала. Учреждения образования не оказывают охранных услуг другим учреждениям, а лишь реализуют возложенную на них ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, и работников образовательных учреждений в пределах выделенных средств и штатными сотрудниками учреждения.

        В муниципальном образовании <адрес> действуетмуниципальная целевая программа «Безопасность образовательныхучреждений <адрес>» на 2012-2013 годы. Данная программафинансируется из средств краевого и местного бюджетов, общеефинансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципальногобюджета 11 090 800 рублей, и которой предусмотрено выполнениемероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности. На мероприятия по антитеррористической безопасности из муниципальногобюджета выделено 2 748 100 рублей из них 2 025 000 рублей на оплату услугчастным охранным предприятиям, за счет которых осуществляетсяохрана в двенадцати общеобразовательных учреждениях и оплата услуг покруглосуточному наблюдению за объектами образования. По условиям программы, финансирование мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета. На основании сметного расчета, для обеспечения специализированной охраной учреждений образования только на время пребывания в них детей необходимо 22 659 780 рублей, а для осуществления круглосуточной охраны – 72 401 400 рублей, однако, такие средства не выделяются муниципальным бюджетом.

В целях антитеррористической и противодиверсионной защищенности объектов образования, во всех образовательных учреждениях города и района в 2013 году установлена современная тревожная кнопка, оборудованная мобильным устройством, которое всегда находится у сторожа (вахтера), а тревожный сигнал немедленно поступает на пульт вневедомственной охраны, откуда производится выезд группы экстренного реагирования.

    На основании приказов Управления образованием о мерах по обеспечению безопасности, руководителями образовательных учреждений уделяется большое внимание вопросам безопасности образовательных учреждений: проводятся осмотры зданий и прилегающей к образовательному учреждению территории (не менее трех раз в смену, с записью в соответствующем журнале), опечатываются чердачные помещения, постройки на территории образовательных учреждений. Перед проведением массовых мероприятий осмотры территории и зданий проводятся с участием работников полиции, обеспечивается исправность и доступность средств телефонной связи, наглядность телефонных номеров служб экстренного реагирования. В каждом образовательном учреждении разработаны инструкции по действию при возникновении ЧС, оказанию первой помощи, организованы занятия с детьми и работниками по правилам поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций, проводятся родительские собрания по вопросам обеспечения безопасности детей во время учебно-воспитательного процесса и в свободное время. Также проводятся целевые инструктажи с воспитанниками, учащимися, работниками по вопросам антитеррористической защищенности, действий при ЧС с записью в соответствующих журналах регистрации инструктажей. Во всех образовательных учреждениях регулярно проводятся тренировки с сотрудниками учреждений с целью отработки действий при возникновении пожара или иных чрезвычайных ситуаций. Кроме того, для обеспечения безопасности детей при проведении массовых мероприятий привлекается родительская общественность. Денежных средств на оплату услугчастным охранным предприятиям, из муниципального бюджета не выделяется, в связи с чем, просит удовлетворить уточненные исковые требования прокурора.

Соответчик заведующая МБДОУ ДС № ФИО3 (л.д.50) в судебном заседании согласилась с уточненными исковыми требованиями прокурора, пояснив, что охрану МБДОУ ДС № осуществляют штатные сотрудники - сторожа. График работы сторожей составлен таким образом, что детский сад находится под круглосуточной охраной. Территория дошкольного учреждения по всему периметру ограждена забором, ворота и калитка практически всегда находятся на замке и наблюдением сторожей. Организован пропускной режим с регистрацией в журнале посетителей.

    В соответствии с районной целевой программой «Безопасность образовательных учреждений <адрес>», установлена тревожная кнопка вызова.

    Согласно муниципального задания и проведения охранных мероприятий услугами ЧОПа денежные средства не предусмотрены, в связи с чем, просит удовлетворить уточненные исковые требования прокурора.

Представитель соответчика администрации МО <адрес>, действующая по доверенности ФИО1 (л.д.33), в судебном заседании с уточненными исковыми требованиями прокурора не согласилась, пояснив, что прокурор <адрес> в рассматриваемом заявлении ссылается на Федеральный закон РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон РФ от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Однако, ни в приведенных законах, ни в иных действующих законах нет прямого указания на то, что охрану образовательного учреждения должно осуществлять лишь лицо, обладающее статусом частного охранника, либо осуществляется частными охранными предприятиями. Кроме того, ответчиками предпринимается ряд действий по обеспечению безопасности учащихся, а именно: по периметру территории образовательного учреждения имеется ограждение; на входе в здание МБДОУ ДС № установлен контрольно-пропускной режим, имеется сотрудник, отвечающий за регистрацию и допуск на объект посторонних лиц, а также осуществляющий охрану образовательного учреждения, установлена кнопка экстренного вызова полиции. В связи с чем, администрация муниципального образования <адрес> полагает, что предпринятые меры к обеспечению безопасности воспитанников и работников образовательного учреждения достаточны, а работа по предотвращению террористических актов является деятельностью иных служб.

Также, в требовании истца об обязании администрации муниципального образования <адрес> и МБДОУ ДС № устранить в полном объеме допущенные нарушения, путем обеспечения охраной муниципального учреждения лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности, отсутствует правовое обоснование, поэтому его нельзя считать законным.

Так согласно Федерального закона РФ от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГг. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относят организацию предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации; организацию предоставления дополнительного образования детям (за исключением предоставления дополнительного образования детям в учреждениях регионального значения) и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района, а также организация отдыха детей в каникулярное время, но не конкретизируют обязанность обеспечения учебного учреждения охраной лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Вместе с тем, в данном требовании прокурора не указан конкретный способ устранения соответчиками нарушений, поэтому требование об обязании администрации муниципального образования <адрес> и МБДОУ ДС № устранить в полном объеме допущенные нарушения, путем обеспечения охраной муниципального учреждения лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности является неясным, неоднозначным, фактически неисполнимым в принудительном порядке и вызовет споры при исполнении, в связи с чем, просит отказать в полном объеме.

Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, приходит к следующему.

    В соответствии с п.18 ст.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация -некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.

    Согласно ч.7 ст.28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Как следует из материалов дела, поводом обращения прокурора в суд с указанным иском послужило то обстоятельство, что в ходе прокурорской проверки были выявлены факты нарушения Закона РФ от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в РФ», в соответствии с которым, оказание охранных услуг разрешается только организациям специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел. Однако, охрана МБДОУ ДС № осуществляется лицом, которое не вправе заниматься охранной деятельностью, в связи с этим прокурор просит признать незаконным бездействие администрации МО <адрес>, выразившееся в не принятии должных мер по выделению денежных средств для обеспечения в МБДОУ ДС № охранных услуг лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности и обязать администрацию МО <адрес> в 2014г. выделить из бюджета МО <адрес> на безопасность образовательного учреждения и профилактики терроризма и экстремизма в части обеспечения в МБДОУ ДС № охраны лицом, имеющим соответствующую лицензию на осуществление охранной деятельности.

    В силу ч.1 ст.1 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам, имеющим специальное разрешение лицензию) органов внутренних дел организациями и индивидуальными предпринимателями в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

    В соответствии с ч.2 ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» определены виды охранных услуг, к которым, в том числе, отнесены: охрана объектов, находящихся в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении, обеспечение внутри объектового и пропускного режимов на объектах.

Согласно ч.1 ст.11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» оказание охранных услуг разрешается только организациям, специально учреждаемым для их выполнения и имеющим лицензию, выданную органами внутренних дел.

При этом ч.3 ст.3 Закона Российской Федерации от 11.03.1992г. № «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» предусмотрено, что физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного охранника или частной охранной организации, запрещается оказывать охранные услуги.

Как пояснила представитель Управления образованием администрации МО <адрес> ФИО2, детский сад является бюджетным учреждением, учредителем которого является администрация МО <адрес> (п.1.2. Устава МБДОУ ДС №11) (л.д.18 оборотная сторона), поэтому финансирование детского сада производится за счёт средств муниципального бюджета.

На основании муниципального задания на 2013г., утвержденного администрацией МО <адрес> 27.12.2012г. других финансовых средств на охрану детского сада силами частного охранного предприятия либо иными лицами, которые вправе заниматься охранной деятельностью, не выделялись.

Однако, ч.3 ст.139 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах, доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.

    То есть детский сад, как получатель бюджетных средств, вправе заключать договора на оказание различных услуг, в том числе и услуг по охране, только в пределах выделенных ему из бюджета денежных средств.

    В соответствии с п.1.7 Устава МБДОУ ДС №<адрес> в своей деятельности Учреждение руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», принимаемыми в соответствии с ним другими законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, Типовым положением об общеобразовательном учреждении, а также законами и иными нормативными правовыми актами <адрес> в области образования, решениями Учредителя, настоящим Уставом (л.д.18-26).

    Согласно п.6.5 Устава МБДОУ ДС №<адрес> Учреждение обязано обеспечивать своих работников безопасными условиями труда и нести ответственность в установленном порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

    Также в силу п.6.10 Устава МБДОУ ДС №<адрес> Учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса

Суд считает, что непринятие мер со стороны администрации МО <адрес>, руководства муниципального бюджетного образовательного дошкольного учреждения детского сада № при отсутствии должного уровня контроля и руководства со стороны Управления образования МО <адрес> организационных мероприятий, призванных осуществлять физическую защиту объектов образовательного учреждения, противоречит правовым, экономическим и организационным основам государственной политики, а так же влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, находящихся в указанном учреждении, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанного образовательного учреждения, количество которых постоянно меняется и является неопределенным кругом лиц.

        Как установил суд в муниципальном образовании <адрес> действует муниципальная целевая программа «Безопасность образовательных учреждений <адрес>» на 2012-2013 годы, которая финансируется из средств краевого и местного бюджетов, общеефинансирование составляет 14 752 800 рублей, из них доля муниципальногобюджета 11 090 800 рублей. По условиям программы, финансирование мероприятия по обеспечению образовательных учреждений охранниками специализированных учреждений производится за счет средств муниципального бюджета.

    В судебном заседании достоверно установлено, что Управление образованием администрации МО <адрес> обращалось в администрацию МО <адрес> с предоставлением сметы расходов на физическую охрану в дневное время объектов образования на 2013г. и на 2014г. (л.д.45-46, 47-48). Однако, администрация МО <адрес> денежных средств из бюджета на безопасность образовательного учреждения и профилактику терроризма и экстремизма не выделяло, для принятия мер на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Согласно п.7.7 Устава МБДОУ ДС №<адрес> Учреждение, как получатель бюджетных средств, находится в ведомственном подчинении у главного распорядителя, которым является Управление образованием администрации МО <адрес>, осуществляющее отдельные полномочия Учредителя, которым является администрация МО <адрес>, в части предоставления субсидий на выполнение муниципального задания и иные цели.

В соответствии с п.7.8 Устава МБДОУ ДС №<адрес> источниками формирования имущества и финансовых ресурсов Учреждения являются бюджетные поступления в виде субсидий.

Таким образом, учитывая вышеперечисленные обстоятельства, а также то, что бездействия администрации Муниципального образования <адрес>, выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета муниципального образования <адрес> на оказание охранных услуг МБДОУ ДС №<адрес> с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности, влечет за собой нарушение прав на безопасность и охрану жизни и здоровья несовершеннолетних, находящихся в указанном учреждении, персонала, родителей (иных законных представителей), посещающих территорию указанного образовательного учреждения, количество которых постоянно меняется и является неопределенным кругом лиц, суд удовлетворяет уточненные требования прокурора в полном объеме.

В соответствии с положениями ч.3 ст.35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.

Согласно ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться с заявлением в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконными бездействия администрации Муниципального образования <адрес> выразившееся в непринятии должных мер по выделению денежных средств из бюджета муниципального образования <адрес> на оказание охранных услуг МБДОУ ДС №<адрес> с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Обязать администрацию муниципального образования <адрес> в 2014 г. выделить из бюджета муниципального образования <адрес> на безопасность образовательного учреждения МБДОУ ДС № и профилактику терроризма и экстремизма денежные средства для принятия мер на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности.

Обязать Управление образованием администрации МО <адрес> и МБДОУ ДС №11, по мере поступления соответствующих денежных средств, принять меры на оказание охранных услуг с лицом, имеющим лицензию на осуществление охранной деятельности в МБДОУ ДС №11.

Решение суда может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции в Краснодарский Краевой суд путем подачи жалобы через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено ДД.ММ.ГГГГ г.

ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ: