ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2228/15 от 05.11.2015 Октябрьского районного суда г. Рязани (Рязанская область)

2-2228/2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Октябрьский районный суд г. Рязани в составе:

председательствующего судьи Старовойтовой Т.Т.,

с участием старшего помощника прокурора Московского района г.Рязани Воробьевой В.А.,

представителя административного ответчика Управления благоустройства города Администрации г.Рязани по доверенности №72 от 23.10.2015г., диплома о высшем юридическом образовании от 01.06.2001г. Хряпина Ю.А.,

при секретаре Малистовой В.А.,

рассмотрев в судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Московского района г.Рязани в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) к Управлению благоустройства города Администрации города Рязани о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Московского района г.Рязани обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц (инвалидов) с административным иском к Управлению благоустройства города Администрации города Рязани о понуждении к совершению действий.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Зарич А.А. о нарушении законодательства о социальной защите инвалидов в части их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Как следует из иска, по результатам проверки с выходом на место путем произведенных заме­ров бордюрного камня установлены следующие нарушения: по адресу: <адрес> высота бордюрно­го камня составляет 220 - 220 мм; по адресу: г.<адрес><адрес> по <адрес> высота бордюрного камня составляет 200 - 200 мм; по адресу: <адрес> между домами 15 и 17 высота бор­дюрного камня составляет 160- 160 мм; по адресу: <адрес> вдоль <адрес> высота бордюрного камня составляет 160 - 170 мм; высота бордюрного камня на съезде с пешеходной дорожки, располо­женной вдоль <адрес> составляет 160 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня со­ставляет 170 - 180 мм; высота бордюрного камня на пешеходном переходе со стороны <адрес>­тябрьская <адрес> составляет 200 - 200 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 160 - 170 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 200 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 180 - 180 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 180 - 180 мм, что не обеспечивает беспрепятственное и удобное пе­редвижение маломобильной группы населения по тротуарам и через пешеход­ные переходы.

На основании изложенного прокурор района просит суд обязать административного ответчика обу­строить съезды с пешеходных тротуаров в соответствии с требованиями СанПин, расположенных по следующим адресам: <адрес> «ж»; г.<адрес><адрес> по <адрес>; <адрес> между домами 15 и 17; <адрес> вдоль <адрес>; <адрес>; на пешеходном переходе со стороны <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

В судебном заседании старший помощник прокурора ФИО3 заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в административном иске.

Представитель административного ответчика -Управления благоустройства <адрес> по доверенности Хряпин Ю.А., не оспаривая исковые требования, указал, что разумным сроком для исполнения указанных в иске работ является- до ДД.ММ.ГГГГ.

Против установления срока для производства ремонтных работ -до ДД.ММ.ГГГГ. старший помощник прокурора района Воровьева В.А. не возражала.

Суд, выслушав старшего помощника прокурора, представителя административного ответчика, исследовав представленные доказательства, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Зарич А.А. о нарушении законодательства о социальной защите инвалидов в части их беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Согласно ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в со­ответствии с законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движе­ния.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами му­ниципальных образований.

Пунктом 5 ч.1 ст. 9 Устава Муниципального образования - город­ской округ город Рязань Рязанской области установлено, что дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобиль­ных дорог и осуществление дорожной деятельности в соответствии с законода­тельством Российской Федерации относятся к вопросам местного значения города Рязани.

Согласно ч.1 ст.38 Устава муниципального образования - городской ок­руг Рязань Рязанской области Администрация города Рязани является исполнитель­но-распорядительным органом г. Рязани.

Администрация города осуществляет исполнение полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения и отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления города федеральными законами и законами Рязанской области, за исключением вопросов, отнесенных Уставом к компетенции представительного органа города Рязани, иных органов местного самоуправления.

Решением Рязанской городской Думы от 26.03.2015г. № 72-II утверждено Положение об Управлении благоустройства города администрации города Ряза­ни (далее Положение).

Пунктом 1.1 Положения установлено, что Управление благоустройства го­рода Администрации города Рязани явля­ется структурным подразделением Администрации города Рязани и подчиняется за­местителю главы Администрации города Рязани в соответствии с распределением обязанностей. Управление обладает правами юридического лица. Управление является главным распорядителем бюджетных средств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федера­ции.

В силу п. 3 Положения осуществление дорожной деятельности в отноше­нии автомобильных дорог местного значения, в том числе по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; организация содержания, ремонта, строительства объек­тов внешнего благоустройства города возложено на Управление благоустройст­ва Администрации города Рязани.

Согласно ст.12 Федерального закона от 10.12.1995г. № 196 - ФЗ «О безо­пасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответ­ствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорож­ного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследова­ний дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Федеральным законом от 24.11.1995г. №181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определена государственная политика в области социальной защиты инвалидов равных с другими гражданами возмож­ностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В соответствии с ч.1 ст.15 данного Федерального закона Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфра­структуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно- зрелищным и другим учреждениям).

Планировка и застройка городов, населенных пунктов, формирование жи­лых и рекреационных зон, разработка проектных решений, а также разработка и производство транспортных средств, средств связи и информации без приспособ­ления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их ин­валидами не допускаются.

В п.5.3 СанПин 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с уче­том доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», ут­вержденных постановлением Госстроя Российской Федерации от 19.07.2002г. № 89 (далее СанПин 35-105-2002) предусмотрено, что пешеходные пути должны быть обустроены с учетом требований доступности для всех групп инвалидов: с поражением опорно-двигательного аппарата, с недостатками зрения, с дефектами слуха.

Пунктами 5.10, 5.11 СанПин 35-105-2002г. предусмотрено, что в процессе планово проводимых работ по ремонту полотна, покрытий дорог, тротуаров необ­ходимо предусматривать создание доступных для инвалидов пешеходных путей. При проектировании путей передвижения, которыми будут пользоваться инвали­ды с нарушением опорно-двигательного аппарата, включая передвигающихся на креслах - колясках, следует предусматривать возможность компенсации двига­тельных функций.

В соответствии с п. 4.1.7. СанПин 59.13330.2012г. «Свод правил. Доступ­ность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализи­рованная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605 ширина пешеходного пути с учетом встречного движения инвалидов на креслах - колясках должна быть не менее двух метров. В усло­виях сложившейся застройки допускается в пределах прямой видимости сни­жать ширину пути движения до 1,2 м. Продольный уклон путей движения, по которому возможен проезд инвалидов на кресалах - колясках, не должен пре­вышать 5%, поперечный - 2%.

В силу п.4.1.8. СанПин 59.13330.2012г. при устройстве съездов с тротуа­ра на транспортный проезд уклон должен быть не более 1:12. Бордюрные пан­дусы на пешеходных переходах должны полностью располагаться в пределах зоны, предназначенной для пешеходов, и не должны выступать на проезжую часть. Перепад высот в местах съезда на проезжую часть не должен превышать 0,015 м.

Как установлено в судебном заседании и следует из пояснений старшего помощника прокурора района Воробьевой В.А., по результатам проверки прокуратуры района с выходом на место путем произведенных заме­ров бордюрного камня установлены следующие нарушения: по адресу: <адрес> высота бордюрно­го камня составляет 220 - 220 мм; по адресу: г.<адрес> Шабулина напротив стр. 8 по <адрес> высота бордюрного камня составляет 200 - 200 мм; по адресу: <адрес> между домами 15 и 17 высота бор­дюрного камня составляет 160- 160 мм; по адресу: <адрес> вдоль <адрес> высота бордюрного камня составляет 160 - 170 мм; высота бордюрного камня на съезде с пешеходной дорожки, располо­женной вдоль <адрес> составляет 160 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня со­ставляет 170 - 180 мм; высота бордюрного камня на пешеходном переходе со стороны <адрес>­тябрьская <адрес> составляет 200 - 200 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 160 - 170 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 200 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 180 - 180 мм; по адресу: <адрес> высота бордюрного камня составляет 180 - 180 мм.

Указанные обстоятельства подтверждаются также актом проверки обследования улично-дорожной сети Московского района г.Рязани от ДД.ММ.ГГГГ., фототаблицами.

Таким образом, суд приходит к выводу, что обязанность по организации содержания и ремонту автомобильных дорог города Рязани возложено на Управление благоустройства города Администрации города Рязани.

Статьей 2 Конституции Российской Федерации закреплено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с п.1 ст.20 и п.1 ст. 41 Конституции Российской Федерации соответственно каждый имеет право на жизнь и каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

Статья 18 Конституции Российской Федерации устанавливает, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

На основании исследованных в ходе судебного разбирательства доказательств суд приходит к выводу, что необу­строенные для инвалидов съезды с пешеходных тротуаров в соответствии с требованиями СанПин не обеспечивают беспрепятственное и удобное пе­редвижение маломобильной группы населения по тротуарам и через пешеход­ные переходы.

Ответчиком нарушаются требования законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации, что подтверждается собранными по делу доказательствами.

Как указала в суде старший помощник прокурора района Воробьева В.А., предъявление настоящего искового заявления в интересах неопределенного круга лиц обусловлено необходимостью защищать права и интересы инвалидов, находящихся и которые могут находиться на территории г.Рязани. Круг лиц, права и законные интересы которых нарушаются в настоящее время и могут быть нарушены в будущем, невозможно индивидуализировать, привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении суда, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого при разрешении дела.

В соответствии со ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а также граждан, которые по состоянию здоровья, возрасту и другим уважительным причинам не могут самостоятельно обратиться в суд.

Согласно ст.187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

При таких обстоятельствах, суд находит административные исковые требования прокурора Московского района г.Рязани подлежащими удовлетворению и полагает необходимым установить административному ответчику срок для проведения работ по ремонту проезжей части -до ДД.ММ.ГГГГ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ,

РЕШИЛ:

Административные исковые требования прокурора Московского района г.Рязани к Управлению благоустройства города Администрации г.Рязани о понуждении к совершению действий - удовлетворить.

Обязать Управление благоустройства <адрес> обу­строить съезды с пешеходных тротуаров в соответствии с требованиями СанПин, расположенных по следующим адресам: <адрес> «ж»; г.<адрес> Шабулина напротив стр. 8 по <адрес>; <адрес> между домами 15 и 17; <адрес> вдоль <адрес>; <адрес>; на пешеходном переходе со стороны <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>; <адрес>.

Установить административному ответчику срок для совершения указанных действий до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Рязанского областного суда через Октябрьский районный суд г.Рязани в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

судья - подпись

копия верна

Судья Т.Т. Старовойтова

Решение вступило в законную силу 11 декабря 2015 года

Судья Т.Т. Старовойтова

Подлинник решения находится в материалах административного дела №2-2228/2015, хранящегося в Октябрьском районном суде г.Рязани