ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2229/2016 от 25.03.2016 Ангарского городского суда (Иркутская область)

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

25 марта 2016 года Ангарский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Леоновой И.Н., при секретаре Ненашевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2229/2016 по исковому заявлению ФИО1 к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о признании незаконным решения в части не включения периодов работы в стаж при назначении пенсии, возложении обязанности назначить пенсию,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику о признании незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 16.12.2015г. №508 об отказе ей в назначении пенсии в части не включения в стаж работы, дающей право согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года в должности воспитателя в детском учреждении №38 ОДВ администрации г.Ангарска; период работы с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. в должности воспитателя в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска. Просила обязать ответчика зачесть в стаж на соответствующих видах работ для досрочного назначения пенсии по старости указанные спорные периоды, назначить ей досрочно пенсию по старости с момента обращения с заявлением к ответчику с 07.12.2015г.

В обоснование иска указала, что она в спорные периоды работы работала в должности воспитателя в детском учреждении №38 и в дошкольном учреждении 33 города Ангарска, данные учреждения по сути своей являются детским садом, которые осуществляют педагогическую и образовательную деятельность.

В соответствии с требованиями действующего пенсионного законодательства она имеет право на досрочное назначение пенсии по старости, поскольку стаж её работы составляет необходимые 25 лет.

Просила требования иска признать обоснованными и удовлетворить.

Истица ФИО1 в судебном заседании настаивала на удовлетворении иска, просила признать решение ответчика в части не включения в её стаж на соответствующих видах работ спорные периоды незаконным, обязать ответчика включить данные периоды её работы в должности воспитателя, поскольку детские дошкольные учреждения №33, №38 в спорные периоды являлись детским садом, выполняли функции детского сада.

Представитель ответчика - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области ФИО2, действующая на основании доверенности, в судебном заседании участия не принимала, представила заявление о рассмотрении дела в её отсутствие и возражение на иск в письменной форме, которые приобщены к материалам дела.

Суд, заслушав пояснения истицы, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Судом установлено, что ФИО1 была принята на должность воспитателя в детское учреждение №38 ОДВ администрации г.Ангарска, где проработала с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года. Также была принята и проработала в должности воспитателя в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска в период с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г., что подтверждается сведениями из трудовой книжки и пенсионным делом.

Истица работала в должности воспитателя в указанных учреждениях, выполняла норму рабочего времени, установленную за ставку заработной платы, её педагогическая нагрузка составляла 36 часов в неделю, что подтверждается материалами дела и никем не оспаривается.

Ответчик, отказывая истице в установлении пенсии с 07.12.2015 года, в своем решении указал на не подтверждение стажа работы в соответствующих Спискам 1991г. (пед), 1999г. (пед), 2002г. (пед) учреждениях.

Согласно исторической справке в период работы истицы в должности воспитателя в детском учреждении №38 ОДВ администрации г.Ангарска с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года, данное учреждение изменяло свое название неоднократно с 1963 года по 2007г., но несло в себе функцию детского сада, его цели, задачи и функции оставались одними и теми же - воспитание и обучение детей дошкольного возраста, педагогическая и образовательная деятельность.

Детское учреждение №33 ОДВ администрации г.Ангарска, где истица проработала с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г., несмотря на то, что на протяжении с 1992 года по 2011г. изменяло свое название неоднократно, но оставалось детским садом, его цели, задачи и функции оставались одними и теми же - воспитание и обучение детей дошкольного возраста, педагогическая и образовательная деятельность.

Установленные судом обстоятельства подтверждаются сведениями из трудовой книжки истицы, историческими справками, сведениями из пенсионного дела и не оспариваются ответчиком.

Таким образом, судом установлено, что дошкольные образовательные учреждения, в котором трудилась истица в оспариваемые периоды воспитателем, выполняли образовательные, педагогические и иные воспитательные функции, являлись детским садом.

Как следует из материалов дела, истица, проработав более 25 лет, обратилась к ответчику 07.12.2015 года с заявлением в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области о назначении ей досрочной страховой пенсии по старости на основании требований Федерального закона.

Решением ответчика от 16.12.2015г. №508 отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости на том основании, что спорные периоды её работы в должности воспитателя в детском учреждении №38 с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года (0лет 2мес 22дня) и в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. (6лет 5мес 15дней) не включены в стаж на соответствующих видах работ, так как указанные учреждения не предусмотрены Списками 1991г. (пед), 1999г. (пед), 2002г. (пед).

При этом оспариваемым решением зачтен был в стаж истице в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» период её педагогической работы, который составил 18лет 4месяца 1день при требуемом 25 лет. Страховой стаж составил 27 лет 9 месяцев 5 дней.

Положения статьи 6 (части 2), статьи 15 (части 4), статьи 17 (части 1), статей 18,19 и статьи 55 (части 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего правового поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Исходя из статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно пп.19 пункта 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пункт 2 статьи 27 Закона Российской Федерации от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» предусматривает, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности), и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 463, который применялся за периоды работы до 01 ноября 1999г., Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067, применяемый после 01.11.1999г., Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, включают наименования учреждений – детские дошкольные учреждения всех типов (детские сады, сады-ясли, детские ясли), а также наименование должностей – воспитатель.

Следовательно, действие указанных Списков должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность, распространяется на все типы и виды учреждений для детей.

Федеральными законами не предусмотрено введение ограничительных условий на социальное обеспечение для граждан, работающих в сфере образования. В качестве единственного условия, определяющего право на пенсию в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, законодателем предусмотрено только наличие стажа на соответствующих видах работ не менее 25 лет вне зависимости от форм собственности учреждений. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, в которых они осуществляли деятельность.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что действие Списков должностей, профессий, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с педагогической деятельностью, распространяется на все виды государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений.

Согласно статье 12 Федерального закона «Об образовании» к образовательным учреждениям отнесены и дошкольные учреждения. Деятельность государственных и муниципальных образовательных учреждений регулируется Типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов.

В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 года № 677, дошкольное образовательное учреждение – тип образовательного учреждения, реализующего общеобразовательные программы различной направленности. Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение, присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте до 7 лет. В данном Типовом положении предусмотрены виды дошкольных образовательных учреждений – детские сады разного вида.

Указанный нормативный акт был принят и действовал в период работы истицы воспитателем в муниципальных дошкольных образовательных учреждениях: в детском учреждении №38 ОДВ администрации г.Ангарска с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года и в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г.

Все виды детских муниципальных и государственных образовательных дошкольных учреждений, перечисленные в Типовом положении, названы постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1067 и постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, тогда как истица работала в должности воспитателя в указанных детских образовательных учреждениях в оспариваемые периоды.

Исходя из пояснений истицы, в спорные периоды работы, которые не зачтены в стаж её работы для досрочного назначения пенсии, она исполняла одни и те же обязанности воспитателя, у нее не изменялось ни рабочее место, ни характер её работы, ни трудовые функции, менялось только наименование учреждения, что на функциональных её обязанностях никак не отразилось.

Данные обстоятельства ответчиком не опровергнуты, доказательств оспаривающих доводы истицы суду не представлено. Отсутствие в наименовании указанных дошкольных детских учреждений слов «детский сад» не может служить основанием для отказа во включении спорных периодов работы в специальный стаж истицы, дающий ей право для назначения досрочной пенсии по старости.

Кроме того, согласно п.1 Приказа Министерства просвещения СССР №16 от 29.01.1985 года «О введение в действие Положения о детском дошкольном учреждении» детским дошкольным учреждением в оспариваемые периоды являлись детские ясли, детский сад, детские ясли-сад, которые занимались общественным воспитанием детей, подготовкой детей к обучению в школе.

Таким образом, спорный период работы ФИО1 в должности воспитателя в детском учреждении №38 с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года (0лет 2мес 22дня) и в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. (6лет 5мес 15дней), всего 6лет 8мес 7дней следует засчитать в стаж на соответствующих видах работ для назначения страховой пенсии по старости.

Таким образом, оспариваемое истицей решение ответчика №508 от 16.12.2015г. в части не включения в стаж на соответствующих видах работ 6лет 8мес 7дней в дошкольных муниципальных образовательных учреждениях №33, №38 города Ангарска в должности воспитателя для назначения страховой пенсии следует признать незаконным.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что ФИО1 незаконно отказано во включении в стаж работы для досрочного назначения пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность в должности воспитателя в детском учреждении №38 период работы с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года (0лет 2мес 22дня) и в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска период работы с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. (6лет 5мес 15дней), который всего составил 6лет 8мес 7дней.

С учетом оспариваемого периода, педагогический стаж истицы на момент её обращения к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости составил 25 лет 0 месяцев 8 дней из расчета:

18лет 4мес 1день - по решению Пенсионного фонда;

+ 6лет 8мес 7дней - по решению суда, что составило требуемый стаж на соответствующих видах работ более 25 лет.

В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что имеются основания для возложения на Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ангарском муниципальном образовании обязанности по назначению истице досрочной трудовой пенсии по старости.

Согласно статье 19 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приёма органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.

Из материалов дела следует, что истица обратилась с заявлением за назначением пенсии к ответчику со всеми необходимыми документами 07 декабря 2015 года, в судебном заседании она настаивала на назначении трудовой пенсии с даты её обращения к ответчику с заявлением для назначения трудовой пенсии.

Пункт 23 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами прав на трудовые пенсии» предусматривает что, если истец в установленном законом порядке обращался в пенсионный орган за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить истцу пенсию со дня обращения к нему с заявлением.

Учитывая, что суд пришел к выводу о незаконном отказе в зачете ответчиком спорного периода в педагогический стаж для назначения страховой пенсии по старости, то требования истицы о назначении ей пенсии со дня обращения с заявлением в пенсионный орган с 07 декабря 2015 года подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковое заявление ФИО1 удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области от 16.12.2015г. №508 об отказе ФИО1 в установлении пенсии в части отказа зачесть в стаж работы, дающей право согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года в должности воспитателя в детском учреждении №38 ОДВ администрации г.Ангарска; период работы с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. в должности воспитателя в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области зачесть в стаж на соответствующих видах работ ФИО1, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости период работы с 02.05.1993 года по 23.07.1993 года в должности воспитателя в детском учреждении №38 ОДВ администрации г.Ангарска; период работы с 21.02.1994г. по 01.09.1997г., с 13.09.1997г. по 31.08.1998г., с 08.09.1998г. по 23.08.2000г. в должности воспитателя в дошкольном учреждении №33 ОДВ администрации г.Ангарска.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Ангарском муниципальном образовании Иркутской области назначить ФИО1 согласно п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочно пенсию по старости с даты обращения с заявлением, то есть с 07 декабря 2015 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Ангарский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления мотивированного решения, т.е. с 01.04.2016 года.

Судья

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>