ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2229/2018 от 21.05.2018 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.

при секретаре Мухиной А.Е.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело №2-2229/18 по исковому заявлению ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказ в присвоении звания ветерана труда, об обязании присвоить звание ветерана труда,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры с вышеназванными требованиями к ответчику.

Требования мотивированы тем, что приказом Министерства энергетики РФ истцу объявлена благодарность за заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса, однако ответчиком отказано истцу в присвоении звания «Ветеран труда», так как благодарность Министерства энергетики РФ не установлена Министерством энергетики РФ в качестве ведомственного знака отличия в труде, являющегося основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Считает отказ в присвоении звания ветеран труда незаконным, так как в соответствии со ст. 7 ФЗ от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» относится к числу лиц, принадлежащих к категории ветеранов труда.

Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, истец просил о рассмотрении дела в его отсутствие, представитель ответчика уважительных причин неявки суду не сообщил. На основании статьи 167 Гражданского Процессуального Кодекса РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проанализировав и исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что 17 октября 2017 года приказом Министерства энергетики РФ № 169-п истцу объявлена благодарность «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса», о чем свидетельствует копия благодарности, копия приказа о награждении.

В материалы дела представлена копия трудовой книжки истца серии от ДД.ММ.ГГГГ, подтверждающая общий трудовой стаж истца более 41 года.

Письмом Департамента социального развития ХМАО-Югры от 15.02.2018 № 15-исх-3738 истцу сообщено об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» в связи с тем, что благодарность Министерства энергетики РФ не установлена Министерством энергетики РФ в качестве ведомственного знака отличия в труде, являющегося основанием для присвоения звания «Ветеран труда». Министерством энергетики РФ не принят нормативно-правовой акт, учреждающий ведомственные знаки отличия за заслуги в труде (службе), дающий право на присвоение звания «Ветеран труда».

Ответчиком не оспариваются представленные стороной истца документы, подтверждающие награждение истца почетной грамотой Министерства энергетики Российской Федерации. Подлинность представленных документов проверена ответчиком при принятии решения об отказе в присвоении звания «Ветеран труда» и также не оспаривается.

Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы на федеральном уровне Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации. Правительством Ханты-Мансийского автономного округа – Югры принято по данному вопросу постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 26.06.2006 года № 142-п «О Порядке присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» и выдачи удостоверений».

Федеральным законом от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (статья 7) предусмотрено, что ветеранами труда являются лица, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

В силу положений части 3 статьи 8 Федерального закона от 29.12.2015 года № 388-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части учета и совершенствования предоставления мер социальной поддержки исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и применения критериев нуждаемости», за гражданами, которые по состоянию на 30 июня 2016 года награждены ведомственными знаками отличия в труде, сохраняется право на присвоение звания «Ветеран труда» при наличии трудового (страхового) стажа, учитываемого для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслуги лет, необходимой для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.

Под ведомственными знаками отличия в труде понимаются нагрудные и почетные знаки, нагрудные значки, медали, звания почетных и заслуженных работников отрасли (ведомства), благодарности, почетные грамоты, дипломы, учрежденные в установленном порядке федеральными органами государственной власти Российской Федерации, а также знаки отличия в труде, награждение которыми осуществлено от имени Президиумов Верховного ФИО2ФИО2 и РСФСР, ФИО2 и РСФСР, министерств и ведомств бывшего Союза ССР и РСФСР, которыми граждане в соответствии с положениями об указанных знаках награждены за отличие в труде в соответствии со своей профессиональной деятельностью.

Отнесение тех или иных наград к ведомственным, а также порядок оформления и заполнения документов о награждении ведомственными знаками отличия в труде определяются в соответствии с нормативными актами министерств и ведомств, которые осуществляли награждение этими знаками и их вручение гражданам.

Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания «Ветеран труда», федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и награждения указанными знаками отличия» установлено, что федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, должны в 3-месячный срок разработать и издать нормативные правовые акты, учреждающие ведомственные знаки отличия, дающие право на присвоение звания «Ветеран труда».

Положением об учреждении ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда", утвержденном Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 578 "О порядке учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" установлен порядок учреждения ведомственных знаков отличия, дающих право на присвоение звания "Ветеран труда" (далее - знаки отличия), федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации (далее - федеральные органы исполнительной власти), а также порядок награждения знаками отличия.

При этом, Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, не вправе учреждать знаки отличия.

Знаки отличия являются видом награждения федеральными органами исполнительной власти лиц за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики).

Федеральный орган исполнительной власти вправе учредить один знак отличия.

В настоящее время Минэнерго России принят нормативный правовой акт - приказ от 17.02.2017 N 108 об утверждении положения о медали «За заслуги в развитии топливно-энергетического комплекса», учреждающий ведомственный знак отличия за заслуги в труде (службе), дающий право на присвоение звания «Ветеран труда», в связи с чем, почетная грамота Министерства энергетики Российской Федерации, награждение которой осуществлено в соответствии с приказом Минэнерго России от 19.07.2017 № 107п, не служит основанием для присвоения звания «Ветеран труда» в соответствии с требованиями статьи 7 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», предъявляемым к ведомственным знакам отличия за заслуги в труде с 01.07.2016 года.

Приказом Минэнерго России принят нормативный правовой акт о награждении иными ведомственными наградами, в том числе почетные звания "Почетный работник топливно-энергетического комплекса", "Почетный работник газовой промышленности", "Почетный нефтяник», "Почетный нефтехимик", "Почетный строитель", "Почетный энергетик"; знак отличия "Шахтерская слава"; медали "Трудовая слава", "За отличие в ликвидации последствий чрезвычайной ситуации на объектах топливно-энергетического комплекса"; почетная грамота, благодарность.

Указанными ведомственными наградами награждаются в целях стимулирования работников, осуществляющих деятельность в сфере топливно-энергетического комплекса, нефтехимической промышленности и теплоснабжения, а также в соответствии с подпунктом 5.2 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2008 г. N 400.

Таким образом, Министерство энергетики Российской Федерации применило в отношении истца меры поощрения и приняло решение о награждении истца знаком отличия, однако в качестве ведомственного знака отличия за заслуги в труде, дающего право на присвоение звания «Ветеран труда», почетная грамота, благодарность Министерства энергетики Российской Федерации не определены.

Таким образом, при принятии решения по исковому заявлению суд исходит из того, что ответчик Департамент социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры правомерно отказал истцу в присвоении звания «Ветеран труда».

В порядке ст.ст. 12, 56 ГПК РФ истцом не представлено суду доказательств незаконности принятого решения.

С учетом всего вышеизложенного суд пришел к выводу, что исковые требования к Департаменту социального развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Департаменту социального развития ХМАО-Югры о признании незаконным отказ в присвоении звания ветерана труда, об обязании присвоить звание ветерана труда – отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в суд Ханты-Мансийского автономного округа путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А. Литвинова