ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-2229/2021 от 02.03.2022 Вяземского районного суда (Смоленская область)

Дело № 2-79/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Вязьма 2 марта 2022 года

Вяземский районный суд Смоленской области в составе:

председательствующего судьи Титовой Е.В.,

при секретаре Захаровой Е.Н.,

с участием истца Васильевой Н.Н., представителя ответчика – ООО «Смоленская региональная теплоэнергетическая компания «Смоленскрегионтеплоэнерго» Щемелевой И.В., представителя третьего лица – администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области Гуляева Д.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Васильевой Н. Н. к ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» о признании незаконным отказа в прекращении предоставления услуги и обязании выдать технические условия,

УСТАНОВИЛ:

Васильева Н.Н. обратилась в суд с административным иском, в котором просит:

признать незаконным отказ директора Вяземского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» Федорова А.В. в согласовании отключения квартиры <адрес> от системы центрального теплоснабжения и выдачи соответствующих технических условий;

обязать директора Вяземского филиала ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» Федорова А.В. выдать согласование на отключение принадлежащей ей квартиры <адрес> от системы центрального теплоснабжения жилого дома и выдать технические условия для подключения индивидуального квартирного источника тепловой энергии по принадлежащему ей жилому помещению.

В обоснование своих доводов указала, что 9 июля 2021 года она обратилась к директору Вяземского филиала ООО «Смоленскорегионтеплоэнерго» с заявлением о предоставлении технических условий для подключения индивидуального отопления принадлежащей ей на праве собственности квартиры <адрес>. Письмом от 27 июля 2021 года № 394 в выдаче согласия на отключение жилого помещения от системы центрального теплоснабжения и выдачи соответствующих технических условий отказано в связи с тем, что переход на индивидуальное отопление квартир в многоквартирных жилых домах запрещен, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения муниципального образования. Актуализированная на 2020-2021 годы Схема теплоснабжения Вяземского городского поселения Смоленской области в части «Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии не содержит объемов снижения присоединенной тепловой нагрузки источников тепловой нагрузки источников теплоснабжения. Оспариваемым решением нарушены ее законные права собственника жилого помещения на оборудование принадлежащего ей жилья индивидуальным источником теплового снабжения. Отключение квартиры в многоквартирном жилом доме от центральной системы отопления с установкой газового оборудования предусматривает изменение общедомовой инженерной системы отопления. Собственники жилых помещений жилого дома <адрес> не возражают против переустройства ее квартиры. Проект переустройства должен быть согласован с теплоснабжающей организацией, так как затрагивает общедомовую инженерную систему отопления. Оспариваемый отказ не содержит ссылку на наличие оснований, предусмотренных ст. 27 ЖК РФ для отказа в согласовании переустройства. Ряд квартир, расположенных в <адрес> имеют индивидуальные источники тепловой энергии.

Протокольным определением от 16 декабря 2021 года произведена замена административных ответчиков с ненадлежащих – Вяземского филиала ООО «Смоленскорегионтеплоэнерго» и директора Вяземского филиала ООО «Смоленскорегионтеплоэнерго» Федорова А.В. на ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго».

Определением Вяземского районного суда от 1 февраля 2022 года суд определил рассмотреть дело по правилам гражданского судопроизводства, поскольку имеет место спор о праве истца на переустройство и перепланировку помещения в многоквартирном доме.

Протокольным определением от 1 февраля 2022 года в качестве третьего лица привлечена администрация муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

В судебном заседании истец поддержала свои требования по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» Щемелева И.В. возражала против удовлетворения исковых требований. Пояснила, что п. 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещает переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии подключения к технологическому присоединению к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения муниципального образования. Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное отопление хотя бы одной квартиры во всем многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим в системе теплоснабжения. Перевод квартиры на индивидуальное газовое отопление не предусмотрен. Актуализированная схема теплоснабжения Вяземского городского поселения приобщена к материалам дела. Сведений о том, что <адрес>, либо квартира в данном доме может быть переведена и заложена в схему теплоснабжения, как возможность перевода на индивидуальное газовое отопление, данной схемой не предусмотрено. Администрация самостоятельно внести изменения в схему теплоснабжения не может. Гражданин подает заявление в администрацию с просьбой внесения изменений для перевода на газовое отопление, администрация проводит публичные слушания. Истец в администрацию не обращалась, поскольку данный вопрос не рассматривался. Губернатором Смоленской области в 2017 году направлено письмо о запрете перевода отдельных помещений в многоквартирных домах на индивидуальное отопление.

Представитель третьего лица – администрации муниципального образования муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области поддержал доводы представителя ответчика. Пояснил, что поскольку в доме централизованная система отопления, переход на газовое оборудование может негативно повлиять на баланс системы. Заявил ходатайство о приобщении к материалам дела копии постановлений администрации об утверждении актуализированных схем теплоснабжения Вяземского городского поселения на 2021 и на 2022 годы, а также правовую позицию Управления ЖКХ администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области.

Выслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ предусмотрено, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Согласно пунктам 5, 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт помещения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 № 491, инженерные сети холодного и горячего водоснабжения, газоснабжения и внутридомовая система отопления относится к общему имуществу собственников.

В силу п. 2 ст. 40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с ч. 1 ст. 25 ЖК РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.

На основании ст. 26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.

Основания отказа в согласовании переустройства жилого помещения установлены ст. 27 ЖК РФ.

В силу указанной нормы закона отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 настоящего Кодекса документов, обязанность по представлению которых с учетом части 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса возложена на заявителя; поступления в орган, осуществляющий согласование, ответа органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственной органу государственной власти или органу местного самоуправления организации на межведомственный запрос, свидетельствующего об отсутствии документа и (или) информации, необходимых для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, если соответствующий документ не был представлен заявителем по собственной инициативе. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме по указанному основанию допускается в случае, если орган, осуществляющий согласование, после получения такого ответа уведомил заявителя о получении такого ответа, предложил заявителю представить документ и (или) информацию, необходимые для проведения переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме в соответствии с частью 2.1 статьи 26 настоящего Кодекса, и не получил от заявителя такие документ и (или) информацию в течение пятнадцати рабочих дней со дня направления уведомления; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки помещения в многоквартирном доме требованиям законодательства.

Согласно ч.ч. 2, 3 ст. 23 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ) развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Уполномоченные в соответствии с настоящим Федеральным законом органы должны осуществлять разработку, утверждение и ежегодную актуализацию схем теплоснабжения, которые должны содержать: определение условий организации централизованного теплоснабжения, индивидуального теплоснабжения, а также поквартирного отопления; решения о загрузке источников тепловой энергии, принятые в соответствии со схемой теплоснабжения; графики совместной работы источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, и котельных, в том числе график перевода котельных в "пиковый" режим функционирования; меры по консервации избыточных источников тепловой энергии; меры по переоборудованию котельных в источники комбинированной выработки электрической и тепловой энергии; радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе; оптимальный температурный график и оценку затрат при необходимости его изменения; обязательную оценку экономической эффективности мероприятий по переводу открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), отдельных участков таких систем на закрытые системы горячего водоснабжения в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Без проведения такой оценки схема теплоснабжения не может быть утверждена (актуализирована); иные меры, предусмотренные правилами, определяющими требования к содержанию схем теплоснабжения и порядку их разработки, в целях достижения установленных в инвестиционных программах организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации плановых значений показателей надежности и энергетической эффективности объектов теплоснабжения.

Частью 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ предусмотрен запрет перехода на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.

Данный запрет установлен в целях сохранения теплового баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения.

Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Как следует из материалов дела, Васильева Н.Н. является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, согласно свидетельству о государственной регистрации права, а также выписки из ЕГРН (л.д. 9, 29-31).

31 мая 2016 года и.о. директора ООО «Смоленская региональная теплоэнергетическая компаниям «Смоленскрегионтеплоэнерго» Вяземский филиал направлен ответ на заявление Васильевой Н.Н., в соответствии с которым отказано в выдаче технических условий на отключение потребителей от централизованной системы теплоснабжения без соответствующего внесения изменений в схему теплоснабжения муниципального образования (л.д. 11).

Общим собранием жильцов <адрес> от 1 ноября 2021 года согласовано подключение индивидуального отопления квартиры ХХХ (л.д. 10).

На обращение Васильевой Н.Н. 9 июля 2021 года в Вяземский филиал ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» о выдаче технических условий для подключения индивидуального отопления 27 июля 2021 года дан ответ об отсутствии законных оснований для согласования отключения помещения от системы центрального теплоснабжения и выдачи соответствующих технических условий. Основанием для отказа явилось то, что п. 15 ст. 14 Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении» запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных жилых домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством РФ, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения муниципального образования. Актуализированная на 2020-2021 годы Схема теплоснабжения Вяземского городского поселения Смоленской области, в части «Тепловые нагрузки потребителей тепловой энергии, групп потребителей тепловой энергии в зонах действия источников тепловой энергии», не содержит объемов снижения присоединенной тепловой нагрузки источников теплоснабжения и случаев (условий) перевода потребителей, проживающих в многоквартирных домах с централизованным теплоснабжением, на индивидуальное отопление (л.д. 13-14).

Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 27.08.2020 № 1221 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2021 год (л.д. 47-50). Постановлением администрации муниципального образования «Вяземский район» Смоленской области от 30.06.2021 № 890 утверждена актуализированная схема теплоснабжения Вяземского городского поселения Вяземского района Смоленской области на 2022 год (л.д. 51-54). Согласно схемам теплоснабжения <адрес> имеет централизованное теплоснабжение.

Заместителем Губернатора Смоленской области 24 октября 2016 года направлено письмо в адрес руководителей исполнительно-распорядительных органов муниципальных районов и городских округов Смоленской области о недопущении выдачи технических условий на отключение от централизованного теплоснабжения и перевод на индивидуальное газовое отопление в нарушение требований ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», которыми запрещен переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, при наличии осуществляемого в надлежащем порядке подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения (л.д. 46).

С учетом выше приведенных правовых норм, а также исследованных в ходе судебного заседания доказательств суд приходит к выводу о том, что ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» обоснованно отказано Васильевой Н.Н. в согласовании отключения квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, от системы центрального теплоснабжения и выдачи технических условий для подключения индивидуального квартирного источника тепловой энергии, в соответствии с п. 15 ст. 14 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», запрещающим переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии.

Данный запрет установлен в целях сохранения баланса всего жилого здания, поскольку при переходе на индивидуальное теплоснабжение хотя бы одной квартиры в многоквартирном доме происходит снижение температуры в примыкающих помещениях, нарушается гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения. Действующее нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможность перехода одного или нескольких жилых помещений в многоквартирном доме с центральным теплоснабжением на иной вид индивидуального отопления.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, норма части 15 статьи 14 Федерального закона «О теплоснабжении» направлена на обеспечение надежности и безопасности системы теплоснабжения многоквартирных жилых домов, к нарушению которой может приводить использование некоторых видов индивидуальных квартирных источников тепловой энергии (определения от 17.11.2011 № 1514-О-О, от 21.03.2013 № 457-О, от 17.07.2014 № 1681-О, от 29.01.2015 № 164-О, от 19.12.2017 № 2970-О и др.).

Кроме того, индивидуальные квартирные источники тепловой энергии по существу являются источниками повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома.

При таких обстоятельствах исковые требования Васильевой Н.Н. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении исковых требований Васильевой Н. Н. к ООО «Смоленскрегионтеплоэнерго» о признании незаконным отказа в согласовании отключения квартиры <адрес>, от системы центрального теплоснабжения, а также в обязании выдать согласование на отключение от системы центрального теплоснабжения и технических условий для подключения индивидуального источника тепловой энергии квартиры <адрес>.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Смоленский областной суд через Вяземский районный суд Смоленской области.

Судья Е.В. Титова

02.03.2022 – резолютивная часть решения

09.03.2022 – мотивированное решение

12.04.2022 – вступает в законную силу