ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/13 от 01.11.2013 Районного суда Немецкого национального района (Алтайский край)

Дело № 2-222/13

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Гальбштадт                     01 ноября 2013 года

    Районный суд Немецкого национального района Алтайского края в составе председательствующего судьи Комашко К.Н., с участием:

представителя истицы ФИО1 – адвоката Ковалевой О.Н.,

представителя ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району – ФИО2,

при секретаре Романченко Н.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району о признании права на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, возложении обязанности по назначению компенсации, взыскании судебных расходов,

УСТАНОВИЛ:

Истица обратилась в суд с исковым заявлением к ответчику о признании за ней права на компенсацию расходов на оплату отопления жилого помещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности. В обоснование своих требований указала, что согласно трудовой книжке ее педагогический стаж в сельской местности на территории бывшего СССР, в частности в <адрес> составляет более 20 лет. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве воспитателя детского сада <адрес> колхоза им. Ленина <адрес>, впоследствии переименованного в сельхозартель племзавод им. Ленина, и была уволена по сокращению штатов. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вновь принята младшим воспитателем в группу предшкольного образования. ДД.ММ.ГГГГ была принята воспитателем на 1 ставку в МДОУ детский сад «Сказка» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ, данное учреждение переименовано в МБДОУ детский сад «Сказка». ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию. Ее педагогический стаж в сельской местности в качестве воспитателя детского сада на территории <адрес> составляет более 10 лет. На основании справки Комитета Администрации <адрес> по образованию ей предоставлялась компенсация расходов на отопление и освещение как педагогическому работнику с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. На основании справки Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району она пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вплоть до выхода на пенсию. С ДД.ММ.ГГГГ в нарушение Закона РФ «Об образовании» ей было отказано в предоставлении льгот в связи с тем, что она не имеет 10 летнего стажа педагогической работы, что она не соответствует двум основным условиям, определяющим право педагогических работников-пенсионеров на компенсацию расходов на оплату отопления и освещения. Однако Федеральным законом от 06 мая 2003 года № 52-ФЗ, субъектам РФ предоставлено право, установить законодательными актами субъектов РФ размер, условия и порядок возмещения расходов на предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг, определенных абз.3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании», то есть ее финансового обеспечения в рамках межбюджетных отношений, а не сам порядок предоставления такой льготы, который установлен федеральным законодательством и является единым и общеобязательным для применения во всех субъектах РФ. Отказ в получении указанной льготы повлекло для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время. Просит суд, признать за ней право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой труда адвоката в размере <данные изъяты>.

Истица ФИО1, извещенная о времени и месте судебного заседания, надлежащим образом, в судебное заседание не прибыла, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, с участием ее представителя Ковалевой О.Н.

Представитель истицы ФИО1 – Ковалева О.Н. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, а так же дополнительно суду пояснила, что доводы, изложенные в исковом заявлении, поддерживает в полном объеме. Согласно трудовой книжке педагогический стаж истицы в сельской местности на территории бывшего СССР, в частности в <адрес> составляет более 20 лет. В пенсионном удостоверении истицы ошибочно указанно, что она вышла на пенсию по старости. Сначала ФИО1 вышла на пенсию по выслуге лет, это подтверждается представленными справками. ФИО1 вышла на пенсию, но продолжала работать до ДД.ММ.ГГГГ, а после того, как она уволилась, ей перестали предоставлять льготы. Согласно ФЗ № 439 О внесении изменений в ст.52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании", получение льгот не связанно с формой собственности учебного заведения. Так, как предоставление льгот носит заявительный характер, то это право каждого, когда ему обращаться с данными заявлением в органы соцзащиты. Истица пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вплоть до выхода на пенсию. Просит суд, признать за ФИО1 право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию, проживающим в сельской местности, обязать Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ, а также взыскать с ответчика судебные расходы, связанные с оплатой труда адвоката в размере <данные изъяты>.

Представитель ответчика – Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району – ФИО2 исковые требования истицы не признала в полном объеме, суду пояснила, что согласно п.2 Постановления Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99 «Об утверждении Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края» компенсация предоставляется педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников. Таким образом, право педагогических работников-пенсионеров на компенсацию определяется двумя основными условиями: педагогический работник непосредственно перед выходом на пенсию занимался педагогической деятельностью в образовательном учреждении, указанном в п.2 Постановления, и получал меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения; у педагогического работника есть 10-летний стаж работы в образовательных учреждениях, указанных в п.2 Постановления. Поскольку ФИО1 не соответствует ни одному из вышеназванных условий, то компенсация ей как педагогическому работнику-пенсионеру не может быть назначена. Факт, что истица до момента ее увольнения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ включительно пользовалась льготами как педагогический работник, то есть имела право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности, ими не отрицается, но у истцы отсутствует 10-летний стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях. Истица проработала в ведомственном детском саду, и имеет стаж работы в сельской местности в ведомственном детском саду более 10 лет, данный факт ими также не оспаривается.

Представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Главалтайсоцзащиты), извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения гражданского дела, в судебное заседание не прибыл. В представленных возражениях указал, что возражает против удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.

ФИО1 пенсия по старости назначена ДД.ММ.ГГГГ (копия пенсионного удостоверения имеется в материалах дела).

В 2007 году предоставление мер социальной поддержки сельским педагогическим работникам регулировалось законом Алтайского края от 03 ноября 2005 № 88-ЗС (в редакции до 27 ноября 2011 года) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилами возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 09 ноября 2007 года № 515 (далее - Правила № 515).

В соответствии с п.6 Правил № 515 право педагогических работников-пенсионеров на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения отопления и освещения определялось двумя основными условиями:   

1) наличие у педагогического работника 10-летнего стажа работы в образовательных учреждениях;

2) получение педагогическим работником непосредственно перед выходом на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности младшего воспитателя предшкольного образования в муниципальном образовательном учреждении «Орловская средняя общеобразовательная школа». На дату назначения пенсии по старости ФИО1 не пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренными для педагогических работников, поскольку в перечень категорий педагогических работников, имеющих право на льготу, вышеуказанная должность не включена. В связи с этим право ФИО1 на получение льготы как педагогу-пенсионеру по действующему на 2007 год законодательству не определялось.

С ДД.ММ.ГГГГ меры социальной поддержки сельским педагогам предоставляются органами социальной защиты населения в соответствии с законом Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС (в редакции от 27 ноября 2011 года) «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и Правилами предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99.

Согласно п.2 Правил № 99 компенсация педагогам-пенсионерам предоставляется при соблюдении следующих основных условий:

наличие стажа работы не менее 10 лет в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа);

непосредственно перед выходом на пенсию работа в вышеуказанных образовательных учреждениях в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения и получение указанных мер.

Согласно записям трудовой книжки истица в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала на территории бывшего СССР (Казахстан). С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работала воспитателем в детском саду, принадлежащем сельскохозяйственной артели племенного завода им. Ленина. Указанный детский сад является ведомственным и не имеет статуса краевого либо муниципального образовательного учреждения, поэтому стаж работы истицы в данном учреждении не может быть учтен при определении права на рассматриваемую компенсацию.

Таким образом, в связи с тем, что общий стаж работы ФИО1 в образовательных учреждениях, предусмотренных п.2 Правил № 99, составляет менее 10 лет, правовые основания для предоставления ей мер социальной поддержки, установленных Законом, у органов социальной защиты населения отсутствуют.

Обращаем внимание суда на то, что Федеральным законом от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим до 01 сентября 2013 года, не было предусмотрено предоставление сельским педагогическим работникам-пенсионерам возмещения расходов на оплату отопления жилого помещения, отопления и освещения и обязанность по предоставлению таких льгот не была возложена на субъект Российской Федерации, поскольку установление мер социальной поддержки сельским педагогам-пенсионерам является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившем в силу с 01 сентября 2013 года, также не предусмотрены меры социальной поддержки для педагогов, вышедших на пенсию.

Кроме того, Определениями Верховного Суда Российской Федерации от 18 июня 2008 года № 72-Г08-4, от 04 октября 2006 года № 51-Г06-23 подтверждено отсутствие обязанности субъектов Российской Федерации за счет собственных средств устанавливать меры социальной поддержки в отношении бывших педагогических работников.

На основании изложенного просят отказать в удовлетворении иска в полном объеме, рассмотреть дело в отсутствие представителя Главного управления и направить в их адрес копию судебного постановления.

С учетом мнения сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при данной явке, вынесением решения в порядке ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд, заслушав представителя истицы ФИО1 – адвоката Ковалеву О.Н., представителя ответчика ФИО2, изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, как в отдельности, так и в их совокупности, находит исковые требования истицы ФИО1 обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, общие вопросы образования отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу ч.2 ст.76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.

Образовательное учреждение является юридическим лицом, создается и регистрируется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций).

Негосударственным является образовательное учреждение, созданное в соответствии с настоящим Федеральным законом собственником (гражданином (гражданами) и (или) юридическим лицом (юридическими лицами), за исключением Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным относятся учреждения, в том числе и дошкольные.

Как было установлено в судебном заседании, и не оспаривается сторонами, истица на момент выхода на пенсию (ДД.ММ.ГГГГ) работала в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детский сад «Сказка», что так же подтверждается копией трудовой книжки (л.д.7-14), и справкой МБДОУ д/с «Сказка» (л.д.19).

Согласно п.1.8 Устава муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка», утвержденного приказом председателя комитета Администрации <адрес> по образованию № от ДД.ММ.ГГГГ, МБДОУ является юридическим лицом (л.д.21-43), и создано для реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования (п.1.1 Устава).

Право педагогических работников проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения предусмотрено федеральным законодательством.

Так в соответствии с абз. 3 п.5 ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста, на первоочередное предоставление жилой площади. Педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Порядок реализации названного права регулируется, в том числе Постановлением Совета Министров СССР от 10 февраля 1948 года № 246 «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ» и Постановлением Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», (подпункт «б» его пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности и за членами их семей, если общий стаж работы каждого из указанных работников в школах сельской местности составляет не менее 10 лет).

Пунктом 23 Постановления Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР от 24 мая 1982 года № 437 «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие подпункта «б» пункта 6 Постановления Совета Министров СССР от 04 мая 1971 года № 255 было распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности. Вышеуказанные положения нормативных актов органов Союза ССР в настоящее время сохраняют свое действие в силу ст.4 Закона РСФСР от 24 октября 1990 года № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР».

Таким образом, из анализа вышеприведенных норм права следует, что льгота по коммунальным услугам, а именно право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, которая указана в абз. 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, сохраняется за педагогическими работниками при переходе их на пенсию, если общий стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) составляет не менее 10 лет, при условии, что на момент перехода на пенсию они пользовались данными льготами.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08 февраля 2007 года № 322-О-П, указано, что переход от предоставления натуральных льгот к предоставлению субсидий (компенсаций) не должен влечь снижение имеющего место уровня социальной поддержки данной категории педагогических работников, а также пользующихся названным правом в силу действующего правового регулирования перешедших на пенсию педагогических работников, имеющих стаж работы в соответствующих учреждениях в сельской местности не менее 10 лет, то есть соответствующие субсидии (компенсации) подлежат установлению в размерах, покрывающих затраты этих лиц на оплату жилья, отопления и освещения.

Как было установлено в судебном заседании и не оспаривается сторонами, истица ФИО1 с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала в качестве воспитателя детского сада <адрес> колхоза им. Ленина <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работала младшим воспитателем в группе предшкольного образования. ДД.ММ.ГГГГ была принята воспитателем в МДОУ детский сад «Сказка» <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ данное учреждение переименовано в МБДОУ детский сад «Сказка». ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по собственному желанию в связи с выходом на пенсию по возрасту, то есть истица на момент увольнения и перехода на пенсию имела стаж работы в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности не менее 10 лет, и на момент перехода на пенсию, она пользовалась льготами как сельский педагог.

Вышеуказанные факты, так же подтверждаются: копией трудовой книжки (л.д.7-14), которая подтверждает периоды работы и увольнение в связи с выходом на пенсию ДД.ММ.ГГГГ; справкой Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.15), согласно которой ФИО1 предоставлялась мера социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой Комитета Администрации <адрес> по образованию № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.16), согласно которой истица работала воспитателем МДОУ д/с «Сказка», как педагогический работник, являлась получателем льготы по возмещению расходов на отопление и освещение жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ; справкой МБДОУ д/с «Сказка» № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.19), согласно которой ФИО1 проработала воспитателем в МБДОУ д/с «Сказка с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; справкой Администрации Орловского сельсовета <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.20), которая подтверждает проживание в сельской местности с ДД.ММ.ГГГГ; удостоверением пенсионера (л.д.17).

В связи с чем, суд приходит к выводу, что истица ФИО1 имеет право на получение соответствующих льгот по коммунальным услугам, а именно право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которая указана в абз. 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения.

В свою очередь Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам общеобразовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в редакции Закон Алтайского края от 27 декабря 2011 года N 159-ЗС "О внесении изменений в закон Алтайского края "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)") устанавливает, что настоящий закон в соответствии со ст.55 Закона РФ «Об образовании» от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения определяет размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

Согласно п.7 вышеуказанного Закона перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.

В соответствии с п.2. Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края
(утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99) компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - "компенсация") предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам:

- работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края;

- вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Пункт 18 Правил в отношении педагогических работников, до 1 января 2012 года получавших меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения через органы местного самоуправления или управомоченные ими муниципальные учреждения, управление социальной защиты населения формирует реестр на основании сведений, переданных органами местного самоуправления, краевыми и муниципальными образовательными учреждениями. Сформированный в отношении указанных педагогических работников реестр является основанием для назначения им с 1 января 2012 года компенсации и документом - основанием для расходования бюджетных средств. Реестр должен быть распечатан на бумажном носителе, сброшюрован, подписан руководителем управления социальной защиты населения, заверен печатью. Реестр подлежит постоянному хранению.

Согласно пункту 37 Правил предоставление компенсации прекращается в связи с увольнением с работы, дающей право на получение компенсации, выбытием на постоянное место жительства за пределы Алтайского края, района, города Алтайского края, а также приобретением права на получение мер социальной поддержки по другим основаниям - с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.

Довод третьего лица о том, что ФИО1 пенсия по старости назначена ДД.ММ.ГГГГ, согласно копии пенсионного удостоверения, суд считает не обоснованным, поскольку согласно справке ГУ-УПФ РФ в <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.77) ФИО1 получает пенсию с ДД.ММ.ГГГГ согласно ст.27 п.1.19 Федерального закона № 173-ФЗ от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», а именно как лицо, не менее 25 лет осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей независимо от их возраста, кроме того, согласно копии трудовой книжке ФИО1 работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МОУ «Орловская средняя общеобразовательная школа», после чего продолжала работать с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в МБДОУ д/с «Сказка», с выходом на пенсию, согласно трудовой книжке ФИО1 уволена лишь ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-14).

Суд не соглашается с доводами представителя ответчика и представителя третьего лица, что истица ФИО1, пользовавшаяся компенсацией расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности до дня увольнения ДД.ММ.ГГГГ, в связи с выходом на пенсию не имеет право в настоящее время на получение вышеуказанной компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогический работник, вышедший на пенсию, так как истица работала с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в ведомственном детском саду, и у нее отсутствует требуемый 10 летний стаж работы в образовательном учреждении имеющим статус краевого или муниципального образовательного учреждения, как того требуют Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, (утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года N 99).

Данная позиция представителя ответчика и третьего лица противоречит правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 08 февраля 2007 года № 322-О-П «По запросу Правительства Челябинской области о проверке конституционности положений абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона РФ «Об образовании» и пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса РФ», а так же позиции указанной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03 июня 2004 года № 11-П.

В соответствии с ч.2 ст.11 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный акт не соответствует нормативно-правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

Закон Алтайского края от 03 ноября 2005 года № 88-ЗС и Постановление Администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, предусматривающие возможность компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом, на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, противоречат Закону Российской Федерации «Об образовании», и приведенных выше нормативно правовых актов, поскольку устанавливают дополнительные условия и основания предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения для указанной категории граждан.

Данное обстоятельство нарушает принцип справедливости и равенства прав и свобод человека и гражданина, в том числе право на социальную защиту, установленную статьями 18, 19 Конституции Российской Федерации, а так же предполагают, по смыслу статей 1,2, 6 (часть2), 15 (часть4), 17 (часть 1), 18,19, и 55 (часть1) Конституции Российской Федерации, правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, то есть в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.

Так же, в соответствии с ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснил, что права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

В силу п.10 названного Постановления, Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признает юрисдикцию Европейского суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случае предполагаемого нарушения Российской Федерацией положений этих договорных актов, когда предполагаемое нарушение имело место после вступления их в силу в отношении Российской Федерации (статья 1 Федерального закона от 30 марта 1998 года № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней»). Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учетом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Согласно ст.1 Протокола № 1 к Конвенции каждое физическое или юридическое лицо имеет право на уважение своей собственности. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как в интересах общества и на условиях, предусмотренных законом и общими принципами международного права. При этом указано, что «требование» - даже относительно льготы - может представлять собой собственность по смыслу статьи 1 Протокола № 1 к Конвенции, если оно в достаточной степени реализуемо.

Кроме того, согласно ст.3 Федерального закона от 29 декабря 2010 года № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца третьего пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года N 3266-I "Об образовании" от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу настоящего Федерального закона.

В материалах дела имеется справка о том, что на момент выхода на пенсию до ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 предоставлялись льготы, а именно компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности.

Однако в последующем истице было отказано в получении указанной льготы, что повлекло для нее неблагоприятные последствия, поскольку она лишилась права на получение льготы, которая предоставлялась ей длительное время.

Таким образом, истица ФИО1, как педагогический работник, вышедший на пенсию и пользовавшийся льготами по коммунальным услугам, а именно правом на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, которая указана в абз. 3 пункта 5 ст.55 Закона Российской Федерации «Об образовании», от 10 июля 1992 года № 3266-1 «Об образовании», действовавшим и распространявшим свое действие на спорные правоотношения, имеет право на предоставление компенсации вышеуказанных расходов.

В части требования истицы о возложении обязанности на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району включить ее в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, суд считает данные требования истицы так же подлежащими удовлетворению. Суд считает необходимым производить компенсацию данных расходов истице с июля 2013 года, так как истица с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения обратилась в Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району в июне 2013 года, что не оспаривается представителем ответчика.

ФИО1 просила суд взыскать с ответчика в ее пользу, понесенные ею судебные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере <данные изъяты>. В обосновании понесенных ею расходов представлена квитанция к приходному кассовому ордеру от ДД.ММ.ГГГГ на оплату юридических услуг на сумму <данные изъяты> (л.д.46).

Таким образом, понесенные расходы на оплату юридических услуг истицей подтверждены документально и не вызывают у суда сомнений.

С учетом всех обстоятельств дела, сложности дела и объема работы потребовавшегося для оказания юридических услуг, суд находит разумными оплату юридических услуг в размере <данные изъяты>, которая подлежит взысканию с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу ФИО1

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования ФИО1 удовлетворить.

    Признать за ФИО1 право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения как за педагогическим работником, вышедшим на пенсию и проживающим в сельской местности.

Возложить на Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району обязанность включить ФИО1 в реестр лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения и производить компенсацию данных расходов с ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд с подачей жалобы в районный суд Немецкого национального района в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Дата изготовления решения в окончательной форме 06 ноября 2013 года.

Председательствующий судья                  К.Н. Комашко