ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/20 от 03.12.2019 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

Дело № 2-222/2020

70RS0004-01-2019-004566-07

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

5 февраля 2020 года г. Томск

Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Бутенко Г.Е.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Маркиной Л.А.,

с участием представителя истца Зыковой М.И., действующей на основании доверенности 70 АА 1380858 (регистрац. номер 70/9-н/70-2019-8-579) от 03.12.2019 со сроком полномочий три года,

представителей ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Томской области» Крылова М.О., действующего на основании доверенности от 14.10.2019 № 20 со сроком полномочий один год, Дорохова О.А., действующего на основании доверенности от 23.12.2019 № 22 со сроком полномочий один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Холова Ф.Б. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» о признании права на назначение пенсии за выслугу лет, возложении обязанности назначить пенсию за выслугу лет с 01.01.2018,

у с т а н о в и л:

Холов Ф.Б. в первоначальном варианте исковых требований обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области», Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о признании за ним права на пенсию за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации, возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» произвести расчет выслуги лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца за периоды с 28.06.2002 по 21.09.2006, с 25.09.2006 по 10.05.2007, с 18.05.2007 по 29.04.2008, с 01.05.2008 по 22.05.2008, с 23.05.2008 по 22.10.2008; возложении обязанности на Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Томской области» назначить ему пенсию за выслугу лет в Вооруженных Силах Российской Федерации со дня обращения за ней, т.е. с 11.01.2018. В обоснование исковых требований истец указывал, что 11.01.2018 обратился в военный комиссариат ... с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на военной службе. ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» в ответе от 12.02.2019 № 1402/4 указало на то, что в нарушение требований пункта 1 статьи 1 Соглашения от 15.05.1992 финансово-экономическим управлением Министерства обороны Республики Узбекистан в расчет выслуги включены периоды учебы и работы, не относящиеся в военной службе, а именно: учеба – 5 лет 9 мес. 29 дней, интернатура – 11 мес. 15 дней, трудовой стаж – 4 мес. Согласно расчету, выполненному ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» его выслуга лет в льготном исчислении составила 19 лет 4 мес. 22 дня, с учетом календарного срока службы – 14 лет 05 мес. 08 дней; времени обучения в гражданских учебных заведениях – 2 года 06 мес.; льготного исчисления один месяц службы за полтора месяца за периоды: с 28.06.2002 по 21.09.2006, с 25.09.2006 по 10.05.2007, с 01.05.2008 по 22.05.2008 – 2 года 05 мес. 13 дней. Военный комиссариат Томской области в ответе от 04.09.2019 № ОСО/691 сообщил ему, что выслуга лет в льготном исчислении составила 19 лет 10 мес. 11 дней. Истец указывает, что ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» необоснованно не учитывает в льготном исчислении период службы с 23.05.2008 по 22.10.2008, в то время как ответом Министерства обороны Республики Узбекистан от 11.09.2016 № 25/3482 подтверждается, что на основании приказа Министра обороны Республики Узбекистан от 12.09.2002 № 530 все местности ... (в том числе ...) ... входят в Перечень местностей с тяжелыми климатическими условиями, в связи с чем исчисление выслуги лет производится на льготных условиях из расчета один месяц службы за полтора. Следовательно, общая выслуга лет составит 20 лет 28 дней.

В судебном заседании 28.01.2020 истец в лице представителя Зыковой М.И. отказался от исковых требований к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» о возложении обязанности произвести расчет выслуги лет в льготном исчислении один месяц службы за полтора месяца за периоды с 28.06.2002 по 21.09.2006, с 25.09.2006 по 10.05.2007, с 18.05.2007 по 29.04.2008, с 01.05.2008 по 22.05.2008, с 23.05.2008 по 22.10.2008. Определением суда от 28.01.2020 отказ истца в лице его представителя Зыковой М.И. от исковых требований к ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу» принят, производство по делу в этой части прекращено.

В окончательном варианте исковых требований к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» истец Холов Ф.Б. просит признать за ним право на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»; возложить на ответчика обязанность назначить ему пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» с 01.01.2018. В обоснование требований в заявлении об изменении исковых требований указано, что в предоставленном ответчиком личном деле военнослужащего Холова Ф.Б. имеется справка о том, что военная пенсия по выслуге лет была назначена истцу с июня 2012 года, еще в период его постоянного проживания на территории Республики Узбекистан, по действующему законодательству государства-участника СНГ. Пенсия выплачена по 31.12.2017. В соответствии с выводами, изложенными в консультативном заключении от 09.12.2009 № 01-1/2-09, в ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников СНГ», применительно к ситуации, когда бывший военнослужащий, проходивший военную службу в одном государстве-участнике, переезжает на постоянное место жительства в другое государство-участник, толкование ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 означает, что выслуга лет, исчисленная при назначении пенсии по законодательству места прохождения службы, перерасчету не подлежит. Истец также ссылается на Соглашение о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, письмо Минсоцзащиты РФ от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в РФ из государств, ранее входивших в состав СССР», решение Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 № 01-1/2-08, постановившего, что право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве-участнике Соглашения от 15.05.1992, сохраняется за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник данного Соглашения и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству этого другого государства недостаточно для назначения такой пенсии. Истец полагает, что пенсия за выслугу лет ему должна быть назначена с 01.01.2018.

Истец, надлежащим образом уведомленный о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился (л.д. 162).

Суд на основании ч. 3 ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца.

Представитель истца Зыкова М.И. исковые требования Холова Ф.Б. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» в окончательном их варианте поддержала по основаниям, изложенным в заявлении об изменении исковых требований (л.д. 126-129), суть которых сводится к тому, что ответчик ФКУ «Военный комиссариат Томской области» не должен был пересчитывать выслугу лет Холова Ф.Б. для определения его права на пенсию по месту постоянного жительства в Российской Федерации, поскольку право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве-участнике Соглашения от 15.05.1992, сохраняется за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник данного Соглашения.

Представители ответчика Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Томской области» Крылов М.О. и Дорохов О.А. исковые требования не признали по основаниям, изложенным в письменных возражениях на исковое заявление (л.д. 78-81, 100-102).

Заслушав представителей сторон, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования Холова Ф.Б. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Холов Ф.Б. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией его паспорта ..., выданного 21.01.2019 УМВД России по Томской области, удостоверенной нотариусом ФИО1 (л.д. 13).

Из искового заявления, пояснений представителя истца в судебном заседании следует, что до приобретения гражданства Российской Федерации Холов Ф.Б. проживал и проходил военную службу в Республике Узбекистан, после увольнения с военной службы Холову Ф.Б. в Узбекистане была назначена пенсия за выслугу лет. В связи с переездом в Российскую Федерацию пенсия за выслугу лет Холову Ф.Б. была выплачена в Республике Узбекистан по 31.12.2017. Ответчиком указанные обстоятельства в судебном заседании не оспаривались, подтверждены материалами личного дела Холова Ф.Б.

Согласно исковому заявлению в январе 2018 года Холов Ф.Б. обратился в военный комиссариат ... с заявлением о назначении пенсии за выслугу лет на военной службе. Однако ответчиком ФКУ «Военный комиссариат Томской области» в назначении пенсии за выслугу лет ему было отказано в связи с отсутствием требуемой продолжительности выслуги – 20 лет. Отказ в назначении Холову Ф.Б. пенсии за выслугу лет выражен в письме ФКУ «Военный комиссариат Томской области» от 04.09.2019 № ОСО/691 (л.д. 37-38).

Всеобщая декларация прав человека провозгласила право каждого человека на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства (статья 22).

Российская Федерация как участник Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах признает право каждого на достаточный жизненный уровень для него и его семьи, включающий достаточное питание, одежду и жилище, и на непрерывное улучшение условий жизни, и обязуется принять надлежащие меры к обеспечению осуществления этого права, признавая важное значение в этом отношении международного сотрудничества, основанного на свободном согласии (пункт 1 статьи 11).

В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации провозглашено, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства, закрепленными в ее статье 7 (часть 1), социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе введение правил исчисления и подтверждения стажа, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

В силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Аналогичная норма закреплена и в статье 5 Федерального закона от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации».

Согласно пункту «а» статьи 2 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» под международным договором Российской Федерации надлежит понимать международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких, связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования (например, конвенция, пакт, соглашение и т.п.).

Пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.10.2003 № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» разъяснено, что согласно части 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» положения официально опубликованных международных договоров Российской Федерации, не требующие издания внутригосударственных актов для применения, действуют в Российской Федерации непосредственно. Для осуществления иных положений международных договоров Российской Федерации принимаются соответствующие правовые акты.

К признакам, свидетельствующим о невозможности непосредственного применения положений международного договора Российской Федерации, относятся, в частности, содержащиеся в договоре указания на обязательства государств-участников по внесению изменений во внутреннее законодательство этих государств.

При рассмотрении судом гражданских, уголовных или административных дел непосредственно применяется такой международный договор Российской Федерации, который вступил в силу и стал обязательным для Российской Федерации и положения которого не требуют издания внутригосударственных актов для их применения и способны порождать права и обязанности для субъектов национального права (часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 1 и 3 статьи 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации», часть 2 статьи 7 ГК РФ).

Из пункта 4 названного Постановления следует, что решая вопрос о возможности применения договорных норм международного права, суды должны исходить из того, что международный договор вступает в силу в порядке и в дату, предусмотренные в самом договоре или согласованные между участвовавшими в переговорах государствами. При отсутствии такого положения или договоренности договор вступает в силу, как только будет выражено согласие всех участвовавших в переговорах государств на обязательность для них договора (статья 24 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года).

Судам надлежит иметь в виду, что международный договор подлежит применению, если Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выразила согласие на обязательность для нее международного договора посредством одного из действий, перечисленных в статье 6 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» (путем подписания договора; обмена документами, его образующими; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; любым иным способом, о котором условились договаривающиеся стороны), а также при условии, что указанный договор вступил в силу для Российской Федерации (например, Конвенция о защите прав человека и основных свобод была ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 30 марта 1998 г. № 54-ФЗ, а вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года - в день передачи ратификационной грамоты на хранение Генеральному секретарю Совета Европы согласно статье 59 этой Конвенции).

Российская Федерация является участником Соглашения стран Содружества Независимых Государств «О социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей» от 14.02.1992 (Бюллетень международных договоров № 1 за 1993 год) и Соглашения «О порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств» от 15.05.1992 (Бюллетень международных договоров № 6 за 1994 год), которые в силу выше примененных норм подлежат применению при рассмотрении настоящего спора.

Согласно статье 1 Соглашения от 14.02.1992 за военнослужащими, лицами, уволенными с военной службы и проживающими на территории государств - участников Содружества, а также членами их семей сохраняется уровень прав и льгот, установленных ранее законами и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

В соответствии со статьей 2 Соглашения от 14.02.1992 государства Содружества своим законодательством устанавливают и обеспечивают всю полноту политических, социально-экономических и личных прав и свобод военнослужащим, лицам, уволенным с военной службы, и членам их семей в соответствии с нормами международного права и положениями названного Соглашения, в том числе права получать пенсию, установленную законодательством. Порядок пенсионного обеспечения военнослужащих устанавливается межправительственными соглашениями.

Статьей 1 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного 13.03.1992, предусмотрено, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Из статьи 2 Соглашения от 13.03.1992 следует, что пенсионное обеспечение военнослужащих Вооруженных Сил государств-участников Содружества и порядок выделения средств на их пенсионное обеспечение регулируются специальным Соглашением.

Таким специальным соглашением является Соглашение от 15.05.1992, участниками которого являются и Российская Федерация, и Республика Узбекистан, в статье 1 которого предусмотрено, что пенсионное обеспечение и обязательное государственное страхование военнослужащих Вооруженных Сил государств - участников Содружества и других воинских формирований, созданных законодательными органами этих государств, Объединенных Вооруженных Сил Содружества, Вооруженных Сил и иных воинских формирований бывшего Союза ССР, а также пенсионное обеспечение семей этих военнослужащих осуществляются на условиях, по нормам и в порядке, которые установлены или будут установлены законодательством государств-участников, на территориях которых проживают указанные военнослужащие и их семьи, а до принятия этими государствами законодательных актов по данным вопросам на условиях, по нормам и в порядке, установленным законодательством бывшего Союза ССР. При этом уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей, устанавливаемый законодательством государств-участников в соответствии с Соглашением о социальных и правовых гарантиях военнослужащих, лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей от 14 февраля 1992 года, не может быть ниже уровня, установленного ранее законодательными и другими нормативными актами бывшего Союза ССР.

Таким образом, в изложенной норме закреплен принцип территориальности, означающий, что пенсионное обеспечение военнослужащих осуществляется по законодательству государства места постоянного жительства.

В части 1 статьи 2 Соглашения от 15.05.1992 закреплено, что в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых военнослужащие проходили службу.

В части 2 указанной статьи установлено, что размер денежного довольствия (заработка) для назначения пенсий военнослужащим и их семьям определяется в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территориях которых проживают военнослужащие или их семьи.

Таким образом, Соглашение от 15.05.1992 установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только включать в выслугу лет службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства (например, если законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, то органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести исчисление военной службы в установленном порядке).

В соответствии с п. 39 Положения о военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента РФ от 07.12.2012 № 1609, одной из основных задач военных комиссариатов является осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации (л.д. 69-76).

В военном комиссариате Томской области работу по пенсионному обеспечению уволенных военнослужащих и членов их семей и социальному обслуживанию военных пенсионеров осуществляет отдел социального обеспечения военного комиссариата области, а также начальники отделений социального и пенсионного обеспечения; старшие помощники по финансовой, экономической, социальной и пенсионной работе военных комиссариатов (муниципальных). Из функциональных обязанностей отдела социального обеспечения военного комиссариата Томской области, утвержденных военным комиссаром Томской области 07.05.2018, следует, что основными задачами отдела являются: назначение пенсий и пособий увольняемым с действительной военной службы военнослужащим, семьям умерших военнослужащих и пенсионеров из числа военнослужащих, предусмотренных законодательством РФ; обеспечение перерасчетов назначенных пенсий и своевременное прекращение их выплаты в установленных законом случаях; обеспечение выплаты пособий и компенсаций через учреждения Сберегательного банка РФ, а также единовременных выплат в установленных законодательством случаях; разрешение поступающих в военный комиссариат предложений, заявлений и жалоб по вопросам пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и социального обслуживания пенсионеров, а также прием граждан, обращающихся по этим вопросам (л.д. 139-141).

Прием и оформление документов для назначения пенсий, пособий и компенсаций уволенным с военной службы военнослужащим и семьям умерших военнослужащих и представление их в военный комиссариат Томской области осуществляют отделения социального и пенсионного обеспечения военных комиссариатов (муниципальных).

Из материалов дела следует, что в соответствии с приказом Министра обороны Республики Узбекистан от 23.04.2012 № Н202 майор Холов Ф.Б. уволен с действительной военной службы в резерв по подпункту «е» пункта 113 Положения о порядке прохождения военной службы гражданами Республики Узбекистан (в связи с досрочным расторжением контракта по инициативе военнослужащего). Представлен к увольнению на основании личного рапорта военнослужащего, который не желает проходить военную службу в связи с семейными обстоятельствами (л.д. 144).

Согласно расчету пенсии (л.д. 142) пенсия майору Холову Ф.Б. назначена с 18.05.2012 исходя из выслуги 24 года в размере 52% оклада.

В связи с переездом на постоянное место жительства в <адрес> его пенсионное дело ... 05.12.2017 было направлено в Военный комиссариат <адрес>, что подтверждается сопроводительным письмом управления по делам обороны <адрес> от 05.12.2017 исх. № 4275 (л.д. 146), из которого также следует, что Холов Ф.Б. пенсий удовлетворен по 31.12.2017 включительно.

Из материалов дела (л.д. 33-36, 59-63), пояснений представителя ответчика Дорохова О.А. в судебном заседании следует, что в личном деле Холова Ф.Б. при его поступлении из Республики Узбекистан имелся расчет выслуги лет от 14.03.2013, произведенный ФЭУ Министерства обороны Республики Узбекистан, согласно которому выслуга лет Холова Ф.Б. составила 24 года 5 дней. В расчет выслуги лет необоснованно были включены периоды учебы и работы, не относящиеся к военной службе, а именно: учеба 5 лет 9 мес. 29 дней, интернатура 11 мес. 15 дней, трудовой стаж 4 мес. В связи с поступившими ответами Министерства обороны Республики Узбекистан о включении <адрес> в перечень местностей с тяжелыми климатическими условиями пенсионное дело Холова Ф.Б. для принятия решения о назначении пенсии с учетом исчисления выслуги лет в льготном исчислении из расчета один месяц службы за полтора было повторно направлено в Управление финансового обеспечения Министерства обороны Республики Узбекистан (л.д. 96).

Согласно расчету № 5812 выслуги лет военнослужащему на пенсию Холова Ф.Б., составленному Главным финансово-экономическим управлением Министерства обороны Республики Узбекистан, выслуга лет Холова Ф.Б. составила 24 года 5 мес. 25 дней (л.д. 103). При этом в календарный срок службы включена непосредственно военная служба продолжительностью 14 лет 5 мес. 8 дней, период обучения в ВУЗе – 5 лет 9 мес. 29 дней, прохождение интернатуры – 11 мес. 15 дней, трудовой стаж – 4 мес. Кроме того, в расчете указаны периоды, подлежащие включению в выслугу лет в льготном исчислении – один месяц службы за полтора месяца, продолжительностью 2 года 11 мес. 3 дня.

По мнению представителей ответчика ФКУ «Военный комиссариат Томской области» права на пенсию за выслугу лет по законодательству Российской Федерации военнослужащий Холов Ф.Б. не имеет, поскольку не имеет требуемой выслуги – 20 лет, в связи с чем оснований для признания за ним и назначения ему пенсии за выслугу лет с 01.01.2018 в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» не имеется.

Исходя из социальной ценности в правовом государстве трудовой и иной общественно полезной деятельности, осуществляемой в различных организационных формах, федеральный законодатель отнес к основаниям пенсионного обеспечения прохождение военной и (или) приравненной к ней службы установленной законом продолжительности и, учитывая особую значимость военной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны, предусмотрел специальные правила пенсионного обеспечения соответствующих категорий государственных служащих, включая виды пенсий, их размеры, условия назначения и выплаты.

Эти правила определяются Федеральным законом от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и Законом Российской Федерации 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения пенсия за выслугу лет для указанной категории граждан представляет собой, как следует из статьи 2 Федерального закона 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», ежемесячную государственную денежную выплату, предоставляемую в целях компенсации гражданам заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением ими службы, при наличии установленной законом выслуги. Посредством установления и выплаты пенсии за выслугу лет реализуется государственная гарантия материального обеспечения граждан, проходивших военную службу, а также службу в органах внутренних дел, направленная на поддержание как их особого социального статуса, так и соответствующего уровня материального достатка при оставлении службы (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 18.03.2004 № 6-П).

В соответствии со ст. 13 названного Закона право на пенсию за выслугу лет имеют:

а) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, имеющие на день увольнения со службы выслугу на военной службе, и (или) на службе в органах внутренних дел, и (или) на службе в Государственной противопожарной службе, и (или) на службе в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) на службе в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) на службе в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) на службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации 20 лет и более;

б) лица, указанные в статье 1 настоящего Закона, уволенные со службы по достижении предельного возраста пребывания на службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и достигшие на день увольнения 45-летнего возраста, имеющие общий трудовой стаж 25 календарных лет и более, из которых не менее 12 лет шести месяцев составляет военная служба, и (или) служба в органах внутренних дел, и (или) служба в Государственной противопожарной службе, и (или) служба в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, и (или) служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и (или) служба в войсках национальной гвардии Российской Федерации, и (или) служба в органах принудительного исполнения Российской Федерации.

По своему характеру стаж службы в Вооруженных Силах Российской Федерации - это специальный стаж, приобретаемый именно в процессе службы. В качестве особого юридически значимого обстоятельства он подлежит учету в правоотношениях различной отраслевой принадлежности - как в отношениях по прохождению службы, так и в отношениях по социальному обеспечению уволенных со службы сотрудников. В частности, стаж службы продолжительностью 20 лет и более выступает условием, определяющим право на пенсию за выслугу лет лица, проходившего службу в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Статьей 18 Закона от 12.02.1993 № 4468-1 установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 настоящего Закона засчитывается: военная служба; а уволенным со службы офицерам может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении.

Порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Пунктами 1, 2 Постановления Совета Министров – Правительства РФ от 22.09.1993 № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин…» установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств; время обучения до определения на военную службу в гражданских образовательных организациях высшего образования либо в профессиональных образовательных организациях, в которых имелись циклы или отделения военной подготовки, в пределах до пяти лет из расчета один год учебы за шесть месяцев.

Таким образом, в силу ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992, ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 № 4468-1 в выслугу лет Холову Ф.Б. подлежит зачету военная служба в Республике Узбекистан, указанная в расчете от 17.07.2019 № 5812 ГФЭУ Министерства обороны Республики Узбекистан, 14 лет 5 мес. 8 дней (л.д. 103), а также военная служба в льготном исчислении 2 года 11 мес. 3 дня; учеба в ВУЗе 2 года 6 мес., общая продолжительность выслуги лет для назначения пенсии составляет 19 лет 10 мес. 11 дней.

Суд не может согласиться с доводами представителя истца, сославшейся на решение Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 06.02.2009 № 01-1/2-08, о том, что ВКУ «Военный комиссариат Томской области» не может вмешиваться в расчет выслуги лет, представленный Министерством обороны Республики Узбекистан.

Экономический Суд Содружества Независимых Государств является уставным органом Содружества Независимых Государств (ст. 32 Устава СНГ) и действует на основании Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств, утвержденного Соглашением о статусе Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 06.07.1992. Участниками Соглашения от 06.07.1992 являются, в числе других государств, Российская Федерация и Республика Узбекистан.

Как следует из пунктов 1, 3 Положения об Экономическом Суде Содружества Независимых Государств Экономический суд Содружества Независимых Государств создается в целях обеспечения единообразного применения соглашений государств - участников Содружества Независимых Государств и основанных на них экономических обязательств и договоров путем разрешения споров, вытекающих из экономических отношений. К ведению Экономического суда относится разрешение межгосударственных экономических споров: возникающих при исполнении экономических обязательств, предусмотренных соглашениями, решениями Совета глав государств, Совета глав правительств Содружества и других его институтов; о соответствии нормативных и других актов государств - участников Содружества, принятых по экономическим вопросам, соглашениям и иным актам Содружества. Споры рассматриваются Экономическим судом по заявлению заинтересованных государств в лице их полномочных органов, институтов Содружества.

Пунктом 5 Положения закреплено, что Экономический суд осуществляет толкование: применения положений соглашений, других актов Содружества и его институтов; актов законодательства бывшего Союза ССР на период взаимосогласованного их применения, в том числе о допустимости применения этих актов, как не противоречащих соглашениям и принятым на их основе иным актам Содружества. Толкование осуществляется при принятии решений по конкретным делам, а также по запросам высших органов власти и управления государств, институтов Содружества, высших хозяйственных, арбитражных судов и иных высших органов, разрешающих в государствах экономические споры.

Таким образом, Экономический Суд СНГ определен в качестве судебного механизма разрешения споров, вытекающих из соглашений, составляющих правовую основу реализации базовых экономических свобод в СНГ.

В своем решении от 20.01.2000 № 01-1/5-99, давая токование правовой нормы, закрепленной в части 1 статьи 2 Соглашения от 15.05.1992, Экономический Суд СНГ указал следующее: «Закрепив в статье 1 общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих на условиях, по нормам и в порядке, предусмотренных законодательством государства, на территории которого проживают военнослужащие, Соглашение в статье 2 установило: «В выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу». Таким образом, Соглашение установило обязанность государства-участника, осуществляющего назначение военнослужащему пенсии, не только зачислять в выслугу лет его службу в другом государстве, но и применять при этом законодательство этого государства. Если же законодательство государства, в котором военнослужащий проходил службу, устанавливает льготный порядок исчисления выслуги лет за период службы в этом государстве, органы государства по месту жительства военнослужащего должны произвести соответствующее исчисление».

В резолютивной части указанного документа Экономический Суд СНГ дал по запросу Совета министров обороны государств - участников Содружества следующее толкование применения части 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств - участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 г.:

1. При назначении государством - участником Соглашения от 15 мая 1992 г. пенсии военнослужащему его служба в другом государстве - участнике Соглашения засчитывается в выслугу лет, в том числе в льготном исчислении, на основании законодательства этого другого государства, принятого как до, так и после подписания Соглашения от 15 мая 1992 г.

2. Порядок исчисления выслуги лет, определенный ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15 мая 1992 г., применяется к военнослужащим, проходившим службу на территориях других государств - участников Соглашения от 15 мая 1992 г., в том числе в период их вхождения в состав Союза ССР, и реализующим право на пенсионное обеспечение после принятия государством места службы соответствующего законодательства.

Таким образом, из указанного решения следует, что общий принцип пенсионного обеспечения военнослужащих – принцип территориальности, но военная служба засчитывается в выслугу лет на основании законодательства государства, в котором служил военнослужащий.

В решении Экономического Суда СНГ от 06.02.2009 № 01-1/2-08, на которое ссылается представитель истца, также отмечено, что в статье 1 Соглашения от 15.05.1992 закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства, однако при этом государства-участники должны руководствоваться принципом сохранения за военнослужащими уровня прав и льгот не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, и осуществлять назначение пенсии за выслугу лет на условиях, равнозначных предусмотренным статьей 13 Закона СССР «О пенсионном обеспечении военнослужащих» от 28.04.1990 № 1467-1, либо на более льготных условиях.

Следовательно, право на пенсию за выслугу лет Холова Ф.Б. должно определяться в соответствии с законодательством места его постоянного жительства, т.е. законодательством Российской Федерации, при этом период его военной службы на территории Республики Узбекистан с 09.12.1997 по 17.05.2012 продолжительностью 14 лет 5 мес. 8 дней, а также периоды службы, исчисленные как один месяц службы за полтора месяца, т.е. с 28.06.2002 по 21.09.2006, с 25.09.2006 по 10.05.2007, с 18.05.2007 по 29.04.2008, с 01.05.2008 по 22.05.2008, подлежат включению в выслугу лет в том порядке, в каком они исчислены по законодательству Республики Узбекистан. Что касается периода прохождения Холовым Ф.Б. интернатуры с 14.08.1996 по 29.07.1997 – 11 мес. 15 дней (л.д. 108, 149-154), работы Холова Ф.Б. с 01.08.1997 по 01.12.1997 (4 мес., л.д. 104-105, 149-154), то указанные периоды не могут быть включены в выслугу лет (20 лет) для назначения пенсии, т.к. не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации и не были предусмотрены законодательством бывшего Союза ССР, в частности Законом СССР от 28.04.1990 № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих», Постановлением Совета Министров СССР от 24.07.1990 № 725 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам офицерского состава, прапорщикам, мичманам и военнослужащим сверхсрочной службы, лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел и их семьям».

Уровень прав и льгот, ранее предоставленных военнослужащим законодательством бывшего Союза ССР, законодательством Российской Федерации сохранен, правовое положение этой категории граждан не ухудшено по сравнению с условиями, установленными Законом СССР от 28.04.1990 № 1467-1 «О пенсионном обеспечении военнослужащих».

Экономический Суд СНГ в решении от 06.02.2009 № 01-1/2-08 по запросу Исполнительного комитета Содружества Независимых Государств дал следующее толкование применения статьи 7 Соглашения о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года и статьи 1 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств-участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года.

1. Право на получение пенсии за выслугу лет, назначенной бывшему военнослужащему в одном государстве-участнике Соглашения от 15 мая 1992 года, сохраняется за ним при переезде на постоянное место жительства в другое государство-участник данного Соглашения и в том случае, если имеющейся у него выслуги лет по законодательству этого другого государства недостаточно для назначения такой пенсии. Сохранение ранее приобретенного права на получение пенсии за выслугу лет основывается на обязательстве государств-участников Соглашения от 15 мая 1992 года установить в национальном законодательстве уровень пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей не ниже уровня, предусмотренного законодательством бывшего Союза ССР. Нормы статей 6 и 7 Соглашения от 13 марта 1992 года к отношениям по пенсионному обеспечению бывших военнослужащих при переезде их на постоянное место жительства из одного государства-участника Соглашения от 15 мая 1992 года в другое государство-участник данного Соглашения не применяются.

Вместе с тем, в данном решении анализировалась ситуация, при которой пенсионеру Министерства обороны Российской Федерации, имеющему выслугу лет в льготном исчислении 23 года 6 мес., было отказано в назначении пенсии за выслугу лет Министерством обороны Республики Казахстан со ссылкой на национальное законодательство, предусматривающее не менее 25 лет выслуги для назначения соответствующей пенсии. Поскольку законодательством Республики Казахстан установлены условия назначения пенсии за выслугу лет, не соответствующие предусмотренному статьей 1 Соглашения от 15.05.1992 принципу сохранения уровня пенсионного обеспечения военнослужащих не ниже уровня, установленного ранее законодательством бывшего Союза ССР, Экономический Суд СНГ и дал толкование, приведенное выше. При рассмотрении настоящего гражданского дела это толкование применению не подлежит.

Экономический Суд СНГ в указанном решении и в консультативном заключении от 27.05.2014 № 01-1/5-13 отмечал, что в вопросах пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей Соглашение от 15.05.1992 является специальным международным договором, по своему содержанию данное Соглашение является рамочным, поскольку не содержит правоустанавливающих норм, а определяет принципы пенсионного обеспечения.

В решении Экономического Суда СНГ от 04.09.1996 № С-1/11-96 отмечено, что «под пенсионным обеспечением понимается весь комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), включая определение круга лиц, имеющих право на получение пенсии, исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии, назначение, исчисление, выплату, перерасчет пенсий».

В консультативном заключении от 27.05.2014 № 01-1/5-13 Экономический Суд СНГ подтвердил свою позицию относительно закрепленного в статье 1 Соглашения от 15.05.1992 принципа территориальности и толкования понятия пенсионного обеспечения, указав, что в статье 1 Соглашения от 15.05.1992 закреплен принцип территориальности, означающий осуществление пенсионного обеспечения военнослужащих по законодательству государства места постоянного жительства. При этом Экономический Суд СНГ отметил, что «Соглашение от 15.05.1992 не связывает назначение пенсии за выслугу лет по законодательству государства постоянного места жительства с приобретением права на пенсию такого вида по законодательству государства места прохождения службы. Принцип территориальности (по законодательству государства места постоянного жительства) распространяется на комплекс отношений между государством и военнослужащим (членом его семьи), с учетом особенностей такого компонента пенсионного обеспечения, как исчисление стажа, необходимого для назначения пенсии за выслугу лет. Суд принимает во внимание положения части первой статьи 2 Соглашения от 15.05.1992. Согласно указанной норме «в выслугу лет для назначения пенсий военнослужащим засчитывается служба (в том числе на льготных условиях) в вооруженных силах и других воинских формированиях, указанных в статье 1 настоящего Соглашения, в порядке, установленном законодательством государств-участников, на территории которых военнослужащие проходили службу». Изложенное является единственным исключением из общего правила, установленного статьей 1 Соглашения от 15.05.1992. Экономический Суд считает, что вопрос о наличии или отсутствии права на пенсию за выслугу лет должен рассматриваться с учетом принципа территориальности, установленного в статье 1 Соглашения, ? по законодательству государства постоянного места жительства».

Поскольку выслуга лет Холова Ф.Б., определенная в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», а также с ч. 1 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 не достигает требуемых 20 лет, то оснований для признания за истцом права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»; возложении на ответчика обязанности назначить Холову Ф.Б. пенсию за выслугу лет с 01.01.2018 не имеется.

Суд отмечает, что Главное финансово-экономическое управление Министерства обороны Республики Узбекистан 17.07.2019 составило новый уточняющий расчет № 5812 выслуги лет военнослужащего Холова Ф.Б., из которого следует, что период службы с 23.05.2008 по 22.10.2008 не засчитан в льготном исчислении как один месяц службы за полтора месяца, в связи с чем истец не лишен возможности через ФКУ «Военный комиссариат Томской области» обратиться за соответствующими разъяснениями в Министерство обороны Республики Узбекистан.

Руководствуясь ст. ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Холова Ф.Б. к Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Томской области» о признании за ним права на назначение пенсии за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»; возложении обязанности назначить Холову Ф.Б. пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» с 01.01.2018 оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий Г.Е. Бутенко

Мотивированный текст решения суда изготовлен 12 февраля 2020 года.