Дело № 2-222/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
21 июня 2016 года с. Хабары
Хабарский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Зориной О.А.,
при секретаре Комаровой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в Хабарском, Немецком национальном, Панкрушихинском районах в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Хабарскому МУП «Фармация» о признании действий противоправными и возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в Хабарском, Немецком национальном, Панкрушихинском районах обратилось в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к Хабарскому МУП «Фармация» о признании действий противоправными и возложении обязанности совершить определенные действия.
В обоснование исковых требований указало, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ при проведении плановой выездной проверки в отношении Хабарского МУП «Фармация», осуществляющего деятельность по продаже лекарственных средств в магазинах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес> выявлены нарушения действующего законодательства в сфере регулирования ценообразования, а именно: требования, установленные ФЗ № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» от 12.04.2010, Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП» (далее по тексту –Правила от 29.10.2010 № 865). Действующими Правилами от 29.10.2010 № 865 предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость. При этом в постановлении Верховного суда РФ от 09.06.2015 № 304-АД15-2723 по делу № А81-756/2014 сделан вывод, что «действующим законодательством порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность».
В связи с выявленными нарушениями ответчик привлекался к административной ответственности по ч.1 ст. 14. 6 КоАП РФ (постановления № и № от ДД.ММ.ГГГГ). Указанное правонарушение посягает на права неопределенного круга потребителей в части установления законной надбавки розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, и является противоправным. Истец считает, что действия Хабарского МУП «Фармация», выразившиеся в завышении регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, имевшие место ДД.ММ.ГГГГ, являются противоправными и просит обязать ответчика не допускать в реализацию в магазинах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, лекарственные препараты с нарушением предельно установленной розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Представитель истца по доверенности Никитин П.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске.
Представитель ответчика Ерошенко Е.П. исковые требования не признала.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 61 Федерального закона от 12.04.2010 N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" (далее - Закон N 61-ФЗ) установленные производителями лекарственных препаратов предельные отпускные цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, подлежат государственной регистрации.
В силу части 2 статьи 63 Закона N 61-ФЗ организации оптовой торговли и (или) аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, осуществляют реализацию лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП, по ценам, уровень которых не превышает сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированной предельной отпускной цены, и размер оптовой надбавки и (или) размер розничной надбавки, не превышающие соответственно размера предельной оптовой надбавки и (или) размера предельной розничной надбавки, установленных в субъекте Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2010 N 865 "О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП" утверждены Правила установления предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в субъектах РФ (далее - Правила от 29.10.2010 N 865), пунктом 5 которых предусмотрено, что размер розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на лекарственный препарат, установленный аптечной организацией, индивидуальным предпринимателем и медицинской организацией, осуществляющими реализацию лекарственных препаратов на территории субъекта Российской Федерации, не должен превышать соответствующий предельный размер розничной надбавки, установленный органом исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 7 Правил от 29.10.2010 № 865 формирование отпускной цены на лекарственный препарат организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями и медицинскими организациями осуществляется исходя из фактической отпускной цены производителя на лекарственный препарат, не превышающей зарегистрированную цену, и оптовой и (или) розничной надбавок, размер которых не превышает соответственно предельный размер оптовой и (или) предельный размер розничной надбавки, установленные в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, действующими Правилами от 29.10.2010 № 865 предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактической отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость.
С п.1 Решение № 132 от 17.10.2012 Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов « Об установлении предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов» предусморено, что для хозяйствующих субъектов Алтайского края независимо от организационно-правовой формы и формы собственности установлены предельные размеры оптовых надбавок и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов согласно приложению к настоящему решению.
--+-------------------------------+-----------------------+------------+
¦2. ¦Розничные надбавки к¦до 50 включительно ¦ 30¦
¦ ¦фактическим отпускным ценам+-----------------------+------------+
¦ ¦производителей (за исключением¦свыше 50 до 500¦ 21¦
¦ ¦лекарственных препаратов,¦включительно ¦ ¦
¦ ¦требующих особых условий+-----------------------+------------+
¦ ¦хранения и транспортировки <*>)¦свыше 500 ¦ 10¦
+----+-------------------------------+-----------------------+------------+
В магазине по адресу: <адрес> установлено завышение регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП: просульпин 0,2 № 30 табл., форметин 0,85 № 60 табл., эглонил 0,05 №30 капс., эгилок 0,1 № 60 табл., эгилок 0,025 № 60 табл., акридерм мазь д/нар. применения 0,05 % туба 15г. мазь, конкор 0,01 № 30 табл. п/плен/обол, креон 1000 № 20 капс., метформин+тева 0,85 № 60 табл. п/о, престариум А 0,01 № 30 табл. п/плен/обол. Общий размер завышения регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в указанном магазине составил 251, 71 руб.
В магазине по адресу: <адрес> установлено завышение регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП: конкор 0,01 № 30 табл. п/плен/обол, метформин+тева 1,0 № 60 табл. п/о, метформин+тева 0,85 № 60 табл. п/о, престариум А 0,01 № 30 табл. п/плен/обол. Общий размер завышения регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в указанном магазине составил 71, 25 руб.
В магазине по адресу: <адрес> установлено завышение регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП: эгилок 0,1 № 60 табл., эгилок 0,025 № 60 табл., акридерм мазь д/нар. применения 0,05 % туба 15г. крем, акридерм мазь д/нар. применения 0,05 % туба 15г. мазь, конкор 0,01 № 30 табл. п/плен/обол, креон 1000 № 20 капс., метформин+тева 1,0№ 60 табл. п/о, метформин+тева 0, 85 № 60 табл. п/о. Общий размер завышения регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень ЖНВЛП, в указанном магазине составил 168, 78 руб.
Вышеуказанные обстоятельства подтверждены актом проверки № от ДД.ММ.ГГГГ, а также протоколами об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ за № и №.
В соответствии с постановлениями от ДД.ММ.ГГГГ за № и № Хабарское МУП «Фармация» привлекалось к административной ответственности по ч.1 ст. 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы представителя ответчика, изложенные в отзыве на исковые требования, о том, что территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в Хабарском, Немецком национальном, Панкрушихинском районах неправомерно осуществлен контроль за установлением предельных размеров розничных надбавок к фактически отпускным ценам производителей и вынесены постановления по делу об административном правонарушении за № и № от ДД.ММ.ГГГГ не основаны на законе. Кроме того, вышеуказанные постановления об административном правонарушении не обжаловались представителем ответчика и вступили в законную силу.
Таким образом, установлено, что действительно ДД.ММ.ГГГГ в отношении Хабарского МУП «Фармация» выявлены нарушения вышеуказанного действующего законодательства в сфере регулирования ценообразования.
Также судом не принимаются доводы о том, что действующими Правилами от 29.10.2010 № 865 предусмотрен расчет оптовой и (или) розничной надбавки к фактически отпускной цене производителя на ЖНВЛП без налога на добавленную стоимость, так как действующим законодательством порядок формирования отпускной цены на ЖНВЛП не поставлен в зависимость от системы налогообложения, применяемой организациями оптовой торговли и (или) аптечными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.
Кроме того, пунктом 3 Правил от 29.10.2010 N 865 установлено, что под фактической отпускной ценой производителя на лекарственный препарат понимается цена (без налога на добавленную стоимость), указываемая российским производителем лекарственного препарата в сопроводительной документации на товар.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению полностью.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю в лице территориального отдела в Хабарском, Немецком национальном, Панкрушихинском районах в защиту прав, законных интересов неопределенного круга лиц к Хабарскому МУП «Фармация» удовлетворить в полном объеме.
Признать противоправными действия Хабарского МУП «Фармация», имевшие место ДД.ММ.ГГГГ и выразившиеся в завышении регулируемой государством розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>.
Обязать Хабарское МУП «Фармация» не допускать в реализацию в магазинах, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>, лекарственные препараты с нарушением предельно установленной розничной цены на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Взыскать с Хабарского МУП «Фармация» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Алтайский краевой суд через Хабарский районный суд Алтайского края.
Решения в окончательной форме изготовлено 26.06.2016.
Судья О.А.Зорина
Копия верна: судья О.А.Зорина
Нач. отдела О.Ф.Клименко