ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/2016 от 23.03.2016 Воркутинского городского суда (Республика Коми)

Дело № 2 - 222/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воркутинский городской суд Республики Коми в составе:

председательствующего судьи Е.В.Юрченко,

при секретаре судебного заседания Е.Р.Мухаметшиной,

с участием представителя истца ФИО1,

23 марта 2016 года рассмотрев в открытом судебном заседании в поселке Воргашор города Воркуты Республики Коми гражданское дело по иску ФИО2 к Министерству строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми, администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» о признании права на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего Севера

у с т а н о в и л:

ФИО2 обратился с исковым заявлением о признании за ним права на получение государственного жилищного сертификата. В обоснование заявленных требований указал, что с ****** состоял в очередности как лицо, имеющее право на переселение за счет средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию Федерального закона № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории инвалиды. ****** в письме Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми ему отказано в выдаче государственного жилищного сертификата в связи с отсутствием требуемой продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера. С данным отказом он не согласен, полагает, что в исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера также подлежит включению период военной службы, период службы в органах внутренних дел Российской Федерации, а также период нахождения на учете в качестве безработного. С учетом перечисленных периодов стаж работы в районах Крайнего Севера соответствует требуемому стажу.

В судебном заседании истец участия не принимал, просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца требования поддержала, приводы доводы, изложенные в иске.

Представитель ответчика администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» в судебном заседании участия не принимал, представили заявление о рассмотрении дела в их отсутствие. В отзыве на иск пояснили, что с заявленными требованиями не согласны, поскольку нарушения прав истца не допускали. Истец с учета граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, не снят.

Представитель ответчика Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми в судебном заседании участия не принимал, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. С заявленными требованиями не согласились в полном объеме и в представленном отзыве на иск пояснили, что по представленным документам на дату подачи истцом заявления о постановке на учет у него имеется 11 лет 12 дней стажа работы в районах Крайнего Севера, что менее требуемого. Период прохождения срочной военной службы и службы в Управлении внутренних дел в специальный стаж не засчитывается.

Представитель третьего лица Федерального казенного учреждения «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства строительства, и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в судебном заседании участия не принимал. В представленном суду отзыве с заявленными требованиями не согласился. Полагает, что действующим не предусмотрено включение периодов службы в органах внутренних дел, срочной военной службы в стаж работы в районах Крайнего Севера.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, заслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 - 2020 годы» установлено, что формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации Подпрограммы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом; а также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации Подпрограммы.

Обеспечение жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, осуществляется в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Право на получение социальных выплат имеют следующие категории граждан Российской Федерации:...6) граждане, выезжающие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей: граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 01.01.1992, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающиеся в его улучшении и не получавшие субсидии на эти цели, и граждане, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели право на получение жилищной субсидии на приобретение жилья при наличии стажа работы не менее 10 календарных лет; граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не ранее 01.01.1992; инвалиды I и II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стаж работы которых составляет менее 15 календарных лет; граждане, выезжающие из городов, поселков, с полярных станций, находящихся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и закрывающихся в соответствии с решениями органов государственной власти субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 5 данного закона при постановке на учет имеющих право на получение жилищных субсидий инвалидов I и II групп, пенсионеров, безработных, а также при определении норматива предоставления жилищных субсидий указанным категориям граждан учитываются стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и время нахождения на пенсии по старости или пенсии по инвалидности либо проживания граждан, признанных в установленном порядке безработными, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В силу положений статьи 3 Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с данным Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются по месту жительства таких граждан.

Положение о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утверждено Постановлением Правительства №879 от 10.12.2002. Указанным Положением предусмотрена постановка на учет граждан, изъявивших желание на получение жилищной субсидии, на основании личного заявления.

По сведениям, имеющимся в материалах личного дела, ФИО2 состоит в очередности в списках граждан, имеющих право на социальную выплату для приобретения жилья за пределами районов Крайнего севера с датой постановки ******.

Из военного билета на имя ФИО2. следует, что он призывался на действительную военную службу ******. Воркута и уволен в запас ******, службу проходил в воинских частях №№ ******, в Челябинской области.

Из трудовой книжки ФИО2 усматривается, что он работал:

******

******

******

******

******

******

******

******

******

******

Согласно сведениям ГУ РК «Центра занятости населения города Воркуты» ФИО2 состоял на регистрационном учете в качестве безработного в период с ******

С ****** ФИО2 является получателем пенсионного обеспечения как ******.

В письме от ****** Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми на имя ФИО2 указано, что у него отсутствует право на получение жилищного сертификата, в связи с отсутствием стажа работы в районах Крайнего севера 15 лет.

Истец просит включить в стаж, дающий право на получение жилищного сертификата, период регистрации в качестве безработного и периоды прохождения срочной службы и службы в органах внутренних дел.

Как усматривается из материалов дела, ответчики установили стаж работы истца в районах Крайнего севера на дату подачи заявления 11 л.12 м. При этом данный расчет произведен по сведениям трудовой книжки и документам, представленным ГУ «Управление пенсионного фонда Российской Федерации». Из представленных документов следует, что при подсчете стажа не учтен период регистрации в качестве безработного и периоды прохождения срочной службы и службы в органах внутренних дел.

В соответствии со ст.3 Федерального закона № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Согласно ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период получения пособия по безработице.

Из материалов дела усматривается, что ФИО2 в период с ****** состоял на регистрационном учете в качестве безработного в ГУ РК «Центра занятости населения города Воркуты».

Возможность включения периода регистрации в качестве безработного в стаж, дающий право на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», предусмотрена ст.5 указанного закона. Соответственно, требование о включении периода регистрации в качестве безработного является обоснованным и подлежащим удовлетворению (что составит 6 м. 28 дн.).

Также суд находит подлежащим требование истца о включении в стаж, дающий право на получение жилищного сертификата периода прохождения службы в в должности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ УВД г.Воркуты с ****** по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Федеральным законом от 12.02.1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей";

Аналогичные положений были предусмотрены ст.90 Федерального закона «О государственных пенсиях», действующим в период прохождения службы истцом.

В соответствии с абзацем 4 ст. 64 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного совета Российской Федерации от 23.12.1992 №4202-1, действовавшего в полной мере в период службы истца, время нахождения сотрудников на службе в органах внутренних дел засчитывается в их общий и непрерывный трудовой стаж.

Аналогичные положения предусмотрены ст. 38 Федерального закона от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В силу пункта 1 статьи 10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 №30 «О практике рассмотрения дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» следует, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитываются следующие периоды, указанные в статье 11 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ: период прохождения военной службы, предусмотренной Федеральным законом «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной пожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Следовательно, периоды деятельности сотрудников органов внутренних дел, проходивших службу в районах Крайнего Севера, должны учитываться при исчислении стажа работы в районах Крайнего Севера для определения права на получение жилищной субсидии ( что составит 3 г. 8 м. 12 д.).

Истец просит включить с расчет стажа в районах Крайнего Севера период прохождения срочной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил с ******

Согласно постановлению Совета Министров СССР от 25.03.1968 № 181 «О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях» солдатам, уволенным, начиная с 1968 года, с военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, время их действительной срочной военной службы в этих районах и местностях засчитывается в стаж работы, дающий право на получение льгот, предусмотренных Указами Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 №1908-VII и от 10.02.1960, если они не позднее трех месяцев после увольнения с военной службы поступили на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.

Истцом не представлено доказательств о том, что действительную военную службу с 19.05.1988 по 16.05.1990 истец проходил в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях. Согласно военному билету срочная служба проходила в войсковых частях, дислоцированных в Челябинской области. При этом Челябинская область не включена в перечень районов Крайнего севера. Соответственно период срочной службы не может быть включен в стаж, дающий право на получение жилищной субсидии для переселения из районов Крайнего севера.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на момент подачи заявления о постановки на учет как лица имеющего право на получение жилищного сертификата для приобретения (строительства) жилья за пределами районов Крайнего севера, истец имел требуемый стаж работы в районах Крайнего севера – 15 лет.

Установив, что ФИО2 на дату постановки на учет имеет продолжительность стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях более пятнадцати календарных лет, суд приходит к выводу об удовлетворении требования о признании за ним права на получение жилищной субсидии.

В соответствии с Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 № 153, обязанность по оформлению жилищных сертификатов на имя граждан - участников подпрограммы и передача сертификаты органам местного самоуправления и подразделениям для вручения указанным гражданам, осуществляется органами исполнительной власти в соответствии с пунктом 32 настоящих Правил.

В соответствии с Постановлением Правительства Республики Коми от 28.12. 2015 № 574 данным органом является Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми. Следовательно, требования о возложении обязанности по включению спорных периодов в стаж в районах Крайнего Севера на данного ответчика подлежит удовлетворению.

Истцом заявлено требование о возложении на администрацию муниципального образования городского округ «Воркута» обязанности о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера, после его получения из Министерства строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми. Суд полагает, требование не подлежащим удовлетворению, поскольку как следует из материалов учетного дела, ФИО2 со списочного состава граждан, имеющих право на получение социальной выплаты при приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера не снимался, решения об отказе в выдаче государственного жилищного сертификата данным ответчиком не принималось, права и его законные интересы не нарушались. Оснований для удовлетворения требования к ответчику администрации Муниципального образования городского округа «Воркута» не усматривается.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищный сертификатах гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», ФИО2 период прохождения службы в должности инспектора дорожно-патрульной службы ГАИ Управлении внутренних дел города Воркуты Республики Коми с ****** года, период нахождения на регистрационном учете в качестве безработного в Государственном учреждении Республики Коми «Центр занятости населения города Воркуты» с ****** года.

Признать право ФИО2 на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера по категории ******» с датой постановки на учет ****** года.

Обязать Министерство строительства, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Республики Коми выделить ФИО2 жилищную субсидию на приобретение (строительство) жилья по новому месту жительства для переселения из районов Крайнего севера в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке установленной очередности.

В удовлетворении требования ФИО2 включить в стаж работы районов Крайнего Севера, дающий право на получение жилищного сертификата в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ «О жилищный сертификатах гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей», период прохождения срочной службы по призыву в рядах Вооруженных Сил с ****** года отказать.

В удовлетворении требований ФИО2 к администрации муниципального образования городского округ «Воркута» отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд в течение одного месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий судья Е.В.Юрченко