ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/2021 от 06.10.2021 Вачского районного суда (Нижегородская область)

Дело № 2-222 /2021 г.

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение в окончательной форме принято 06 октября 2021 года

р.п. Вача 29 сентября 2021 года

Вачский районный суд Нижегородской области в составе: председательствующего судьи Бариновой Н.С.,

при секретаре судебного заседания С.,

с участием истов Федулова Б. В., Федорова В. А., представителя истца Шалаевой Т. Б.Шалаева А. В., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шалаевой Т. Б., Федулова Б. В., Федорова В. А. к ООО «СитиЛюкс 52» и администрации Вачского муниципального района \ об обязании регионального оператора ООО «СитиЛюкс 52» заключить прямой Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий; обязании Администрацию Вачского муниципального района \ выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов,

у с т а н о в и л:

Шалаева Т.Б., Федулов Б.В., Федоров В.А. обратились в суд с исковым заявлением к ООО «СитиЛюкс 52» и администрации Вачского муниципального района \ и с учетом уточнений и дополнений исковых требований просили обязать ООО «СитиЛюкс 52» заключить с ними прямой Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий; обязать администрацию Вачского муниципального района \ выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов.

В обоснование исковых требований истцы указал следующее: На территории \ единственным оператором по обращению с ТКО является региональный оператор ООО «СитиЛюкс 52», к которому они обратились с заявлением по поводу заключения Договора по оказанию услуг по обращению с ТКО, оператор отказал в этом, объясняя тем, что с частными домовладениями заключать договора он не обязан, поскольку заключил Соглашение на вывоз ТКО с \. \ региональный оператор разместил на страницах газеты Вачская газета Договор оферты на обращение с ТКО и сейчас настаивает на том, что он является обязательным к исполнению. Но оферта- предложение о заключении сделки, в котором изложены существенные условия договора, адресованное определенному лицу, ограниченному, неограниченному кругу лиц. Если получатель принимает оферту, это означает заключение между сторонами предложенного договора. Оферта может быть устной и письменной. Направление оферты обязывает направившее ее лицо заключить указанный в оферте договор с акцептантом.

Контейнерные площадки на территории Арефнского сельского совета установлены с нарушением норм СанПиН. Также органами местного самоуправления не проводились процедура общественного обсуждения расположения мест контейнерных площадок в соответствии с п. 4 ст. 13.3 ФЗ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территориальная схема обращения с отходами разрабатывается, проходит процедуру общественного обсуждения.

В ходе рассмотрения дела к его участию в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, были привлечены: собственник домовладения, в котором проживает истец Федулов Б. В. - С., администрация Арефинского с/совета Вачского муниципального района \, Федорова Л. А. - член семьи собственника домовладения Федорова В. А., Управление Роспотребнадзора по \.

В судебном заседание истцы Федулов Б.В., Федоров В.А., представитель истца Шалаевой Т.Б.Шалаев А. В., действующий на основании доверенности, исковые требования с учетом их уточнения подержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Считают, что в соответствии с законом региональный оператор обязан заключить с каждым из них договор на оказание услуг и только после заключения договора они намерены оплачивать услугу по обращению ТКО. Согласно санитарным правилам и нормативам, контейнерные площадки должны быть расположены на расстоянии не ближе 20 метров и не далее 100 м от дома, однако вблизи их домов такие места накопления ТКО отсутствуют. От домов Федорова В. А. и Федулова Б. В. ближайший контейнер находится на расстоянии около 400 м., от дома Шалаевой Т. Б. около 200 метров. В связи с чем, считают, что услуга им не предоставляется, но начисление по неоказанной услуге производится. Поскольку места накопления ТКО находятся на значительном расстоянии от их домовладения, данной услугой пользоваться они не имеют возможности, отходы утилизируют самостоятельно, что - то сжигают, что - то выносят в компостную яму, пищевыми отходами кормят скотину. При этом пояснили, что договор на вывоз мусора с другой организацией они не заключали. Поскольку договор в письменной форме с каждым из них не заключался, услугами ООО «СитиЛюкс 52» они не пользуются, поэтому услугу по обращению с ТКО они не оплачивают и платить только за то, что данная организация существует, они не желают.

Представитель ответчика администрации Вачского муниципального района \Ш., в судебном заседании выразила не согласие с исковыми требованиями, предъявленными к администрации Вачского муниципального района \, пояснив следующее:

Решением Вачского районного суда \ от \ с учетом информации Министерства экологии и природных ресурсов был удовлетворен иск Нижегородского Межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрацию в срок до \ создать места(площадки) накопления ТКО в количестве 124 контейнерных площадок. На основании решения суда было возбуждено исполнительное производство \ от \. По состоянию на \ на территории района было утверждено и создано 176 мест для контейнерных площадок, из которых 161 место оборудовано контейнерами и являются действующими, в том числе, на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей, по \ - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей. Решение суда в настоящее время является исполненным. Вывоз ТКО осуществляется четыре дня в неделю: вторник, четверг, пятница, суббота. Исходя из объема контейнера и норматива накопления в год на человека, установленного Постановлением Правительства Нижегородской области от 26.12.2018 NQ905 в объеме 2.33 куб.м, а также учитывая периодичность вывоза ТКО, потребность в количестве контейнеров в \ определяется 16 контейнерами, по факту установлено 18, в \ - 4, по факту установлен 6.

Кроме этого, постановлением администрации от \ N \ утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления ТКО на территории Вачского муниципального района, пунктом 3 которого определена процедура согласования, создания мест (площадок) накопления ТКО: порядок подачи заявления, процедура и сроки его рассмотрения, форма заявления, срок принятия решения, основания отказа в согласовании, создании места (площадки) накопления ТКО.

Постановлением администрации от \ N \ определен уполномоченный орган по ведению реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории района, которым является отдел ЖКХ администрации.

Реестр мест (площадок) накопления ТКО на территории района осуществляется на основе сформированных и утвержденных реестров мест накопления ТКО в поселениях.

Администрация считает, что потребность в контейнерах в \ и в \ полностью обеспечена, а также истцами не соблюден порядок обращения в администрацию района с заявлением о создании места (площадки) накопления ТКО в определенном месте с обоснованием его оборудования.

Администрация считает заявленные требования Шалаевой Т.Б., Федулова Б.В., Федорова В.А. в части оборудования площадок для установки контейнеров для сбора и хранения КЕО по адресам: \, \, \, \, \, незаконными и необоснованными, вследствие чего не подлежащими удовлетворению.

В судебное заседание представитель ответчика ООО «СитиЛюкс 52» надлежащим образом извещенный о дате, месте и времени судебного заседания, не явился, ранее представив письменный отзыв, в котором выражает не согласие с исковыми требованиями, указывая следующее:

На основании ч.5 ст.30 Жилищного Кодекса РФ собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО).

Под обращением с ТКО понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов. С учетом требований ст. 24.7 Закона N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», все собственники ТКО заключают договор на оказание услуг по обращению с ТКО с Региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются ТКО и находятся места их сбора, оплачивают услуги Регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора.

При этом, действующим законодательством установлено, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным, типовая форма его утверждена постановлением Правительством РФ от 12.11.2016г. N 1156 «Об обращении с ТКО.. . ».

Требования к Региональным операторам о порядке извещения потенциальных потребителей о заключении типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО установлены Постановлением Правительства РФ 12.11.2016г. N 156.

Согласно ст.8(17) данного постановления, Региональный оператор в течении 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу по обращению с ТКО, размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования актов органов государственной власти субъекта РФ, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО и текст типового договора.

С учетом вышеуказанных требований, предложение о заключении договора по форме, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 Региональным оператором было размещено 24.12.2018 в газете Нижегородская правда, а также на официальном сайте Регионального оператора www.citylux52.ru.

В случае, если Потребитель не направил Региональному оператору заявку и соответствующие документы для заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО в указанный срок, то данный договор считается заключенным автоматически на условиях типового договора и вступившим в силу на 16 й рабочий день после размещения Региональным оператором предложения о заключении указанного договора (п.8(17) постановления Правительства РФ N 1156).

Не заключение или уклонение от заключения договора не освобождает Потребителей от обязанности оплаты за услугу по обращению с ТКО. По вопросу заключения договора, Минстроем России даны разъяснения: «в соответствии с ч.4 СТ.154 ЖК РФ плата за обращение с ТКО включается в платy за коммунальные услуги. При этом в соответствии с ч.8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2016г. N 458-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО; нacтyпaeт при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и Региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 г. Заключение договора в письменной форме не требуется (письмо от 16.10.2018г. N 41963-АЧ/04).

По вопросу определения и оборудования мест складирования ТКО (установки контейнеров) сообщают следующее:

Места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления. Также органами местного самоуправления ведется реестр площадок складирования (накопления) ТКО (п.3 постановления Правительства РФ, от 31.08.2018г. N 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра», ст.13.4 Федерального 3акона от 24.06.1998г. N 89-Ф3 «Об отходах производства и потреблению.

С учетом требований п.3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018г. N 1039, места (площадки) накопления ТКО на Территории Нижегородской области органы местного самоуправления создают и оборудуют путем принятия решения в соответствии с требованиями п.l, п.2, ст.9 Закона Нижегородской области от 10.09.2010 N 144-3 «Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области и требованиями и требованиями СанПиН 2.1.7.3550-19 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий муниципальных образований». Учитывая вышеуказанные нормативные акты, органы местного самоуправления принимают решение о создании необходимого количества мест (площадки) накопления с достаточным количеством контейнеров для сбора ТКО в соответствии с установленными нормативами генеральной схемы очистки территории населенного пункта.

Согласно реестру контейнерных площадок, согласованному с органами местного самоуправления Вачского муниципального района, для собственников и пользователей жилых домов (домовладения) \ определены 11 мест складирования ТКО (контейнерные площадки), для собственников и пользователей жилых домов (домовладения) д. Озябликово определены 3 места складирования ТКО (контейнерные площадки). Сбор и транспортировка ТКО с данных контейнерных площадок Региональным оператором осуществлялись по утвержденному графику (4 раза в неделю \ и 3 раза в неделю д. \). График ввоза ТКО согласован с органами местного самоуправления Вачского муниципального района.

Услуга по обращению с ТКО Региональным оператором в \ и д. \ оказывается в полном объеме. Основания для аннулирования платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО на помещения по адресу: \\, \ регионального оператора отсутствуют. Обращают внимание суда, что Истцами по данному делу являются Шалаева Т. Б., Федулов\, Федоров В. А., однако согласно Выписке из ЕГРП собственником дома по адресу: \, \, \ является С., Лицевой счет N \ также оформлен на С.. У Регионального оператора отсутствуют сведения о Потребителе Федулове Б. В., что ставит под сомнение правомерность требования Истца Федулова Б.В. о списании задолженности с лицевого счета \

Представитель третьего лица администрации Арефинского с/совета Вачского муниципального района \ в данное судебное заседание не явился, направив в адрес суда письменный отзыв на иск, который приобщен к материалам дела и из которого следует, что на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей. По с \ - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей. Вывоз ТКО осуществляется четыре дня в неделю: вторник, четверг, пятница, суббота. Исходя из объема контейнера и норматива накопления в год на человека, установленного Постановлением \ от \ И 905 в объеме 2.33 куб.м, а также учитывая периодичность вывоза ТКО, потребность в количестве контейнеров в \ определяется 16 контейнерами, по факту установлено 18, в д. Озябликово - 4, по факту 6.

Все имеющиеся на сегодняшний день контейнерные площадки включены в сводный районный Реестр. .

Кроме этого, администрация сообщает, что истцы ни разу не обращались в администрацию в установленном порядке по вопросу оборудования контейнерных площадок по вышеуказанным адресам.

Также администрация сообщает, что по адресу д. \, \ собственником домовладения является С., по данному адресу зарегистрировано три человека, начисление согласно законодательства производится по количеству зарегистрированных. В случае фактического не проживания по адресу регистрации потребитель данной услуги вправе предоставить в цёнтр начисления платежей документы, подтверждающие факт проживания по месту работы, по месту посещения ребенком детского учреждения и т.д. Лица, зарегистрированные по данному адресу, ни разу в данное учреждение не обращались, никаких соответствующих документов не представляли. Также ни один из истцов не представил никаких документов и фактов в материалы дела о том, что они не пользуются данной услугой. Устные заявления ничем не подтверждены, являются голословными.

Администрация считает, что потребность в контейнерах в \ и в \ полностью обеспечена, а также истцами не соблюден порядок обращения в администрацию района с заявлением о создании места (площадки) накопления ТКО в определенном месте с обоснованием его оборудования.

На основании выше изложенного администрация считает заявленные требование Шалаевой Т.Б., Федулова Б.В., Федорова В.А. в части оборудования площадок для установки контейнеров для сбора и хранения КБО по выше указанным адресам: \, \; \, незаконными и необоснованными, вследствие чего не подлежащими удовлетворению.

Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, С., Федорова Л. А., Управление Роспотребнадзора по \ в судебное заседание не явились, о дате, месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом.

Закон создает равные условия для лиц, обладающих правом обращения в суд за судебной защитой, обязав суд извещать их о времени и месте рассмотрения дела, направлять судебные извещения согласно ст. ст. 113, 114 ГПК РФ.

По смыслу 14 Международного Пакта о гражданских и политических правах лицо само определяет объем своих прав и обязанностей в гражданском процессе. Поэтому лицо, определив свои права, реализует их по своему усмотрению. Распоряжение своими правами является одним из основополагающих принципов судопроизводства.

Учитывая задачи гражданского судопроизводства, принцип правовой определенности, распространение общего правила, закрепленного в ч. 3 ст. 167 ГПК РФ об отложении судебного заседания в случаях неявки в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле при отсутствии сведений о причинах их неявки не соответствовало бы конституционным целям гражданского судопроизводства, что в свою очередь не позволит рассматривать судебную процедуру в качестве эффективного средства правовой защиты в том смысле, который заложен в ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 7,8 и 10 Всеобщей декларации прав человека и ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах.

Таким образом, неявка лица, извещенного в установленном порядке о времени и месте рассмотрения дела, является его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве и иных процессуальных прав, поэтому не может быть препятствием для рассмотрения судом дела по существу.

При указанных обстоятельствах суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, установив юридически значимые для разрешения спора обстоятельства, исследовав и оценив в совокупности доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся по делу доказательств, в соответствии со ст. ст. 67,71 ГПК РФ, приходит к следующим выводам:

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

Согласно ст. ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

В судебном заседании установлено, что в соответствии с ч.4 ст.24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», а также соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории \ (зона деятельности N 3) от \, с \ ООО «СитиЛюкс52» осуществляет деятельность в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее ТКО) на территории Павловского, Вачского, \ов \ в статусе Регионального оператора.

Согласно Выписок из ЕГРН истец Шалаева Т.Б. является собственником жилого дома по адресу: \. Истец Федоров В.А. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: \\\. Собственником дома по адресу: \ д\\, в котором проживает истец Федулов Б. В., является С..

В силу п. 3 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Согласно п. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов (п. 5 ст. 30 ЖК РФ).

Согласно п. 1 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 ст. 24.7 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ, собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Согласно п. 5 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации.

Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является публичным для регионального оператора, и региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами собственнику твердых коммунальных отходов, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности.

Правительством Российской Федерации постановлением от 12.11.2016 № 1156 утверждены Правила обращения с твердыми коммунальными отходами (далее Правила).

Согласно п.8 (17) Правил Региональный оператор в течение одного месяца со дня заключения соглашения извещает потенциальных потребителей о необходимости заключения в соответствии с федеральным законом «Об отходах производства и потребления» договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всеми доступными способами, в том числе путем размещения соответствующей информации на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Региональный оператор в течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно –телекоммуникационной сети «Интернет» адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.

Потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) – 8 (7) Правил.

В случае, если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте субъекта Российской Федерации для всеобщего и бесплатного доступа.

Как установлено в судебном заседании, региональный оператор в полном объеме исполнил возложенные на него законодательством обязанности: 24.12.2018 на своем официальном сайте www.ec-st.ru.с, а также в газете «Нижегородская правда» опубликовал типовую форму договора и предложение, обращенное ко всем потребителям заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, сообщил информацию о тарифе, разместил заявки, перечень необходимых документов.

Поскольку в установленный срок соответствующая заявка от потребителей не поступила, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в законную силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно – телекоммуникационной сети «Интернет».

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме не только путем составления договора, но и посредством выставляемой исполнителем услуг квитанции, талона и т.д.

Истцам ежемесячно направляются квитанции об оплате за коммунальную услугу по обращению с ТКО.

Выставленные счета истцами не оплачены, истцы ссылаются на отсутствие заключенного ООО «СетиЛюкс52» с каждым из них письменного договора на оказание услуг по обращению с ТКО, оспаривают факт оказания им услуги по обращению с ТКО, поскольку места накопления ТКО (площадки для установки контейнеров) находятся на удаленном от их дома расстоянии, в нарушении СанПиН, предусматривающих, что площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м., но не более 100 м..

В силу ст. 309 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В соответствии с п. 1.1 Публичной оферты по договору на ’оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 1.3 Публичной оферты места накопления твердых коммунальных отходов, в том числе крупногабаритных отходов, установлены в соответствии с Территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 г. № 752.

Федеральный закон от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) в статье 8 относит к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений и муниципальных районов в области обращения с ТКО создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 13.4 Закона № 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления ТКО и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления ТКО и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления ТКО, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления ТКО.

Согласно пункту 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 г. № 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. Органы местного самоуправления создают места (площадки) ТКО отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления ТКО.

Требования к мероприятиям по сбору мусора, обустройству, обслуживанию контейнеров и контейнерных площадок содержатся в СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» (далее - СанПиН).

Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м.

Между тем, суд считает, что несоблюдение органом местного самоуправления при создании мест (площадок) накопления ТКО требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. от домов истцов, не свидетельствует о нарушении ответчиком ООО «СитиЛюкс 52» условий Публичной оферты по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно реестру действующих и планируемых к обустройству мест (площадок) накоплений твердых коммунальных отходов Вачского муниципального района \ (по состоянию на \), утвержденному главой местного самоуправления Вачского муниципального района, для собственников и пользователей жилых домов \ и \ определены 15 мест складирования ТКО (контейнерные площадки), в \ установлено 18 контейнеров, в д. \ 6. Указанный реестр размещен на официальном сайте администрации Вачского муниципального района \.

В соответствии с п. 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 г. № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз в местах сбора и накопления твердых коммунальных отходов.

Как установлено судом, сбор и транспортировка ТКО с контейнерных площадок Региональным оператором осуществляется согласно утвержденному графику ввоза ТКО (4 раза в неделю \ и 3 раза в неделю \), согласованному с органом местного самоуправления Вачского муниципального района.

Образование ТКО является закономерным и неотъемлемым результатом процесса жизнедеятельности человека, отсутствие мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии, предусмотренном п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» от дома истцов не свидетельствует о ненакоплении таковых истцами.

Граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (ст. 10 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). Поэтому обращение с отходами, в том числе лицензируемая деятельность по регулярной транспортировке отходов, должно обеспечиваться посредством заключения соответствующих договоров со специализированными предприятиями.

Истцы в судебном заседании утверждали то, что не пользуются местами (площадками) накопления твердых коммунальных отходов, расположенных на территории д. \ и \, а утилизируют ТКО самостоятельно, при этом достоверных и допустимых доказательств этому, вопреки положениям ст. 56 ГПК РФ не представили.

Доказательств самостоятельного вывоза или утилизации твердых коммунальных отходов способом, не нарушим требования Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, материалы дела не содержат и истцами таковых не предоставлено, как не представлено и доказательств неоказания ООО «СитиЛкс 52» истцам услуг по вывозу и утилизации твердых коммунальных отходов.

Доводы истцов о том, что договор между сторонами не заключался, что исключает обязанность истцов нести расходы по оплате оказанных региональным оператором услуг, являются несостоятельными, поскольку, как указано ранее, Пунктом 8(17) Правил конкретизированы условия, при выполнении которых договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным, а обязанность собственника твердых коммунальных отходов заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами на условиях типового договора предписана законом (статья 24.7 Федерального закона N 89-ФЗ).

Утверждения истцов о том, что правоотношения между собственником жилого помещения и региональным оператором возникают из договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, суд находит несостоятельными.

В силу части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей названного кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Исходя из требований частей 6, 9 статьи 157.2 Жилищного кодекса Российской Федерации договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается на неопределенный срок в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Заключение договора в письменной форме не требуется.

Исходя из установленных по делу обстоятельств и приведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что требования истцов об обязании ответчика ООО «СитиЛюкс 52» заключить с ними прямой договор на оказание услуг по обращению с ТКО, являются необоснованными и не подлежащим удовлетворению, поскольку договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора.

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 г. № 155, заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме не только путем составления договора, но и посредством выставляемой исполнителем услуг квитанции, талона и т.д., ответчиком не оспаривался факт выставления исполнителем услуг квитанции по месту жительства ответчика.

Таким образом, учитывая, что ООО «СитиЛюкс 52» фактически оказывало ответчикам услуги по обращению с ТКО, а истцы принимали услуги, поскольку обратное ими не доказано, сложившиеся между ними отношения являются договорными в силу ч. 3 ст. 438 ГК РФ вне зависимости от соблюдения формальных условий заключения договора.

Требования истцов об обязании ответчика ООО «СитиЛюкс 52» аннулировать (списать) задолженность по оплате за обращение с ТКО обусловлены тем, что договор с ними не заключался, услуги по обращению с ТКО ответчиком им не оказывались и данной услугой они не пользовались.

Учитывая, что в соответствии с ч. 8 ст.23 Федерального закона от 29.12.2016 г. № 458-ФЗ «О внесение изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО наступает при наличии заключенного соглашения между органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ и Региональным оператором по обращению с ТКО и утвержденного единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории соответствующего субъекта РФ, но не позднее 1 января 2019 г., договор с ООО «СитиЛюкс 52» считается заключенным на условиях типового договора, заключение договора в письменной форме не требуется, и поскольку услуги по обращению с ТКО ответчиком ООО «СитиЛюкс 52» истцам оказывались, а доказательств предоставления коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, суду не представлено, то оснований для удовлетворения требований истцов об обязании ответчика ООО «СитиЛюкс 52» аннулировать (списать) задолженность по оплате за обращение с ТКО, по мнению суда, не имеется.

Доказательств, которые могут служить основанием для освобождения истцов от уплаты за коммунальную услугу по обращению с ТКО, суду не представлено.

Рассматривая требования истцов об обязании администрацию Вачского муниципального района Нижегородской области выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов, суд приходит к следующему.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 07.04.2020) «Об отходах производства и потребления» ( с изм. и доп., вступ. в силу с 14.06.2020) к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся:

создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах;

определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов;

организация экологического воспитания и формирования экологической культура в области обращения с твердыми коммунальными отходами.

Судом установлено, что вступившим в законную силу \ Решением Вачского районного суда \ от \ удовлетворены исковые требования Нижегородского Межрайонного природоохранного прокурора об обязании администрацию Вачского муниципального района \ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 124 контейнерных площадок. Судом постановлено: Обязать администрацию Вачского муниципального района \ в срок до \ создать места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов в количестве 124 контейнерных площадок.

Указанное решение суда в настоящее время исполнено и как следует из представленных ответчиком документов, по состоянию на \ на территории района было утверждено и создано 176 мест для контейнерных площадок, из которых 161 место оборудовано контейнерами и являются действующими, в том числе, на территории муниципального образования Арефинский сельсовет оборудовано и действует 17 контейнерных площадок с 24 установленными на них контейнерами на 2611 жителей, по Арефину и Озябликову - 15 контейнерных площадок, 24 контейнера на 1598 жителей.

Кроме того, как следует из пояснений представителя администрации, исходя из объема контейнера и норматива накопления в год на человека, установленного Постановлением \ от \ NQ905 в объеме 2.33 куб.м, а также учитывая периодичность вывоза ТКО, потребность в количестве контейнеров в \ определяется 16 контейнерами, по факту установлено 18, в д. \ - 4, по факту установлено 6.

Согласно п. 1, п. 3, п. 6 ст. 13.4. Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов должны соответствовать законодательства Российской Федерации, указанным в пункте 1 настоящей статьи, а также правилам благоустройства муниципальных образований.

Накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации, и порядком накопления твердых коммунальных отходов, утвержденным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 21 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территории городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Согласно р. 2 п. 4 Санитарных правил и нормативов СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещения, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и ведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий» расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно быть не менее 20 метров, но не более 100 метров, до территории медицинских организаций в городских населенных пунктах – не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах – не менее 15 метров.

Факт несоблюдения органом местного самоуправления при создании мест (площадок) накопления ТКО требований п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 и отсутствие места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на расстоянии не менее 20 м., но не более 100 м. от домов истцов, ответчиком не оспаривался.

Суд считает, что у истцов есть право на размещение контейнерной площадки в соответствии с требованиями СанПин, на расстоянии не менее 20 метров, но не более 100 метров от их жилых домов, но оно не является абсолютным.

В развитии положений Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», Федерального закона от 06.10.2003 № 131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Постановлением администрации Вачского муниципального района Нижегородской области от 17.06.2019 № 455 утвержден Порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов на территории Вачского муниципального района (далее Порядок).

Данным постановлением регламентирована процедура согласования, создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, которая носит заявительный характер, предполагает необходимость согласования с Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по \ в целях оценки заявки на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения к местам (площадкам) накопления ТКО, однако истцами данный порядок не был соблюден. Заявка о согласовании, создании места (площадки) накопления ТКО и включении их в реестр, по форме согласно Приложению \ к Порядку, от истцов не поступала, документы, необходимые для рассмотрения заявки истцами не предоставлялись.

В этой связи, суд считает, что требование истцов об обязании администрацию Вачского муниципального района \ выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадку для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов по адресам: \\\ д. \, \, не подлежат удовлетворению, однако состоявшееся решение не исключает возможность соблюдения обязательной административной процедуры согласования, создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, и в случае несогласия с принятым по результатам рассмотрения заявки решением, истцы вправе обратиться в суд для обжалования данного решения в порядке административного судопроизводства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

В удовлетворении исковых требований Шалаевой Т. Б., Федулова Б. В., Федорова В. А. к ООО «СитиЛюкс 52» и администрации Вачского муниципального района \ об обязании регионального оператора ООО «СитиЛюкс 52» заключить прямой Договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (ТКО); аннулировать (списать) задолженность, образовавшуюся в результате противоправных действий, обязании администрацию Вачского муниципального района \ выполнить требования правительства по размещению контейнерных площадок и обсуждению по их размещению, оборудовать площадки для установки контейнеров для сбора и хранения ТКО на расстоянии 20-100 метров от домовладения истцов по адресам: \ д\ д. \, \, \, ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд через Вачский районный суд Нижегородской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья - подпись

Копия верна: судья Баринова Н.С.