ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/2021 от 18.05.2021 Славгородского городского суда (Алтайский край)

Дело № 2-222/2021

УИД 22RS0012-01-2021-000416-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Славгородский городской суд Алтайского края

в составе:

председательствующего судьи Гайдар Е.В.

при секретаре Самокрутовой В.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску К.Л.В. к обществу с ограниченной ответственностью «Позитив 88» о признании договора незаключенным, признании действий по заведению лицевого счета, начислению платежей и использованию персональных данных незаконными,

У С Т А Н О В И Л:

К.Л.В. обратилась в суд с иском к региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами( далее- ТКО)- обществу с ограниченной ответственностью «Позитив 88»( далее- ООО « Позитив») о признании договора незаключенным и признании действий по заведению лицевого счета, начислению платежей и использованию персональных данных незаконными.

В обоснование иска указала, что является собственником индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В процессе жизнедеятельности в доме возникают твердые бытовые отходы, которые истец со своим мужем складывают в контейнер для вывоза мусора, расположенный возле дома.

Контейнер изготовлен самодельным способом в 2005 году. Для вывоза ТКО истец обращается в ООО «Благоустройство г. Славгорода», которое предоставляет ему услугу по обращению с отходами производства и потребления IV-V класса опасности путем вывоза контейнера.

В марте 2021 г. истец узнала, что у нее имеется задолженность перед региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Позитив 88» за вывоз мусора за период 01.06.2019 г. по 10.03.2021 г. в сумме 4 168,31 рублей на основании лицевого счета , сформированного ООО «Позитив 88».

Истец считает данные действия ответчика незаконными, услуга по вывозу мусора ООО «Позитив 88» ей не оказывалась, при отсутствии соответствующего заключенного договора на оказание услуг.

Письменный заказ на вывоз твердых бытовых отходов с ООО «Позитив 88» истец ответчику не направляла, в связи с чем оснований для заведения на нее лицевого счета у ответчика отсутствовали. Из указанного вытекает, что действия ответчика по заведению лицевого счета, по начислению платежей и по предъявлению к оплате платежных квитанций являются незаконными.

Истец полагает, что основания для выводов о возникновении между ней и ответчиком фактических отношений об оказании спорных услуг отсутствуют.

Также истец считает незаконными действия ответчика по использованию ее персональных данных (фамилия, имя, отчество, адрес) при выставлении квитанций об оплате услуг по вывозу бытовых отходов, поскольку они противоречат требованиям ст. 15 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 года N 152-ФЗ.

На основании вышеизложенного, истец К.Л.В. просит суд:

- признать незаключенным публичный договор между К.Л.В. и ООО «Позитив 88», размещенный на сайте ООО «Позитив 88» в сети Интернет;

- признать действия ООО «Позитив 88» по заведению лицевого счета и начислению К.Л.В. платежей за вывоз твердых бытовых отходов незаконными;

- признать действия ООО «Позитив 88» по использованию персональных данных К.Л.В. (фамилии, имени, отчества, адреса) при выставлении квитанции об оплате услуг по вывозу бытовых отходов незаконными.

В судебном заседании истец К.Л.В. исковые требования поддержала, сославшись на доводы иска.

Представитель ответчика ООО « Позитив» Д.Т.А. исковые требования не признала, указав на факт заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с К.Л.В., а также законность действий по заведению лицевого счета, начислению платежей и использованию персональных данных при выставлении квитанции.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения иска.

В судебном заседании установлено, что К.Л.В. является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>( л.д. 31).

В соответствии с Соглашением № 716/18-ДО от 20 сентября 2018 года об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в Славгородской зоне Алтайского края, заключенным Министерством строительства, транспорта жилищно- коммунального хозяйства Алтайского края и Обществом с ограниченной ответственностью « Позитив», последнее имеет статус регионального оператора.

Согласно п. 1.2 предметом настоящего Соглашения является выполнение региональным оператором установленных законодательством Российской Федерации и настоящим Соглашением функций по обеспечению обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой.

Зоной деятельности регионального оператора является территория городских округов и муниципальных районов, в том числе городского округа - город Славгород.

В силу п. 7.1 настоящее Соглашение вступает в силу со дня его подписания и действует в течение трех лет.

Региональный оператор обязан приступить к исполнению обязательств по настоящему Соглашению в полном объеме с момента утверждения единого тарифа на услугу по обращению с ТКО на территории Славгородской зоны, но не позднее 01.01.2019( л.д. 33-40).

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 06 декабря 2018 года ООО « Позитив 88» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 20 декабря 2019 года ООО « Позитив 88» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2020 год.

Решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 18 декабря 2018 года ООО « Позитив 88» установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2021 год.

В соответствии с п. 5 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации( далее- ЖК РФ) собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными, в том числе в электронной форме с использованием системы, с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами(п. п. 3 и 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Согласно ч. 4 ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон, в частности публичной, и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной (п. 2 ст. 432 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом публичной офертой признается предложение, содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется (п. 2 ст. 437 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Региональный оператор заключает договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном разделом I(1) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 28.08.2008 N 641" (далее - Правила обращения с ТКО, Правила).

Согласно п. 5 Правил договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами заключается между потребителем и региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места( площадки) их накопления, в порядке, предусмотренном разделом I(1) настоящих Правил.

Из содержания п. 8(4) раздела I(1) Правил следует, что основанием для заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами является заявка потребителя или его законного представителя в письменной форме на заключение такого договора, подписанная потребителем или лицом, действующим от имени потребителя на основании доверенности (далее - заявка потребителя), либо предложение регионального оператора о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с абз. 3, 4 п. 8(17) раздела I(1) Правил потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) настоящих Правил. Заявка потребителя рассматривается в порядке, предусмотренном пунктами 8(8) - 8(16) настоящих Правил.

В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) раздела I(1) настоящих Правил в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Предложение Регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО « Позитив 88» о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, адресованное потребителям, вместе с проектом договора, содержащим существенное условие для данного вида договора предмет договора (определенная деятельность исполнителя услуг), размещены в официальном сайте регионального оператора.

Истец не направил региональному оператору заявку и документы, в соответствии с пунктами 8(5) - 8(7) Правил. При этом из объяснений, данных истцом в судебном заседании, следует, что ей было известно о процедуре размещения предложения о заключении договора.

При таких обстоятельствах договор на оказание услуг считается заключенным и вступил в силу на 16-й рабочий день после публикации на официальном сайте регионального оператора.

Согласно финансовому лицевому счету ( <адрес>) задолженность по услуге «обращение с ТКО» по состоянию на 10 марта 2021 года( за период с июня 2019 года по январь 2021 года) составляет 4168, 31 руб.( л.д.19-20).

Доводы иска о том, что договор не является заключенным в связи с отсутствием согласия истца «к его заключению и каких-либо действий, направленных на согласие оказания услуг», а также о том, что истец услугами регионального оператора не пользовалась, не могут быть приняты во внимание по основаниям, изложенным выше. Оборот твердых коммунальных отходов, их сбор и утилизация должны осуществляться в соответствии с действующим законодательством, а не по усмотрению потребителя. У потребителя - собственника жилого дома - имеется самостоятельная обязанность обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором, иных способов обращения с твердыми коммунальными отходами? кроме как передачи их региональному оператору, законом не предусмотрено.

Кроме того, материалами дела, в частности схемой сбора ТКО Славгородского городского округа, данными спутниковой навигационной системы Глонасс (л.д. 46-76) подтверждается надлежащее исполнение региональным оператором своих обязательств по договору на оказание услуг по обращению с ТКО в соответствии с утвержденной территориальной схемой обращения с отходами (сбора ТКО), опубликованной с общем доступе на сайте регионального оператора и администрации города Славгорода Алтайского края в телекоммуникационной сети Интернет. В этой связи использование истцом иных способов утилизации твердых коммунальных отходов, не свидетельствует о том, что региональный оператор ненадлежащим способом исполнял свои обязанности по оказанию услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом у суда нет оснований полагать, что данный публичный договор не соответствует правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей.

Требования истца в части признания действий ООО « Позитив 88» по заведению лицевого счета и начислению платежей за вывоз твердых бытовых отходов незаконными не может быть удовлетворено по следующим основаниям.

Лицевой счет на оплату твердых коммунальных отходов как коммунальной услуги является документом первичного бухгалтерского учета (ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), в котором отражается начисление и сбор оплаты коммунальной услуги.

Открытие лицевого счета каких-либо прав и интересов истца не нарушает, в связи с чем действия ответчика по открытию лицевого счета и начислению платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, учитывая заключение соответствующего договора, являются правомерными.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 155 Жилищного кодекса Российской Федерации Плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.

Оформление платежного документа является обязанностью исполнителя коммунальной услуги (п. 67 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354), в связи с чем действия ответчика по оформлению (выставлению) квитанций на оплату услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами являются законными. Факт неоплаты потребителем услуг по обращению с твердыми коммунальными услугами, не свидетельствует о незаконности действий по начислению платы за нее в установленном законом порядке.

Использование региональным оператором персональных данных К.Л.В.(фамилии, имени, отчества) при выставлении квитанции об оплате услуг по вывозу бытовых отходов не противоречит требованиям Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных".

Как установлено судом, К.Л.В. является потребителем коммунальных услуг ООО « Позитив 88» по обращению с твердыми коммунальными отходами и независимо от наличия письменного договора, она состоит с поставщиком услуг в договорных отношениях и обязана их оплачивать.

Статья 3 Федерального закона "О персональных данных" от 27.07.2006 года N 152-ФЗ предусматривает, что персональные данные - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных); оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными; обработка персональных данных - любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных; предоставление персональных данных - действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц.

В силу положений статьи 6 указанного Закона обработка персональных данных должна осуществляться с соблюдением принципов и правил, предусмотренных настоящим Федеральным законом. Обработка персональных данных допускается в следующих случаях: обработка персональных данных осуществляется с согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных(пункт 1 части 1).

Указанным Законом предусмотрены также случаи обработки персональных данных субъекта без получения его согласия, в том числе пункт 5 части 1 статьи 6, в соответствии с которым обработка персональных данных допускается, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого либо выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных, а также для заключения договора по инициативе субъекта персональных данных или договора, по которому субъект персональных данных будет являться выгодоприобретателем или поручителем.

Таким образом, согласие субъекта персональных данных на обработку персональных данных не требуется, если обработка персональных данных необходима для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

Учитывая, что обработка персональных данные К.Л.В. производилась ООО « Позитив 88» для исполнения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, стороной которого является К.Л.В., ее согласие на обработку персональных данных как субъекта персональных данных, не требовалось.

Доказательств того, что персональные данные К.Л.В. обрабатывались ответчиком в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи (статья 15 вышеуказанного закона) истцом не представлено.

Принимая во внимание вышеизложенное, К.Л.В. в иске к обществу с ограниченной ответственностью «Позитив 88» о признании договора незаключенным, признании действий по заведению лицевого счета, начислению платежей и использованию персональных данных незаконными надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

К.Л.В. в иске к обществу с ограниченной ответственностью «Позитив 88» о признании договора незаключенным, признании действий по заведению лицевого счета, начислению платежей и использованию персональных данных незаконными отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Алтайский краевой суд через Славгородский городской суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 24 мая 2021 года.

Судья- Е.В.Гайдар