Дело № 2-222/2021
УИД 54RS0025-01-2021-000286-41
Поступило: 10.02.2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
18 ноября 2021 года г. Куйбышев, Новосибирская область
Куйбышевский районный суд Новосибирской области в составе:
председательствующего судьи Гламаздиной Ю.Г.,
при секретаре судебного заседания Бородихиной Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело:
- по первоначальному исковому заявлению администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения в собственность администрации для муниципальных нужд, о возложении обязанности заключить договор мены;
- а также по встречному исковому заявлению ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области об определении цены для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 543 856 руб., взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение в пользу ФИО1 (за 1/5 доли), в пользу ФИО3 (за 1/5 доли), в пользу ФИО2 (за 3/10 доли), в пользу ФИО4 (за 3/10 доли), взыскании судебных расходов,
У С Т А Н О В И Л :
Администрация города Куйбышева Куйбышевского района НСО обратилась в суд с исковым заявлением к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения в собственность администрации для муниципальных нужд, о возложении обязанности заключить договор мены. Исковые требования обоснованы следующим.
Многоквартирный дом по адресу: <адрес> (далее - МКД) признан аварийным и подлежащим сносу - заключение межведомственной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно постановления администрации города Куйбышева Куйбышевского а НСО от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об участии города Куйбышева Куйбышевского района НСО в подпрограмме «Безопасность ЖКХ» государственной программы «ЖКХ в НСО в 2015-2022 гг.» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2020 год» указанный МКД включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу. Долевыми собственниками <адрес> являются: ФИО1, ФИО3, ФИО2ФИО4 При выполнении администрацией программы по переселению граждан из аварийного дома, все собственники выбрали способ переселения - предоставление жилого помещения по договору мены (согласие на предоставление жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ).
ДД.ММ.ГГГГ собственникам направлено требование о сносе или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, согласно ст. 32 ЖК РФ. Однако, самовольно осуществлять снос собственники не изъявили желания.
ДД.ММ.ГГГГ администрация приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд администрации <адрес> НСО земельного участка и жилого помещения, расположенных по адресу: <адрес>.
Согласно постановления администрации города Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда» для реализации жилищных прав собственников администрацией приобретена благоустроенная <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников <адрес> был направлен договор мены от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация обязалась передать в общую долевую собственность квартиру - площадью 43,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 - передать в собственность администрации <адрес>, в <адрес> НСО. Указанный договор мены был подписан и возвращен в адрес администрации да Куйбышева ФИО3 и ФИО4 Оставшиеся собственники договор не подписали.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 86 ЖК РФ. При этом положениями ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части смещения допускается не иначе как с согласия собственника. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену. Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Следовательно, законодательно установлено два способа компенсации собственнику за жилое помещение, подлежащее сносу: выкуп помещения и предоставление собственнику по соглашению с ним другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену. То есть право собственников на выкуп изымаемого помещения установлено законодательно, в связи с чем администрация просит изъять указанное выше жилое помещение в собственность администрации для муниципальных нужд и возложить на ответчиков обязанность по заключению договора мены.
ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с встречным исковым заявлением к администрации г. Куйбышева Куйбышевского района НСО об определении цены для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 543 856 руб., взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение в пользу ФИО1 (за 1/5 доли), в пользу ФИО3 (за 1/5 доли), в пользу ФИО2 (за 3/10 доли), в пользу ФИО4 (за 3/10 доли), взыскании судебных расходов. Свои требования аргументируют следующим.
Истцы являются сособственниками жилого помещения по адресу: <адрес>, общей площадью 43,5, жилой площадью 37,5 кв.м. Указанный дом признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.
Согласно постановления главы администрации г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ№ земельный участок и жилое помещение подлежат изъятию у собственников (истцов по встречному иску) в установленном законом порядке, в связи с чем истцы были уведомлены о том, что квартира подлежит изъятию путем предоставления другого благоустроенного жилья по договору мены на основании ст. 32 ЖК РФ.
Жилищные права собственников жилого помещения в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, установленном ст. 32 ЖК РФ, то есть когда собственники не осуществляют его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка под аварийным домом – для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену, в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
В случае включения аварийного жилого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник в таком случае в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (по выбору собственника).
Соглашение между истцами (сособственниками жилого помещения) и ответчиком о предоставлении другого жилого помещения по договору мены не достигнуто, а именно не подписано всеми собственниками, в результате чего истцы по встречному иску пришли к решению о выкупе жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу в соответствии с проведенной оценкой расчета его выкупной цены.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 по первоначальному иску исковые требования поддержала в полном объеме и просила в удовлетворении встречных исковых требований собственников жилья к администрации отказать.
В судебном заседании истцы по встречному иску ФИО3, ФИО2, ФИО4, ФИО1 свои исковые требования поддержали в полном объеме и просили в удовлетворении первоначальных требований администрации к ним отказать.
Выслушав мнение участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как установлено в судебном заседании, по итогам обследования многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> (далее - МКД) межведомственной комиссией выявлены основания для признания его аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается заключением № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 8-11).
В соответствии с постановлением администрации г. Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об участии города Куйбышева Куйбышевского района НСО в подпрограмме «Безопасность ЖКХ» государственной программы «ЖКХ в НСО в 2015-2022 гг.» по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2020 год» указанный МКД включен в перечень многоквартирных домов, подлежащих сносу (л.д. 12-15).
Долевыми собственниками <адрес> являются: ФИО1, ФИО3, ФИО2ФИО4 (л.д. 16-20).
При выполнении администрацией программы по переселению граждан из аварийного дома все собственники выбрали способ переселения - предоставление жилого помещения по договору мены (л.д. 21).
На л.д. 23 имеется требование от ДД.ММ.ГГГГ№ на имя собственников жилого помещения о сносе или реконструкции многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, согласно ст. 32 ЖК РФ.
Однако, самовольно осуществлять снос собственники не согласны, что не оспаривалось в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ администрация приняла постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «Об изъятии для муниципальных нужд администрации г. Куйбышева Куйбышевского района НСО земельного участка и жилого помещения», согласно которому постановлено изъять земельный участок и жилые помещения, расположенные по адресу: <адрес> (д.д. 27).
Согласно постановления администрации города Куйбышева от ДД.ММ.ГГГГ№ «О предоставлении благоустроенных жилых помещений гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда», администрацией представляется благоустроенная <адрес>, общей площадью 43,5 кв.м (л.д. 29-32).
ДД.ММ.ГГГГ в адрес собственников <адрес>, направлен договор мены от ДД.ММ.ГГГГ, по условиям которого администрация обязалась передать в общую долевую собственность квартиру - площадью 43,5 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, а ФИО2, ФИО3, ФИО1, ФИО4 - передать в собственность администрации <адрес>, в <адрес> НСО. Указанный договор мены был подписан и возвращен в адрес администрации лишь ФИО3 и ФИО4 Оставшиеся собственники договор не подписали. Таким образом, фактически договор мены не заключен (л.д. 36-41).
Переселение граждан, проживающих в жилых домах, признанных аварийными осуществляется в соответствии с Законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда.
Право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Никто не может быть произвольно лишен жилища (ст.ст. 35, 40 Конституции РФ).
В соответствии со ст. 14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, осуществление контроля за использованием и сохранностью муниципального жилищного фонда, соответствием жилых помещений данного фонда установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства, а также иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией РФ, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов РФ.
Из ч. 5 ст. 9 ФЗ РФ от 17.12.2009 № 316-Ф3 следует, что положения части 1 ст. 89 ЖК РФ и ч. 3 ст. 16 Закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" распространяются на правоотношения, связанные с переселением граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ, возникшие с 01.01.2009. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий, предусмотренных ст.ст. 32, 86 ЖК РФ.
При этом согласно ст. 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части имущества допускается не иначе как с согласия собственника. По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Исходя из смыслового толкования указанной выше нормы, жилое помещение может быть изъято у собственника либо путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Пунктом 20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ» предусмотрено, что судам для правильного разрешения дел по спорам, связанным с изъятием жилого помещения у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 32 ЖК РФ), необходимо иметь в виду, что требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон (пп. «и»).
Требования администрации о изъятии указанного выше жилого помещения в собственность администрации для муниципальных нужд и возложении на ответчиков обязанности по заключению договора мены не могут быть удовлетворены, поскольку заключение договора мены допускается лишь по соглашению администрации и всех сособственников жилого помещения. Фактически, собственникам администрацией предложено заключить договор мены, однако последние не выразили желания заключить договор мены. Указанное является не обязанностью собственников жилых помещений, а их правом, согласно ст. 32 ЖК РФ. Таким образом, у администрации отсутствуют основания для предоставления собственникам иного жилого помещения взамен изымаемому.
Более того, ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 обратились в суд с встречным исковым заявлением к администрации об определении цены для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 543 856 руб., взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение в пользу ФИО1 (за 1/5 доли), в пользу ФИО3 (за 1/5 доли), в пользу ФИО2 (за 3/10 доли), в пользу ФИО4 (за 3/10 доли), взыскании судебных расходов.
По данным оценки рыночной стоимости квартиры по адресу: <адрес> (отчет №. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Империал Плюс» на л.д. 78-103) рыночная стоимость указанного объекта составляет - 1 070 400 руб., убытки, связанные с перебазированием - 15 456 руб., убытки по уплате госпошлины в связи с регистрацией права собственности – 2 000 руб., расходы по оплате услуг агентства – 15 000 руб., расходы по оплате услуг по оценки объекта – 5 000 руб., с чем согласились участники процесса.
Однако, в ходе рассмотрения дела сторонами оспаривался размер стоимости компенсации за не произведенный ремонт при изъятии жилого помещения.
Как установлено в судебном заседании и как это следует из заключения эксперта ООО «Независимая оценочная компания «Оценка плюс» по итогам оценочной экспертизы, проведенной в рамках гражданского процесса по делу, стоимость компенсации за не произведенный ремонт при изъятии жилого помещения по адресу: <адрес>, составляет на момент рассмотрения дела в суде 436 000 руб. (л.д.169-177)
Таким образом, принимая во внимание изложенное, выкупная цена спорной квартиры складывается из следующих составляющих:
- рыночная стоимость - 1 070 400 руб.,
- убытки, связанные с перебазированием - 15 456 руб.,
- убытки по уплате госпошлины в связи с регистрацией права собственности – 2 000 руб.,
- расходы по оплате услуг агентства – 15 000 руб.,
- расходы по оплате услуг по оценки объекта – 5 000 руб.,
- компенсация за не произведенный ремонт при изъятии жилого помещения - 436 000 руб.
Следовательно, размер стоимости выкупной цены спорного объекта составляет 1 543 856 руб.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о том, что в удовлетворении требований администрации города Куйбышева Куйбышевского района НСО по первоначальному исковому заявлению к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения в собственность администрации для муниципальных нужд, о возложении обязанности заключить договор мены – следует отказать.
При этом суд находит подлежащими удовлетворению встречные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области об определении цены для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, и взыскании выкупной цены за изымаемое жилое помещение в пользу каждого из его сособственников в соответствии с размером доли каждого.
В соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 96 настоящего Кодекса.
Согласно ст. 88, 94 ГПК РФ к судебным расходам относятся и расходы на оплату услуг представителя. В силу ч. 1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В связи с удовлетворением требований по встречному иску с администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области подлежит взысканию госпошлина в пользу каждого из истцов. Кроме этого с администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области подлежат взысканию в пользу ФИО2 судебные расходы на оказание юридических услуг по оформлению искового заявления в размере 5 000 руб.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области по первоначальному исковому заявлению к ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 об изъятии жилого помещения в собственность администрации для муниципальных нужд, о возложении обязанности заключить договор мены - отказать.
Встречные исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 к администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области - удовлетворить
Определить цену для совершения сделки по выкупу жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в размере 1 543 856 руб.
Взыскать с администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области выкупную цену за изымаемое жилое помещение в пользу ФИО1 (1/5 доли) в размере 308 771 руб. 20 коп., в пользу ФИО3 (1/5 доли) в размере 308 771 руб. 20 коп., в пользу ФИО2 (3/10 доли) в размере 463 156 руб. 80 коп., в пользу ФИО4 (3/10 доли) в размере 463 156 руб. 80 коп.
Взыскать с администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области:
- госпошлину в размере 6 287 руб. 71 коп. в пользу ФИО1;
- госпошлину в размере 1 000 руб. 00 коп. в пользу ФИО3;
-госпошлину в размере 7 831 руб. 57 коп. в пользу ФИО2;
- госпошлину в размере 7 831 руб. 57 коп. в пользу ФИО4.
Взыскать с администрации города Куйбышева Куйбышевского района Новосибирской области в пользу ФИО2 судебные расходы на оказание юридических услуг по оформлению искового заявления в размере 5 000 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Новосибирского областного суда, через Куйбышевский районный суд Новосибирской области, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Судья Ю.Г. Гламаздина