ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/2022 от 09.08.2022 Ольхонского районного суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Еланцы ДД.ММ.ГГГГ 2022 г.

Ольхонский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Орловой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства сельского хозяйства к Х.Н.Д. о взыскании субсидии,

УСТАНОВИЛ:

Министерство сельского хозяйства обратилось в суд к Х.Н.Д. с вышеназванным иском, просит взыскать с ответчика в пользу истца субсидию в размере 62 700 руб.

В обоснование иска указано, что в соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе за счет федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением правительства от ДД.ММ.ГГГГ-пп, между истцом и ответчиком ДД.ММ.ГГГГ заключено соглашение о предоставлении субсидии в ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в абзац первый п. 2.3 Соглашения внесены изменения – размер предоставляемой субсидии составил 62 700 руб. Министерство свои обязательства выполнило, что подтверждается платежным поручением от ДД.ММ.ГГГГ.

В силу п. 4.3.2 Соглашения получатель обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидий в соответствии с п. 4.1.4.1.2 настоящего Соглашения, в том числе – не прекращать деятельность в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных кооперативов); предоставить отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставлении субсидии (пункт 4.1.5.1 Соглашения) в срок не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, в соответствии с пп. 11 п. 7 Положения.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не предоставлен отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии, то есть за ДД.ММ.ГГГГ. Из выписки ЕГРИП следует, что ИП ГКФХ Х.Н.Д. на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, следовательно ответчиком нарушено условие по исполнению обязательства о не прекращении деятельности в году предоставления субсидии. Министерством в адрес Х.Н.Д.ДД.ММ.ГГГГ направлено требование о возврате субсидии в размере 62 700 руб., которое ответчиком не выполнено, субсидия в указанном размере не возвращена.

Истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие представителя истца, заявленные требования поддержал.

Ответчик Х.Н.Д. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом.

Суд, изучив материалы дела, разрешая возникший спор по существу и оценивая представленные по делу доказательства в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ, пришел к выводу об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

В соответствии с Положением о предоставлении субсидий из областного бюджета, в том числе из федерального бюджета, в сфере производства и (или) переработки (в том числе на арендованных основных средствах) сельскохозяйственной продукции, выполнения работ и оказания услуг в области сельского хозяйства, утвержденным постановлением Правительства Иркутской области от 11.03.2013 № 78-пп (далее - Положение), субсидии предоставляются в целях реализации федерального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", входящего в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы", федерального проекта "Экспорт продукции АПК", входящего в состав национального проекта "Международная кооперация и экспорт", Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012 № 717, регионального проекта "Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации", регионального проекта "Экспорт продукции АПК", государственной программы Иркутской области "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" на 2019 - 2024 годы, утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 26.10.2018 № 772-пп (в ред. Постановления Правительства Иркутской области от 18.12.2020 № 1100-пп).

Исполнительным органом государственной власти , уполномоченным на предоставление субсидий, является Министерство сельского хозяйства .

Право на получение субсидий имеют крестьянские (фермерские) хозяйства, созданные в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 № 74-ФЗ "О крестьянском (фермерском) хозяйстве", осуществляющие на территории производство сельскохозяйственной продукции (в том числе органической продукции), ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и реализацию этой продукции (пп. 2 п. 3 Положения).

Согласно пп. 9, 11 п. 7 Положения субсидии предоставляются при соблюдении получателями условий, в том числе не прекращение деятельности в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов), наличие письменного обязательства получателя представить отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии.

Из п. 16 главы 2 Положения следует, что предоставление субсидий осуществляется на основании соглашения о предоставлении субсидий (далее - Соглашение), заключенного между министерством и получателем в соответствии с типовой формой, установленной министерством финансов . Дополнительные соглашения к Соглашению, в том числе дополнительное соглашение о расторжении Соглашения, заключаются в соответствии с типовыми формами, установленными министерством финансов .

Субсидии предоставляются путем их перечисления с лицевого счета министерства на расчетный или корреспондентский счет, открытый получателю в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, не позднее 10-го рабочего дня (п. 21 главы 2 Положения).

По условиям п. 22 Положения в случае нарушения Получателем условий, установленных подпунктами 1 - 12 пункта 7, главами 3 - 8 настоящего Положения, выявленного по фактам проверок, проведенных министерством и органами государственного финансового контроля, невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, в том числе по достижению результата предоставления субсидии, предусмотренных настоящим Положением, министерство направляет получателю требование о возврате полученных субсидий в течение 20 рабочих дней со дня подписания документа, подтверждающего выявление фактов данного нарушения. Субсидии подлежат возврату в течение 20 рабочих дней со дня направления министерством указанного требования.

Судом установлено, что на основании заявления ИП главы КФХ Х.Н.Д.ДД.ММ.ГГГГ между Министерством сельского хозяйства и ИП Главой КФХ Х.Н.Д. заключено соглашение на получение субсидии в ДД.ММ.ГГГГ.

Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ в абзац первый п. 2.3 Соглашения внесены изменения – размер предоставляемой субсидии составил 62 700 руб.

Согласно платежному поручению от ДД.ММ.ГГГГ Министерство сельского хозяйства свои обязательства по соглашению выполнило.

В силу п. 4.1.4.1.2, п. 4.1.5.1 Соглашения Министерство обязуется устанавливать результаты предоставления субсидий в соответствии с Положением не прекращение деятельности в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств, сельскохозяйственных потребительских кооперативов); осуществлять оценку достижения Получателем результатов предоставления субсидий в соответствии с п. 4.1.4 настоящего Соглашения на основании отчета о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии в срок не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии, в соответствии с пп. 11 п. 7 Положения.

Согласно п. 4.3.2 Соглашения Получатель обязуется обеспечить достижение результатов предоставления субсидий в соответствии с п. 4.1.4 настоящего Соглашения.

По условиям п 4.3.3.2 Получатель обязуется предоставлять в Министерство отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии.

Из п. 4.3.5.2 Соглашения следует, что Получатель обязуется в случае получения от Министерства требования в соответствии с п. 4.1.7 настоящего Соглашения возвратить в областной бюджет субсидии в размере и в сроки, определенные в указанном требовании.

Согласно п. 5.1 Соглашения в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по настоящему Соглашению стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из заявления ИП главы КФХ Х.Н.Д. о предоставлении субсидий от ДД.ММ.ГГГГ следует, что она обязуется достигнуть соответствующий результат предоставления субсидии, предусмотренный пп. 9 п. 7 Положения № 78-пп от 11.03.2013, представить отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии.

Согласно обязательству от ДД.ММ.ГГГГ ИП глава КФХ Х.Н.Д. обязуется не прекращать деятельность в году предоставления субсидии (для крестьянских (фермерских) хозяйств), сельскохозяйственных производственных кооперативов), представить отчет о финансово-экономическом состоянии за год предоставления субсидии не позднее 10 марта года, следующего за годом предоставления субсидии.

Из материалов дела следует, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ответчиком не предоставлен отчет о финансово-экономическом состоянии за ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписке ЕГРИП от ДД.ММ.ГГГГ на основании заявления ИП глава КФХ Х.Н.Д. от ДД.ММ.ГГГГ налоговым органом ДД.ММ.ГГГГ внесена запись о прекращении крестьянского (фермерского) хозяйства, то есть ответчиком нарушено условие по исполнению обязательства о не прекращении деятельности в году предоставления субсидии.

ДД.ММ.ГГГГ истцом было направлено в адрес ответчика требование о возврате субсидии в полном объеме в течение 20 календарных дней со дня направления Министерством настоящего требования. Требование ответчиком получено ДД.ММ.ГГГГ, согласно информации об отправлении.

Однако, как установлено в судебном заседании, какие-либо меры для возврата субсидии Х.Н.Д. не предпринимает, в связи с чем, суд приходит к убеждению, что истец предпринял исчерпывающие меры для надлежащего уведомления ответчика о необходимости возврата субсидии.

Таким образом, ответчиком не исполнена обязанность по возврату субсидии в полном объеме, что является основанием для удовлетворения иска в заявленной части.

Судом установлено, что истцом обязательства по предоставлению субсидии исполнены, а ответчиком обязательства, обусловленные Соглашением, нарушены.

Таким образом, ответчик свои обязательства не исполняет, возврат субсидии до настоящего времени не осуществлен, что является грубым нарушением существенных условий Соглашения.

Министерство сельского хозяйства при подаче иска в силу закона освобождена от уплаты госпошлины, госпошлина, предусмотренная ст. 333.19 НК РФ подлежит к взысканию в порядке, предусмотренном ст.ст. 98, 103 ГПК РФ, с ответчика, в размере 2 081 рубль.

На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Министерства сельского хозяйства к Х.Н.Д. удовлетворить в полном объеме.

Взыскать с Х.Н.Д. в пользу Министерства образования субсидию на содержание товарного поголовья коров и (или) племенных коров, производство и реализацию на убой в живой массе крупного скота, овец, коз, лошадей и индейки и на приобретение молодняка крупного рогатого скота для откорма в размере 62 700 (шестьдесят две тысячи семьсот) рублей.

Взыскать с Х.Н.Д. государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 2 081 (две тысячи восемьдесят один) рубль.

Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья: Т.В. Афанасьева