ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-222/2022 от 18.04.2022 Табасаранского районного суда (Республика Дагестан)

Дело

УИД: 05RS0-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 апреля 2022 года <адрес>

Табасаранский районный суд Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Исмаиловой Т.Р.,

при секретаре судебного заседания ФИО2,

с участием прокурора <адрес> РД ФИО3, представителя администрации МР «<адрес>» ФИО4 /доверенность от ДД.ММ.ГГГГ/,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» об обязании совершить действия по подготовке и согласованию заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ,

заинтересованные лица:

муниципальное казенное образовательное учреждение «Аккинская СОШ», <адрес>, РД, муниципальное казенное образовательное учреждение «Гурикская СОШ», <адрес>, РД, муниципальное казенное образовательное учреждение «Хапильская СОШ», <адрес>, РД, муниципальное казенное образовательное учреждение «Марагинская СОШ », <адрес>, РД, муниципальное казенное образовательное учреждение «Сиртычская СОШ», <адрес>, РД,

установил:

<адрес> РД обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР «<адрес>» об обязании совершить действия по подготовке и согласованию заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ, мотивируя следующим.

<адрес> проведена проверка по обращению жителя <адрес> об аварийном состоянии зданий муниципальных казенных образовательных учреждений.

Установлено, что в апреле 2019 года межведомственной комиссией составлены акты обследования зданий 12 муниципальных казенных образовательных учреждений <адрес>: «Хурикская СОШ»; «Джульджагская СОШ»; «Гюхрягская СОШ»; «Дарвагская СОШ »; «Пилигская СОШ»; «Аккинская СОШ»; «Туруфская СОШ»; «Сертильская СОШ»; «Гурикская СОШ»; «Хапильская СОШ»; «Марагинская СОШ »; «Сиртычская СОШ», которыми установлено, что техническое состояние зданий аварийное и они не соответствуют действующим техническим нормам и правилам.

В рамках принятых мер, в 2021 году, в рамках Республиканской инвестиционной программы начаты строительство зданий школ в двух населенных пунктах <адрес>: в <адрес> на 500 ученических мест и в <адрес> на 100 ученических мест. Работы на данных объектах ведутся в соответствии с планом-графиком, с установленными сроками завершения в 2023 году.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «<адрес>» в ГАУ Республики Дагестан «Республиканский центр по сейсмической безопасности» направлены, с учетом ранее представленных замечаний, копии технических условий для проектирования следующих объектов: МКОУ «Джульджагская СОШ»; МКОУ «Гюхрягская СОШ»; МКОУ «Дарвагская СОШ »; МКОУ «Пилигская СОШ»; МКОУ «Сертильская СОШ».

Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о порядке финансирования затрат на подготовку проектной документации на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается республиканскими и федеральными программами на территории Республики Дагестан» (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения органы исполнительной власти Республики Дагестан, дирекции строящихся объектов, специализированные организации, созданные Правительством Республики Дагестан в целях выполнения функций заказчика, администрации районов и городов подготавливают и в установленном порядке согласовывают задание на проектирование в установленной форме на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается в текущем или в очередном финансовом году за счет средств республиканского и федерального бюджетов, на основании которого Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан разрабатывает проект распоряжения о выделении финансовых средств на указанные цели и представляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.

В соответствии с п. 4 Положения Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан по письменному поручению Председателя Правительства Республики Дагестан или лица, исполняющего его обязанности, и на основании утвержденных заданий на проектирование по объектам, по которым планируется финансирование подготовки проектной документации в текущем финансовом году за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных в Республиканской инвестиционной программе на соответствующий год в виде нераспределенного резерва на подготовку проектной документации, разрабатывает проект распоряжения Правительства Республики Дагестан о выделении финансовых средств на указанные цели и представляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований п. 2 Положения, администрацией МР «<адрес>» надлежащие меры к своевременной подготовке и согласованию в установленном порядке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ не приняты и не согласованы по: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ».

Просит обязать администрацию МР «<адрес>» совершить действия по принятию мер по подготовке и согласованию заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ, в установленном Положением о порядке финансирования затрат на подготовку проектной документации на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается республиканскими и федеральными программами на территории Республики Дагестан», утвержденном Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ по объектам: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ».

В судебном заседании прокурор <адрес> РД ФИО3 поддержал исковые требования, с уточнением исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес>» Республики Дагестан, выразившиеся в непринятии конкретных мер к своевременной подготовке в установленном порядке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ».

Обязать администрацию МР «<адрес>» принять меры по подготовке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ, в установленном Положением о порядке финансирования затрат на подготовку проектной документации на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается республиканскими и федеральными программами на территории Республики Дагестан», утвержденном Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ по объектам: МКОУ «Аккинская СОШ»; «Гурикская СОШ»; «Хапильская СОШ»; «Марагинская СОШ »; «Сиртычская СОШ».

В ходе судебного разбирательства они выяснили, что на основании постановления Правительства вопрос согласования находится в введении Правительства, в лице трех министерств - ведомств, поэтому просит исключить из иска требование обязать администрацию МР «<адрес>» принять меры по согласованию заданий, а в части требований по подготовке и направлению заданий, иск поддерживают. При определении срока просят учесть разумный срок, чтобы не растягивать эту процедуру, так как речь идет об образовательных учреждениях с учетом требований, что они касаются неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, с учетом объема выполняемой работы, предстоящей выполняемой работы, завершить к началу следующего учебного года.

В судебном заседании представитель по доверенности администрации МР «<адрес>» ФИО4 иск не признал, после уточнения иска, исключения согласования, признал исковые требования. Пояснил, что по некоторым школам такая работа проведена, и согласовано с министерствами, остались эти пять школ. Просит дать разумный срок для подготовки заданий по этим школам.

Исследовав материалы дела, выслушав стороны, свидетеля, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению жителя <адрес>, РД, об аварийном состоянии зданий муниципальных казенных образовательных учреждений.

Установлено, что в апреле 2019 года межведомственной комиссией составлены акты обследования зданий 12 муниципальных казенных образовательных учреждений <адрес>: «Хурикская СОШ»; «Джульджагская СОШ»; «Гюхрягская СОШ»; «Дарвагская СОШ »; «Пилигская СОШ»; «Аккинская СОШ»; «Туруфская СОШ»; «Сертильская СОШ»; «Гурикская СОШ»; «Хапильская СОШ»; «Марагинская СОШ »; «Сиртычская СОШ», которыми установлено, что техническое состояние зданий аварийное и они не соответствуют действующим техническим нормам и правилам.

В рамках принятых мер, в 2021 году в рамках Республиканской инвестиционной программы начаты строительство зданий школ в двух населенных пунктах <адрес>: в <адрес> на 500 ученических мест и в <адрес> на 100 ученических мест. Работы на данных объектах ведутся в соответствии с планом-графиком, с установленными сроками завершения в 2023 году.

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ администрацией МР «<адрес>» в ГАУ Республики Дагестан «Республиканский центр по сейсмической безопасности» направлены, с учетом ранее представленных замечаний, копии технических условий для проектирования следующих объектов: МКОУ «Джульджагская СОШ»; МКОУ «Гюхрягская СОШ»; МКОУ «Дарвагская СОШ »; МКОУ «Пилигская СОШ»; МКОУ «Сертильская СОШ».

В судебном заседании свидетель ФИО5 пояснил, что он работает начальником отдела архитектуры, градостроительства и ЖКХ администрации <адрес> с октября 2014 года. В Положении сказано, что в целях выполнения функций заказчика администрации районов, городов подготавливают в установленном порядке и согласовывает задание на проектирование. В задании на проектирование устанавливают те параметры предполагаемого планирования, проектирования объекта, которые они озвучивают перед проектной организацией, т.е. этажность, количество зданий, ориентировочную стоимость строительства, из какого бюджета будет финансироваться. Само задание на проектирование предполагает проведение расчетов специализированной организацией, которая зарегистрирована в СРО, имеет лицензию. Они подсчитывают во сколько обходится проект, экспертиза и стоимость здания. Администрация сообщает в Правительство о состоянии школ в районе. По 8 школам задание на проектирование есть, по остальным 5 школам, указанным в иске прокуратуры, нет.

Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ утверждено «Положение о порядке финансирования затрат на подготовку проектной документации на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается республиканскими и федеральными программами на территории Республики Дагестан» (далее - Положение).

В соответствии с п. 2 Положения органы исполнительной власти Республики Дагестан, дирекции строящихся объектов, специализированные организации, созданные Правительством Республики Дагестан в целях выполнения функций заказчика, администрации районов и городов подготавливают и в установленном порядке согласовывают задание на проектирование в установленной форме на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается в текущем или в очередном финансовом году за счет средств республиканского и федерального бюджетов, на основании которого Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан разрабатывает проект распоряжения о выделении финансовых средств на указанные цели и представляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.

В соответствии с п. 4 Положения Министерство экономики и территориального развития Республики Дагестан по письменному поручению Председателя Правительства Республики Дагестан или лица, исполняющего его обязанности, и на основании утвержденных заданий на проектирование по объектам, по которым планируется финансирование подготовки проектной документации в текущем финансовом году за счет средств республиканского бюджета Республики Дагестан, предусмотренных в Республиканской инвестиционной программе на соответствующий год в виде нераспределенного резерва на подготовку проектной документации, разрабатывает проект распоряжения Правительства Республики Дагестан о выделении финансовых средств на указанные цели и представляет его на утверждение в Правительство Республики Дагестан.

Вместе с тем, проверкой установлено, что в нарушение требований п. 2 Положения, администрацией МР «<адрес>» надлежащие меры к своевременной подготовке и согласованию в установленном порядке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ не приняты и не согласованы по: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ».

В соответствии со ст.43 Конституция Российской Федерации гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Частью 4 статьи 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закреплен принцип, в соответствии с которым в Российской Федерации реализация права каждого человека на образование обеспечивается путем создания федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления соответствующих социально-экономических условий для его получения.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района среди прочих отнесены организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных образовательных организациях, а также утверждение схем территориального планирования муниципального района, утверждение подготовленной на основе схемы территориального планирования муниципального района документации по планировке территории резервирование и изъятие земельных участков в границах муниципального района для муниципальных нужд.

Также, пунктами 4 и 5 части 1 статьи 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся - создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций, а также обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Несвоевременное исполнение, либо неисполнение в полной мере органами местного самоуправления закрепленных полномочий влечет нарушение установленных государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, нарушают права и интересы неопределенного круга лиц на безопасные условия обучения, что допустимым быть не может и подлежат безусловному устранению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Иск прокурора <адрес> РД в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МР "<адрес>" РД удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации МР «<адрес> Республики Дагестан, выразившиеся в непринятии конкретных мер к своевременной подготовке в установленном порядке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ».

Обязать администрацию МР «<адрес>» принять меры по подготовке заданий на проектирование объектов капитального строительства взамен аварийных школ, в установленном Положением о порядке финансирования затрат на подготовку проектной документации на объекты, строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение которых предусматривается республиканскими и федеральными программами на территории Республики Дагестан», утвержденном Постановлением Правительства РД от ДД.ММ.ГГГГ по объектам: МКОУ «Аккинская СОШ»; МКОУ «Гурикская СОШ»; МКОУ «Хапильская СОШ»; МКОУ «Марагинская СОШ »; МКОУ «Сиртычская СОШ», в срок в три месяца.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Резолютивная часть оглашена ДД.ММ.ГГГГг.

Мотивированное решение отпечатано ДД.ММ.ГГГГг.

Председательствующий Т.Р. Исмаилова